Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:07, реферат
Значительное количество крупных катастроф, которые произошли на территории Украины за последнее время, среди которых особое место занимает Чернобыльская, сменило приоритеты в назначении Гражданской обороны: от защиты населения в условиях военного времени на защиту населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, от отраслевого (ведомственного) формирования и функционирования на функциональные (с задействованием всех уровней исполнительной власти) принципы формирования и реагирования на чрезвычайные ситуации.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ЗАКОН УКРАИНЫ О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ 1993г
3. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА УКРАИНЫ
4. СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ УКРАИНЫ
5. РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ
6. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ
7. ЛИТЕРАТУРА
Днепропетровский Университет экономики и права им. А Нобеля
Кафедра права
Реферат
Группа: ПЗ-08-2зс.
Студентки: Романовой
Наталии
г. Днепропетровск
Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ЗАКОН УКРАИНЫ О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ
1993г
3. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА УКРАИНЫ
4. СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ УКРАИНЫ
5. РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ
6. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ
7. ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Значительное количество крупных
катастроф, которые произошли на территории
Украины за последнее время, среди которых
особое место занимает Чернобыльская,
сменило приоритеты в назначении Гражданской
обороны: от защиты населения в условиях
военного времени на защиту населения
от последствий чрезвычайных ситуаций
мирного времени, от отраслевого (ведомственного)
формирования и функционирования на функциональные
(с задействованием всех уровней исполнительной
власти) принципы формирования и реагирования
на чрезвычайные ситуации.
Обеспечение безопасности и защиты населения
Украины, объектов экономики и национального
достояния государства должно рассматриваться
как неотъёмная часть государственного
строительства, как важнейшая функция
центральных органов исполнительной власти,
местных государственных администраций
и исполнительных органов власти.
Уровень национальной безопасности не
может быть достаточным, если в общегосударственном
масштабе не будет решена задача защиты
населения, объектов экономики и национального
богатства от чрезвычайных ситуаций техногенного,
природного и другого характера.
ЗАКОН УКРАИНЫ О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ 1993г.
Граждане Украины имеют право на защиту
своей жизни и здоровья от последствий
аварий, катастроф, крупных пожаров, стихийных
бедствий и требовать от Правительства
Украины, других органов государственной
исполнительной власти, администрации
предприятий, гарантий, обеспечивающих
его реализацию.
Государство, как гарант этого права, создает
систему органов управления, сил, средств
и действий, объединенных и определенных
как Гражданская оборона Украины.
РАЗДЕЛ 1
Общие мероприятия.
Ст. 1 Гражданская оборона Украины - государственная
система органов управления, сил и средств,
создаваемых для организации и обеспечения
защиты населения от последствий чрезвычайных
ситуаций техногенного, природного и военного
происхождения.
Систему гражданской обороны составляют:
органы государственной исполнительной
власти всех уровней в компетенцию которых
oпределены функции, связанные с безопасностью
и защитой населения, предупреждением
и действиями в чрезвычайных ситуациях:
– органы повседневного управления процессами
защиты населения в составе центральных
и местных органов государственной исполнительной
власти, управления и предприятий;
- силы и средства, предназначенные для
выполнения задач гражданской обороны;
- фонды финансовых, медицинских и материально-технических
ресурсов, предназначенные для ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций;
- система связи, оповещения и информационного
обеспечения.
Ст. 2. Мероприятия ГО распространяются
по всей территории государства на все
категории населения, а их распределение
по объему и ответственности за исполнение
осуществляются по территориально-
Задачи ГО Украины.
1. Предупреждение возникновения чрезвычайных
ситуаций техногенного происхождения
и внедрение мероприятий для уменьшения
убытков и потерь в случае возникновения
аварий, катастроф, крупных пожаров и стихийных
бедствий.
2. Оповещение населения об угрозе возникновения
чрезвычайных ситуаций в мирное и военное
время, постоянная информация о складывающейся
обстановке.
3. Защита населения от последствий аварий,
катастроф, крупных пожаров, стихийных
бедствий, применения средств поражения.
4. Организация жизнеобеспечения населения
во время аварий, катастроф стихийных
бедствий и в военное время.
5. Организация и проведение СиДНР в районах
бедствия и очагах поражения.
6. Создание систем управления, оповещения
и связи, наблюдения и контроля за радиоактивным,
химическим и бактериологическим заражением,
поддержание их готовности для надежного
функционирования в ЧС мирного и военного
времени.
7. Подготовка руководящего состава ГО,
ее органов управления и сил, обучение
населения умелому применению средств
индивидуальной защиты и действиям в ЧС.
Ст. 3. Общее руководство ГО согласно ее
построению возлагается на кабинет Министров
Украины, Совет Министров республики Крым,
центральные и местные органы государственной
исполнительной власти, предприятия, независимо
от форм собственности и хозяйствования.
Непосредственное руководство действиями
органов управления и сил ГО во время чрезвычайных
ситуаций, а также ответственность возлагается
на штабы ГО, специальные подразделения
министерств, привлекаемых к выполнению
задач защиты населения и оказания ему
помощи в чрезвычайных ситуациях штатных
работников предприятий.
Полномочия территориальных штабов ГО
и перечень министерств, привлекаемых
для выполнения задач защиты населения,
определяются Президентом Украины и Кабинетом
Министров Украины.
Территориальные штабы ГО в соответствии
с законодательством Украины входят в
состав местных органов исполнительной
власти по признаку двойного подчинения.
Штабы ГО городского района городов, руководящее
должности комплектуются военнослужащими,
численность которых определяется кабинетом
Министров Украины.
РАЗДЕЛ 2
Полномочия органов государственной исполнительной
власти и управлений, предприятий и обязанности
должностных лиц по вопросам ГО.
Ст. 4. Кабинет Министров Украины определяет
и формирует органы управления и силы
ГО, предельную численность военнослужащих
и служащих в штабах и войсках, комплектует
в/ч в мирное и военное время, определяет
города по группам, а предприятия по категориям.
Определяет порядок создания специализированных
и невоенизированных формирований ГО.
Создает резервы средств индивидуальной
защиты и имущества ГО, материально-технических
и других фондов на случай возникновения
чрезвычайных ситуаций, в мирное и военное
время, а также определяет их объемы и
порядок использования.
Осуществляет мероприятия по обеспечению
готовности органов управления и сил ГО
и действия в чрезвычайных ситуациях.
Создает систему курсов ГО и определяет
категории, тематику и сроки обучения
слушателей на этих курсах.
Обеспечивает проведение научных, исследовательских
и экспериментально-
Удовлетворяет мобилизационные потребности
войск, штабов и учреждений ГО.
Ст. 5. Совет Министров, республика Крым,
местные органы, государственной исполнительной
власти в процессе своих полномочий обеспечивают
органам управления ГО в выполнении возложенных
на них задач.
Ст. 6. Штаб ГО Украины :
- обеспечивает реализацию мероприятий
по защите населения от последствий чрезвычайных
ситуаций и возглавляет деятельность
органов управления, войск ГО и подчиненных
ему специализированных формирований.
В пределах своей компетенции организует
и систематически контролирует выполнение
законодательства, постановлений и решений
кабинета Министров Украины по вопросам
защиты населения, предупреждения чрезвычайных
ситуаций и выполнению мероприятий при
их возникновении.
Координирует деятельность органов государственной
исполнительной власти и управления привлекаемых
к решению задач, связанных с безопасностью
населения и обеспечению его жизнедеятельности
во время чрезвычайных ситуаций.
Ст. 7 Штаб ГО Украины возглавляется начальником,
который назначается на должность кабинетом
Министров Украины из числа военнослужащих.
НШ Украины имеет полномочия, предусмотренные
законом Украины "О всеобщей воинской
обязанности и Военную службу".
Ст. 8. Предприятия обеспечивают своим
работникам укрытия, обеспечивают ИСЗ,
способствуют осуществлению эвакомероприятий,
созданию сил для ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций и их готовности
для практических действий, а также выполнению
мероприятий ГО.
На радиационно–химических, взрывоопасных
предприятиях дополнительно создаются
локальные системы выявления угрозы возникновения
чрезвычайных ситуаций и оповещения персонала
и населения.
Выполняются ИТМ, уменьшается степень
риска возникновения аварий и несут затраты
на их выполнение.
Руководители потенциально опасных объектов
несут ответственность за защиту населения,
проживающего в зонах возможного поражения
от аварий.
РАЗДЕЛ 3
Силы гражданской обороны.
Ст. 9. Силами ГО являются ее войска, специализированные
и невоенизированные формирования.
Войска ГО подчиняются кабинету Министров
Украины. Непосредственное руководство
осуществляет НШ ГО Украины.
Войска ГО выполняют задачи по защите
населения от последствий аварий катастроф
и стихийных бедствий, военных действий,
а также проводят спасательные и другие
неотложные работы.
Количество и численность частей и подразделений
войск определяется с учетом потребности
и особенностей региона предназначения.
Комплектование войск ГО осуществляет
на основе Закона "О всеобщей воинской
обязанности", а также на контрактной
основе.
Ст. 10. Для выполнения специфических работ
связанных с радиационной и химической
опасностью, значительными разрушениями,
в следствии землетрясения, аварийных
ситуаций на нефтегазодобывающих приисках
создаются специализированные формирования,
подчиняющиеся штабу ГО Украины.
Применение спец. формирований по предназначению
осуществляется по Уставу, утвержденному
кабинетом Министров Украины.
Комплектование специализированных формирований
осуществляется по контракту из специалистов,
имеющих опыт работы в чрезвычайных ситуациях.
Ст. 11. Невоенизированные формирования
ГО создаются на военное время в областях,
городах, районах, а также предприятиях,
продолжающих производственную деятельность
в военное время.
В невоенизированные формирования ГО
зачисляются трудоспособные граждане
Украины, за исключением женщин, имеющих
детей возрастом до 8 лет, женщины со средним
и высшим медицинским образованием, имеющих
детей в возрасте до 3 лет и лиц имеющих
моб. предписания.
Ст. 12. Для оказания медицинской помощи
населению, охраны общественного порядка
в очагах поражения и бедствия, борьбы
с пожарами, осуществления лабораторного
контроля за состоянием окружающей среды,
материально-технического и инженерного
обеспечения мероприятий ГО привлекаются
министерства и другие органы государственной
исполнительной власти.
Перечень министерства и объем возложенных
на них задач, порядок привлечения и действий
в чрезвычайных ситуациях определяет
кабинет Министров Украины.
РА3ДЕЛ 4
Содержание и материально-техническое
обеспечение ГО.
Ст. 13. Финансирование мероприятий ГО производится
за счет государственного местного бюджета,
а также средств хозрасчетных предприятий
и организаций.
Центральные и местные органы государственной
исполнительной власти и предприятия
отчисляют средства по проведению мероприятий
обучения и защиты населения включая затраты
на содержание и подготовку территориальных
органов управлениям формирований предназначенных
для ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
Финансирование мероприятий ГО, требующих
капитальных вложений (включая строительство
защитных сооружений, складов для хранения
техники и имущества ГО, создание пунктов
управления, систем связи и оповещения)
осуществляется в соответствии с общим
порядком финансирования капитального
строительства.
Ст. 14. Потребность ГО в военной технике,
приборах и специальном имуществе удовлетворяется
Министерством государственных Ресурсов
и министерством экономики Украины с оплатой
стоимости выделенных материальных средств.
Ст. 15. Войска ГО содержатся за счет средств
государственного бюджета.
Военнослужащие ГО в вопросах денежного
и других видов обеспечения пользуются
всеми павами и льготами, установленными
для военнослужащих Вооруженных Сил Украины,
в соответствии с Законом Украины о социальной
и правовой защите военнослужащих и членов
их семей.
Органы управления ГО Украины, Республики
Крым, областей городов, районов, Министерств,
ведомств содержатся в соответствии с
установленным порядком за счет государственного
и местного бюджетов, а также средства
предусмотренных на содержание Министерств.
Оплата труда работников органов управления
ГО осуществляется в соответствии с условиями
оплаты труда работников органов государственной
и исполнительной власти.
Кабинет Министров Украины, Совет Министров,
Республика Крым, местные органы управления
и учреждений ГО служебными, хозяйственными
и подсобными помещениями, складскими
площадками и служебным автотранспортом.
РА3ДЕЛ 5
Ответственность за нарушение законодательства
по вопросам ГО.
Ст. 16, Должностные лица и граждане, виновные
в нарушении законодательства по ГО несут
ответственность согласно законам Украины.
РАЗДЕЛ 6
Международное сотрудничество Украины
в области ГО.
Ст. 17. Сотрудничество с другими государствами
в области ГО осуществляет Правительство
Украины и штаб ГО Украины в границах прав
и полномочий, предусмотренных законодательством.
Содружество осуществляется по вопросам
обмена опытом ГО и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, создание и оснащение
сил ГО, совместных действий в случае чрезвычайных
ситуаций;
Кабинет Министров Украины принимает
решение об участии Украины в международной
организации ГО и в операциях европейских
государств по вопросам оказания помощи
в случае стихийных бедствий.
Гражданская оборона Украины
Гражданская оборона Украины как независимого
государства получила статус государственной
системы по защите населения от опасных
последствий аварий и катастроф техногенного,
экологического и природного характера
3 февраля 1993г. в законе „О Гражданской
обороне Украины". Согласно закону „каждый
имеет право на защиту своей жизни и здоровья
от последствий аварий, катастроф, пожаров,
стихийного бедствия и на требование гарантий
обеспечения реализации этого права от
Кабинета Министров Украины, министерств
и других центральных органов исполнительной
власти, местных государственных администраций,
органов местного самоуправления, руководства
предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности".
Гражданская оборона Украины является
государственной системой органов управления,
сил и средств, создаваемых для организации
и обеспечения защиты населения от последствий
чрезвычайных ситуаций техногенного,
экологического, природного и военного
характера.
Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных
условий жизни и деятельности людей на
объекте или территории, вызванное аварией,
катастрофой, стихийным бедствием, эпидемией,
эпизоотией, эпифитотией, большим пожаром,
применением средств поражения, которые
привели или могут привести к человеческим
и материальным потерям.
Предупреждение социально-политических,
межнациональных конфликтов, массовых
беспорядков и действия по ликвидации
их последствий в компетенцию органов
управления и сил гражданской обороны
не входят. Систему гражданской обороны
составляют:
органы исполнительной власти всех уровней,
к компетенции которых отнесены функции,
связанные с безопасностью и защитой населения,
предупреждением, реагированием и действиями
в чрезвычайных ситуациях;
органы повседневного управления процессами
защиты населения в составе министерств,
других центральных органов исполнительной
власти, местных государственных администраций,
руководства предприятий, учреждений
и организаций независимо от форм собственности;
силы и средства, предназначенные для
выполнения заданий гражданской обороны;
фонды финансовых медицинских и материально-технических
ресурсов, предусмотренные на случай чрезвычайных
ситуаций;
системы связи, оповещения и информационного
обеспечения,
центральный орган исполнительной власти
по вопросам чрезвычайных ситуаций и по
делам защиты населения от последствий
Чернобыльской катастрофы;
курсы и учебные заведения подготовки
и переподготовки специалистов и населения
по вопросам гражданской обороны;
службы гражданской обороны.
Меры гражданской обороны распространяются
на всю территорию Украины, все слои населения,
а распределение по объему и ответственности
за их выполнение осуществляется по территориально-
Задачами Гражданской обороны являются:
1. Предупреждение возникновения чрезвычайных
ситуаций техногенного происхождения
и обеспечение уменьшения убытков и потерь
в случае стихийных бедствий, аварий, катастроф,
взрывов и крупных пожаров.
С целью выполнения задач:
- своевременно разрабатываются и проводятся
инженерно-технические мероприятия по
уменьшению риска возникновения чрезвычайных
ситуаций защиты населения от влияния
их последствий;
- готовится научно-обоснованный прогноз
последствий возможных чрезвычайных ситуаций;
- осуществляется непрерывное наблюдение
за состоянием потенциально опасных объектов
и окружающей среды;
- поддерживаются в готовности к немедленному
использованию средства оповещения информационного
обеспечения населения, создаются локальные
системы выявления мест заражения и локальные
системы оповещения;
— создаются специализированные формирования,
и осуществляется их подготовка к действиям
по предназначению;
- осуществляется обеспечение работников
предприятий, учреждений и организаций
индивидуальными средствами защиты, а
также ведется строительство защитных
сооружений в соответствии с нормами и
правилами инженерно-технических мероприятий
гражданской обороны.
В случае, когда предприятием, учреждением,
организацией не осуществляются эти мероприятия
или допускаются нарушения в технологическом
процессе, не соблюдаются правила сбережения,
транспортировки, использования, уничтожения
и захоронения сильнодействующих ядовитых
веществ, что может привести к чрезвычайной
ситуации, штабы гражданской обороны вносят
соответствующим органам предложение
по применению к такому предприятию (учреждению,
организации) соответствующих санкций,
а также привлечению должностных лиц,
виновных в нарушениях, к ответственности
согласно действующему законодательству.
2. Оповещение населения об угрозе и возникновении
чрезвычайных ситуаций в мирное и военное
время, постоянное информирование населения
о складывающейся обстановке.
С целью выполнения поставленной задачи
во всех звеньях городских и загородных
пунктов (управления) на основе автоматизированных
систем централизованного оповещения,
линиях связи и радиовещания, а также специальных
средств создается система оповещения
и информационного обеспечения. Она представляет
собой комплекс организационно-технических
средств для передачи соответствующих
сигналов и распоряжений органам государственной
власти, администрациям предприятий, учреждений
и организаций, силам гражданской обороны
и населению.
Автоматизированная система оповещения
и информационного обеспечения создается
на базе общегосударственной сети связи
и радиовещания и подразделяется на государственную
и региональную. Система должна обеспечить
циркулярное оповещение должностных лиц
с использованием для этого городской
телефонной сети, средств радиовещания
и телевидения. Система оповещения и информационного
обеспечения используется централизованно.
Оповещение подчиненных штабов сил гражданской
обороны и населения организует вышестоящий
штаб.
3. Защита населения от последствий аварий,
катастроф, больших пожаров, стихийного
бедствия и применения средств поражения.
С целью выполнения задачи осуществляется
комплекс мероприятий по обеспечению
укрытия населения в защитных сооружениях,
его эвакуацию, медицинскую, радиационную
и химическую защиту, а также защиту от
воздействий биологических средств поражения.
Укрытие населения, в защитных сооружениях
достигается:
- своевременным строительством защитных
сооружений и поддерживанием их в готовности
к использованию;
— комплексным освоением подземного пространства
городов и других населенных пунктов для
размещения предприятий, учреждений и
организаций социально-бытового, производственного
и хозяйственного назначения (с учетом
приспособления и использования части
помещении для укрытия населения в чрезвычайных
ситуациях);
— обследованием и учетом подземных и
наземных сооружений и построек, отвечающих
требованиям по защите населения;
— оборудованием с учетом реальной обстановки
подвальных и других заглубленных помещений.
Потребность в защитных сооружениях определяется
исходя из необходимости укрытия всех
рабочих и служащих по месту работы и проживания,
всего неработающего населения по месту
проживания.
Укрытием в убежищах должна быть обеспечена
необходимая работающая смена предприятия,
учреждения, организации, продолжающая
производственную деятельность в военное
время, а также нетранспортабельные больные
в больницах, размещенных в городах, отнесенным
к группам по гражданской обороне. Норма
площади защитного сооружения на одно
лицо и другие критерии определяются строительными
нормами и правилами инженерно-технических
мероприятий гражданской обороны.
Практические мероприятия по эвакуации
населения, его организованного вывозу
и вывозу из районов возможного влияния
последствий чрезвычайных ситуаций (если
возникает непосредственная угроза здоровью
людей) планируются в случае:
— общей аварии на атомной электростанции;
- всех видов аварий с выбросом сильнодействующих
ядовитых веществ, вследствие которого
возникает непосредственная угроза здоровью
людей, проживающих в зоне возможного
заражения;
- угрозы катастрофического затопления
местности;
- массовых лесных и торфяных пожаров,
угрожающих населенным пунктам;
- землетрясений и других геофизических
и гидрометеорологических явлений с тяжелыми
последствиями.
Основанием для практического осуществления
мероприятий по эвакуации, являются фактические
показатели состояния реальной обстановки
в случае чрезвычайной ситуации и соответствующее
решение.
Штабы гражданской обороны принимают
участие в планировании эвакомероприятий
и всесторонне способствуют подготовке
эвакоорганов к действиям по предназначению.
Для транспортного обеспечения осуществления
указанных мероприятий привлекается в
мирное время весь транспорт, имеющийся
на соответствующей территории, а в военное
время - транспорт, не поставляемый в Вооруженные
Силы Украины.
K комплексу мероприятий по медицинской
защите населения, который заключается
в недопущении заражения или уменьшения
его масштабов, своевременном оказании
помощи пострадавшим и их лечение, обеспечении
эпидемиологического благополучия в районах
чрезвычайных ситуаций относится:
- планирование использования имеющихся
сил и средств охраны здоровья независимо
от их принадлежности и форм собственности;
- развертывание в чрезвычайных условиях
необходимого количества лечебных заведений;
- обеспечение своевременного использования
профилактических препаратов;
- контроль продуктов питания и воды;
- своевременное создание и подготовка
сил экстренной медицинской помощи и медицинской
защиты;
– накопление медицинских средств защиты,
специального имущества и техники;
- подготовка медперсонала и общее медико-санитарное
обучение населения.
Защита от биологических средств заражения
предусматривает:
– своевременное выявление угрозы или
факта биологического заражения, его вида
и масштаба;
– комплекс административно-хозяйственных,
режимно-ограничительных и специальных
мероприятий.
В ходе выполнения мероприятий защиты
от биологических средств заражения используются
коллективные и индивидуальные средства
защиты, устанавливается режим карантина
или обсервации, проводится ликвидация
очага поражения и экстренная профилактика.
На объектах народного хозяйства, в заведениях
охраны здоровья и населением поддерживается
противоэпидемический режим.
Радиационная и химическая защита - это
обеспечение людей средствами индивидуальной
защиты, организация и проведение, специальной
разработки, установления и поддержания
типового режима радиационной защиты.
Радиационная и химическая защита достигается:
– своевременным накоплением и поддержанием
в готовности средств индивидуальной
защиты, приборов радиационной, химической
разведай и контроля. Этими средствами
обеспечиваются, прежде всего, личный
состав формирований, который принимает
участие в спасательных и других неотложных
работах в очагах поражения, персонал
радиационно и химически опасных объектов,
а также население, проживающее в зонах
возможного опасного заражения;
- своевременным внедрением в практику
использования средств, способов и методов
выявления, оценки масштабов и последствий
чрезвычайных ситуаций, обусловленных
авариями на радиационно и химически опасных
объектах, применения оружия массового
поражения;
- разработкой типовых режимов радиационной
и химической защиты населения и функционирования
объектов народного хозяйства в условиях
заражения местности;
- своевременным приспособлением объектов
коммунально-бытового обслуживания и
транспортных предприятий для проведения
санитарной обработки людей специальной
обработки одежды, имущества и транспорта.
Для обеспечения защиты населения от последствий
чрезвычайных ситуаций на территории
Украины вводятся единые требования по
безопасности функционирования радиационно,
химически и взрывоопасных объектов:
- поддержание на них запасов сильнодействующих
ядовитых веществ в объеме, не превышающем
нормативов;
- размещение СДЯВ за пределами жилой застройки
городов;
- учет метеорологических и других природных
факторов, присущих в данной местности,
влияющих на последствия деятельности
предприятий или аварий;
- выполнение обязательного комплекса
инженерно-технических мероприятий по
уменьшению опасности в случае аварии;
- поддержание норм и правил техники безопасности
персоналом радиационно, химически и взрывоопасных
объектов.
Защита населения обеспечивается путем:
- разработки и внедрения систем соответствующей
нормативной документации;
- включения в разработанные планы экономического
и социального развития специальных разделов
по гражданской обороне;
- разработки и реализации па государственном
и региональном уровне специальных программ
обеспечения защиты населения в чрезвычайных
ситуациях;
- составления планов защиты персонала
радиационно и химически и взрывоопасных
объектов и населения в зонах возможного
заражения в случае аварий на них,
4. Организация жизнеобеспечения населения
во время аварий, катастроф, стихийного
бедствия и в военное время.
Задача предусматривает мероприятия,
осуществляемые центральными и местными
органами государственной власти, исполкомами
местных советов народных депутатов, штабами
гражданской обороны, администрацией
предприятий, учреждений и организаций
заблаговременно, а также в случае чрезвычайной
ситуации с целью создания условий для
выживания населения, которое может оказаться
(оказалось) в очагах поражения.
Мероприятиями жизнеобеспечения населения,
направляемыми на удовлетворение минимума
жизненных потребностей граждан, потерпевших
(могущих потерпеть) от последствий чрезвычайных
ситуаций, оказание им бытовых услуг и
реализация социальных гарантий на период
проведения спасательных и других неотложных
работ являются:
- временное расселение граждан в безопасных
районах;
- организация питания в районах бедствий
и временного расселения;
- организация обеспечения потерпевшего
населения одеждой, обувью и товарами
первой необходимости;
- организация оказания финансовой помощи
потерпевшим;
– обеспечение медицинского обслуживания
и санитарно-эпидемиологического надзора
в районах временного расселения.
5. Организация и проведение спасательных
и других неотложных работ в районах бедствия
и местах поражения.
Эта задача заключается в выполнении мероприятий,
предусмотренных действующим законодательством
по вопросам ликвидации последствий стихийных
бедствий, аварий и катастроф, эпидемий,
эпифиотий, угрожающих жизни и здоровью
населения, а также в случаях:
– разведки очагов поражения и определения
их границ (кордонов);
- проведения работ, связанных с поиском
и спасением людей;
- оказания помощи потерпевшим;
- эвакуации населения из опасных районов;
– карантинно-обсервационных мероприятий;
- изоляции очагов поражения;
- обеспечения общественного порядка в
районе бедствий и в очагах поражения;
- осуществления мероприятий жизнеобеспечения
населения;
- социально-психологической реабилитации
населения;
- осуществления санитарно-гигиенических
и противоэпидемиологических мероприятий.
Для проведения спасательных и других
неотложных работ:
- создаются и содержатся в готовности
к действиям силы ГО;
- привлекаются, в случае необходимости,
другие силы независимо от ведомственной
принадлежности и спасательные добровольные
силы;
- осуществляется подготовка органов управления
гражданской обороны и отработка соответствующих
планов;
- обеспечивается поддержание требований
по безопасности личного состава сил ГО,
принимающих участие в спасательных и
других неотложных работах;
- поддерживается инженерное, химическое,
медицинское, транспортное, материальное
обеспечение действий сил, принимающих
участие в проведении работ.
6. Создание систем анализа и прогнозирования
управления, оповещения и связи наблюдения
и контроля за радиоактивным, химическим
и бактериологическим заражением, поддержание
их в готовности для устойчивого функционирования
в чрезвычайных ситуациях мирного и военного
времени.
Организатором деятельности этих систем
является Штаб Гражданской обороны Украины,
основными исполнителями - Геогидромет,
МОЗ, Министерство сельского хозяйства
и продовольствия и другие центральные
органы государственной исполнительной
власти, а также предприятия, учреждения
и организации, входящие в сферу их управления.
Специальные подразделения указанных
центральных органов государственной
исполнительной власти ежесуточно информируют
Штаб Гражданской обороны Украины о реальном
состоянии окружающей природной среды
и в установленные сроки предоставляют
ведомости о прогнозе на ближайшее время.
Об угрожающих явлениях Штаб уведомляется
немедленно.
В случае возникновения чрезвычайной
ситуации сеть наблюдения и контроля усиливается
за счет привлечения соответствующих
подразделений из состава сил гражданской
обороны.
Для своевременного выявления угрозы
возникновения чрезвычайных ситуаций,
оповещения персонала и населения, проживающего
в зонах возможного поражения, на радиационно
и химически опасных объектах создаются
локальные автоматизированные системы,
которые должны быть связаны с централизованной
системой управления Гражданской обороны
Украины.
Перечень объектов, которые должны
быть оборудованы локальными автоматизированными
системами, определяется Кабинетом Министров
Украины по представлению Штаба.
Работы, связанные с созданием таких систем,
включаются, в план мероприятий по предупреждению
аварий, катастроф и снижения убытков
и потерь в случае их возникновения, утверждаемого
Кабинетом Министров Украины.
7. Подготовка и переподготовка руководящего
состава гражданской обороны, ее органов
управления и сил, обучение населения
умению применять средства индивидуальной
защиты и действовать в чрезвычайных ситуациях.
К руководящему составу, привлекаемому
к подготовке и переподготовке по гражданской
обороне, относятся должностные лица,
– возглавляющие Правительство Украины
и Правительство Крыма, – центральные
и местные органы государственной исполнительной
власти, - подразделения исполкомов местных
Советов народных депутатов, на которые
возложены задачи по обеспечению защиты
населения от последствия чрезвычайных
ситуаций - руководители предприятий,
учреждений и организаций, командиры (начальники)
войсковых соединений и частей гражданской
обороны и специализированных формировании
гражданской обороны центрального подчинения.
Подготовка лиц руководящего состава
гражданской обороны осуществляется на
Центральных государственных и территориальных
курсах гражданской обороны:
вновь назначенных на должность - в год
назначения (на протяжении пяти дней),
всех остальных - во время проведения мероприятий
в соответствии с решениями начальника
Гражданской обороны Украины. Переподготовка
указанных лиц осуществляется один раз
в пять лет.
Подготовка и переподготовка лиц руководящего
состава гражданской обороны, осуществляется
по планам комплектования курсов, которые
утверждаются на соответствующем уровне
Премьер-министром Украины, Председателем
Правительства Крыма, главами областных.
Киевской и Севастопольской городских
государственных администраций.
Подготовка учителей начальной и основной
школ по вопросам гражданской обороны
осуществляются ежегодно, в течение одного
дня во время взятых каникул.
Преподаватели предмета „Гражданская
оборона" высших учебных заведений
проходят подготовку во время методических
конференций (сборов) один раз в три года
в течение трех дней, а также центральных
государственных курсах гражданской обороны,
промышленной и экологической безопасности
Украины.
Командиры войсковых соединений и частей
гражданской обороны, а также специализированных
формирований центрального подчинения
проходят подготовку, в соответствии с
планами оперативной, мобилизационной
и командирской подготовки. Население
проходит подготовку по группам:
ученики начальной и основной школ по
специальным программа под руководством
учителей;
- ученики старшей школы и учебно-воспитательных
заведений - по программе допризывной
подготовки;
- студенты высших учебных заведений по
специальным программам, утвержденным
соответствующим министром и начальником
Штаба Гражданской обороны Украины;
- работники предприятий, учреждений и
организаций, а также личный состав невоенизированных
формирований - во время объектовых тренировок
и комплексных учений один раз в три года.
Лица, не занятые в сфере производства
и обслуживания, обучаются умению использовать
средства защиты, и действовать в чрезвычайных
ситуациях с помощью памяток и, средств
массовой информации, а также во время
общегосударственных учений по гражданской
обороне, которые проводятся по решению
Правительства Украины.
Подготовка личного состава органов управления
гражданской обороны осуществляется в
ходе командно-штабных и штабных учений,
тренировок разных видов.
Командно-штабное учение Гражданской
обороны Украины проводится один раз в
пять лет в течение пяти суток. К учению
привлекаются: войска гражданской обороны
(но не более одной отдельной механизированной
бригады и одного отдельного механизированного
полка в полном составе), не более одного
специализированного формирования центрального
подчинения, органа управления и силы
гражданской обороны 2-3 областей в полном
составе штаба гражданской обороны Республики
Крым, остальных областей, городов Киева
и Севастополя, руководящий состав центральных
органов государственной исполнительной
власти, привлекаемых к выполнению задач
гражданской обороны, предприятия, учреждения
и организации, в которых на период общегосударственного
мероприятия запланировано комплексное
учение, штатное подразделение гражданской
обороны центральных органов государственной
исполнительной власти. Руководитель
учений - начальник Гражданской обороны
Украины.
Штабное учение Гражданской обороны Украины
проводится один раз в два года в течение
трех суток. К учению привлекаются все
штабы войсковых соединений, штабы гражданской
обороны областей, городов Киева и Севастополя,
штатные подразделения гражданской обороны
центральных органов государственной
исполнительной власти, привлекаемых
к выполнению задач гражданской обороны,
и руководящий состав специализированных
формирований центрального подчинения.
Руководитель учений - начальник Штаба
Гражданской обороны Украины.
Командно-штабное учение гражданской
обороны области (города, отнесенного
к группе по гражданской обороне) проводятся
один раз в пять лет в течение трех суток.
К учение привлекаются штаб гражданской
обороны области (города), соответствующие
подразделения местной государственной
администрации (исполкомов местных Советов
народных депутатов), которые привлекаются
к выполнению задач гражданской обороны,
органы управления гражданской обороны
района (но не более одной третьей части
общего количества) предприятия, учреждения
и организации (только те, где в период
проведения мероприятия запланировано
комплексное учение). Руководитель учений
- начальник Штаба Гражданской обороны
Украины (начальник гражданской обороны
области).
Подготовка личного состава органов управления
гражданской обороны городов и районов
осуществляется в соответствии с ежегодными
организационно-методическими указаниями.
Руководство Гражданской обороны Украины
в соответствии с ее устройством возлагается
на Кабинет министров Украины, министерства,
другие центральные органы исполнительной
власти, Совет министров Автономной Республики
Крым, местные государственные администрации,
руководителей предприятий, учреждений
и организаций независимо от форм собственности
и подчиненности.
Начальником Гражданской обороны Украины
является Премьер-министр Украины, а его
заместителем – руководитель центрального
органа исполнительной власти по вопросам
чрезвычайных ситуаций и по дедам защиты
населения от последствий Чернобыльской
катастрофы; начальником Гражданской
обороны Автономной Республики Крым является
Председатель Совета министров Автономной
Республики Крым; начальниками Гражданской
обороны согласно административно-
Непосредственное выполнение заданий
гражданской обороны осуществляется постоянно
действующими органами управления по
делам гражданской обороны, в том числе
созданный в составе предприятий, учреждений
и организаций силами и службами гражданской
обороны.
Задачи, функции и полномочия органов
управления по делам гражданской обороны
определяются этим Законом и Положением
об органах, управления по делам гражданской
обороны, которые утверждаются Кабинетом
Министров Украины.
Структура Гражданской обороны Украины.
Органы управления по делам гражданской
обороны, входящие в состав местных государственных
администраций, являются подразделениями
двойного подчинения.
Режимы функционирования системы защиты
населения и территории.
В зависимости от обстановки, масштабов
прогнозированной или уже произошедшей
чрезвычайной ситуации, по решениям, соответственно,
Кабинета Министров Украины, Совета министров
Автономной Республики Крым, областной.
Киевской, Севастопольской местных государственных
администраций, органа местного самоуправления
категорированного города, районной государственной
администрации, в рамках конкретной территории
устанавливается один из следующих режимов
функционирования системы защиты населения
и территории:
• ежедневной деятельности – в случае
нормальной производственно-промышленной,
paдиационной, химической, биологической
(бактериологической), сейсмической, гидрогеологической
и гидрометеорологической обстановки,
при отсутствии эпидемий, эпизоотии и
эпифитотии;
• повышенной готовности - в случае существенного
ухудшения производственно-промышленной,
ротационной, химической, биологической
(бактериологической), сейсмической, гидрогеологической
и гидрометеорологической обстановки,
получения прогноза о вероятности возникновения
чрезвычайной ситуации;
• повышенной ситуации - в случае реальной
угрозы возникновения и во время ликвидации
и локализации чрезвычайной ситуации;
• режим чрезвычайной ситуации - используется
согласно Закону Украины «Про чрезвычайные
ситуации».
Основными средствами, которые используются
во время функционирования системы защиты
населения и территории, есть:
1. В режиме ежедневной деятельности:
• создание наблюдения и контроля за состоянием
окружающей среды, обстановкой на потенциально
опасных объектах и прилегающих к ним
территориях и дежурство оперативного
персонала;
• разработка и реализация целевых и научно-технических
программ и методов для предотвращение
чрезвычайных ситуации, обеспечения безопасности
и защиты населения, уменьшения возможных
потерь и убытков, обеспечение стабильного
функционирования объектов и отраслей
экономики во время чрезвычайных ситуаций;
• усовершенствование подготовки органов
управления защитой населения и территорий
всех уровней, сил и методов действий в
чрезвычайных ситуациях, организация
обучения населения методами защиты и
действий и этих ситуациях;
• создание и обновление резервов финансовых
и материальных ресурсов для ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций;
• создание целевых видов страхования;
• постоянное прогнозирование ухудшения
обстановки, которая может привести к
появлению чрезвычайной ситуации.
2. В режиме повышенной готовности:
• обеспечение методов режима ежедневной
деятельности и кроме того:
• формирование оперативных групп для
выявления причин ухудшения обстановки
непосредственно в районах возможного
появления чрезвычайной ситуации, и выработка
пропозиций для ее нормализации;
• усиление дежурно-диспетчерской службы;
• усиление наблюдения и контроля над
состоянием окружающей среды, обстановкой
на потенциально небезопасных объектах
и прилегающих к ним территориях, прогнозирование
вероятности появление чрезвычайной ситуации
и ее масштабов;
• разработка методов для защиты населения
и окружающей среды, обеспечение постоянного
функционирования объектов;
• приведение в состояние повышенной
готовности сил и способов реагирования,
подключение дополнительных сил, уточнение
планов их действий и выдвижение, в случае
необходимости, в прогнозируемый район
разведки для чрезвычайной ситуации;
• проведение методов для предотвращения
появления чрезвычайной ситуации;
• введение круглосуточного дежурства
членов комиссий по вопросам техногенно-экологической
безопасности и чрезвычайных ситуаций
разных уровней.
3. В режиме чрезвычайной ситуации:
• принятие на себя соответствующими
комиссиями по вопросам техногенно-экологической
безопасности и чрезвычайных ситуации
непосредственного руководства функционированием
подсистем и систем защиты населения и
территории;
• организация защиты населения и территорий;
• выдвижение оперативных групп в районы
чрезвычайных ситуаций;
• организация работ по локализации или
ликвидации последствий чрезвычайной
ситуации, подключение необходимых сил
и методов;
• определение границ территории, на которой
произошла чрезвычайная ситуация;
• организация работ для обеспечения
постоянного функционирования отраслей
экономики и объектов, отвечающих за первоочередное
жизнеобеспечение пострадавшего населения;
• осуществление беспрерывного контроля
за состоянием окружающей среды в районах
чрезвычайной ситуации, обстановкой на
аварийных объектах и прилегающих к ним
территориях;
• представление отчетов о развитии чрезвычайных
ситуаций высшим органам управления и
оповещение населения,
4. В режиме чрезвычайной обстановки.
• определение границ территории, на которой
произошла чрезвычайная ситуация;
• создание временных чрезвычайных органов
руководства на территории действия чрезвычайной
обстановки в рамках системы защиты населения
и территории;
• организация нормативного функционирования
системы защиты населения или его оперативной
эвакуации из особенно опасных территорий;
• организация работ по локализации или
ликвидации последствий чрезвычайной
ситуации;
• обеспечение постоянного функционирования
объектов и отраслей экономики, первоочередного
жизнеобеспечения пострадавшего населения,
которое осталось проживать на территории
чрезвычайной обстановки;
• осуществление беспрерывного контроля
за состоянием окружающей среды в районах
чрезвычайной обстановки, за обстановкой
на аварийных объектах и прилегающих к
ним территориях;
• установление особого режима въезда
и выезда, а также ограничение свободы
передвижения на территории, где введено
чрезвычайное положение;
• усиление охраны общественного порядка
и объектов, где обеспечивают жизнедеятельность
населения и объектов хозяйствования;
• отчетность про развитие чрезвычайных
ситуаций высшим органам и оповещение
населения.
Финансовое и материальное обеспечение
способов защиты населения и территории.
Финансирование деятельности постоянных
органов управления в сфере защиты населения
и территории осуществляется за счет денежных
средств соответствующих бюджетов, согласно
с законодательством Украины.
Финансирование целевых программ защиты
населения и территорий от несчастных
ситуаций, обеспечение постоянного функционирования
предприятий и организаций осуществляется
согласно с законодательством Украины.
Финансирование методов для предотвращения
и реагирования на чрезвычайные ситуации
проводится за счет денежных средств организации,
которые размещены, на территории развития
чрезвычайной ситуации, бюджетных и внебюджетных
денег Совета министров Автономной Республики
Крым, областных. Киевской и Севастопольской
местных государственных администраций,
соответствующих исполнительных органов,
страховых фондов и других источников.
Во время ликвидации чрезвычайных ситуаций
на общегосударственном уровне, по указу
МНС Украины, Минфин Украины, Минэкономики
Украины, других заинтересованных центральных
органов исполнительной власти, используются
специальные финансовые и материальные
резервы, в том числе:
• деньги резервного фонда Кабинета Министров
Украины;
• запасы государственных материальных
резервов техники и специальных видов
собственности.
Стихийные бедствия и методы их предупреждения и предотвращения
Наибольшую опасность
Под аварией (ч. 3 ст. 1 Закона
Украины «О защите населения
и территорий от чрезвычайных
ситуаций техногенного и
Катастрофой (ч.4 ст 1 Закона)называют
внезапное бедствие, событие в технической
системе или природной среде, влекущее
за собой трагические последствия — разрушение
зданий, сооружении и других компонентов
технических систем, уничтожение материальных
ценностей и гибель людей. Катастрофы
и аварии, как правило, сопровождаются
пожарами и взрывами, затрудняющими оказание
помощи пострадавшим и ликвидацию последствий
этих чрезвычайных происшествий.
Причинами аварий и катастроф могут являться стихийные бедствия, нарушения режимов технологических процессов (несоблюдение технологической дисциплины) либо правил эксплуатации производственного, энергетического, транспортного и др. оборудования, а также правил техники безопасности. Особо тяжкие последствия имеют аварии и катастрофы на предприятиях атомной, химической, газовой, горнодобывающей промышленности, на железнодорожном, автомобильном, воздушном и водном транспорте. Такие аварии и катастрофы зачастую оказывают губительное влияние не только на людей, но и на природную среду, вызывая загазованность атмосферы, разливы на суше и воде нефти, нефтепродуктов, агрессивных жидкостей, сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), выбросы радионуклидов.
В последние годы число крупных аварий и катастроф неуклонно возрастает во всем мире, в том числе и в Украине. Для выявления их общих закономерностей в 2000 году в Украине создана база данных и програмного обеспечения для Министерства Чрезвычайных Ситуаций Украины . Здесь содержатся сведения о чрезвычайных происшествиях во многих отраслях экономики; генезис и детали происшествий; главные ошибки производственного персонала; размеры ущерба; программа расчета сил и средств, необходимых для ликвидации этих последствий. База данных используется при обучении специалистов производства и спасателей, а также для профилактики аварийных ситуаций.
Общепризнанно, что все
современные технические
Нахождение человека в данной зоне и нарушение им правил безопасности может привести к несчастным случаям, т.е. травме, аварии, катастрофе. Опасность может быть оценена количественно, например, величиной риска. Риск понимается как возможность (вероятность) возникновения нежелательного события за определенный отрезок времени. Величина риска и обратная величина уровень безопасности — зависят от конкретных условий и обстоятельств, в которых протекает жизнь и деятельность человека, а также от его психофизиологических свойств, определяющих его поведение при нахождении в опасной зоне.
Риск в производственной среде определяется прежде всего техническими факторами: устойчивостью работы машин, оборудования, инструментов, приспособлений, а также методами технологии и организации производства, условиями микроклимата на рабочем месте. Именно эти факторы при неблагоприятном стечении обстоятельств становятся вредными и опасными для работников, приводящими к травмам, заболеваниям, а также к летальному исходу.
Большое значение для
снижения аварий в производственной
среде имеет повышение
В последние годы при проектировании (конструировании), изготовлении (строительстве) и эксплуатации технических и систем управления в различных сферах деятельности чрезвычайно широко применяются персональные компьютеры и всевозможные компьютерные программы.
Работа с компьютерами программистов, операторов и других пользователей связана с дополнительными вредными и опасными факторами, негативно воздействующими на организм человека. Например, неблагоприятное воздействие на зрение оказывает несоблюдение стандартных визуальных эргономических параметров экрана, размер минимального элемента отображения, мерцание изображения, отражательная способность (блики) и др. Работающий компьютер создает электромагнитное поле, неблагоприятно действующее на организм человека. Это поле может вызывать радиопомехи, т.е. мешать работе радио- и телеаппаратуры, что приводит к снижению надежности технической системы или системы управления, к увеличению риска возникновения аварийной ситуации в производственной среде. Для обеспечения безопасности работы с компьютером разработаны и должны повсеместно применяться стандарты на мониторы, требования к помещениям для эксплуатации компьютеров и к организации и оборудованию рабочих мест. Эти сведения публикуются в специальной периодической печати.
Технология производства большей части технических систем в РФ связана с большим количеством газообразных и жидких промышленных отходов, которые перед выбросом в атмосферу или гидросферу подлежат обязательной очистке. Твердые отходы перед отправлением в отвалы или захоронением в специально отведенных местах должны проходить специальную обработку с целью извлечения ценных и полезных веществ. В современных условиях экономического кризиса большая часть очистных сооружений на предприятиях работает неэффективно либо не работает вовсе, а на некоторых из них таких сооружений вообще не существует. Поэтому во многих промышленных районах (регионах) отходы производства попадают в окружающую природную среду без очистки, резко ухудшая экологическую обстановку или приводя к экологическим кризисам. Радикальными способами изменения ситуации являются: утилизация (т.е. переработка или употребление с пользой) отходов, создание малоотходных и безотходных технологий, надежное захоронение радиоактивных отходов и сильнодействующих ядовитых веществ. Последнее в настоящее время не терпит отлагательств. В противном случае в начале III тысячелетия может произойти глобальная экологическая катастрофа.
Одной из наиболее важных и в то же время сложных задач защиты рабочих и служащих является повышение устойчивости работы объектов промышленности в условиях ЧС.