Западная традиция права и западные правовые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение правовых систем. Именно это понятие используется в теории права, чтобы охарактеризовать все его качества, описанные выше, все историко-правовые, этнические, культурные отличия системы права у разных государств, разных народов. В основу кладутся такие критерии, как соотношение и использование источников права, роль судов, происхождение и развитие системы права, некоторые другие характеристики. Правовые системы различных государств, разумеется, отличаются друг от друга и имеют свои характерные черты, но в тоже время они взаимодействуют, оказывают друг на друга непосредственное влияние. В результате этого и происходит эволюция права, и мы рассмотрим романо-германскую, англо-саксонскую правовые системы мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3
1 Становление западной правовой традиции……………………………………..5
1.1 История западной правовой традиции………………………………………..5
1.2 Характеристики западной правовой традиции………….…………………..10
2 Западные правовые системы………………….………………………………..16
2.1 Англосаксонская правовая система………………………………………….16
2.2 Романо – германская правовая система…………………..…………………22
Заключение………………………………………………………………………..31
Глоссарий………………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Западная традиция права и западные правовые системы.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Первые четыре характерные черты  западной традиции права разделяет  традиция римского права, которая развивалась  в Римской республике и Римской  империи со II в. до н.э. по VIII в. н. э. и позднее. Однако эти черты не разделяются многими современными незападными культурами, не было их и в правовом порядке, господствовавшем среди германских народов Западной Европы до XI столетия. Германское право коренилось в политической и религиозной жизни и в обычае и морали точно так же, как и сегодня это происходит во многих неформальных сообществах - в школе, городском квартале, в деревне, на фабрике. Ни во франкском государстве, ни в англосаксонской Англии, ни в иных местах в Европе в то время не делалось особенного различия между правовыми нормами и процедурами, с одной стороны и религиозными, моральными, экономическими, политическими и другими нормами и практикой - с другой. Разумеется, были законы, а то и своды законов, изданные королями, однако не было профессиональных юристов или судей, не было профессиональных правоведов, как и юридических школ, юридических книг, самой науки правоведения. Это же справедливо и в отношении церкви: каноническое право было сплавлено с теологией, и за исключением нескольких довольно примитивно организованных сводов канонов и монашеских книг наказаний за грехи, не было ничего, что можно было бы назвать литературой церковного права.

5. В западной традиции права  закон воспринимается как связное  целое, единая система, "организм", который развивается во времени, через века и поколения. Можно подумать, что понятие права как corpus juris незримо присутствует во всякой традиции права, в которой право рассматривается как отличное от морали и обычая. Часто предполагается, что такое понятие не только скрыто присутствовало, но и было открыто изложено в римском праве Юстиниана. Однако же фраза corpus juris Romani была в употреблении отнюдь не у римлян, а у европейских специалистов канонического и римского права XII и XIII вв., перенесших это понятие из работ тех ученых, которые одним-двумя столетиями ранее обнаружили старые тексты эпохи Юстиниана и преподавали их в европейских университетах. Именно схоластическая техника XII в., которая примиряла противоречия и выводила общие понятия из правил и казусов, позволила впервые упорядочить и объединить римское право Юстиниана.

6. Жизнеспособность понятия организма, "корпуса", или системы права,  зависела от уверенности в  продолжающемся характере права,  его способности расти на протяжении  веков и поколений, - уверенности, свойственной исключительно Западу. Организм права продолжает жить только потому, что в нем есть встроенный механизм органичных изменений.

7. Представляется, что рост права  имеет внутреннюю логику; изменения  - это не только приспособление старого к новому, но и часть общей модели изменений. Процесс отражает некую внутреннюю необходимость. В западной традиции права предполагается, что изменения не происходят случайно, а путем нового истолкования прошлого стремятся удовлетворить потребности сегодняшнего дня и будущего. Право не просто продолжается; оно имеет историю. Оно рассказывает историю.

8. Историчность права связана  с понятием его превосходства  над политическими властями. Развивающийся  организм права как в любой  данный момент, так и в длительной перспективе в понимании некоторых - хотя и не всех, и даже не обязательно многих - является обязывающим для самого государства. Хотя слово "конституционализм" было придумано Американской Революцией, однако с XII в. во всех странах Запада, даже при абсолютных монархиях, широко высказывалась и часто принималась мысль о том, что в некоторых важных аспектах право переступает границы политики. Говорится, что монарх может творить закон, но он не может творить его произвольно, и до тех пока он не переделает его, законным же образом, он связан им.

9. Возможно, самая яркая черта  западной традиции права - это  сосуществование и соревнование  внутри одного общества различных  юрисдикции различных правовых  систем. Именно этот плюрализм  юрисдикции и правовых систем и делает превосходство закона необходимым и возможным.

Правовой плюрализм проистекал из дифференциации церковной власти от светских властей. Церковь объявила свою свободу от светского контроля, свою исключительную юрисдикцию по некоторым вопросам и совместную юрисдикцию по другим. Миряне, хотя ими и управлял в целом светский закон, подлежали церковному праву и юрисдикции церковного суда в вопросах брачно-семейных отношений, наследства, духовных преступлений, договорных отношений, когда было дано слово, и некоторых других. И наоборот, духовенство, в целом управляемое каноническим правом, подлежало светскому закону и юрисдикции светского суда в отношении определенных видов преступлений, определенных типов имущественных споров и т.п. Само светское право разделялось на разные соперничающие виды, включая королевское право, феодальное право, манориальное право, городское право и торговое право. Один и тот же человек мог подлежать церковному суду по одному делу, королевскому суду по другому, суду своего лорда по третьему, быть подсуден материальной курии по четвертому делу, городскому суду по пятому, купеческому - по шестому.

Сама сложность общего правового  порядка, содержащего разнообразные  правовые системы, обеспечивала правовую изощренность. Какой из судов обладает юрисдикцией в данном случае? Какой закон применим? Как примирить правовые разногласия? За этими техническими вопросами лежали важные политические и экономические соображения: церковь против короны, корона против города, город против феодала, феодал против купца и т.д. Право было способом разрешения этих политических и экономических конфликтов. Но оно же могло послужить и их обострению.

Этот плюрализм права на Западе, который отражал и одновременно укреплял плюрализм политической и  экономической жизни Запада, явился, или когда-то являлся, источником развития, или роста - правового, равно как и экономического и политического. Он также стал, или когда-то был, источником свободы. Серв мог прибегнуть к городскому суду за защитой от своего помещика. Вассал мог прибегнуть к суду короля за защитой от своего сеньора. Клирик мог прибегнуть к церковному суду за защитой от короля.

10. Существует напряженность между  идеями и реальностью, между  динамическими качествами и стабильностью,  между трансцендентностью и имманентностью западной традиции права. Эта напряженность периодически приводила к насильственному свержению правовых систем путем революции. Несмотря на это, сама традиция права, которая больше любой из составляющих ее правовых систем, выжила и даже обновилась в ходе этих революций.

  • 2 Западные правовые системы19

  • В современном мире каждое государство  имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве  действуют несколько конкурирующих  правовых систем. Свое право имеют  и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые. отношения.

    Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с различными структурами, нравами, верованиями. Уже само количество действующих правовых систем затрудняет возможность сколь-нибудь достаточного синтеза в ограниченных рамках одной книги. Но все это вовсе не означает, что мы должны отказаться от предпринятой работы. И хотя в современном мире существует множество правовых систем, они могут быть сведены в ограниченное число семей. Тем самым мы достигнем поставленной цели, не входя в детали каждой правовой системы, но акцентируя внимание на общих характерных чертах основных правовых семей. Следовательно, первое, что мы должны сделать в этом Введении,- раскрыть понятие "правовая семья" и показать, какие правовые семьи существуют в современном мире20.

    2.1 Англосаксонская правовая система

    Англосаксонская правовая семья включает право Англии и стран, последовавших  образцу английского права. Становление  и развитие англосаксонского права  связано с множеством факторов, определяемых своеобразием правовых традиций и правовой культуры Англии и стран, входящих в эту семью права21.

     Английская правовая система  включает «общее право», «статутное  право» (законодательство) и «право  справедливости». Каждое из них  имеет свою историю становления и развития.

     С периода нормандского завоевания (1066) в Англии стала формироваться  централизованная судебная система.  Так называемое «common law» Англии (общее право) складывалось как  единая система прецедентов (вырабатываемые  судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогических дел).

     Общее право Англии первоначально  сложилось в виде судебных  обычаев. Обобщая судебную практику  в своих решениях, судьи руководствовались  сложившейся системой юридических  принципов.

     Система принципов, на которых  основывались судьи, была обязательна  для всех судов при вынесении  ими решений. Таким образом,  выработалось правило прецедента  – однажды сформулированное судебное  решение в последующем становилось  обязательным для всех судей22.

     В основе общего права  первоначально лежит обычай, традиция.

     Обычай имел весьма существенное  значение для становления и  развития англосаксонского права.  По действующему правилу обычаи  должны учитываться при решении  судьями конкретных дел. Дело  в том, что в решении судебных споров принимали участие присяжные заседатели (свободные граждане), которые зачастую, в отличие от судьи, не обладали профессиональными знаниями о нормах ранее принятых судебных решений, которые необходимы для правильной юридической квалификации поступков.

     Свою позицию присяжные определяли, основываясь на сложившейся системе  традиций и обычаев. 

     С XV в. начался качественно  новый этап в развитии английской  правовой системы, связанный с  появлением «права справедливости»,  суть которого заключалась в том, что постепенно стал складываться особый порядок апелляции к монарху – рассмотреть дело «по совести», «по справедливости». Разбирательство дел осуществлял лорд-канцлер, который по существу выполнял функции самостоятельного судьи. Впоследствии, в результате проведенной судебной реформы (1873–1875), нормы общего права и права справедливости составили основу единой системы прецедентного права Англии23.

     Для англосаксонской правовой  системы не характерно классическое  деление права на публичное и частное. Исторически здесь сложилось подразделение на «общее право» и «право справедливости». Такое деление произошло эволюционно, путем исторического генезиса, постепенного юридического оформления сложившихся отношений, что обусловливает специфику построения и развития английской правовой системы. Нормы общего права носят казуистический (индивидуальный) характер и имеют особое содержание.

     Английская правовая система  развивалась на основе принципа: «Право там, где есть его  защита» и всегда поддерживался престиж судебной власти. Судебная власть имеет огромный авторитет, и она независима от других органов государственной власти.

     Основным источником англосаксонского  права является судебный прецедент.  Прецеденты создаются в Англии  только высшими судебными инстанциями: Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного Совета, Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецеденты не создают. Прецедентное право Англии имеет императивный характер, т. е. каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанными ею самой и вышестоящими судами. Судебная система Англии организована так, что, во-первых, решения высшей инстанции – Палаты лордов – обязательны для всех судов; во-вторых, Апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты Палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов; в-третьих, Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоящих судов; в-четвертых, окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.

     На современном этапе развития  в англосаксонской правовой системе  возросло значение закона среди  других источников права. Законодательство постепенно стало приобретать большое значение в правовом регулировании общественных отношений. Повышение роли законодательной деятельности связано с теми интеграционными процессами, которые идут в объединенной Европе. При этом учитывается опыт других государств, в том числе национально-правовых систем, относящихся к романо-германской семье права. Следовательно, наблюдается процесс постепенного сближения правовых систем Англии и других стран континентальной Европы. В Англии нет писаной Конституции. Английская конституция – это система правовых принципов и норм, выработанных судебной и законодательной властью, призванных обеспечить права и свободы личности, а также ограничить произвол власти24.

     Законодательные акты, принимаемые  английским парламентом, по сфере  действия делятся на публичные,  распространяющиеся на неопределенный  круг субъектов и действующие  на всей территории Великобритании, и частные, распространяющиеся  на отдельных лиц и территорию. Существуют законодательные акты, принимаемые местными органами власти, которые действуют на соответствующих территориях.

      Особое место среди источников  англосаксонского права занимает  юридическая доктрина (наука), под  которой следует понимать судебные комментарии, написанные наиболее авторитетными английскими юристами, чаще всего судьями, описания прецедентной практики, призванные выполнять роль практического руководства для юристов. Некоторые литературные источники (правовой комментарий к обязательным прецедентам) в англосаксонском праве имеют повсеместное признание и используются при решении конкретных дел. Например, наиболее авторитетный источник – «Институция» Кока цитируется в судах чаще, чем любой другой сборник прецедентов25.

    Информация о работе Западная традиция права и западные правовые системы