Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:59, лекция
Вообще, вопрос о том, что такое гражданское правоотношение, это камень преткновения на экзаменах. С другой стороны, понятно почему – потому что гражданского правоотношения вообще, абстрактного, в природе не существует, существуют конкретные виды правоотношений, скажем: правоотношения собственности, правоотношения купли-продажи, правоотношения дарения, правоотношения строительного подряда, авторское правоотношение, а вот правоотношение вообще, как абстракция – это вырвано из всех многочисленных и многообразных видов правоотношений, собраны такие признаки, которые присущи любому правоотношению. Вот это и есть гражданское правоотношение.
До сих пор сохранилась статья о необходимой обороне (ст.1066 ГК). Ст. 1067 ГК посвящена крайней необходимости.
Порядок защиты гражданских прав:
Защита прав, осуществляемая
судом, возможна в судах общей
юрисдикции, в арбитражных судах,
в третейских судах, в порядке
гражданского судопроизводства у мирового
судьи. Процедура рассмотрения дела
обеспечивает эффективную защиту нарушенного
права: состязательность, гласность
и т.п. Существует четкое разграничение
дел по подведомственности судам. Для
изучения подведомственности дел смотрите
ст.25 ГПК. Ст.231 ГПК - дела по жалобам
на орган и должностных лиц
с незаконным возложением обязанностей
на граждан, дела по жалобам на отъезд
и выезд из РФ и т.д., а также
дела об установлении установления, о
признании имущества
Арбитражные суды рассматривают
экономические споры и споры
в сфере управления, эти споры
возникают между юридическими лицами
и индивидуальными
Подведомственность мировых судей указана в федеральном законе "О мировых судьях" от 17 декабря 1998 и федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в ГПК" ст. 3 (указана компетенция мирового судьи).
Порядок рассмотрения споров третейскими судами. Виды споров - все, кроме трудовых и брачно-семейных. Соглашение оформляется с помощью третейского договора (ФИО, предмет спора, наименование избранных споров, сроки, время составления). Судебное разбирательство проводится в присутствии одного судьи, или любого нечетного количества судей. Судьёй может быть выбран любой дееспособный, совершеннолетний гражданин, кроме граждан, которые не имеют права занимать эти должности. Разбирательство в третейских судах либо бесплатное, либо за счет сторон. Решение в большинстве своём письменное, после вынесения передаётся в районный суд. Практика показывается, что третейский суд используется довольно редко. Третейским судом также рассматриваются экономические споры подведомственные арбитражному суду. Могут создаваться постоянно действующие третейские суды, о их создании сообщается в арбитражный суд субъекта РФ. Подробнее смотрите временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров.
Административный способ защиты прав: прокуратура или иной орган. Судебный порядок рассмотрения дел не по иску, а по жалобе. Для рассмотрения дела в административном порядке необходимо явное нарушение права. При защите прав по жалобе действует закон РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Порядок защиты: каждый гражданин вправе обратиться в суд, если считает что неправомерное действие организаций, должностных лиц нарушают его права и свободы (субъективный взгляд гражданина). Жалобу можно подать сразу в суд или вышестоящему органу в порядке подчиненности (выбор определяет сам гражданин). С жалобой можно обратиться в течение 3 месяцев после того, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, причем пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
Если гражданин подаёт жалобу в вышестоящий орган, он ждет ответа в течение 1 месяца, если его не удовлетворяет ответ, то он имеет право в течение месяца обратиться в суд. Постановление Верховного Суда "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан".
Виды дел: отказ в регистрации места жительства (прописка), отказ в предоставлении жилья, отказ в разрешении хранения охотничьего оружия
Источники конституционного права России
Источники конституционного
права – это внешние формы
выражения конституционно-
Можно утверждать, что в российской правовой системе имеют место все основные источники права (схема 3). Поскольку Российская Федерация принадлежит к числу государств континентальной (европейской, романо-германской) правовой системы, основным источником права (в том числе и конституционного) в нашей стране является результат нор-мотворческой деятельности различных властных институтов – нормативный правовой акт. В свою очередь группа нормативных правовых актов – это очень объемная совокупность источников, поэтому она может быть подвержена внутренней классификации. При этом система нормативных правовых актов отличается четкой иерархией, соотношением по юридической силе.
Схема 3. Источники конституционного права РФ.
Наиболее общее деление
1) Конституция РФ – Основной Закон государства;
2) федеральные конституционные законы. Данный вид законов появился в России только с принятием Конституции РФ 1993 г. По своей сути российские федеральные конституционные законы – это органические законы, они принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, в развитие ее положений. Конституция РФ не всегда однозначно определяет, один или несколько федеральных конституционных законов должны (или могут) быть приняты в соответствующей сфере общественных отношений; Основной Закон предусматривает порядка двух десятков вопросов, по которым должны приниматься федеральные конституционные законы. Они должны регулировать важные сферы общественных отношений: судебную систему страны, статус Конституционного Суда РФ, арбитражных судов и судов общей юрисдикции, Правительства РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, режимы военного и чрезвычайного положений, порядок проведения референдума и др. Федеральные конституционные законы отличаются от иных законов не только большей юридической силой (федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам – ч. 3 ст. 76 Конституции РФ), но и более сложным порядком их принятия: для принятия этих законов требуется одобрение квалифицированным большинством палат Федерального Собрания РФ (не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); в отношении принятых парламентом федеральных конституционных законов Президент РФ не обладает правом вето;
3) федеральные законы. Это самый многочисленный вид источников конституционного права. Однако здесь необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, в отличие от федеральных конституционных законов источниками конституционного права являются не все принимаемые в России федеральные законы, а лишь те из них, содержание которых подпадает под предмет конституционно-правового регулирования (в частности, регулирующие вопросы гражданства, статус главы государства, депутата представительного органа власти, порядок формирования палат парламента и т. п.). Во-вторых, приниматься такие законы могут только по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ). В-третьих, федеральные законы (равно как и законы субъектов РФ) как правило, являются нормативными актами, но возможно принятие закона и особого, индивидуального, по сути, распорядительного характера (например, о роспуске представительного органа муниципального образования, о передаче иностранному государству конкретного имущества, представляющего культурную ценность, в соответствии с положениями Федерального закона от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»). Такие федеральные законы по своему содержанию также являются конституционно-правовыми, но рассматривать их в качестве источника права нельзя, поскольку они не содержат правовых норм как таковых (исходя из того, что правовая норма есть общеобязательное правило поведения, распространяющее свое действие на неопределенный круг лиц).
В-четвертых, все федеральные
законы обладают одинаковой юридической
силой, однако, федеральный законодатель
вправе установить приоритет отдельных
федеральных законов (прежде всего
речь идет о кодифицированных актах)
перед другими федеральными законами
в определенной сфере общественных
отношений (соответствующую правовую
позицию изложил
4) законы о поправках к Конституции РФ. Эти законы необходимо выделять в самостоятельную группу не только на основании специфики их содержания, но и в силу особой процедуры принятия. Общие положения о принятии законов о поправках содержатся в ст. 136 Конституции РФ, а детализация – в Федеральном законе от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Путем принятия рассматриваемых законов могут быть внесены изменения не во все главы Основного Закона, а только в гл. 3–8, изменение других глав возможно только в порядке пересмотра, т. е. принятия новой Конституции. Процедура принятия законов о поправках значительно усложнена, по сравнению с принятием обычных федеральных законов. Пока в России практики принятия законов о поправках к Конституции не было;
5) законы субъектов РФ. Данный вид источников конституционного права также относительно нов. Конституция РФ 1993 г. предоставила субъектам РФ достаточно широкие полномочия, включая право принятия собственных законов. Российские регионы весьма активно пользуются этим правом, и количество данных нормативных правовых актов чрезвычайно велико. Место этих законов в иерархической системе нормативных правовых актов РФ однозначно определить невозможно, здесь необходимо учитывать сферу правового (законодательного) регулирования. Дело в том, что приниматься они могут как по предметам собственного ведения субъектов РФ, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, 73, ч. 4 ст. 76 Конституции РФ), причем в последнем случае региональные законы должны соответствовать федеральным (в том числе и принятым позднее), а в первом случае приоритет имеет региональный закон. Источниками конституционного права являются не все региональные законы, а только регулирующие общественные отношения, подпадающие под предмет конституционно-правового регулирования.
Многочисленную группу нормативных правовых актов – источников конституционного права составляют подзаконные акты. При этом источниками конституционного права являются не все они, а лишь те, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет ведущей отрасли права. К ним относятся:
1) указы Президента РФ. Следует уточнить, что указы главы государства, входящие в сферу конституционно-правовых отношений, но носящие индивидуальный, а не нормативный характер (например, о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о помиловании, об отрешении от должности главы региона и т. п.), равно как и распоряжения Президента РФ, которые нормативный характер носят крайне редко, в качестве источников права рассматривать нельзя, поскольку они не содержат общеобязательных правил поведения. Примерами рассматриваемых источников права, в частности, являются Указы Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», от 14.11.2001 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», от 21.04.2000 № 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации», о введении чрезвычайного положения в определенных местностях и др.;
2) постановления Правительства РФ. Данные акты не должны противоречить не только Конституции РФ и федеральным законам, но и указам Президента РФ, который вправе отменять правительственные постановления в случае их противоречия правовым актам большей юридической силы;
3) ведомственные акты (приказы, положения, инструкции, правила), изданные органами исполнительной власти в пределах своей компетенции. Данные акты не должны противоречить в том числе и постановлениям Правительства РФ. Правительственными и ведомственными актами (Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ и др.) могут быть, в частности, утверждены правила рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, регистрационного учета граждан, регистрации политических партий и иных общественных объединений, особенности реализации отдельных конституционных прав (избирательных, на свободу передвижения, на труд и на отдых, на свободу переписки и др.) гражданами, отбывающими уголовные наказания, и т. п.;
4) акты палат Федерального Собрания (кроме законов), имеющие нормативный характер. Здесь прежде всего имеются в виду регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, имеющие важное значение в регулировании порядка реализации полномочий палат парламента (иногда эти акты выделяются в качестве самостоятельной группы источников конституционного права).