Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 00:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление проблем развития правового государства и гражданского общества. Для достижения поставленной цели определим следующие задачи:
рассмотреть развитие идеи правового государства и основные этапы развития гражданского общества;
раскрыть сущность понятий «гражданское общество» и «правовое государство»;
выявить основные признаки правового государства и принципы функционирования гражданского общества;
проследить взаимодействие правового государства и гражданского общества.
Введение…………………………………………………………..…….3-4стр.
I. Гражданское общество: понятие, основные этапы развития, принципы функционирования……………………………………………………..5-9стр.
II. Правовое государство: развитие идеи, понятие и основные признаки……………………………………………………….…….10-14стр.
III. Взаимодействие правового государства и гражданского общества………………………………………………………….…….15-20стр.
Заключение……………………………………………………………..21-22стр.
Список источников и литературы…………………………..……..23стр.
Вторая линия делает особый акцент на свободу и ставит ее выше всех ценностей, на саморегулятивную функцию гражданского общества. Приверженцы такой точки зрения обращают свое внимание на разрушительную силу государства, которая способна оказать деструктивное воздействие на многие важные институты (семья, церковь, профессиональные союзы, ассоциации).
А. Арато сделал предложение вместо противопоставления государства и гражданского общества такую модель, которая состоит из 3-х частей – это общество: гражданское, политическое и экономическое.
Наиболее точно, на мой взгляд, получилось осуществить формулировку положений, основывающихся на взаимоотношениях гражданского общества и государства, З. М. Черниловскому. Ученый отмечает, что:
1. Отсутствует
зависимость между
2. Государство,
в пределах которого имеется определенное
гражданское общество, приносит ему надлежащую
защиту в том, что
3. Именно
от государства гражданское
4. Собственно
на государство возлагается
5. Государством может быть обеспечено наличие существования этого сообщества, а также его материальное и духовное сближение с другими людьми.
В юридической
литературе неоднократно высказывалось
мнение о недопустимости жесткого размежевания
гражданского общества и государства,
поскольку современные условия
существенно отличаются от тех, которые
были в период формирования буржуазных
общественных отношений.
По мнению
многих ученых, все меньше остается
сфер, которые составляли бы исключительную
компетентность гражданского общества,
очищенного от государственного влияния
и вмешательства. Поэтому отделить
функции государства от функций
общества не реально. Напротив усиливаются
связи государства и гражданского общества.
И хотя государство не входит в качестве
элемента в состав гражданского общества,
оно обеспечивает нормальное функционирование
последнего. Ученые призывают
В общетеоретическом плане
Рассмотрим далее единство государства и гражданского общества. Прежде всего, отметим то, что формирование и правового государства, и гражданского общества преследует одну и ту же общую цель: создание таких социальных институтов, которые призваны служить человеку, защищать его права и интересы.
Рассматриваемый аспект соотношения
проявляется и в том, что организация
и деятельность основных общественно-политических,
экономических и социальных структур
осуществляется в соответствии с
Конституцией РФ и действующим
Акцент также делается на том, что критерием зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства.
Автономность индивидов и
Отметим и то, что гражданское
общество возможно в условиях,
когда экономическая система
построена на правовых началах, формируемых
и обеспечиваемых государством. Соответственно
каждый из
субъектов экономических
Таким образом, единство гражданского
общества и правового государства
обнаруживается также и в том,
что они формируются
Обратим внимание и на то, что единство рассматриваемых социальных и государственно-правовых явлений находит своё выражение в демократическом политическом режиме. Содержание такого режима составляют цивилизованные приёмы, способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия во всех областях жизни общества.
Теперь необходимо выявить различия
гражданского общества и правового
государства. Любое государство (даже
самое демократическое, не авторитарное)
есть организация. И как любая
так или иначе сложная
С учётом названного аспекта, правое
государство – организация
Наиболее отчётливо различия между
рассматриваемыми социальными образованиями
проявляются в следующем: гражданское
общество –
система самостоятельных и независимых
от государства общественных институтов
и отношений, которые призваны способствовать
Для отличия государства и
Согласно действующему законодательству, гражданам разрешено всё, что не запрещено законом. Должностным лицам разрешено только то, что предопределено их компетенцией или предписано приказом.
Граждане могут быть привлечены к юридической ответственности только за правонарушение, т. е. виновное противоправное деяние. Должностные лица отвечают не только за правонарушения, но и за служебные упущения, обусловленные не столько виной, сколько недостаточной квалификацией.
Анализируя проблему взаимодействия
государства и гражданского общества,
следует отметить, что формирование
как первого так и
второго не означает слияния, взаимного
поглощения. Соответственно
Таким образом, все вышеуказанное,
является доказательством тесной взаимосвязи
гражданского общества и правового
государства.
Таким образом, из вышеизложенного
следует, что формирование гражданского
общества тесно связано с созданием
правового государства. Первое служит
предпосылкой второго. Вместе с тем
формирование гражданского общества и
правового государства
Заключение
Многие учёные и мыслители на протяжении сотен лет вырабатывали определённые концепции, связанные с идеями правового государства и гражданского общества. Такие видные люди своих времён как, Аристотель, Платон, Баден, Монтескье, Локк, Кант и многие другие говорили в своих работах о неком обществе, а также государстве, где право стоит во главе его.
Но так как они ещё не знали понятия правового государства – это были лишь предпосылки и основа к большой теории, которой было суждено занять умы большого количества людей в XVIII-XX веках. Официальную свою историю правовое государство нашло в работах немецких учёных начала XIX века, где впервые и встречается. В 1832 г. Роберт фон Моль делает первый юридический анализ данного термина и вводит его в научный оборот.
Таким образом, правовое государство – такой тип государства, который характеризуется главенствующей ролью права во всей деятельности страны, т.е. верховенством закона, взаимной обязанностью как гражданина перед государством, так и государства перед гражданином и чётким разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы.
Следовательно, гражданское общество – это правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. А правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.
Информация о работе Гражданское общество и правовое государство