Законодательный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. Эти требования, выработанные в течение веков различными государствами, концентрированно формулируются в отрасли знания, именуемой законодательной техникой. Данная отрасль знания обстоятельно разработана во многих цивилизованных странах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Законодательный процесс в РФ………………………………………….5
1.1Понятие законодательного процесса………………………………………...5
1.2Понятие стадий законодательного процесса……………………………….7
Глава 2.Общая характеристика стадий законодательного процесса…………...9
2.1 Осуществление права законодательной инициативы……………………...9
2.2 Подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу Российской Федерации…………………………………………………………..10
2.3 Рассмотрение проекта закона в Государственной Думе Российской Федерации и его последующее принятие или отклонение……………………14
2.4 Одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона, либо его отклонение……………………………………………………………..18
2.5 Подписание и обнародование закона, либо его отклонение Президентом Российской Федерации…………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 43.86 Кб (Скачать файл)

    Федеральный закон  считается отклоненным, если за  его одобрение не проголосовало  необходимое число членов Совета  Федерации. Решение об отклонении  федерального закона оформляется  постановлением Совета Федерации.  Постановление Совета Федерации  об отклонении федерального закона  вместе с федеральным законом  в пятидневный срок со дня  принятия постановления Председателем Совета Федерации направляется в Государственную Думу.

     Здесь необходимо  отметить, что решение об отклонении  федерального закона неподлежащего  в соответствии со ст. 106 Конституции  РФ обязательному рассмотрению  в Совете Федерации, должно  быть принято до истечения  четырнадцатидневного срока, исчисляемого  в соответствии с ч.5 ст. 103  Регламента  СФ. В случае если четырнадцатидневный  срок рассмотрения федерального  закона, не подлежащего обязательному  рассмотрению Советом Федерации,  истекает до очередного заседания  Совета Федерации, то Совет  палаты вправе принять одно  из следующих решений:

а) поручить Председателю СФ направить Президенту Российской Федерации  для подписания и обнародования  федеральный закон, считающийся  одобренным Советом Федерации в  соответствии с ч. 4 ст.105 Конституции  РФ;

б) поручить Председателю СФ созвать внеочередное заседание  Совета Федерации для рассмотрения федерального закона, по которому у  комитетов, комиссий Совета Федерации  имеются замечания. Таким образом, одобренный (в первом случае) Советом  Федерации без рассмотрения федеральный  закон по истечении четырнадцатидневного срока направляется Председателем  СФ Президенту РФ для подписания и  официального опубликования, о чем  уведомляется Государственная Дума.

      В практике  работы Совета Федерации имели  место случаи, когда 14-дневный   срок по рассмотрению федерального  закона истекал, а решения по  ним не принимались и, соответственно  на подпись Президенту РФ не  направлялись. В связи с чем  Государственная Дума направляла  эти законы Президенту РФ напрямую, минуя  Совет Федераций. В  принятом по этому поводу постановлению  от 23 марта 1995 года Конституционного  суда РФ «была исключена возможность  «прямого» направления законов  Президенту РФ, минуя Совет Федерации, и подтвердил обязанность Совета Федераций строго соблюдать 14-дневный срок рассмотрения федеральных законов, по которым не требуется обязательного  решения Совета Федераций»5.

       В постановлении  Совета Федерации об отклонении  принятого Государственной Думой  федерального закона могут содержаться:

а) предложение о создании согласительной комиссии для преодоления  возникших разногласий между  Советом Федерации и Государственной  Думой;

б) поручение комитету (комиссии) Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального закона, и сопредседателю согласительной комиссии от Совета Федерации  подготовить и направить в  Государственную Думу поправки к  федеральному закону, отклоненному Советом  Федерации.

Обоснование решения об отклонении федерального закона может быть оформлено  в виде пояснительной записки  к постановлению Совета Федерации  с указанием тех положений  федерального закона, по которым возникли разногласия.

      Порядок  рассмотрения Советом Федерации  федерального конституционного  закона, одобренный Государственной  Думы, утвержден главой 15 Регламента  СФ и  происходит по схеме,  как и для федерального закона: регистрируется, проверяется наличие   необходимых сопроводительных документов, назначается ответственный комитет,  организуется обсуждения закона  в субъектах РФ, выноситься заключение  ответственного комитета (с учетом  предложений Общественной палаты, субъектов РФ), закон рассматривается  на заседании палаты и затем  происходит голосование о его  одобрении. Федеральный конституционный  закон считается одобренным Советом  Федерации, если за его одобрение  проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации, в соответствии с ч.2 ст.108 Конституции РФ (отличие от одобрения простого ФЗ, где необходимо большинство голосов от общего числа членов СФ). Решение об одобрении федерального конституционного закона оформляется постановлением Совета Федерации. Одобренный Государственной Думой и Советом Федерации федеральный конституционный закон считается принятым, о чем указывается в том же постановлении Совета Федерации. Если при голосовании не набрано необходимое количество  голосов, то закон считается отклоненным, соответствующее постановление направляется в Думу в течении 5-ти дней. Для преодоления возникших разногласий по закону создается  согласительная комиссия.

    Порядок рассмотрения  Советом Федерации закона о  поправках к Конституции РФ  более сложный, чем для других  категорий законов утвержден  главой 16 Регламента СФ и федеральным  законом «О порядке принятия  и вступления в силу поправок  к Конституции Российской Федерации»  от 04.03.1998 №33-ФЗ. Отмечу лишь  принципиальные  отличая: 

1) Закон РФ о поправке  к Конституции РФ считается  принятым, если за его одобрение  проголосовало не менее трех  четвертей от общего числа  членов Совета Федерации;

2) Председатель Совета  Федерации не позднее пяти  дней со дня принятия Советом  Федерации закона РФ о поправке  к Конституции РФ опубликовывает  для всеобщего сведения уведомление  о принятии этого закона;

3) закон РФ о поправке  к Конституции РФ  направляется  в законодательные (представительные) органы государственной власти  субъектов Российской Федерации  для рассмотрения, результат которого  – одобрение закона  не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации либо неодобрение, тогда процедура рассмотрения этого закона прекращается;

4) Совет Федерации может  обжаловать в Верховный Суд  РФ результаты рассмотрения закона  законодательными (представительными)  органами субъектов РФ, в случае  положительного решения суда  палата на своем очередном  заседании повторно рассматривает  этот вопрос.

      Таким образом,  Совет Федерации может рассматривать  принятый Государственной Думой  федеральный закон и одобрить  его либо отклонить или же  воздержаться от его рассмотрения. Кроме того, Конституция Российской  Федерации определяет перечень  вопросов, принятие закона по  которым подлежит обязательному  рассмотрению в Совете Федерации.

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

          2.5. Подписание и обнародование закона, либо его   отклонение Президентом

          Ст. 107 Конституции РФ предусматривает,  что принятый ГД и одобренный  СФ федеральный закон в течение  5 дней направляется Президенту  РФ для подписания и обнародования  (промульгация). В соответствии с  ч.2 ст. 107 в  течение 14 дней он  подписывает федеральный закон  и обнародует его, либо имеет  право отклонить федеральный  закон. В соответствии с ст. 108 Конституции РФ одобренный  ГД и СФ федеральный конституционный  закон в течение 14 дней подлежит  подписанию Президентом РФ. Отклонить  федеральный конституционный закон  Президент РФ не может. После  подписания  главой государства  закон должен быть в течение  7 дней опубликован в установленном  порядке. 

       Официальное  опубликование и вступление в  силу федерального конституционного  закона, федерального закона, подписанных  Президентом РФ является заключительным  этапом законодательного процесса. Тем самым выполняется положение  ч. 3 ст.15 Конституции РФ: «законы  подлежат официальному опубликованию.  Неопубликованные законы не применяются…».  Опубликование законов происходит  в порядке, установленном федеральным  законом от 14 июня 1994 года «О порядке  опубликования и вступления в  силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов,  актов палат Федерального Собрания».  Официальным опубликованием федерального  конституционного закона, федерального  закона считается первая публикация  его текста в «Парламентской  газете», «Российской газете»  или «Собрании законодательства  Российской Федерации». Публикация  не одна форма обнародования  закона. Подписанный Президентом  РФ закон может быть опубликован  также в других печатных изданиях, обнародован по телевидению, радио,  передан по каналам связи. Федеральные  конституционные законы, федеральные  законы вступают в силу одновременно  на всей территории РФ по  истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Заключение

Процесс законотворчества- сложный социальный процесс, сочетающий в себе  действие законов объективной  действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных выражающих общественные потребности законов может служить  основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.

 Подытожив вышеизложенное , необходимо выделить ряд насущных  проблем современного законотворчества.

Во-первых, необходимо изменить существующую практику законотворчества на стадии подготовки проекта закона. Здесь представляется возможным  разработка проекта группой ученых-специалистов, которая заменила бы ведомственный  порядок подготовки законопроектов. Целесообразно выносить важнейшие  законопроекты на всенародное голосование, предварительно разработав механизм подведения итогов обсуждения и их учета в  законопроекте.

Серьезной проблемой является неоправданная федеральная законотворческая активность. Многие законы изменяются и дополняются уже через несколько  месяцев или даже недель после  их принятия.

Во-вторых, качество закона. Основная задача состоит в том, чтобы  создать надежный организационно-правовой заслон немативированным законодательным  актом.

Перечисленный перечень трудностей законотворческого процесса не является исчерпывающим. Необходимо глубокое научное  исследование этих вопросов. Закон, если даже и воплощает насущные интересы, не будет работать автоматически. Для  его реализации требуется особый механизм, который начинает действовать  на организационном этапе.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты:

1.Российская Федерация.  Конституция РФ//Российская газета.-1993.- № 237.

2. Российская Федерация.  Законы. Федеральный конституционный  закон о Конституционном Суде  Российской Федерации// (Собрание  законодательства Российской Федерации.- 1994.- №13.- Ст. 1447.

3.Российская Федерация.  Законы. Федеральный закон о порядке  опубликования и вступления в  силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов,  актов палат Федерального Собрания  Российской Федерации//Российская  газета.-1994.-№111.- С.24.

4.Российская Федерация.  Законы. Федеральный закон о порядке  принятия и вступления в силу  поправок к Конституции Российской  Федерации//Собрание законодательства  Российской Федерации.-1998.-№10.-Ст.1146.

5. Российская Федерация.  Законы. Федеральный закон о внесении  изменений в статью 12 Федерального  закона «О статусе члена Совета  Федерации и статусе депутата  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации//Российская  газета.-2010.-№5247.-С.2.

6. Российская Федерация.  Государственная Дума Российской  Федерации. Постановление о регламенте  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации  №2134-2ГД//Собрание законодательства  Российской Федерации.- 1998.- №16.- Ст.1828.

7.Российская Федерация.  Совет Федерации Федерального  собрания Российской Федерации.  Постановление о регламенте Совета  Федерации Федерального собрания  Российской Федерации// Собрание  законодательства Российской Федерации.- 2002.- №14.- Ст.1241.

Научная и учебная  литература:

1. Голубок С.А. Конституционное  право России: учеб.пособие.-5-е изд.-М.:РИОР,2008.-С.161.

2. Некрасов С.И.Конституционное  право Российской Федерации: конспект  лекций.-М.:Юрайт-Издат, 2009.-С.167.

3. Конституционное  право России: учебник/ отв. ред.  А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин.-2-е  изд., перераб. и доп.-М.: Норма, 2007.-С.544.

4.Конституционное  право России: учебник / под ред.  А. Е. Постникова. - М.: Проспект, 2007. – С.504 .

5. Конституционное  право России: учебный курс в  2-х томах. Т. 1 / С. А. Авакьян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. – С.719 .

6.Конституционное  (государственное) право России: учебник для вузов / А. Ю.  Ларин. - М.: Книжный мир, 2006. – С.400 .

 

А также информация сайтов:

http://www.allpravo.ru/library/doc108p0/instrum151/item2773.html

http://www.booksite.ru/fulltext/kon/sti/tuc/konstituciya_rf/23.htm

http://www.duma.ru/

 

 

 

1 Регламент Государственной Думы, утвержденное Постановление ГД от 22 января 1998г. №2134-2ГД;     Регламент Совета Федерации, утвержденное Постановлением СФ от 30 января  2002г. № 33-СФ.

2 СЗ РФ.1999, № 43. Ст. 5124. 

3 СЗ РФ.1999. № 26. Ст. 3176

4 Конституционное право России:Учебник/ отв. Ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Норма, 2007.-с.379

5 Конституционное право России:Учебник/ отв. Ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Норма, 2007.-с.388

                                                                    


Информация о работе Законодательный процесс в РФ