Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2014 в 06:43, курсовая работа
Попытка законодателя урегулировать данные отношения в гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг», по мнению подавляющего большинства ученых и практиков, не увенчалась успехом.
Актуальность исследования вопросов, связанных с возмездным оказанием услуг, не вызывает сомнений. Судебная практика отражает возрастающую роль различного вида услуг, оказываемых субъектам предпринимательской деятельности, в системе правоотношений, характеризующих современное экономическое пространство России. Широкое распространение в предпринимательской практике получил договор возмездного оказания услуг.
Итак, разработчики договоров сознательно не включают какие-либо санкции на случай нарушения условий договора исполнителем. При этом следует иметь в виду, что при отсутствии в договоре мер ответственности услугодателя применяются общие правила об ответственности за нарушения договорных обязательств. То есть ответственность услугодателя перед услугополучателем сводится в конечном итоге к взысканию неустойки, которая предусматривается сторонами путем включения в договор процента от суммы гонорара, и возмещению убытков (ст. 15 ГК РФ). Однако данного правила недостаточно для детальной регламентации порядка расчета убытков. Некоторым образом судебно-арбитражная практика компенсирует этот пробел. В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. говорится, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
2. Некоторые виды договора возмездного оказания услуг
2.1 Договор об оказании услуг связи
Согласно ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. «О связи» (с последующ. изм. и доп.) (далее – Закон о связи) под услугами связи понимается деятельность по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи. Указанные услуги оказываются пользователям связи гражданами и юридическими лицами (операторами связи), получившими право на этот вид деятельности на основании лицензии (ст. 15 Закона о связи). Все средства связи, используемые во взаимоувязанной сети связи РФ, подлежат обязательной проверке (сертификации) на соответствие установленным стандартам, иным нормам и техническим требованиям. Сертификации также могут подлежать услуги связи, предоставляемые на сети общего пользования (ст. 16 Закона о связи). Так, согласно ст. 28 Закона о связи операторы связи обязаны предоставлять пользователям услуги связи, соответствующие по качеству стандартам, техническим нормам, сертификатам, а также условиям договора о предоставления услуг связи.
В соответствии со ст. 21 Закона о связи тарифы на услуги связи устанавливаются на договорной основе. В случаях, предусмотренных законодательством, по отдельным видам услуг связи, оказываемых предприятиями связи, тарифы могут регулироваться государством. Вызов экстренных оперативных служб (пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы и т.д.) всеми гражданами и юридическими лицами производятся бесплатно.
Согласно ст. 27 Закона о связи все пользователи связи на территории РФ на равных условиях имеют право передавать сообщения по сетям электрической и почтовой связи. Пользователю связи на территории РФ не может быть отказано в доступе к услугам сети связи общего пользования. Следовательно, договор о предоставлении услуг связи является публичным. Вместе с тем, владельцы сетей и средств связи обязаны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человеческой жизни на море, земле, в воздухе, космическом пространстве, проведения неотложных мероприятий в области обороны, безопасности и охраны правопорядка в РФ, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях и стихийных бедствиях. Это положение полностью соответствует пункту 2 статьи 1 ГК РФ.
Для отдельных категорий должностных лиц государственных органов, дипломатических и консульских представителей иностранных государств, представителей международных организаций, а также отдельных групп граждан при пользовании электрической и почтовой связью могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности, порядка пользования и размера оплаты услуг связи.
Защита прав пользователей связи на предоставление услуг электрической и почтовой связи надлежащего качества, получение информации о таких услугах и об их исполнителях, а также механизм реализации этих прав регулируются законодательством РФ. В частности, при предоставлении услуг связи потребителям на их взаимоотношения с услугодателями распространяется действие Закона о защите прав потребителей.
Согласно ст. 32 Закона о связи все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 23), каждый имеет право на тайну переписки. Ограничение указанного права возможно лишь на основании судебного решения (ч. 1 ст. 13 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ)). Обыск, наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров могут производиться только на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 165 УПК (ч. 2 ст. 13 УПК РФ).
В соответствии со ст. 37 Закона о связи операторы связи несут имущественную ответственность за утрату, повреждение ценных почтовых отправлений, недостачу вложений почтовых отправлений в размере объявленной стоимости, искажение текста телеграммы, изменившее ее смысл, недоставку телеграммы или вручение телеграммы адресату по истечении 24 часов с момента ее подачи в размере внесенной платы за телеграмму (за исключением телеграмм, поданные в населенные пункты, не имеющие электросвязи). Т.о., ответственность оператора связи является ограниченной.
Оператор связи освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче или приему сообщений либо по пересылке или доставке почтовых отправлений, если докажет, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине пользователя связи либо вследствие действия непреодолимой силы. Следовательно, ответственность оператора связи перед пользователем является безвиновной.
В свою очередь, при нарушении пользователем правил эксплуатации оконечного оборудования сети электросвязи, использовании на сети не сертифицированного оборудования, а также при несвоевременной оплате услуг связи оператору связи предоставляется право приостанавливать доступ пользователя к сети электросвязи до устранения недостатков, за исключением случаев, предусмотренных ст. 29 Закона о связи. При этом пользователь связи обязан возместить оператору связи не полученные им доходы, а также возместить ущерб, вызванный простоем оборудования, и вред, причиненный его повреждением.
В отличие от ранее действовавшего законодательства в области связи в настоящее время согласно ст. 38 Закона о связи предъявление претензий при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по предоставлению услуг связи является правом, а не обязанностью пользователя.
Одному из важнейших видов связи специально посвящен Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «О почтовой связи» (с последующ. изм. и доп.) (далее – Закон о почтовой связи), устанавливающий некоторые особенности оказания услуг почтовой связи. Под услугами почтовой связи понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
Согласно ст. 16 Закона о почтовой связи услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе.
По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату, а пользователь услуг почтовой связи, в свою очередь, обязан оплатить оказанные ему услуги.
Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством РФ. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Операторы почтовой связи обязаны предоставлять пользователям услуг почтовой связи информацию об установленных сроках оказания услуг почтовой связи, а также об утвержденных Правительством РФ нормативах доставки и контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции.
Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
Согласно ст. 29 Закона о почтовой связи плата за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг почтовой связи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе.
Плата за универсальные услуги почтовой связи определяется на основании тарифов, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий в сфере услуг общедоступной почтовой связи в порядке, установленном Правительством РФ, и подтверждается нанесенными на письменную корреспонденцию государственными знаками почтовой оплаты. Проданные государственные знаки почтовой оплаты обратно не принимаются и не обмениваются.
Анализ ст. 19 Закона о почтовой связи дает основания считать, что договор об оказании услуг почтовой связи также является публичным, а на пользователей услуг почтовой связи, являющихся потребителями, распространяется действие норм Закона о защите прав потребителей.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи операторы почтовой связи несут перед пользователями услуг почтовой связи имущественную ответственность. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, повреждение почтовых отправлений, недостачу вложений почтовых отправлений в размере объявленной стоимости, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи. В ст. 34 Закона о почтовой связи конкретизируются по сравнению с Законом о связи меры ограниченной имущественной ответственности оператора почтовой связи перед пользователем. Так, убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором почтовой связи в следующих размерах:
За нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных (бытовых) нужд граждан операторы почтовой связи выплачивают неустойку в размере 3% платы за услугу почтовой связи по пересылки за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу, а также за нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений воздушным транспортом – разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.
Итак, в сфере услуг связи отношения по оказанию данного вида услуг наряду с нормами ГК регулируются также положениями иных нормативно-правовых актов.
возмездный услуга
договор связь
2.2 Договор оказания аудиторских услуг
Отношения по проведению аудиторских проверок и осуществлению сопутствующих аудиту услуг регулируются на основании договора возмездного оказания услуг.
Основное внешнее отличие этого договора от схожих договоров Л.В. Стуков усматривает в том, что право оценивать качество проведенной проверки проверяемому экономическому субъекту не предоставлено. Это право предоставлено лицензирующему органу по результатам проверки, а также суду, что является одним из условий независимости аудита. Договор на оказание аудиторских услуг должен включать в себя обязательства клиента об оплате услуг независимо от выводов, содержащихся в заключении аудитора. Однако нельзя не согласиться с мнением В.К. Андреева, что суждения об особом характере отношений аудитора и аудируемого лица правильны лишь применительно к договору на проведение аудиторской проверки, а договоры оказания сопутствующих аудиту услуг не несут в себе специфических особенностей, на основании которых можно было бы выделить такие договоры как разновидность договора на проведение аудиторской проверки. Нельзя отождествлять все договоры на оказание аудиторских услуг с договором на проведение аудиторской проверки. Аудиторами могут оказываться услуги, которые опосредуются договорами подряда, поручения и т.д..
Исполнитель – аудиторская организация, индивидуальный аудитор. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» (с последующ. изм. и доп.) (далее – Закон об аудите) предъявляет особые требования к аудиторской организации, индивидуальному аудитору как стороне в договоре на проведение аудиторской проверки, поскольку аудиторский контроль должен осуществляться лицами, обладающими профессиональными знаниями, не имеющими имущественной или иной заинтересованности в оценке достоверности финансовой отчетности другой стороны по договору.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 октября 2006 г. №1506/06 договор между общественной организацией «Сибирское отделение института дипломированных бухгалтеров и аудиторов» (исполнитель) и предприятием «Горводоканал-Новосибирск» (заказчик) на консультационно-справочное обслуживание был квалифицирован как договор оказания аудиторских услуг и признан ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ как не соответствующий законодательству. Такой вывод был сделан Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ ввиду того, что аудиторская проверка была проведена не исполнителем, а фирмой «Чараудит», с которой у предприятия «Горводоканал-Новосибирск» не были оформлены договорные отношения, а в договоре оказания аудиторских услуг не была предусмотрена возможность его исполнения третьими лицами. Напротив, стороны обязались не передавать другим лицам информацию и данные, полученные ими при исполнении договора. Кроме того, необходимо отметить, что объединения, созданные аудиторами и аудиторскими фирмами для координации своей деятельности и защиты своих профессиональных интересов, не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью. Организация «Сибирское отделение института дипломированных бухгалтеров и аудиторов» является общественной организацией, созданной в целях защиты профессиональных, социальных и иных интересов ее членов, а также повышения их профессионализма и не имеет лицензии на осуществление аудиторской деятельности.