Доктрина информационной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:40, реферат

Краткое описание

Проблема обеспечения информационной безопасности любого государства является одним из наиболее важных аспектов его внешней политики, так как именно информационная сфера представляется важнейшим объектом приложения деятельности различных участников международных отношений. Информационная безопасность страны и ее граждан – серьезная проблема для любого государства. Информация занимает в жизни каждого человека и государства в целом все более значительное место.. Безопасность интересов в информационной сфере стала определять содержание национальной и международной безопасности.

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ.docx

— 24.09 Кб (Скачать файл)

1.Введение.

  Проблема обеспечения информационной безопасности любого государства является одним из наиболее важных аспектов его внешней политики, так как именно информационная сфера представляется важнейшим объектом приложения деятельности различных участников международных отношений.

  Информационная безопасность страны и ее граждан – серьезная проблема для любого государства. Информация занимает в жизни каждого человека и государства в целом все более значительное место.. Безопасность интересов в информационной сфере стала определять содержание национальной и международной безопасности.

  Особенное значение обеспечению информационной безопасности придают те страны, которые являются либо претендуют на роль великих держав. Правительства таких государств осознают, что без учета информационного фактора они не смогут защищать свои геополитические интересы, оказывать воздействие на внешнюю политику других стран, определять основные направления политического развития отдельных регионов и влиять на мировую политику в целом. В полной мере это утверждение относится к внешнеполитическому курсу Российской Федерации, руководство которой уделяет большое внимание вопросам собственной информационной безопасности и разработке комплексной системы ее реализации.

  Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

  Национальные интересы России в информационной сфере были впервые определены в Доктрине информационной безопасности, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2000 году.

 

2. Понятие информационной безопасности.

 

  Для полного и правильного понимания правовых основ обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации, содержащихся в Доктрине информационной безопасности, необходимо в первую очередь разобраться в том, какова же сущность и содержание информационной безопасности современного российского общества.

  Появление новых информационных технологий и развитие мощных компьютерных систем хранения и обработки информации повысили уровни защиты информации и вызвали необходимость в том, чтобы эффективность защиты информации росла вместе со сложностью архитектуры хранения данных. Так постепенно защита экономической информации становится обязательной: разрабатываются всевозможные документы по защите информации; формируются рекомендации по защите информации; даже проводится ФЗ о защите информации, который рассматривает проблемы защиты информации и задачи защиты информации, а также решает некоторые уникальные вопросы защиты информации.

  Угроза защиты информации сделала средства обеспечения информационной безопасности одной из обязательных характеристик информационной системы.

  На сегодняшний день существует широкий круг систем хранения и обработки информации, где в процессе их проектирования фактор информационной безопасности Российской Федерации хранения конфиденциальной информации имеет особое значение. К таким информационным системам можно отнести,  банковские или юридические системы безопасного документооборота и другие информационные системы, для которых обеспечение защиты информации является жизненно важным для защиты информации в информационных системах.

  Под информационной безопасностью Российской Федерации подразумевается техника защиты информации от преднамеренного или случайного несанкционированного доступа и нанесения тем самым вреда нормальному процессу документооборота и обмена данными в системе, а также хищения, модификации и уничтожения информации.

  Вопросы защиты информации и защиты информации в информационных системах решаются для того, чтобы изолировать нормально функционирующую информационную систему от несанкционированных управляющих воздействий и доступа посторонних лиц или программ к данным с целью хищения.

  Техника защиты информации, как и правовое регулирование в данном вопросе не успевает развиваться за числом злоупотреблений полномочиями, и всегда отстает в своем развитии от технологий, которыми пользуются взломщики для того, чтобы завладеть чужой тайной.

На сегодняшний день существуют следующие виды угроз защиты информации на предприятии: пассивная и активная.

  Пассивный риск информационной безопасности не нацелен на нарушение функционирования информационной системы. К пассивному риску информационной безопасности можно отнести, например, доступ к БД или прослушивание каналов передачи данных.

Для любой концепции информационной безопасности, тем более, если используются методы защиты информации в локальных  сетях и компьютерных системах, принцип  непрерывного развития является основополагающим, ведь информационная безопасность информации постоянно подвергается все новым  и новым с каждым разом еще  более изощренным атакам, поэтому  обеспечение информационной безопасности организации не может быть разовым  актом, и созданная однажды технология защиты информации, будет постоянно  совершенствоваться вслед за ростом уровня взломщиков.

  Принцип обеспечения надежности системы защиты информации и информационная безопасность - это невозможность снижения уровня надежности системы во время сбоев, отказов, ошибок и взломов.

 

Обязательно необходимо обеспечить контроль и управление информационной безопасностью, для отслеживания и  регулирования механизмов защиты. Обеспечение средств борьбы с вредоносным ПО. Например, всевозможные программы для защиты информации и система защиты информации от вирусов.

  К методам и средствам защиты информации относят организационно-технические и правовые мероприятия информационной защиты и меры защиты информации (правовая защита информации, техническая защита информации, защита экономической информации и т.д.).

3. Анализ «Доктрины информационной безопасности РФ»

 

Важнейшим документом в сфере  информационной политики, который был  принят в России и реализуется  в настоящее время, является Доктрина информационной безопасности.

  Доктрина информационной безопасности Российской Федерации является базовым концептуальным документом, который определяет основные направления обеспечения одного из ключевых направлений безопасности российского государства. Она была одобрена Советом Безопасности РФ 23 июня и утверждена президентом России В.В. Путиным 9 сентября 2000 г.

  В доктрине отмечается, что современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

  Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности любого государства. Национальная безопасность Российской Федерации также существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать, учитывая, в частности, усиливающиеся угрозы со стороны криминальных группировок, террористов, приверженцев любой экстремальной идеи и других деструктивных общественных сил.

  На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

  В этом документе закреплены четыре составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

  Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина области получения информации, и ее использования, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Второй составляющей является информационное обеспечение государственной  политики Российской Федерации, которое  заключается в доведении до сведения российской и мировой общественности достоверной и позитивной информации о государственной политике России, ее официальной позиции по социально  значимым вопросам российской и международной  жизни, с обеспечением доступа граждан  к открытым государственным информационным ресурсам.

  Именно эта составляющая информационной безопасности российского государства имеет самое непосредственное отношение к области внешней политики и отражает важнейшие внешнеполитические задачи Российской Федерации на международной арене.

  Эта составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

  Еще одна составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории РФ. Среди мер, которые предлагается осуществить для реализации этой задачи, называются такие, как повышение безопасности информационных систем, включая сети связи; обеспечение защиты сведений, которые оставляют государственную тайну; расширение международного сотрудничества Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере и т.д.

  Анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства. Современные условия политического и социально-экономического развития страны вызывают обострение противоречий между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных ограничений на ее распространение. Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям. Недостаточна также государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок. Серьезный урон нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифицированных специалистов.

  Особое значение в процессе обеспечения информационной безопасности придается международному сотрудничеству в этой сфере. Такое взаимодействие Российской Федерации с другими государствами заявлено как неотъемлемая составляющая политического, военного, экономического, культурного и других видов взаимодействия стран, входящих в мировое сообщество. Это сотрудничество должно, по мнению разработчиков доктрины, способствовать повышению информационной безопасности всех членов мирового сообщества, включая Российскую Федерацию.

  К настоящему времени созданы все условия для обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, которое подразумевает всестороннее противодействие имеющимся рискам и угрозам на основании принятой в начале 2000-х годов и действующей в настоящее время политико-правовой основы для этой деятельности.

 

4. Заключение

 

В России на данный момент существует и успешно действует целая система обеспечения информационной безопасности, которая, стоит сказать, еще не реализована, то есть, не подкреплена гарантиями и не обеспечена правовыми средствами, в полной мере, опирающаяся на Доктрину информационной безопасности Российской Федерации;

  Принятая в 2000 г. доктрина представляет собой основополагающий документ, который не только определяет сущность и содержание информационной безопасности такого значимого субъекта международных отношений, как Россия, но и достаточно подробно описывает отдельные ее составляющие, исходя из современных условий социально-политического, экономического и духовно-гуманитарного развития российского государства.

 

Российская доктрина может стать моделью для разработки, принятия и практической реализации, аналогичных нормативно-правовых актов в других постсоветских странах, особенно учитывая то обстоятельство, что Россия как великая держава сталкивается с несравнимо большим объемом рисков и угроз, чем средние и малые государства.

  Современному государству, к числу которых Российская Федерация без сомнения относится, просто необходимо создавать систему обеспечения информационной безопасности, опирающуюся на комплекс нормативных правовых актов, которая позволит предупреждать и противодействовать реализации имеющихся угроз информационной безопасности, а также выявлять и принимать меры против уже объективно реализовавшихся угроз;

  В России на данный момент существует и успешно действует целая система обеспечения информационной безопасности, которая опирается на Доктрину информационной безопасности Российской Федерации - основополагающий документ, который не только определяет сущность и содержание информационной безопасности такого значимого субъекта международных отношений, как Россия, но и достаточно подробно описывает отдельные ее составляющие и может стать моделью для разработки, принятия и практической реализации, аналогичных нормативно-правовых актов в других странах.

  Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, принятая в сентябре 2000 г., стала системно-правовой основой для реализации тех целей и задач внешней политики России, которые связаны с защитой внутреннего информационного пространства этого государства и распространением позитивной информации о нем за рубежом. Одобренный президентом России документ не является, безусловно, всеобъемлющим, но, вместе с тем, позволяет сформулировать конкретные направления деятельности, как государственных органов власти, так и средств массовой и сетевой информации.

Информация о работе Доктрина информационной безопасности