Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 11:54, контрольная работа
Краткое описание
Актуальность темы заключается в том, что в наши дни для большинства стран права человека являются высшей ценностью, призванной мировым сообществом. Эффективное развитие общества возможно, если стремления и действия всех органов государства будут направлены на раскрепощение личности, утверждение уважения к правам и свободам человека. Социальная ценность прав и свобод определяется тем, что это одни из форм проявления человеческого достоинства, т.е. признание личности высшей, ни с чем не сравнимой ценностью.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3 1. Понятие, система и классификация основных прав, свободы и обязанностей человека и гражданина……………………………………….4 2. Гражданские (личные) права и свободы……………………………..7 3. Политические права и свободы……………………………………….8 4. Социально-экономические права и свободы…………………………9 5. Основные обязанности………………………………………………..11 6. Формы защиты прав и свобод человека и гражданина, их эффективность…………………………………………………………15 Заключение………………………………………………………………..19 Список использованной литературы…………………………………….21
Однако в России проживает
много лиц, не являющихся гражданами. Конституция
не освобождает их от некоторых обязанностей
(платить налоги, сохранять природу), коль
скоро за ними закреплены многие права
и свободы. Но некоторые обязанности на
этих лиц не распространяются, они свойственны
только гражданам (защищать Отечество
и др.).
Важнейшей обязанностью гражданина,
так же как и любого иного лица, проживающего
в Российской Федерации, является соблюдение
Конституции и законов. Эта обязанность
граждан Российской Федерации зафиксирована
в главе об основах ее конституционного
строя (ст. 15).
Обязанность соблюдать Конституцию
и законы универсальна, распространяется
на всех субъектов правоотношений. Однако
обязанность соблюдать Конституцию и
законы Российской Федерации не ограничивается
требованием не нарушать их предписаний.
Соблюдение Конституции и
законов предусматривает и позитивный
аспект - своей деятельностью, образом
жизни человек (гражданин) должен содействовать
практической реализации принципов Конституции,
положений законодательства.
Конституционно закреплена
обязанность каждого платить законно
установленные налоги и сборы (ст. 57).
Это элементарное требование
к человеку и гражданину, который живет
в обществе и пользуется благами государственной
деятельности. С помощью налогов государство
обеспечивает обороноспособность и безопасность
граждан, развивает экономику, образование,
науку, здравоохранение в интересах всего
общества. Однако налоги и сборы могут
устанавливаться только законами, а не
подзаконными правовыми актами.
Налоговым кодексом РФ установлено,
что налоги подразделяются на федеральные,
субъектов Федерации и местные. Они уплачиваются
в определенных размерах и в заранее указанные
сроки. За уклонение от уплаты и нарушение
порядка уплаты налогов налогоплательщики
несут административную, а в отдельных
случаях и уголовную ответственность.
Закрепляется обязанность
каждого сохранять природу и окружающую
среду, бережно относиться к природным
богатствам (ст. 58 Конституции).
Действует ряд законов об
охране природы, атмосферного воздуха,
животного мира. Так, в Федеральном законе
об охране окружающей среды закреплена
обязанность граждан бережно относиться
к природе и природным богатствам, соблюдать
требования законодательства. Обязанность
по охране лесов зафиксирована в Лесном
кодексе РФ. 24 апреля 1995 г. вступил в силу
Федеральный закон о животном мире, который
вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать
установленные правила, нормы и сроки
пользования животным миром, не допускать
разрушения или ухудшения среды обитания
животных, обеспечивать охрану и воспроизводство
объектов животного мира, применять при
пользовании животным миром гуманные
способы и др.). Действуют и иные природоохранные
акты.
За нарушение природоохранного
законодательства установлена имущественная,
административная и уголовная ответственность.
В ст. 59 Конституции РФ закреплено,
что защита Отечества является долгом
и обязанностью гражданина Российской
Федерации.
Гражданин РФ несет военную
службу в соответствии с федеральным законом.
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской
обязанности и военной службе» определяет
условия прохождения военной службы в
рядах Вооруженных Сил Российской Федерации,
порядок призыва, льготы по призыву, сроки
службы, условия ее прохождения и др.
Конституция РФ закрепляет
возможность замены военной службы альтернативной
гражданской службой в случае, если убеждениям
лица или вероисповеданию противоречит
несение военной службы (ч. 3 ст. 59).
Таким образом, принципы правового
статуса личности есть те признаваемые
и охраняемые правом, государством начала,
исходя из которых осуществляются использование
прав и свобод человека и гражданина, выполнение
его обязанностей. Рассмотренные принципы
универсальны. Они определяют главные
черты статуса всех членов общества, распространяются
на все без исключения права, свободы и
обязанности независимо от того, какой
отраслью права они зафиксированы.
Сердцевину, или основу, правового
положения личности составляют ее права,
свободы, законные интересы и обязанности
в их единстве. Принципиальных различий
в социальном и юридическом значении в
соотношении прав и свобод в структуре
правового положения личности нет, т.е.
свободы личности одновременно являются
и ее правами.
Первооснову правового статуса
человека и гражданина составляют личные
права и свободы. Большинство из них носят
абсолютный характер, т.е. являются не
только неотъемлемыми, но и не подлежащими
ограничению.
Личные права человека принадлежат
ему от рождения и составляют основу его
статуса на протяжении всей жизни.
Политические права и свободы
связаны с обладанием гражданством государства
и в отличие от личных прав, адресованных
в конституции каждому, принадлежат только
гражданам. Их реализация позволяет гражданам
участвовать в политической жизни общества,
в управлении государством.
Права и свободы, входящие
в группу социально-экономических, являются
основой всех иных прав и свобод и потому
образуют особую группу основных прав
и свобод человека и гражданина. В их число
входят культурные права, которые в силу
относительной самостоятельности можно
выделить и в отдельную группу. Они принадлежат
к таким важным сферам жизни, как собственность,
трудовые отношения, здоровье, отдых, образование,
и служат обеспечению материальных, духовных,
физических и других социально значимых
потребностей и интересов личности. Их
реальность делает государство социальным,
обеспечивающим достойный и достаточный
уровень жизни человека, его свободное
развитие.
Обязанности - составная часть
правового статуса личности. Они тесно
связаны с правами и свободами человека
и гражданина. Нельзя представить осуществление
этих прав и свобод всеми доступными ему
средствами.
Формы защиты
прав и свобод человека и гражданина, их
эффективность.
Конституция гарантирует
государственную защиту прав и свобод
человека и гражданина (ч.1 ст.45). Это общее
правило закрепляет обязанность государства
различными правовыми средствами обеспечивать
защиту прав и свобод. Полномочия законодательных
органов по этому вопросу входят как в
ведение России, так и в совместное ведение
России и ее субъектов. Гарантом прав и
свобод выступает Президент РФ. Обязанность
осуществлять меры по обеспечению прав
и свобод входит в число полномочий Правительства
РФ. Эта функция составляет главное назначение
судебной системы. Таким образом, в гарантировании
прав и свобод участвует весь механизм
государства, все органы государственной
власти.
Конституционные права
и свободы обладают специфическим набором
средств и методов своей защиты. К их числу
относятся:
- конституционно-судебный
механизм (конституционный суд)
- судебная защита
(суды общей юрисдикции)
- административные
действия органов исполнительной
власти
- законная самозащита
человеком своих прав
- международно-правовой
механизм.
Конституционный Суд
рассматривает индивидуальные или коллективные
жалобы граждан на нарушение их конституционных
прав и свобод и проверяет конституционность
закона, примененного в конкретном деле.
Правом на обращение в Конституционный
Суд обладают граждане, чьи права и свободы
нарушаются законом. Этот же вопрос может
быть предметом разбирательства Конституционного
Суда по запросам судов.
Ч.2 ст. 45 Конституции
РФ признает право каждого защищать свои
права и свободы всеми способами, не запрещенными
законом. Способы самозащиты многообразны:
обжалования действий должностных лиц,
обращение в средства массовой информации,
использование правозащитных организаций
и общественных объединений.
Российская Федерация
гарантирует каждому судебную защиту
его прав и свобод (ст.46) зависимости от
характера нарушаемого права защита может
осуществляться в порядке уголовного,
административного, гражданского и конституционного
производства. Тенденцией развития действующего
законодательства является расширение
сферы судебной деятельности, в том числе
судебного контроля за законностью решений
и действий должностных лиц, государственных
органов, общественных объединений. И
это не случайно, ибо преимущества и наибольшая
эффективность судебного порядка обжалования
очевидны, поскольку демократические
принципы судопроизводства создают наиболее
благоприятные условия для выяснения
действительных обстоятельств и вынесения
законного, обоснованного и справедливого
решения.
Процедура обращения
граждан в судебные органы регулируется
Законом об обжаловании в суд действий
и решений, нарушающих права и свободы
граждан от 27 апреля 1993 г.
В ст. 1 Закона установлено,
что право гражданина обратиться
в суд с жалобой возникает,
если он считает что неправомерными
действиями нарушены
его права и свободы. Там же перечислен
круг лиц действия, которых можно обжаловать
в суд: государственные органы, органы
местного самоуправления, учреждений,
предприятия и их объединения, общественные
объединения и должностные лица.
Согласно ст. 2 Закона
действия перечисленных субъектов должны:
нарушать права и свободы гражданина (естественно
туда же входят и права человека); создавать
препятствия осуществлению гражданином
его прав и свобод; незаконно на гражданина
возложена какая-либо обязанность или
незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Для обращения в суд с жалобой устанавливаются
следующие сроки: три месяца со дня, когда
гражданину стало известно о нарушении
его права; один месяц со дня получения
гражданином письменного уведомления
об отказе вышестоящего органа в удовлетворении
жалобы или со дня истечения месячного
срока после подачи жалобы, если гражданином
не был бы получен на нее письменный ответ.
Решение суда, вступившее
в законную силу, обязательно для всех
государственных органов, органов местного
самоуправления, учреждений, предприятий
и т.д. и граждан и подлежит исполнению
на всей территории РФ.
Этим же законом урегулирован
административный способ зашиты прав.
Так, в ст.4 указывается, что гражданин
вправе обратиться с жалобой к вышестоящему
в порядке подчиненности государственному
органу, органу местного самоуправления,
учреждению, предприятию или объединению,
общественному объединению, должностному
лицу. Эти органы обязаны рассмотреть
жалобу в месячный срок. Если гражданину
в удовлетворению жалобы отказано или
он не получил совета в течении месяца
со дня ее подачи, он вправе обратиться
с жалобой в суд.
Конституция предоставляет
право каждому обращаться с жалобой в
межгосударственные органы по защите
прав и свобод человека (ч.3 ст. 46). Это право
обусловлено наличием соответствующих
международных договоров РФ и используется,
если исчерпаны все имеющиеся средства
правовой защиты.
Жалоба может быть
подана после отказа лицу во всех судебных
инстанциях России. Она подается в Международный
комитет поправам человека. Комитет принимает
жалобы, если они не анонимны и не представляют
собой злоупотребления правом на жалобу;
он проверяет, не не рассматривается ли
вопрос в соответствии с другой процедурой
международного разбирательства и исчерпало
ли лицо все доступные внутренние средства
правовой защиты.
Процедура защиты состоит
в том, что жалоба доводится до сведения
соответствующего государства, а государство
обязано в шестимесячный срок представить
Комитету письменные объяснения, разъясняющие
этот вопрос и извещающие о принятых мерах,
если таковые мели место. Комитет не вправе
выносить обязательные решения, но публикует
ежегодный отчет о рассмотрении жалоб,
что имеет негативные морально-политические
последствия для государства, в котором
нарушаются права человека.
Заключение
Институт, устанавливающий
основы правового статуса личности, занимает
важное место в системе конституционного
права РФ, непосредственно следуя за совокупностью
норм, закрепляющих основы конституционного
строя РФ. Такая последовательность закономерна.
Именно основы конституционного строя
определяют те начала устройства общества,
от которых производно правовое положение
человека и гражданина. Этим обусловлено
и соотношение первой и второй глав Конституции
РФ.
Конституция РФ 1993 года, в
общем и целом дает правильное представление
об основах правового положения личности
в обществе и в государстве. Оно выражается
в ряде позиций.
Во-первых, основы правового
положения личности складываются в области
отношений общество - государство - личность.
При этом данные отношения и связи носят
основополагающий характер и выражают
взаимную связь общества, государства
и личности.
Во-вторых, используемые Конституцией
и законодательством термины «личность»,
«человек», «гражданин», «лицо» обозначают
в социальном плане прежде всего членов
общества. В плане же политическом в соответствии
с Конституцией личность выступает в качестве
российского гражданина, лица без гражданства,
иностранного гражданина (подданного),
беженца или вынужденного переселенца.
Поскольку гражданин РФ - это член российского
общества, постольку под правовым положением
личности в общем и целом понимается юридический
статус гражданина России. Правовой статус
лица без гражданства, а также правовой
статус иностранного гражданина - вполне
самостоятельные категории. Но коль скоро
они формируются на основе правового положения
российского гражданина (за исключением
иностранцев, имеющих дипломатический
статус), обоснованно говорить о правовом
положении личности в целом.
В-третьих, в Конституции
содержатся исходные посылки для определения
как структуры комплексного института
основ правового положения личности, так
и места каждого составного его элемента.
Хотя институт гражданства закреплен
в I главе Конституции, посвященной основам
конституционного строя, тем не менее
он предшествует основным правам и свободам
человека и гражданина и составляет с
ними единую категорию - правовой статус.