Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 11:18, курсовая работа
В Теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития Теории государства и права как юридической науки.
Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия становится основной формой государственного правления при феодализме и сохраняет лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе.
Выделяются
следующие разновидности
"Абсолютная монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть всецело принадлежит одному лицу (царю, королю, императору)".9
Возникновение
абсолютизма связано с
Основными признаками абсолютной монархии являются:
-наличие в
распоряжении монарха
Власть в центре и на местах принадлежит уже не крупным феодалам, а чиновникам, назначаемым монархом. При чем центральная бюрократия оттесняет феодалов от непосредственного осуществления власти и на местах.
Ограниченная монархия (конституционная) - это такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом, что определяется утверждаемой им конституцией, изменить которую монарх не в праве.
9 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995. С.105.
Как форма правления конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества, но формально не утрачивает своего значения в ряде стран и сейчас (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др. ограниченная монархия бывает: парламентской, дуалистической.
Парламентская монархия характеризуется следующими признаками:
■ правительство формируется из представителей партии или партий, победивших на выборах в парламент;
■ правительство ответственно
только перед парламентом.
Парламентарную монархию нередко называют
конституционной монархией.
Формально она не утратила своего значения
в ряде стран Европы и Азии и до
настоящего времени. Примерами парламентарной
монархии могут служить
Англия, Дания, Испания, Япония и др.
Дуалистическая монархия,
характеризуясь двойственностью государственно
• правительство формируется монархом не зависимо от партийного состава в парламенте;
• правительство не ответственно перед парламентом.
Монарх при этом выражает интересы феодалов, а парламент - интересы буржуазии и других слоев населения.
Подобная форма в прошлом существовала в Кайзеровской Германии, Австрии, Италии; в настоящее время — в Марокко, Иордании и некоторых странах арабского мира.
3.2 Республиканские формы правления
Республика - (от лат. res publica, буквально - общественное дело) это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. Республики могут быть либо парламентарные, либо президентские, либо смешанные.
В парламентарной республике глава государства - выборное должностное лицо (президент). Его роль в формировании правительства, как и в управлении, страной, носит номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется при условии, что оно располагает поддержкой парламента, перед которым и несет политическую ответственность (например, парламент вправе выразить недоверие правительству, что ведет к отставке правительства). Вместе с тем в парламентарной республике возможен досрочный роспуск парламента главой государства. Так, президент Италии (парламентарной республики) согласно Конституции страны может, заслушав председателей двух разно уровневых палат, распустить обе палаты или одну из них. Это возможно, например, в случае непреодолимых противоречий в их позициях. В настоящее время парламентарная республика существует, кроме названной уже Италии, в таких странах, как Германия, Австрия и др.
Президентская республика характеризуется тем, что во главе ее стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы исполнительной власти. Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет политической ответственности перед парламентом. Президент, избираемый населением, вместе с тем не имеет права роспуска парламента. Президентскую республику представляют собой, например, США, где впервые была установлена эта форма правления.
Во многих странах имеет место смешанная (полупрезидентская) форма правления, имеющая смешанный характер, то есть сочетающая черты президентской республики (глава государства избирается населением, он назначает правительство и т.д.) и парламентарной республики (правительство держит ответ перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом и т.п.). Ее основная черта - гипертрофированная, и по существу, неконтролируемая президентская власть (президент избирается населением, обладает правом роспуска парламента, проведения референдумов и т.д.). К таким странам смешанной формы республиканского правления относится, например, Республика Беларусь, Франция, некоторые латиноамериканские страны.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
Эффективно действующий механизм противовесов и вдержек, существующий в современных цивилизованных государствах, способствует возможности гармоничного функционирования всех ветвей власти, основанного на принципе разделения их полномочий, что позволяет избежать произвола какой-либо одной из них.
4. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
Форма государственного
устройства - национальное и административно-
По форме государственного устройства все государства можно
подразделить на три основные группы: федеративные, конфедеративные и унитарные. На сегодняшний день выработаны лишь две формы организации многонациональных государств - унитарная и федеративная. При унитаризме все решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.
Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.
Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о межгосударственных образованьях. Иными словами, это союз государств, объединившихся с определенными целями и для решения определенных задач, но сохранившие полную независимость.
4.1 Унитарное государство
Унитарное государство - это такая форма государственного
устройства, при которой территория государства
подразделяется на административно-
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
То, что составные части унитарного государства не обладают суверенитетом, не отрицает наличия у них известной, и иногда и значительной самостоятельности. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство может быть:
централизованным - если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.
децентрализованным - если местные органы, пользуясь значительной самостоятельностью, полностью избираются населением.
Таким образом,
в унитарном государстве
К числу унитарных государств относятся: Республика Беларусь, Украина, Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания. Также подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки: Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран.
4.2 Федеративное государство
Федерация (лат. foederatio - объединение, союз) есть союзное государство, состоящее из государственных образований юридической и политической самостоятельностью. В современном мире существуют 25 федерации, их число выросло втрое после окончания Второй мировой войны. Обычно это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия — в Европе, Индия и Пакистан — в Азии, Нигерия и Эфиопия — в Африке, США и Бразилия — в Америке и др. Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
1. Территория федерации состоит
из территорий ее отдельных субъектов:
штатов, кантов, земель, республик и т.д.