Законодательство о банкротстве в странах Прибалтики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 09:21, доклад

Краткое описание

Данное исследование направлено на изучение иностранного законодательства о банкротстве, а именно в странах современной Прибалтики. К ним относят: Эстонию, Латвию и Литву. Работа представляет собой краткий обзор послевоенной истории каждой из стран, и особое внимание уделяется законодательному регулированию банкротства предприятий и физических лиц в каждой.
Стоит рассмотреть каждую из стран современной Прибалтики отдельно.

Вложенные файлы: 1 файл

банков.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Белгородский государственный  национальный исследовательский университет»

 

 

 

 

 

Юридический институт

Кафедра гражданского права и процесса

 

 

 

Доклад по специальному курсу «Конкурсное право»,

выполненный на тему:

« Законодательство о банкротстве в странах Прибалтики »

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы 01000902

5 курса

Конькова Анастасия Алексеевна

 

 

Проверил:

Доцент кафедры

гражданского права и процесса, канд. юрид. наук, доцент

Степанюк Андрей Вячеславович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород, 2014 г.

 

Введение. Данное исследование  направлено на изучение иностранного законодательства о банкротсвте,  а имеено в странах современной Прибалтики. К ним относят: Эстонию, Латвию и Литву. Работа представляет собой краткий обзор послевоеннной истории каждой из стран, и особое внимание уделяется законодательному регулированию банкротсва предприятий и физических лиц в каждой.

 

Стоит рассмотреть каждую из стран современной Прибалтики отдельно.

Начать стоит с Республики Эстония. Эсто́ния (эст. Eesti), официальное название — Эсто́нская Респу́блика (эст. Eesti Vabariik) — Европейское государство на северо-восточном побережье Балтийского моря. Восточную границу делит с Россией, на юге — с Латвией. Финский Залив на севере отделяет Эстонию от Финляндии, на западе от Швеции — Балтийское море.1 Страна располагается в северо-восточной части Европы. Омывается с севера водами Финского залива, с запада — Балтийским морем и Рижским заливом, граничит с Латвией на юге и с Россией — на востоке. Длина береговой линии 3 794 км. В состав Эстонии входит 1 521 остров в акватории Балтийского моря общей площадью 4,2 тыс. км². Самые крупные из них — Сааремаа и Хийумаа, а также Муху, Вормси, Кихну и др. Несмотря на значительную площадь, на островах проживает менее 5 % населения страны. Площадь Эстонии 45 226 км².2

Независимость Эстонии

16 ноября 1988 года  Верховный Совет Эстонской ССР  объявил о суверенитете Эстонии. 12 января 1991 года Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин совершил визит в Таллин, в ходе которого подписал с Председателем Верховного Совета Эстонской Республики Арнольдом Рюйтелем Договор об основах межгосударственных отношений РСФСР с Эстонской Республикой.

28 января 1991 года  Президент СССР Михаил Горбачёв  подтвердил конституционное право  выхода Эстонской ССР (и остальных  союзных республик) из СССР. 3 марта состоялся референдум по вопросу независимости Эстонской Республики, в котором приняли участие лишь правопреемные граждане Эстонской Республики (в основном эстонцы по национальности), а также лица, получившие так называемые «зелёные карточки» Конгресса Эстонии (условием получения карточки было устное заявление о поддержке независимости Эстонской Республики. Было выдано около 25.000 карточек, их обладателям впоследствии было предоставлено гражданство Эстонской Республики). 78 % проголосовавших поддержали идею национальной независимости от СССР. Эстония бойкотировала состоявшийся 17 марта Всесоюзный референдум о сохранении Союза ССР, но в северо-восточных районах, населённые преимущественно русскими, местные власти организовали голосование. В этих районах в референдуме приняло участие 74,2 % избирателей, 95,0 % из которых проголосовало за сохранение СССР.3 В начале переворота 19 августа ГКЧП в спешном порядке направил на территорию Эстонии дополнительные войска из Пскова, однако их колонна, дойдя до Таллина, не предприняла никаких действий. На следующий день тысячи людей собрались в Таллине на Тоомпеа, сооружая баррикады в защиту местной власти. 20 августа 1991 года Верховный Совет Эстонии принял резолюцию "О государственной независимости Эстони"

6 сентября Гос  Совет СССР официально признал Эстонию независимоц. Согласно официальной позиции Эстонии, 20 августа 1991 года была восстановлена независимость Эстонской Республики, провозглашенной 24 февраля 1918 года.

К концу 1991 года дипломатические отношения с Эстонской Республикой установили многие страны, включая США, Великобританию и Канаду.

17 сентября 1991 года Эстония стала полноправным членом ООН. Последние части российской армии были выведены из страны 31 августа 1994 г.4

После того, как Эстония приобрела независимость, ее экономика приобрела настроение и ориентацию на Западную, и была сориентирована в соответствии с нею.

20 июня 1992 года  Эстония ввела в обращение  собственную национальную валюту Эстонскую крону. Положительную роль в успехе экономических преобразований сыграло то, что Эстония получила более 100 миллионов долларов из средств довоенной республики, замороженных в иностранных банках в 1940 году в связи с присоединением страны к СССР.

В 1999 Эстония вступила во Всемирную Торговую Организацию. Эстонская крона привязана к евро. Главные торговые партнеры — Финляндия, Швеция, Германия и Россия.

1 мая 2004 года Эстония, вместе с другими семью государствами Центральной и Восточной Европы, Кипром и Мальтой, вступила в Европейский союз.

Однако, между Россией и Эстонией отношения достаточно напряженные и по  на сегодняшний день.

После обзора послевоенной истории страны, стоит непосредственно перейти к рассмотрению вопроса банкротства в Эстонии.

Эстонская процедура банкротства сравни странам Африки и Латинской Америки, предусматривает полную ликвидацию организации без шансов на восстановление, а так же полный роспуск и увольнение персонала и дирекции.

Закон о банкротстве был принят  22.01.2003 года и действует до сегодняшнего дня. На эстонском языке он звучит как «Pankrotiseadus», что в буквальном переводе и означает «Закон о банкротстве».

Глава 1, параграф 1 Закона говорит: «Суд принимает решение о банкротстве должника в случае объявления его неплатежеспособным.»5 Следом, в этом же параграфе дается определение неплатежеспособности: «Должник является неплатежеспособным, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, из-за своего плохого финансового положения и если он пропустил сроки выплаты задолженностей, а так же в случае если имущества должника не достаточно, чтобы покрыть свои долги».

Третий параграф той же главы посвящен процедурным вопросам дела. Так например там сказано :  «Производство по делу может осуществляются как в судебном так и досудебном порядке». 6

  В параграфе четвертом, говорится о подведомственности судов- по общему правилу, это суды общей юрисдикции.  При рассмотрении споров о банкротстве, применяется Гражданско-процессуальное законодательство, если иное не предусмотрено настоящим законом. Претензии, в частности, требования о признании и восстановления активов, принятых и вынесенных решением общего собрания кредиторов, которые хотят восстановить свое положение, так же рассматриваются в суде. Назначение временного управляющего, открытие процедуры банкротства и других процедур банкротства так же относится к компетенции суда.7

Определение должника звучит следующим образом:

«Должник (банкрот)- физическое или юридическое лицо, в отношении которого суд объявил о банкротстве. Банкротом может быть любое физическое или юридическое лицо, если Законом не предусмотрено иное. Но банкротом не может признаваться государство, правительственная или местная организация».8

Закон Эстонии в отличие от всех других актов допускает возбуждение дела, даже если срок исполнения требований еще не наступил. Так, ст. 9 Закона Эстонии называет следующие основания заявления кредитора о банкротстве должника (достаточно наличия одного из них):

- несостоятельность должника  вызвана совершением им преступления;

- должник уничтожает, прячет  или растрачивает свое имущество, допускает грубые ошибки в  управлении либо совершает действия, в результате которых он становится несостоятельным;

- в ходе принудительного  исполнения, которому был подвергнут  должник, требование не могло  быть удовлетворено в течение 3 месяцев за неимением имущества  или же обнаружилось, что у  должника недостает имущества  на уплату всех долгов;

- должник не уплатил долг в течение 10 дней после истечения срока его уплаты и кредитор письменно предупредил его о намерении подать заявление о банкротстве, после чего должник не уплатил долг в течение 10 дней;

- должник уведомил кредитора, суд или общественность, что он не в состоянии или не намерен уплатить долг;

- должник выбыл из  Эстонии с целью уклонения  от уплаты долгов или скрывается, преследуя ту же цель. Во всех  случаях (кроме четвертого) наступление  срока исполнения обязательств  значения не имеет.

Наиболее интересно Закон Эстонии решает и вопрос размера задолженности. В отличие от иных государств, где установлен конкретный размер (например, в Молдове - 2000 лей, в Казахстане - 150 минимальных заработных плат и т.п.), в Эстонии этот размер дифференцируется в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица. Так, п. 1 ст. 11 Закона Эстонии устанавливает размер требований, служащих основанием для заявления о банкротстве, для акционерного общества - 100 000 крон; для товарищества с ограниченной ответственностью, полного и коммандитного товарищества - 10 000 крон; для других юридических лиц - 5000 крон (такой же размер установлен для физических лиц).

Реальность такова, что Результаты исследования банкротств в Эстонии показывают, что в год банкротом становится в среднем 0,5% предприятий, т.е. каждое двухсотое.

Из исследования, которое Krediidiinfo AS9 проводит пятый год подряд, выясняется, что в прошлом году в Эстонии были объявлены неплатежеспособными 436 предприятий, в том числе 230 банкротов. По сравнению с 2012 годом число банкротств в Эстонии уменьшилось в 2013 году на 5%.

Хотя численность банкротов была самой  максимальной в Харьюском уезде, уровень банкротств в этом регионе все же ниже среднего показателя. Регионом с наивысшим показателем банкротств в Эстонии является Ида-Вирумаа, где шансы организации обанкротиться в 2 раза выше, чем в среднем по Эстонии. Самый низкий показатель банкроств предприятний в регионе Ярвамаа.

Самыми рискованными видами деятельности в последние три года были промышленная сфера, строительство, а также бизнес в сфере гостиниц и  ресторанов. Наименьший риск существует в области общественного управления, горно-обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и рыболовства.

Из анализа баланса обанкротившихся предприятий выяснилось, что у них было гораздо больше долгосрочных задолженностей перед налоговыми органами и таможенным ведомством, чем у других предприятий. У 30% обанкротившихся в 2012 году предприятий были значительные налоговые задолженности уже за два года до вынесения судом решения о банкростве.

Помимо долгосрочных налоговых долгов, на опасность банкротства указывает и негативный уровень собственного капитала, большие убытки в последний год, низкая ликвидность и заметное снижение активности клиентов.

По сравнению с другими европейскими странами уровень банкротств в Эстонии ниже среднего — 48 банкротов на 10 000 предприятий. Ниже всего этот уровень в Испании — всего 2 предприятия на 10 000. Больше всего банкротов в Люксембурге, где на каждые 10 000 предприятий приходится 280 банкротов. В Латвии и Литве их соответственно 56 и 112 на 10 000.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще одна из стран Прибалтики, которой стоит уделить внимание- Латвия.

Ла́твия  (латыш. Latvija), официальное название-  Латви́йская Респу́блика  (латыш. Latvijas Republika) —Северно- Европейское государство. Население по оценочным данным на 31 декабря 2013 года составляет 2 005 00 человек.

Территория — 64 589 км². Занимает 147-е место в мире по численности населения и 122-е по территории. Столица Латвии  — Рига. Государственный язык — латышский. Унитарное государство, парламентская республика.

В июле 2011 года пост президента занял  Андрис Берзиньш премьер-министра Валдис Домбровскис. 

Подразделяется на 119 административно-территориальные единицы, 110 из которых являются краями и 9 — республиканскими городами, приравненными по статусу к краям. На Севере Латвия делит границу с Эстонией, на Востоке- с Россией, с Белоруссией — на юго-востоке и Литвой — на юге.

Индустриальная страна с динамично развивающейся экономикой. Объём ВВП по паритету покупательной способности за 2012 год составил 37,272 миллиарда долларов США (около 18 254 долларов США на душу населения).11

 

Обретение независимости.

 

 В годы "перестройки" у  Латвии был период "национального  волнения", что привело к внутригосударственным переворотам. В 1988 был создан Латвийский Народный фронт и Движение за национальную независимость Латвии. Возникла также Социал-демократическая партия. 4 мая 1990 Верховный Совет Латвийской ССР принял «Декларацию о восстановлении независимости Латвийской республики». Восстанавливались также основные положения конституции 1922. 6 сентября 1991 СССР признал независимость Латвии.

Информация о работе Законодательство о банкротстве в странах Прибалтики