Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:06, реферат
Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств. При его осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с транспортными услугами (организационно-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.). Производность таких обязательств не устраняет их самостоятельного юридического значения. Близким по своей природе, но все же отличным от перевозки является буксировочное обязательство.
Введение………………………………………………………….2
1. Понятие и виды договора перевозки грузов ...............5
2. Элементы договора перевозки грузов ………………….17
3. Ответственность по договору перевозки грузов………25
Заключение…………….………………………………………..32
Список литературы…………………………………………….34
Приложение (пример договора перевозки грузов)..…….35
Особый вид нарушения перевозчиком своих договорных обязанностей - просрочка в доставке груза. В этом случае перевозчик уплачивает штраф, который в действующих транспортных уставах носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Эта ответственность также может быть изменена по соглашению сторон с соблюдением правил ст. 793 ГК. Просрочка в доставке груза может явиться причиной его порчи или даже гибели. Тогда, кроме уплаты штрафа за просрочку, перевозчик обязан возместить ущерб, причиненный порчей (гибелью) груза.
От имущественной
Общая авария характеризуется, прежде всего, тем, что убытки причиняются намеренными и разумными действиями в интересах всех участников перевозки (отсюда и ее название, ст. 232 КТМ). Эти убытки могут выражаться: а) в уничтожении части груза или судового имущества (например, в целях форсирования хода судна, получившего повреждение, сжигается часть груза или судовой инвентарь); б) в каких-либо расходах (например, расходы, вызванные вынужденным заходом судна в место убежища из-за несчастного случая); в) в иных пожертвованиях (например, в целях снятия с мели судна, находящегося в опасном положении, менее ценная часть груза выбрасывается за борт) и т.д. Перечень убытков (расходов), которые считаются общей аварией, является примерным (ст. 234, 235 КТМ), а нормы, регламентирующие ее последствия - диспозитивными (ст. 233 КТМ). Убытки признаются общей аварией лишь при условии, что соответствующие расходы или пожертвования носят чрезвычайный характер и понесены вследствие намеренных и разумных действий в целях спасания судна, груза и фрахта от общей для них опасности. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий авария признается частной. Если, например, при перевозке уничтожается заболевшее животное, это будет частная авария, так как опасность грозила только грузу, но не судну. Перерасход топлива для преодоления встречного штормового ветра, предпринятый для скорейшего достижения порта, также не составит общей аварии, поскольку эти расходы не являются чрезвычайными, а связаны с обычными опасностями на море. Такие расходы предусматриваются правилами эксплуатации судов в качества штормового запаса топлива. Перечень убытков, не являющихся общей аварией, дан в ст. 238 КТМ. Правовые последствия общей и частной аварий различны. Убытки, составляющие частную аварию, относятся на счет того, кто их понес (судовладелец, перевозчик или грузовладелец), или на того, кто отвечает за их причинение. Расходы или пожертвования, отнесенные к общей аварии, распределяются между всеми участниками перевозки.
Договор перевозки грузов - один из хозяйственных важнейших договоров, благодаря которому осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей.
Сторонами по договору перевозки груза являются транспортные организации - перевозчик и грузоотправитель. Договор перевозки грузов государственных и общественных организаций заключается на основании плана, обязательного для обеих сторон. Таким образом, договор перевозки грузов плановый. И перевозчик, и грузоотправитель имеют права и несут ответственность, следовательно, договор перевозки двусторонний, Договор перевозки грузов - реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком.
На данном этапе договорные обязательства регулируются как Гражданским кодексом, так и иными нормативными актами. Но вся проблема заключается в несовершенстве нашей законодательной базы. Не секрет, что порой договорные обязательства просто не выполняются в силу тех или иных причин. В таких случаях, хотя на бумаге и предусмотрена ответственность, она не наступает, т.к. нет строгого соблюдения закона. Практически во всех случаях его можно обойти, а это влечёт, в свою очередь, нарушение налаженных хозяйственных связей между поставщиками и потребителями той или иной продукции, несоблюдение правил перевозки грузов и т. п.
Я считаю, что прежде, чем говорить о договоре перевозки, просто необходимо отрегулировать закон в той его части, которая касается именно наказания за неисполнение обязательств по договору. В настоящее время в России процветает анархия и беззаконие, рушатся все налаженные когда-то хозяйственные связи. Договор перевозки грузов призван обеспечить строго регламентированные правила перевозки грузов, в связи с этим требуется его неукоснительное выполнение. Грузоотправитель и грузополучатель должны со всей ответственность подходить к выполнению обязательств по перевозке. А наш закон не должен создавать препятствий в этом, как это порой бывает (что и вынуждает людей его обходить), а наоборот, всячески помочь и обеспечить справедливое административное наказание (взыскание и т.п.) в тех случаях, когда это необходимо.
Конституция РФ
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2. - М., 1999.
Гражданское право./ Под ред. Е.А. Суханова. - М., 2003.
Гражданское право./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 2002.
Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. - М., 2000.
Маковский А.Л. Правовое регулирование морских перевозок грузов. - М., 1961.
Якушев В. Общие тенденции развития права перевозок грузов и их влияние на правовое регулирование смешанных перевозок // Хозяйство и право. - М., 1996.
Мейер Д.И. Русское Гражданское право. Часть 1. - М.: Серия «Классика российской цивилистики». - 1998.
9. Киселев Ю.В. Договор
перевозки и особенности
Приложение (пример договора перевозки грузов).
г. ________________ "__"___________ 20__ г.
______________________________
(наименование предприятия перевозящего груз)
именуемое в дальнейшем "Перевозчик", в лице _________________________
______________________________
(должность, Ф.И.О.)
действующего на основании
______________________________
(Устава, положения)
с одной стороны,
и ____________________________
(наименование предприятия отправляющего груз)
именуемое в дальнейшем "Отправитель", в лице ________________________
______________________________
(должность, Ф.И.О.)
действующего на основании
______________________________
(Устава, положения)
с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.
1. Предмет договора. Провозная плата
1.1. По настоящему договору Перевозчик обязуется доставить
вверенный ему Отправителем
груз ______________________________
(наименование, качество,
______________________________
другие индивидуальные признаки)
в количестве ______________________________
(цифрами и прописью)
"Груз", в следующий
пункт назначения: ______________________________
(наименование)
выдать груз Получателю,
а Отправитель обязуется
груза плату, установленную настоящим договором.
1.2. Заключение настоящего
договора подтверждается
и выдачей Перевозчиком
Отправителю транспортной
документа на груз).
1.3. Плата за перевозку груза составляет: ______________________
______________________________
1.4. Перевозка груза оплачивается в следующие сроки и в
следующем порядке: ______________________________
______________________________
1.5. Перевозчик обязан
доставить груз в пункт
определенный транспортными уставами и кодексами, или в разумный срок.
1.6. Работы и услуги, выполняемые Перевозчиком по требованию
Отправителя и не
предусмотренные настоящим
Отправителем по
1.7. Перевозчик имеет право удерживать переданный ему для
перевозки груз в обеспечение причитающейся ему провозной платы и
других платежей по перевозке.
2. Подача транспортных средств. Погрузка и выгрузка груза
2.1. Перевозчик обязан подать Отправителю груза под погрузку
исправные транспортные
средства в состоянии,
груза, в следующий
срок: ______________________________
2.2. Отправитель вправе
отказаться от поданных
средств, не пригодных для перевозки груза.
2.3. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется Отправителем
(Получателем) в следующие сроки и в следующем порядке: ______________
______________________________
______________________________
а также с соблюдением
положений, установленных
уставами, кодексами и правилами.
3. Ответственность сторон за нарушения
обязательств по перевозке
3.1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения
обязательств по перевозке Стороны несут ответственность,
установленную ГК РФ, иными правовыми актами, а также следующую
ответственность,
______________________________
______________________________
3.2. Соглашения Сторон об ограничении или устранении
установленной законом
ответственности Перевозчика
недействительными, за
исключением случаев, когда
соглашений при перевозках
груза предусмотрена
и кодексами.
3.3. Перевозчик за неподачу
транспортных средств для
груза в срок, предусмотренный подпунктом 2.1. настоящего договора, а
Отправитель за
транспортных средств
несут ответственность,
актами, а также следующую
ответственность,
соглашением сторон: ______________________________
______________________________
3.4. Перевозчик и Отправитель
освобождаются от
случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных
транспортных средств, если это произошло вследствие:
непреодолимой силы, а также вследствие иных явлений стихийного
характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
прекращения или ограничения
перевозки грузов в
направлениях, установленных
в порядке, предусмотренном ___
______________________________
(наименование транспортного устава или кодекса)
в иных случаях,
______________________________
(наименование транспортного устава или кодекса)
4. Ответственность Перевозчика за утрату, недостачу
и повреждение груза
4.1. Перевозчик несет
происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи Получателю,
если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза
произошли вследствие
обстоятельств, которые
предотвратить и устранение которых от него не зависело.
4.2. Ущерб, причиненный
при перевозке груза,
Перевозчиком в следующем размере:
в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости
утраченного или недостающего груза;
в случае повреждения груза - в размере суммы, на которую
понизилась его стоимость,
а при невозможности
поврежденного груза - в размере его стоимости;
в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его
ценности, - в размере объявленной стоимости груза.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в
счете Продавца, а при отсутствии счета - исходя из цены, которая при
сравнимых обстоятельствах
обычно взимается за
4.3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба,
вызванного утратой, недостачей или повреждением груза, возвращает
Отправителю провозную
плату, взысканную за
недостающего, испорченного
или поврежденного груза,
согласно настоящему договору эта плата не входит в стоимость груза.
4.4. Документы о причинах
несохранности груза (
акт общей формы и т.п.), составленные Перевозчиком в одностороннем
порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими
документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить
основанием для