Законодательные акты России по развитию информатизации
Современная конкурентоспособная
экономика требует соответствующего
администрирования в государственном
секторе. Модернизация государственного
управления неразрывно связана с
использованием новых информационных
и коммуникационных технологий (ИКТ).
Уровень информатизации государственных
структур традиционно ниже, чем в
бизнесе – как с точки зрения
используемых средств компьютерной
техники, программного обеспечения, так
и доступа сотрудников к интернету.
Этот разрыв сохраняется и сегодня.
Ситуация начала меняться в лучшую
сторону с принятием в 2002 году
Федеральной целевой программы
«Электронная Россия», которая рассчитана
на реализацию в период до 2010 года.
В настоящее время в
современной России действует огромное
количество правовых норм, прямо
или косвенно имеющих отношение
к интернет-сфере. Даже самый краткий
перечень нормативных актов, регулирующих
информационную сферу жизни общества,
может быть довольно объемным. Ниже
приведены лишь основные источники информационного
права:
- Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года № 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2009 года № 754 "Об утверждении положения о системе межведомственного электронного документооборота";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 723 "О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года № 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет";
- Федеральный закон от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";
- Указ Президента Российской Федерации от 01 ноября 2008 года № 1576 "О совете при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации";
- Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 г. № 632-р);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 года № 157 "О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства";
- Приказ ФСТЭК России, ФСБ России, Мининформсвязи России от 13 февраля 2008 года № 55/86/20 "Об утверждении порядка проведения классификации информационных систем персональных данных";
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года № Пр-212);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 года № 781 "Об утверждении положения "Об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2007 года № 758 "О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий";
- Концепция cоздания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2007 года № 516-р);
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных";
- Концепция региональной информатизации до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года№ 1024-р);
- Федеральный закон от 10 января 2002 года № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи";
- Федеральный закон 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Далее имеет смысл кратко
раскрыть суть некоторых наиболее значимых
из перечисленных законодательных
актов:
- Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р
Госпрограмма охватывает
все отрасли и сферы деятельности,
она должна повысить прозрачность и
управляемость, обеспечить устойчивость
и конкурентоспособность экономики
в целом. Работа ведется по множеству
направлений: создание электронного правительства,
преодоление цифрового неравенства,
развитие новых технологий связи. Основной
принцип программы: результаты должны
приносить реальную, ощутимую пользу
людям. Повышение качества жизни
должно выражаться в простых и
доступных сервисах, которыми граждане
пользуются почти ежедневно: запись
на прием к врачу через интернет,
оплата штрафов с мобильного телефона,
недорогой широкополосный доступ.
Цели и задачи Госпрограммы —
получение гражданам и организациями
преимуществ от применения информационных
и телекоммуникационных технологий и
создание условий для оперативного и эффективного
взаимодействия государства с гражданами
и бизнесом с их использованием.
Программа состоит из четырех
подпрограмм:
- «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»;
- Информационная среда»;
- «Безопасность в информационном обществе»;
- «Информационное государство».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года № 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет"
Основными целями концепции
являются обеспечение открытости деятельности
органов власти, повышение качества
и доступности предоставляемых
ими государственных и муниципальных
услуг. В состав единой системы входят
сводный реестр и единый портал государственных
и муниципальных услуг (функций),
региональные порталы и реестры.
Для функционирования единой системы
федеральные и региональные органы власти
осуществляют взаимодействие. Для этого
Правительством РФ назначаются оператор
сводного реестра и единого портала, уполномоченный
орган по ведению информационного ресурса
сводного реестра и уполномоченный орган
в области использования электронной
цифровой подписи. Определены их функции.
Сведения о государственных услугах для
размещения в едином реестре формируют
органы федеральные, региональные и местные
органы власти. Состав сведений зависит
от того, утверждены административные
регламенты предоставления соответствующих
услуг или нет. Сведения размещаются в
течение 7 календарных дней со дня вступления
в силу правовых актов, определяющих (изменяющих)
орган, на который возложено предоставление
соответствующей услуги (исполнение функции),
и (или) порядок ее оказания.
Единый портал обеспечивает доступ граждан
и организаций к сведениям об услугах
и функциях, размещенных в сводном реестре.
Такие сведения должны быть полными и
достоверными. Портал может использоваться
для подготовки необходимых запросов.
Помимо сведений об услугах (функциях),
размещенных в сводном реестре и подлежащих
обязательному размещению на едином портале,
оператор вправе разместить дополнительные
сведения. Их состав определяется Минкомсвязи
России по согласованию с Минэкономразвития
России. Граждане и организации могут
использовать различные каналы доступа
к сведениям о государственных услугах.
- Федеральный закон от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
Данный закон устанавливает,
каким образом каждый гражданин
может реализовывать свое право
на получение информации, непосредственно
затрагивающей его права и
свободы, а также иной информации,
к которой есть общественный интерес.
Основными целями закона являются обеспечение
открытости деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления,
активное использование информационных
технологий, объективное информирование
граждан РФ и структур гражданского
общества о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления.
Ответственность за нарушение закона
ограничивается дисциплинарной, административной
и гражданской ответственностью.
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года № Пр-212)
Согласно стратегии, целью
формирования и развития информационного
общества в РФ является повышение
качества жизни граждан и развитие
экономической, социально-политической,
культурной и духовной сфер жизни
общества. Среди других целей отмечается
совершенствование системы государственного
управления на основе использования информационных
и телекоммуникационных технологий. К
числу основных задач, требующих решения
для достижения поставленной цели, относятся:
формирование современной информационной
и телекоммуникационной инфраструктуры,
предоставление на ее основе качественных
услуг и обеспечение высокого уровня доступности
для населения информации и технологий.
Поставленная президентом
РФ задача вхождения России к 2015 г. в
число лидеров глобального информационного
пространства требует четко скоординированной
работы органов власти, бизнеса и
гражданского общества. Главы ключевых
ведомств и руководители компаний пообещали
до 2015 г. догнать страны, которые
значительно раньше сделали ставку
на развитие информационных технологий
и телекоммуникаций. В частности,
с 1 апреля Мининформсвязи собирается
запустить единый портал поддержки электронного
взаимодействия государственных ведомств
с населением. В течение года власти намереваются
обеспечить возможность получения через
портал 10 социально значимых госуслуг
в электронном виде, а также реализовать
механизмы оплаты любых госпошлин и сборов
через интернет. Ожидается, что к 2015 г.
граждане получат возможность получать
100% госуслуг в электронном виде, что позволит
упростить их получение и значительно
повысить качество госуслуг. Согласно
планам развития, все эти нововведения
приведут к более удобному взаимодействию
населения с государственными органами.
В то же время планируется перевести в
электронный вид обмен запросами и соответствующими
сведениями между министерствами и ведомствами,
что позволит сократить время рассмотрения
поступающих заявлений и снизить количество
очных обращений граждан в органы власти.
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Данный закон регулирует
отношения, возникающие при:
- осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
- применении информационных технологий;
- обеспечении защиты информации.
Информация может являться
объектом публичных, гражданских и
иных правовых отношений. Информация может
свободно использоваться любым лицом
и передаваться одним лицом другому
лицу, если федеральными законами не установлены
ограничения доступа к информации
либо иные требования к порядку ее
предоставления или распространения.
Информация в зависимости
от категории доступа к ней
подразделяется на общедоступную информацию,
а также на информацию, доступ к
которой ограничен федеральными
законами (информация ограниченного
доступа).
Данный закон подразделяет
информацию в зависимости от порядка
ее предоставления или распространения
на 4 вида:
- информацию, свободно распространяемую;
- информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
- информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
- информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Данный закон регулирует
вопросы защиты информации, дает понятие
информационным системам, а также
дает общее понимание механизмов
государственного регулирования в
сфере применения информационных технологий.
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных"
Целью настоящего Федерального
закона является обеспечение защиты
прав и свобод человека и гражданина
при обработке его персональных
данных, в том числе защиты прав
на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну.
- Федеральный закон 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи"
Необходимость нового документа
обусловлена тем, что положения
предшествующего закона об электронной
подписи не соответствуют современным
принципам регулирования электронных
подписей, которые действуют в
европейских государствах.
На сегодняшний день законодательство
РФ допускает использование только
одной технологии электронной подписи
(основанной на технологии асимметричных
ключей подписи) и делает необходимой
иерархическую систему удостоверяющих
центров. В сферу регулирования
закона об электронной подписи не
включены отношения, которые не являются
гражданско-правовыми сделками, также
законом не допускается электронная
подпись юридических лиц. Действующий
закон не согласован с иными законодательными
актами РФ, в том числе - о лицензировании
отдельных видов деятельности и
о техническом регулировании. Закон
устраняет эти недостатки действующего
закона. Кроме того, в документе
изменено определение электронной
подписи, в котором закреплен
основной признак, присущий всем видам
таких подписей - возможность ее
использования для идентификации
подписавшего информацию в электронно-цифровой
форме физического лица или юридического
лица. Предусмотрены механизмы признания
иностранных электронных подписей.
Выделяются три вида электронной
подписи:
- простая электронная подпись,
- усиленная неквалифицированная электронная подпись (неквалифицированная электронная подпись),
- усиленная квалифицированная электронная подпись (квалифицированная электронная подпись).
Простой электронной подписью является
электронная подпись, которая посредством
использования кодов, паролей или иных
средств подтверждает факт формирования
электронной подписи определенным лицом.
Неквалифицированной электронной
подписью является электронная подпись,
которая: получена в результате криптографического
преобразования информации с использованием
ключа подписи; позволяет определить лицо,
подписавшее электронный документ; позволяет
обнаружить факт внесения изменений в
электронный документ после его подписания;
создается с использованием средств электронной
подписи.
Квалифицированная электронная
подпись соответствует всем признакам
неквалифицированной электронной подписи.
Кроме того, ключ проверки такой подписи
указан в квалифицированном сертификате,
а для создания и проверки электронной
подписи используются средства электронной
подписи, получившие подтверждение соответствия
требованиям, установленным в соответствии
с настоящим федеральным законом.
При использовании неквалифицированной
электронной подписи сертификат
ключа проверки электронной подписи
может не создаваться, если соответствие
электронной подписи признакам
неквалифицированной электронной
подписи, установленным настоящим
федеральным законом, может быть
обеспечено без использования сертификата
ключа проверки электронной подписи.