Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 19:14, курсовая работа
Авторское право в России появилось лишь вначале XIX веке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Сто семьдесят лет, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке актуальны и сегодня. Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как например права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право.
Введение .
1 . Понятие , источники правового регулирования авторского права .
Понятие и признаки авторского права.
Источники авторского права.
2. Особенности содержания авторского права.
2.1 Объекты авторского права.
2.2 Субъекты авторского права.
Заключение .
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
Факультет |
Юридический |
Специальность |
030912 |
Кафедра |
96 |
Курсовая работа защищена с оценкой:
Руководитель КР
к. юрид. наук,доцент. |
А.А. Боер | |||
должность, уч. степень, звание |
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ
Курсовую работу выполнил(а)
студент(ка) группы № |
9103 К |
Луговская В.Ю. | |||
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
2012
Содержание
Введение .
1 . Понятие
, источники правового
2. Особенности содержания авторского права.
2.1 Объекты авторского права.
2.2 Субъекты авторского права.
Заключение .
Введение.
Авторское право в России появилось
лишь вначале XIX веке (1828г.), где право автора
на созданное им произведение трактовалось
как право собственности, которым можно
торговать. Сто семьдесят лет, прошедших
с того дня, это сравнительно небольшой
отрезок времени для развития отрасли
права. Некоторые проблемы, поднимаемые
в прошлом веке актуальны и сегодня. Если
юридическая конструкция многих правовых
институтов, давно получивших силу в гражданском
обществе, как например права собственности,
далеко не успела выясниться, составляет
предмет спора для ученых, то тем более
можно ожидать отсутствия определенности
в построении такого молодого института,
как авторское право. Сегодня авторское
право, нормы которого регулируют отношения,
возникающие в связи с созданием и использованием
произведений науки и искусства, большинство
российских ученых справедливо рассматривают
в качестве особого института гражданского
права. Такого же мнения придерживался
в своих работах Шершеневич, критикуя
бытующие в его время теории , такие как
"теория, признающая авторское право
за право собственности", "теория,
основывающая авторское право на договоре
между автором и публикой", "теория,
считающая авторское право правом личности"
и "теория, отвергающая субъективное
авторское право".
Институт авторского права заключает
в себе специальные и своеобразные черты,
отличающие его от всех других институтов
гражданского права. Институтом этим охраняются
не только имущественные интересы авторов,
но также и их права и интересы личные
— нравственные и духовные. Вместе с тем
этим институтом затрагиваются интересы
общественные — интересы культуры и просвещения.
Благодаря этому правоотношения, нормируемые
законом об авторском праве, выходят далеко
за пределы частногражданских отношений
и приобретают исключительный интерес
— как юридический, в виду своеобразной
правовой конструкции этого права, так
и общественный, в виду предъявляемых
к нему требований культурно-просветительского
свойства.
Авторское право регулирует отношения,
связанные с производством и обменом результатов
интеллектуального труда, которые сохраняются
вне трудового процесса. Вместе с тем создаваемые
произведения не отделимы от их авторов,
и поэтому права последних носят личный
и исключительный характер. Данные обстоятельства
оказывают существенное влияние на правовое
регулирование авторских отношений, предопределяя
выделение норм авторского права в относительно
самостоятельное подразделение
1.Понятие , источники
правового регулирования
1.2 Понятие и признаки авторского права .
В соответствии со сложившейся в российской юридической практике традицией принято различать охрану прав (установление общего правового режима) и защиту прав (меры, которые принимаются в случаях, когда права нарушены или оспорены).
Итак, под охраной прав понимается установление общего правового режима по использованию объектов авторского права и правомочий, с ними связанных. Согласно тексту Всемирной Женевской конвенции (применимого к Российской Федерации) объектом охраны авторского права являются права авторов и всех других обладателей авторских прав на литературные, научные и художественные произведения .
Но прежде всего следует определить, что такое принцип охраны авторского права. Это территориальный и национальный критерий авторского права. Территориальный принцип предоставления охраны заключается в том, что охрана произведению предоставляется, если произведение впервые опубликовано (может быть обнародовано) или если не опубликовано, но находится на территории государства, где испрашивается охрана. Изначально Бернская конвенция применяла только этот принцип, но с 1964 г. стал применяться принцип гражданства (национальный). Он заключается в том, что произведения гражданина определенной страны охраняются в стране, гражданином которой он является, независимо от места обнародования произведения. Два данных принципа отражены в российском законодательстве (п. 3 ст. 5 ЗоАП). Применение двух принципов является верным, т.к. территориальный принцип отвечает прежде всего интересам издателей и книготорговцев, а национальный - интересам авторов.
Согласно п. 1 ст. 6 ЗоАП авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Значит, произведение согласно Закону является объектом авторского права, хотя сам термин в ЗоАП не раскрыт. Правда, из содержания п. 1 и 2 ст. 6 ЗоАП можно сделать вывод о том, что произведение - это результат творческой деятельности автора, выраженной в объективной форме. Профессор В.И. Серебровский под произведением понимает "совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения". Соответственно объектом авторского права следует считать не просто работу автора и идеи, выраженные автором, а произведения как комплекс идей и образов, получивших свое выражение в готовом труде, как индивидуальное и неповторимое творческое отражение объективной действительности.
Наше законодательство (как, впрочем, и международное) закрепляет два легальных критерия охраноспособности объектов авторского права. Авторское право должно распространяться на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся, во-первых, результатом творческой деятельности и, во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме.
В российском законодательстве признак творчества не раскрывается, в связи с чем в литературе дается немало его определений. Чаще всего творчеством считается умственная, духовная деятельность человека, завершающаяся созданием объективно новых и творчески самостоятельных результатов науки и искусства. Важным, по мнению большинства ученых, показателем творческого характера произведения является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, в новой форме произведения.
Произведения охраняются авторским правом независимо от их назначения, способа выражения и достоинств (п. 2 ст. 6 ЗоАП). Под назначением произведения понимается предполагаемый или фактический способ его использования. Достоинство - это различные положительные характеристики, относящиеся к форме или содержанию произведения: актуальность, художественность образов, научная достоверность и др.
Стоит отметить, что в Бернской конвенции не сформулированы конкретные требования к творческому характеру деятельности, хотя в ст. 1 Конвенции объявлена цель - "охрана прав авторов на их литературные и художественные произведения", и сами слова "автор" и "произведение" подразумевают наличие результата творчества.
Следующим критерием охраноспособности
является объективная форма
письменный (рукопись);
устный (публичное произнесение речи);
звуко- или видеозапись (магнитной, механической, цифровой и т.д.);
изображения (рисунок, эскиз, картина и т.д.);
объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).
Для признания произведения,
выраженного в объективной
По Закону "Об авторском праве и смежных правах" авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Обнародование - это осуществление с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения, т.е. опубликование, публичный показ и другие способы.
Таким образом, в России, как и в иных странах, установлено, что авторское право охраняет только форму произведения, а не его содержание. Содержание охраняется только в той форме, в которой оно выражено в произведении. Поэтому нет ничего удивительного в том, что п. 4 ст. 6 Закона гласит, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, принципы, открытия и факты. Так, имидж персонажа, созданного актером как идея, авторским правом не охраняется; однако образ персонажа мультфильма (например, "Волк", "Заяц") охраняется авторским правом, т.к. рисунок - это форма образа. Или, например, А.С. Пушкин не может считаться соавтором Н.В. Гоголя только потому, что дал ему идею для гениального произведения "Мертвые души". Материально воплотил эту идею все-таки Гоголь.
В нашем законодательстве
предусмотрена охрана не только самого
произведения, но и его частей (включая
название), удовлетворяющих требованиям
указанного Закона, т.е. если оно является
результатом творческой деятельности
(оригинальным) и может использоваться
самостоятельно. Под частью произведения
понимаются любые отдельные части,
выделенные из произведения, как механические
(отрывок кинофильма, фрагмент картины),
так и части, созданные с помощью
творчества другого лица (глава книги).
На основе указанной нормы охраняется
и название произведения (разумеется,
если оно является результатом творчества,
оригинально и может
Гори, гори моя звезда,
Гори, звезда приветная,
Ты у меня одна заветная,
Других не будет никогда,
написанные автором В.
Вместе с тем неоригинальные названия произведений авторским правом не охраняются (например, "Мисс Россия" или "Кавказский пленник").
В целом вопросы о том, что является произведением с точки зрения авторского права и каковы критерии, на основе которых судьи должны строить свои решения крайне сложны. Рассмотрим следующий пример.
Мещанский межмуниципальный суд Москвы, рассматривая дело по иску Е.Е. Сухова к издательству ЗАО "Компания АСТ - Пресс" о запрете использования названия "Я - вор в законе", счел нужным выяснить, не является ли выражение "вор в законе" устойчивым фразеологическим сочетанием. Суд исходил из убеждения, что подобное сочетание не может быть новым и оригинальным в качестве названия произведения. Своим решением от 20.04.2001 г. суд отказал в защите названию "Я - вор в законе", не признав его оригинальным, и, следовательно, результатом творческой деятельности. Решение было оставлено в силе определением судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 18.06.2001 г.
В связи с тем что в настоящий момент важной проблемой судебной практики по делам о нарушениях авторского права является определение объекта авторского права, следует для большей ясности привести еще один пример из информационного письма ВАС.
Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о запрещении ответчику использовать в качестве наименования выпущенной в свет книги название "Энциклопедия для детей и юношества".
Истец полагал, что использование этого названия нарушает его авторские права на часть (название) произведения, опубликованного истцом раньше, чем ответчиком, и состоящего из нескольких томов под общим названием "Энциклопедия для детей".
Арбитражный суд правомерно отказал в иске по следующим основаниям.
Согласно ст. 6 Закона "Об авторском праве и смежных правах" к объектам авторского права относится и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Однако истец не доказал творческого (оригинального) характера названия, использованного им для серии книг. Наоборот, неоригинальность словосочетания "Энциклопедия для детей" очевидно.
Произведения, являющиеся объектами авторского права, перечислены в ст. 7 ЗоАП, перечень их не является ограниченным (об этом говорит Закон). А вот перечень произведений, не являющихся объектами авторского права, строго ограничен (ст. 8 ЗоАП).
Не являются объектами авторского права:
официальные документы (законы, судебные решения и иные тексты законодательного, судебного характера), а также их официальные переводы;
государственные символы
и знаки (флаги, гербы, ордена и иные
государственные символы и
произведения народного творчества;
сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Например, авторское право не охраняет информацию о номерах телефонов в телефонных справочниках, но охраняет форму, в которой эта информация выражена.
Правда, в правоприменительной
практике разрешения споров в сфере
авторского права возникает много
вопросов относительно определений
круга произведений, не являющихся
объектами авторского права. Так, например,
законодательством четко не определен
круг объектов, подпадающих под
Вместе с тем следует
иметь в виду, что творческий труд
по систематизации законов, судебных решений,
административных и тому подобных актов
порождает авторские права. Поэтому
производные и составные