Законодательство о банкротстве в странах Прибалтики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 09:21, доклад

Краткое описание

Данное исследование направлено на изучение иностранного законодательства о банкротстве, а именно в странах современной Прибалтики. К ним относят: Эстонию, Латвию и Литву. Работа представляет собой краткий обзор послевоенной истории каждой из стран, и особое внимание уделяется законодательному регулированию банкротства предприятий и физических лиц в каждой.
Стоит рассмотреть каждую из стран современной Прибалтики отдельно.

Вложенные файлы: 1 файл

банков.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с конституцией 1922, были восстановлены политические, экономические и судебные институты страны. 5–6 июня 1993 были проведены выборы нового парламента – сейма. За места в 101-местном сейме боролись 23 политические партии и избирательные коалиции, но только восемь из них получили достаточное количество голосов для представительства в сейме (для этого необходимо было набрать как минимум 4% голосов). Наибольшее число мест (37) получила центристская избирательная коалиция «Латвийский путь», имевшая в своем составе реформистски настроенных членов старого Верховного Совета и получивших известность латышских реэмигрантов. Второе число мест (15) досталось правому Движению за национальную независимость Латвии (основано в 1988), а третье (13) – левой избирательной коалиции «Народное согласие», выражавшей интересы русскоязычного населения. Правый Крестьянский союз, который получил 12 мест, выступал как прямой преемник партии Карлиса Улманиса с тем же названием.

Внешняя политика Латвии основана на таких ценностях, как демократические устои, законная сила, защита прав и свобод человека и уважение к национальным меньшинствам. Внешняя политика Латвии- это политика европейского единства. Целью политики являются интеграция в Европеский Союз и полное членство в Организации Североатлантического Договора. В Конгресс-центре в Праге 21 ноября 2002 состоялось официальное открытие саммита НАТО. В выступлении генерального секретаря НАТО Дж.Робертсона было объявлено о приглашении в НАТО семи европейских государств, среди которых Латвия. Новые страны-члены формально присоединились к альянсу в мае 2004. 29 марта 2004 Латвия официально стала членом НАТО.12

Что же касается банкротсва в Латвии, здесь стоит сказать о следующем. 

В Латвии процесс банкротства процедура долгая от трех до пяти лет, дорогостоящая и напряженная. В проекте нового Закона о неплатежеспособности записано: если должник погашает 80% от основного долга, то процесс длится один год, если 70% — то два года, если 50% — то три года, если 35% — 4 года, если 20% — то пять  лет. В случае, если должник не может погасить даже 20%, он вообще не может быть признан банкротом. С присоединением Латвии к Евросоюзу  на нас также начала распространяться Регула о процедуре неплатежеспособности (1346/2000 от 29 мая 2000 года). Она находится над национальными законодательствами, так что ее вполне могут использовать в своих интересах и жители Латвии. Согласно этой регуле, человек может объявить о своей неплатежеспособности по своему фактическому местонахождению и по тем законам, которые действуют именно в этом государстве и на этой территории.

Новый латвийский Закон о неплатежеспособности физических лиц дает должнику возможность добиться списания части долга, одновременно сохранив собственность. Правда, при условии, что “банкрот” в состоянии платить немалую зарплату администратору. Тогда в чем суть Закона? Ведь должник по определению не может содержать дорогостоящего администратора. Вот и за четыре месяца, прошедших со вступления в силу этого документа, ни один житель Латвии не воспользовался возможностью объявить себя банкротом.  Но необходимость принятия закона обусловлена тем, что среди латышей, как и у всех других жителей Европейских стран, жизнь в кредит уже стала нормой. Главная задача нового закона, по замыслу его создателей, — защитить физических лиц от длительных проблем с разными кредиторами и дать возможность после тяжкого периода расплаты по старым долгам (в течение трех—пяти лет) реабилитироваться. Закон направлен на интересы не только заемщиков, но и кредитных учреждениях, которые отныне должны смириться с тем, что могут и не получить обратно заемных средств. Кроме того, банки теряют преимущество обеспеченного залогом кредитора, принадлежавшее им прежде, и становятся в общую очередь за долгами, которые выплачиваются пропорционально суммам. Причем на их равномерное погашение идет все, что выручено от продажи заложенного имущества.

Чтобы использовать этот закон, дебитор должен доказать, что в данный момент не может выплатить долг как минимум в 50 минимальных зарплат (8 тысяч латов на сегодня) либо в течение следующего года не сможет погасить обязательства в размере более 100 минимальных зарплат.

Однако ежемесячный гонорар самому администратору в размере трех минимальных зарплат сравним с выплатами по среднестатистическому кредиту, а в большинстве случаев, и превышает их. Администратор неплатежеспособности должен следить, выполняет свои обязательства перед кредиторами должник.

Кроме того, нужно добиться, чтобы суд утвердил план погашения 70% общей суммы долга. К тому же не всякий должник может рассчитывать на то, что суд будет заинтересован в выгодном для него решении дела. Суд будет на стороне тех, в чьих причинах разорения не было грубого умысла и невнимательности. Но есть недобросовестные должники, которые взяли большое количество кредитов в короткий срок, зная, что не смогут расплачиваться, вряд ли смогут признать себя неплатежеспособными.

Суд потребует от потенциального банкрота следующий пакет документов: заявление, декларацию доходов — свою и всей семьи, документ, свидетельствующий о том, что он действительно не может расплатиться (извещение банка или инкассовой компании), бумагу, гарантирующую поступление платежей администратору и прочих расходов по процессу, выписку банковского счета за последние 12 месяцев.

План администратора об удовлетворении требований кредиторов должен состоять из восьми пунктов. Первым делом надо описать все свое имущество, в том числе и то, которое будет продано, чтобы оплатить часть долгов. (Закон предусматривает, что должник добровольно с помощью администратора распродает нажитое добро, которое в противном случае кредитор пустил бы с молотка.) Затем огласить весь список кредиторов, весь список личных дебиторов, срок расплаты по договорам.

По закону должник должен распродать все свое имущество, однако есть исключение- если имущество ему жизненно необходимо, он не может его продать. Таки имуществом признается жилая площадь, и др. На продажу дома, в котором должник живет с семьей, и поиски другого жилища он может получить отсрочку на год. В это время человек может не платить кредиторам, однако от выплаты зароботной платы администратору он не освобождается. Для возбуждения дела у физического лица должны быть средства для вознаграждения администратору в размере двух минимальных заработных плат (т. е. около 360 латов). Это существенное сокращение по сравнению со старой редакцией Закона. Администратор получает в дополнение к этой сумме процент от продажи имущества на аукционе, но никаких ежемесячных плат на время процесса ему не полагается. 13

В ходе процедуры банкротства реализуется имущество физического лица – должника, а вырученные средства направляются на погашение задолженностей. Но есть имущество, которое в соответствии с Гражданско-правовым законом, продавать нельзя (например детские принадлежности, одежда, некоторые единицы мебели и нек.др. ). В ходе процедуры погашения обязательств доходы должника направляются на погашение кредиторских требований. А после окончания срока этой процедуры непогашенные требования погашаются в порядке, предусмотренном законом (изложен далее).

Закон устанавливает признаки для возбуждения процесса признания неплатежеспособным физическое лицо:

1)У  физического лица отсутствуют средства для погашения задолженностей, срок погашения которых уже наступил, и сумма кредиторских долгов превышает 5000 латов.

2)В  соответствии с доказанными обстоятельствами  у физического лица не будет  возможности погасить долги, срок погашения которых наступит в течение года, и долговые обязательств в сумме превысят 10 000 латов. 

Процесс неплатёжеспособности суд не будет начинать (а если процесс уже идет, приостановит ) если будут выявлены следующие факты и обстоятельства:

- в  течение последних десяти лет уже был начат процесс неплатежеспособности физического лица, в ходе которого были погашены кредиторские обязательства.

- в  последние пяти лет до возбуждения дела либо в ходе процесса вступает в силу приговор суда по уголовному делу, в котором констатировано, что должник уклонился от уплаты налогов.

- физическое  лицо в течение трех лет до возбуждения этого процесса подавало своим кредиторам заведомо неверные сведения (например, фальшивую справку о заработной плате, явно отличающейся от реальной заработной платы несколькими нулями)

- физическое  лицо использовало как минимум 30% кредита на цели, не непредусмотренные  в договоре. 

Заявление о неплатежеспособности физического лица может подать должник, т.е. само физическое лицо. После объявления физического лица неплатежеспособным начинается процедура банкротства приостанавливается исполнение решения суда по взысканию долгов (если такие были), а должник теряет право самостоятельно распоряжаться своим имуществом, а также имуществом третьих лиц, находящимся у него во владении-  эти права переходят к администратору. Также с момента объявления о неплатежеспособности физического лица приостанавливается начисление любых штрафных процентов по кредитам и даже налогам. Должник теряет право без согласия администратора чаще, чем один раз в месяц заключать сделки, сумма которых превысит минимальную заработную плату. Также без согласия администратора он не может принимать какие-либо новые долговые обязательства. 

Имущество должника продается в соответствии с планом реализации. Процесс реализации начинается не ранее, чем через два месяца с момента объявления физического лица неплатежеспособным. 

Порядок погашения долгов прописан в Законе. В первую очередь выплачиваются долги по алиментным обязательствам, во вторую очередь - доходы от продажи заложенного имущества, обеспеченного кредитором (чаще всего ипотечного). Затем остальным кредиторам долги погашаются пропорционально сумме долгов каждому из них, а также, в ходе процесса, администратор удерживает свои проценты от продажи имущества на аукционе. Остатки после всего вышесказанного, если такие будут, получит должник. 

В Законе оговаривается возможность оставить должнику жилье, приобретенное по ипотечному кредиту. В этом случае должнику следует договориться с кредитором об отдельном соглашении. Также продажу квартиры можно будет отсрочить на год при двух условиях: стоимость квартиры не должна превышать 100 000 латов и у должника должны быть на попечительстве какие-либо лица. 

После продажи имущества процесс неплатежеспособности заканчивается, при чем это происходит само собой. Вследствие этого будут возобновлены судебные тяжбы по взысканию с должника оставшихся задолженностей. Однако, начатый процесс неплатежеспособности может быть закрыт и открыт процесс погашения обязательств, когда оставшиеся обязательства погашаются постепенно. Процедура погашения обязательств является, как бы следующим за процедурой банкротства этапом. Для применения этого процесса тоже существуют ограничения: суд не начнет этот процесс, если в последние три года до неплатежеспособности должник заключал сделки, в результате которых он стал неплатежеспособным или причинил убытки кредиторам, а также, если он давал неверную информацию о своих доходах. Процесс погашения обязательств осуществляется по согласованному с кредиторами плану. Если должник выполняет условия плана в установленные сроки (от одного года до трех с половиной лет), то его могут освободить от оставшейся невыплаченной части за назначенный судом период. При этом учитывается основная сумма долга без процентов, неустоек и т.д. Сроки погашения обязательств зависят от финансовых возможностей должника и размера его обязательств. В случае если у должника имеются возможности погасить 50% долговых обязательств, оставшихся после процедуры банкротство – процесс погашения обязательств пройдёт за год. Если 35%, то за два года, соответственно если 20%, то три года. В случае, если должник не может покрыть и 20% от своих обязательств, процесс растягивается на три года и шесть месяцев. Всё это время должник отчисляет одну треть от своих доходов, но не менее одной трети от размера минимальной заработной платы. Если по независящим от должника причинам, он не в состоянии погасить обязательства и сумма его обязательств не превышает 100 000 лат, срок погашения обязательств может быть сокращён до двух лет. 

В случае, если должник не выполнил предназначенный ему план, процесс будет остановлен и от оставшейся части обязательств должника не освободят. Тогда приостановленные на время процесса неплатежеспособные взыскания могут быть продолжены. 

В целом, можно сделать вывод, что у закона много преимуществ. Таким образом, у должника появляется больше возможностей рассчитаться все-таки по своим основным долговым обязательствам.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последняя из стран современной Прибалтики – Литва.

Литва́ (лит. Lietuva), официальное название  Лито́вская Респу́блика (лит. Lietuvos Respublika) — Северо- Европейское государство по географическим критериям, по культурным её относят к Центральной Европе.

 Город Вильнюс- столица Литвы, она расположена на восточном побережье Балтийского моря. На севере граница пересекается с Латвией, на юго-востоке — с Белоруссией, на юго-западе — c Польшей и Калининградской областью России. Член ООН с 1991 года, ЕС и НАТО — с 2004 года. Входит в Шенгенскую зону.15

В 1941 году началась оккупация Литвы Гитлером, а по окончанию Второй мировой войны СССР заняло Литву второй раз. Просуществовав 50 лет в качестве «суверенной» Литовской Советской Социалистической Республики, в 1991 году Литва, во многом благодаря народному движению за независимость «Саюдис», объявляет о своем реальном суверенитете и выходе из состава СССР. 

Таким образом Литва стала первой Советской Республикой, провозгласившей отделение от Советского Союза. А дальше началось международное признание государства – в 1991 году Литва принята в ООН, в 2004 году - в НАТО, в том же году она становится членом Европейского Союза.

Законодательство о банкростве в Литве выражено в Законе Литовской Республики от 20 марта 2001 г. № IХ-216, принятом в Вильнюсе, «О БАНКРОТСТВЕ ПРЕДПРИЯТИЙ».

Статья 2  Закона дает определения основным понятиям:

1. Банкротство – состояние неплатежеспособного предприятия, при котором в отношении предприятия судом возбуждено дело о банкротстве или кредиторами на предприятии выполняются внесудебные процедуры банкротства.           

2. Процесс банкротства – совокупность судебных или внесудебных процедур банкротства предприятия.           

3. Дело о банкротстве – рассматриваемое судом гражданское дело по спорам, возникающим из правовых отношений банкротства.           

4. Предприятие, находящееся на грани банкротства, – предприятие, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве или процесс банкротства которого осуществляется во внесудебном порядке.           

Информация о работе Законодательство о банкротстве в странах Прибалтики