Гражданство Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Одним из условий и предпосылок признания и соблюдения прав и свобод гражданина и соответствующих обязанностей государства по защите и обеспечению этих прав и свобод является получение гражданства данного государства. Гражданство во многом определяет основы правового статуса личности, объем ее прав, свобод и обязанностей и служит исходной базой ее взаимоотношений с государством.

Содержание

Введение……………………………………………………..........................3
Глава 1. Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь........................................................................................5
1.1 Сущность гражданства……...…...……..………………………....5
1.2 Принципы гражданства…………………………………..……….9
Глава 2. Порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь...…….…………..12
2.1 Основания и условия приобретения гражданства Республики Беларусь……………………………………….……………………........12
2.2 Прекращение гражданства Республики Беларусь……….…......17
2.3 Отмена решений по вопросам гражданства Республики Беларусь………………………………………………….……………….19
Глава 3. Порядок рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь…………......20
Заключение………………………..………………………………...…..22
Список использованных источников……………………….………………………….…………..24

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданство РБ.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Решение об утрате гражданства регистрируется соответствующими государственными органами. Гражданство Республики Беларусь утрачивается:

-вследствие поступления лица  на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований для отказа в прекращении гражданства Республики Беларусь;

-по заявлению родителей (единственного  родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ребенком в возрасте от 14 до 18 лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного;

- по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь [2, ст.245].

Лишение гражданства–насильственное прекращение гражданства данной страны по определенным причинам, мотивам (политическим, идеологическим и т.п.).

В рамках СССР лишение гражданства  считалось атрибутом законодательства. Решение о лишении гражданства СССР применил Президиум ВС СССР. Основанием для лишения гражданства было действие, порочащее звание гражданина Советского Союза и наносящее ущерб престижу страны или государственной безопасности. Однако даже в те годы лишение гражданства СССР не влекло изменения гражданства супруга(ги) и детей. В эти же времена человек мог быть лишен гражданства и за несоблюдение политических и коммунистических идей, существующих в тот момент в государстве [8, ст.132].

Во многих странах лишение гражданства все более уходит из действующего законодательства. Это соответствует ст.15 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). В Республике Беларусь данный способ прекращения  гражданства не применяется вовсе [11, ст.17].

Раздел 2.3 Отмена решений по вопросам гражданства Республики Беларусь

Решения о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь отменяется, если оно было принято на основании представленных заведомо ложных сведений или подложных документов.

Отмена решения о приобретении или прекращении гражданства  Республики Беларусь производится Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом, принявшим это решение. Отмена решения по вопросам гражданства Республики Беларусь возможна в течение семи лет со дня его принятия [5, ст.77].

Решение о приобретении или прекращении  гражданства Республики Беларусь в  случае его отмены считается недействительным со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Порядок рассмотрения вопросов, связанных с

гражданством Республики Беларусь

Единственным источником государственной  власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, олицетворяет единство народа. Именно он, как представитель народа, должен решать, кто может являться членом нашего государства.

Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 года № 209 утверждено Положение  о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь. В соответствии с ним создана Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Республики Беларусь, состав которой утверждается Президентом (председатель, два заместителя, члены комиссии). Согласно пункту 17 ст. 84 Конституции Республики Беларусь и Положению решение о приеме в гражданство, выходе из гражданства, утрате гражданства принимает Президент. Государственными органами, принимающими участие в решении вопросов гражданства, являются также органы внутренних дел и органы дипломатической службы Республики Беларусь [7, ст.84].

Заявление вместе с необходимыми документами, связанными с гражданством, подаются на имя Президента с указанием даты его составления. Эти заявления поступают в местные органы внутренних дел по месту постоянного места жительства заявителя, а лицам, которые постоянно проживают за границей,–в дипломатические представительства или консульские учреждения.

Согласно закону срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство не должен превышать одного года; о выходе из гражданства—шесть месяцев; срок рассмотрения заявлений в порядке регистрации—двух месяцев; в местных органах внутренних дел, МВД, дипломатических или консульских учреждениях, МИДе, КГБ, Совете Министров Республики Беларусь (в каждом из них) не более месяца [4, ст.269].

При отсутствии предусмотренных законом оснований для оформления материалов по вопросам гражданства, а также наличие препятствий, орган внутренних дел, дипломатическое представительство, консульское учреждение Республики Беларусь отказывает заявителю в приеме заявления и сообщает об этом в письменной форме. Этот отказ может быть обжалован в вышестоящий по подчинению орган, который обязан в месячный срок рассмотреть жалобу и дать мотивированный ответ в письменной форме. В обратном случае же, заявитель имеет право обратиться в суд.

При выходе из гражданства к заявлению прилагается заявление-анкета с приложением справки с места работы, учебы, а неработающим—с места жительства с указанием имеет ли лицо обязательства, с которыми связаны существенные интересы граждан или государственных организаций, кооперативных и общественных объединений; справку из военного комиссариата об освобождении призывного лица призывного возраста от  прохождения обязательной военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь; документ об уплате государственной пошлины или освобождение от ее уплаты; если у заявителя есть иждивенцы—нотариально удостоверенные письменные заявления этих лиц об отсутствии у них материальных и иных претензий.

И наконец, факт постоянного проживания заявителя в Республике Беларусь на день вступления в силу Закона «О гражданстве Республики Беларусь» может установить суд.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я рассмотрела  основные понятия, принципы, условия  и порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь.

Гражданство—это правовой институт, характеризующий взаимоотношения человека с государством, под юрисдикцией которого он находится независимо от того, проживает лицо на территории данного государства или находится вне его пределов.

Вопросы гражданства  в Республике Беларусь регулируются Конституцией Республики Беларусь, Законом « О гражданстве Республики Беларусь», другими актами законодательства и международными договорами Республики Беларусь. Гражданство выражает политическую и правовую связь лица с государством независимо от национальной принадлежности этого гражданина [10, ст.54].

Граждане, лица без гражданства, иностранные граждане в Республике Беларусь обладают предусмотренными законом правами, свободами и обязанностями.

Существует несколько  оснований приобретения гражданства Республики Беларусь: по рождению; в результате приема в гражданство Республики Беларусь; в порядке регистрации; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом и международными договорами Республики Беларусь. Сущность этих оснований определена действующим Законом.

Прекращение гражданства осуществляется несколькими способами: выход из гражданства; утрата гражданства; лишение гражданства; иные основания, предусмотренные законом или международным договором. Однако в Республике Беларусь действуют только первые два, а лишение гражданства не предусмотрено действующим законодательством вовсе.

Вопросы, касающиеся гражданства решает Президент Республики Беларусь, так как является непосредственным представителем народа, главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

В дальнейшем при написании курсовых работ я думаю, что выберу именно эту тему, рассмотрю отдельные  аспекты гражданства Республики Беларусь более подробно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года ( с изменениями и дополнениями) - Мн.; Амалфея, 2004.—48 с.
  2. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А.Василевич—Мн.: ООО «Право и экономика», 2002,--685 с.
  3. Василевич,  Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник для студентов юр.вузов/Г.А.Василевич.—Мн.: УП «Книжный дом»: ООО «Интерпрессервис», 2003.—830 с.
  4. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г.А. Василевич. – Мн.: Книжный Дом, 2010. – 768 с.
  5. Васильева,  Л.А. Институт гражданства в Республике Беларусь: вопросы реализации/Л.А.Васильева, В.Е.Шунтов—Мн.: Тесей, 2004.--94с.
  6. Закон Республики Беларусь от 01.08.2002г. №136-3 «О гражданстве Республики Беларусь»
  7. Конституция Республики Беларусь. Научно-правовой комментарий./Ю.П.Бровка, Г.А.Василевич, А.Е.Вашкевич и др.; под общ.ред. В.Г.Тихини и др.—Мн.: Беларусь,1996.—223 с.
  8. Кунцевич, К.Н. Сравнительный конституционализм: учебное пособие для студентов узов специальностей «Международные отношения», «Международное право»/Кунцевич К.Н.—Мн.: БГУ, 2003—200 с.
  9. Курак, А.И. Основы конституционного права: курс лекций: 62 ч./А.И.Курак, Академия управления при Президенте РБ—2-е изд., стереотипное.—Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2006. – 263с.
  10. Масловская, Т.С. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменац. вопр./Т.С. Масловская. – 4-е изд., переоаб. – Минск : ТетраСистемс, 2012. – 224 с.
  11. Чуприс, О.И. Конституционно-правовые проблемы гражданства в странах СНГ: сравнительно-правовой анализ: автореферат диссертации на соиск. учен. степень кандидата юр.наук: 12.00.02/БГУ—Мн., 1998. – 20 с.

 


Информация о работе Гражданство Республики Беларусь