Договор бытового подряда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы: изучить положения о бытовом подряде и особенности данного вида договора.
Задачами работы являются:
проанализировать особенности бытового подряда;
рассмотреть содержание договора бытового подряда;
уяснить ответственность сторон по договору бытового подряда.

Вложенные файлы: 1 файл

бытовой подряд.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с общими правилами гражданского законодательства о форме сделок договор бытового подряда должен заключаться в простой письменной форме (ст. 158-162 ГК). Согласно п. 4 Правил бытового обслуживания договор о выполнении работы оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ). Один экземпляр договора должен выдаваться подрядчиком потребителю.

Вместе с тем договор о выполнении работы, который исполняется в присутствии потребителя, может быть оформлен также путем выдачи ему кассового чека, билета и т.п. В данном случае договор бытового подряда заключается в устной форме. В том случае, когда заказчик в оформленном письменно договоре бытового подряда присоединяется к условиям формуляров иных стандартных форм, предложенных подрядчиком, следует признать, что договор приобретает черты договора присоединения (ст. 428 ГК).

В п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»11 указывается, что соглашение гражданина с работником организации, выполняющей работы для потребителей, о выполнении соответствующей работы без надлежащего оформления, вопреки установленным правилам, не порождает прав и обязанностей между гражданином и этой организацией, поэтому последняя не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы либо за утрату или повреждение переданного по такому соглашению имущества в соответствии с Законом о защите прав потребителей. В указанном случае имущественную ответственность перед гражданином несет непосредственно лицо, обязавшееся выполнить работу.

2.2 Цена и оплата работы

 

Анализ п. 1 ст. 732 и ст. 735 ГК дает основания считать, что договор бытового подряда имеет специфику по сравнению с общими правилами о подряде и с точки зрения содержания, т.е. существенных условий, при отсутствии соглашения по которым договор считается незаключенным (ст. 432 ГК). Заказчик в соответствии с п. 1 ст. 732 ГК обязан оплатить выполненную работу по цене, объявленной подрядчиком еще до заключения договора бытового подряда. Следовательно, наряду с предметом существенным условием договора бытового подряда является цена. Цена в договоре бытового подряда согласно ст. 735 ГК определяется соглашением сторон, однако она не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами12.

Согласно п. 3 ст. 709 ГК и ст. 33 Закона о защите прав потребителей по договору бытового подряда цена может определяться не только соглашением сторон, прейскурантами и т.п., но и путем составления сметы.

По требованию любой из сторон бытового подряда составление сметы является обязательным. Все общие требования, установленные ст. 709 ГК, распространяются на составление сметы по договору бытового подряда. Особенности предусмотрены только для урегулирования механизма пересмотра приблизительной сметы в договоре подряда с участием потребителя. Этот механизм предполагает согласно ч. 2 п. 2 ст. 33 Закона «О защите прав потребителей» немедленное предупреждение потребителя подрядчиком о необходимости превышения сметы, причем превышение не обязательно должно быть существенным. Потребитель, в свою очередь, может либо согласиться с подрядчиком - и тогда пересмотр приблизительной сметы считается состоявшимся, либо отказаться от договора с возмещением подрядчику понесенных им расходов, приходящихся на выполненную работу согласно первоначально составленной смете.

2.3. Предоставление  материала

 

К отношениям по договору бытового подряда применяются все основные правила о договоре подряда с учетом особенностей, отраженных в § 2 гл. 37 ГК. Специальные правила по сравнению с установленными общими нормами о договоре подряда применяются в отношениях по бытовому подряду, когда речь идет о выполнении работ из материала подрядчика или заказчика.

Согласно ст. 733 ГК, если работа по договору бытового подряда выполняется из материала подрядчика, материал оплачивается заказчиком при заключении договора полностью или в части, указанной в договоре, с окончательным расчетом при получении заказчиком выполненной подрядчиком работы. В соответствии с договором материал может быть предоставлен подрядчиком в кредит, в том числе с условием оплаты заказчиком материала в рассрочку. Изменение после заключения договора бытового подряда цены предоставленного подрядчиком материала не влечет за собой ее перерасчета.

Если же работа по договору бытового подряда выполняется из материала заказчика, то в соответствии со ст. 734 ГК в квитанции или ином документе, выдаваемом подрядчиком заказчику при заключении договора, должны быть указаны точное наименование, описание и цена материала, определяемая по соглашению сторон. Оценка в квитанции или ином аналогичном документе может быть впоследствии оспорена заказчиком в суде. В соответствии с п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 суды не вправе применять абз. 2 п. 2 ст. 35 Закона о защите прав потребителей, согласно которому цена материала или вещи заказчика определяется самим потребителем, а не соглашением сторон, поскольку в силу п. 2 ст. 3 ГК нормы гражданского права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать ГК.

Согласно ст. 35 Закона «О защите прав потребителей» при выполнении работы полностью или частично из материала или с вещью, принадлежащей потребителю, подрядчик несет ответственность за сохранность этого материала или вещи, а также за правильное его использование. В связи с этим на него возлагаются обязанности по предупреждению потребителя о непригодности или недоброкачественности переданного им материала или вещи, представлению отчета об израсходовании материала и возврату его остатка. В случае полной или частичной утраты либо повреждения принятого от потребителя материала, а также принадлежащей потребителю вещи подрядчик обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом или вещью аналогичного качества. Кроме того, по желанию потребителя подрядчик может изготовить изделие из однородного материала или вещь аналогичного качества в разумный срок, а при отсутствии однородного материала либо вещи аналогичного качества - возместить потребителю двукратную цену утраченного или поврежденного материала либо вещи, принадлежащей потребителю, а также понесенные им расходы13.

Цена утраченного или поврежденного материала либо вещи, принадлежащей потребителю, определяется исходя из их цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено подрядчиком в день добровольного исполнения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было (абз. 2 п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7).

Подрядчик может быть освобожден судом от ответственности за полную либо частичную утрату или повреждение принятого от потребителя материала либо вещи только в случае, если он предупреждал потребителя об их особых свойствах, которые могут повлечь их утрату или повреждение. Незнание подрядчиком таких свойств переданных потребителем материала или вещи согласно п. 3 ст. 35 Закона «О защите прав потребителей» не может служить основанием освобождения его от ответственности за их утрату или повреждение. Таким образом, ответственность подрядчика за полную либо частичную утрату или повреждение принятого от потребителя материала либо вещи носит абсолютный характер.

 

3. Ответственность сторон

 

3.1 Правовые последствия обнаружения недостатков в выполненной работе

 

Согласно ст. 737 ГК в случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или во время его использования заказчик может в течение общих сроков, предусмотренных ст. 725 ГК, а при наличии гарантийных сроков - в течение этих сроков по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в ст. 723 ГК прав либо потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами. Аналогичные правила установлены в п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей».

В соответствии с п. 2 ст. 737 ГК требование о безвозмездном устранении таких недостатков результата работы, выполненной по договору бытового подряда, которые могут представлять опасность для жизни или здоровья самого заказчика и других лиц, может быть предъявлено заказчиком или его правопреемником в течение десяти лет с момента принятия результата работы, если в установленном законом порядке не предусмотрены более длительные сроки (сроки службы). Такое требование может быть предъявлено независимо от того, когда обнаружены эти недостатки, в том числе при обнаружении их по окончании гарантийного срока. При невыполнении подрядчиком указанного требования заказчик вправе в течение того же срока потребовать либо возврата части цены, уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков заказчиком своими силами или с помощью третьих лиц.

Согласно п. 3 ст. 723 ГК и п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» заказчик вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы не устранены подрядчиком. «Потребитель также вправе расторгнуть договор о выполнении работы, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора. Кроме того, он вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы. При этом убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя»14.

В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 говорится, что под существенными недостатками в выполненной работе и иными отступлениями от условий договора, дающими потребителю право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, следует понимать такие недостатки, которые делают невозможным или недопустимым использование результата работы в соответствии с ее целевым назначением или не могут быть устранены в отношении данного потребителя, либо для их устранения требуются большие затраты труда и времени, либо делают результат работы иным, чем предусмотрено договором, или когда после устранения недостатков они появляются вновь, либо вследствие которых потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.

Наряду с этим согласно п. 4 ст. 29 Закона о защите прав потребителей при выявлении существенных недостатков выполненной работы, допущенных по вине подрядчика, потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы по истечении гарантийного срока, установленного подрядчиком, или по истечении сроков, установленных ст. 725 ГК. Это требование потребителя может быть предъявлено в течение установленного срока службы результата выполненной работы или в течение десяти лет со дня принятия выполненной работы, если срок службы выполненной работы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в сроки, установленные ст. 30 Закона «О защите прав потребителей», потребитель по своему выбору вправе требовать:

- либо соответствующего  уменьшения цены за выполненную  работу;

- либо возмещения понесенных  им расходов по устранению  недостатков выполненной работы  своими силами или третьими лицами;

- либо расторжения договора  о выполнении работы и возмещения  убытков.

Кроме того, в соответствии со ст. 739 ГК в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда заказчик может воспользоваться также правами, предоставленными покупателю в соответствии со ст. 503-505 ГК. В ст. 30 и 31 Закона «О защите прав потребителей» устанавливаются сроки удовлетворения требований потребителя в связи с выявленными в выполненной работе недостатками. Недостатки выполненной работы должны быть устранены в течение двадцати дней со дня предъявления требования потребителем, если более короткий срок не установлен договором при принятии выполненной работы или правилами выполнения отдельных видов работ.

Требование об уменьшении цены за выполненную работу должно быть удовлетворено подрядчиком в течение 10 дней с момента его предъявления. В такой же срок должно быть удовлетворено и требование потребителя о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами. «Для удовлетворения требования потребителя о безвозмездном изготовлении аналогичной вещи из такого же материала аналогичного качества или о повторном выполнении работы применяется срок, установленный для срочного выполнения работ. В том случае, когда подрядчиком такого рода работы в срочном порядке не выполняются, он обязан удовлетворить требования потребителя в срок, предусмотренный договором подряда, обязательства по которому не были выполнены или были исполнены ненадлежащим образом»15.

Если требования потребителя не удовлетворены подрядчиком в сроки, предусмотренные ст. 30 и 31 Закона «О защите прав потребителей», заказчик по своему выбору вправе предъявить ему иное требование из предусмотренных п. 1 ст. 28 и п. 1 и 4 ст. 29 этого Закона. Кроме того, в случае просрочки удовлетворения требований потребителя подрядчик обязан уплатить ему неустойку в размере трех процентов цены работы за каждый день, начиная со дня, следующего за днем окончания срока удовлетворения соответствующего требования, и до дня его удовлетворения либо предъявления другого требования. Указанная неустойка носит штрафной характер, т.е. взыскивается независимо от причиненных потребителю убытков. Работа оплачивается заказчиком, как правило, после ее окончательной сдачи подрядчиком. Вместе с тем с согласия заказчика работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи подрядчику аванса (ст. 735 ГК).

 

3.2 Правовые последствия  просрочки выполнения работы

 

Согласно ст. 27 Закона «О защите прав потребителей» подрядчик обязан осуществить выполнение работы в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ или договором бытового подряда. В договоре может предусматриваться срок выполнения работы, если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный правилами. «В настоящее время установление сроков выполнения работы правилами является практически исключением. Подавляющее большинство действующих правил предусматривают, что сроки выполнения работ определяются соглашением сторон в договоре»16.

Срок выполнения работы может определяться датой (периодом времени), к которой должно быть закончено выполнение работы, либо датой (периодом времени), к которой подрядчик должен приступить к выполнению работы.

Информация о работе Договор бытового подряда