Защита прав и свобод граждан как приоритетное направление деятельности Конституционного суда субъекта РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 18:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть тему « Защита прав и свобод граждан как приоритетное направление деятельности Конституционного суда субъекта РФ». Актуальность данной темы обосновывается тем, что в одной из первых статей Закона о Конституционном Суде там, где обозначены цели его деятельности наряду с защитой конституционного строя и обеспечения высшего действия Конституции, главная задача Конституционного Суда - защита прав и свобод граждан. Из общего количества дел огромную долю занимают именно эти дела, и их доля все время увеличивается.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...стр. 3
1. Конституционный (уставной) суд субъекта РФ……………………..стр. 4
1.1 Состав и порядок формирования конституционного (уставного)
суда субъекта РФ…………………………………………………..…стр. 4
1.2 Компетенция конституционного (уставного) суда субъекта РФ.....стр. 8
2. Защита прав и свобод граждан как приоритетное направление деятельности Конституционного суда субъекта РФ…………………….стр. 10
Заключение………………………………………………………………..стр. 15
Список использованной литературы…………………………………...стр. 16

Вложенные файлы: 1 файл

Констит. суд субъекта РФ.docx

— 33.23 Кб (Скачать файл)

      В законодательстве и в научной литературе вопрос о целях и задачах конституционного правосудия решается неоднозначно. Практически не делается различия между ними. Соискатель пришел к выводу, что целью конституционного правосудия и конституционного судопроизводства служит обеспечение и защита верховенства Конституции РФ, обладающей высшей юридической силой, ее прямого действия на всей территории государства, то есть достижение и поддержание правового режима конституционности.

       Объективная необходимость соблюдения принципа конституционности как цели в законотворчестве, в судебной и иной правоприменительной практике определяет основные задачи, решаемые Конституционным Судом РФ. Одной из фундаментальных задач деятельности Конституционного Суда РФ является защита прав и свобод человека и гражданина, наряду с защитой иных основ конституционного строя и разнообразных конституционных ценностей. Задаче защиты прав и свобод личности подчинено одно из ведущих направлений деятельности Конституционного Суда РФ, составляющая содержание его функции - защиты прав и свобод человека и гражданина.

      Такой подход к соотношению цели, задач и функций Конституционного Суда РФ требует внесения известных уточнений в федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» и иные законы, при формулировке соответствующих положений. «В законодательстве и отечественной научной литературе нередко отождествляются функции и полномочия Конституционного Суда РФ, либо рассматриваются лишь общесоциальные функции как направления воздействия деятельности Конституционного Суда РФ на различные стороны общественной и государственной жизни».3

      Необходимо наряду с общесоциальными функциями Конституционного Суда РФ различать компетенционные (юрисдикционные) функции, преследующие достижение цели и выполнение задач конституционного правосудия. Осуществление функций Конституционного Суда РФ возможно в правовом государстве лишь через реализацию его полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Реализация функции защиты прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом РФ осуществляется через ряд его полномочий.

      Основными полномочиями Конституционного Суда РФ, прямо и непосредственно направленными на реализацию функции защиты основных прав и свобод человека и гражданина, является проверка конституционности законов, осуществляемая по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и запросам судов в порядке конкретного нормоконтроля, осуществляющаяся в соответствующих видах производств в Конституционном Суде РФ. Для данных видов производств характерны: единый предмет рассмотрения (примененный или подлежащий применению закон); наличие конкретного дела в суде или ином правоприменительном органе (конкретный контроль); единые критерии допустимости и основания (критерии) проверки конституционности закона; единые итоговые решения и юридические последствия.

      Различия состоят в субъектах обращения, а также в том, что в производстве по запросам судов круг законов, проверяемый на конституционность, может быть более широким, нежели тех законов, положения которых нарушают конституционные права граждан, как это имеет место в производстве по жалобам физических и юридических лиц. Анализ определений Конституционного Суда РФ показывает, что необходимо более четкое законодательное закрепление условий (критериев), по которым конституционная жалоба гражданина и запрос суда могут быть отклонены. Поскольку для Конституционного Суда РФ достаточным критерием является то, что обжалуемый закон «затрагивает» конституционные права и свободы лиц, но для гражданина и судьи необходимо наличие убежденности в том, что обжалуемый закон нарушает конституционные права и свободы, т.е. жалоба должна быть обоснована в конституционно-правовом отношении.

     В целях повышения эффективности осуществления функции защиты основных прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом РФ, предлагается:

- расширить  субъектный состав должностных  лиц, обладающих правом обращения  в Конституционный Суд РФ в  производстве о проверке конституционности  законов по конституционным жалобам  путем предоставления указанного  права прокурорам субъектов РФ  и уполномоченным по правам  человека в субъектах РФ, Министру  юстиции РФ; следует законодательно  закрепить право муниципальных  образований, национально-культурных  объединений на обращение с  жалобами на нарушение их коллективных  прав и свобод.

- поддержать  предложения и законодательно  закрепить право Конституционного  Суда РФ по проверке нормативных  актов, конкретизирующих законы, по существу составляющих единый  предмет нормативного регулирования  (указы Президента РФ, Постановления  Правительства РФ и др.). Проверка  таких актов Конституционным  Судом РФ необходима в тех  случаях, когда без нее невозможно  установить системные связи между  Конституцией РФ, обжалуемыми нормами  закона и подзаконными актами.

      Осуществление Конституционным Судом РФ полномочий по толкованию Конституции Российской Федерации, рассмотрению дел о конституционности нормативных правовых актов в порядке абстрактного нормоконтроля, разрешению споров о компетенции и реализация иных полномочий содействует осуществлению функции защиты прав и свобод личности, т.е. указанная функция реализуется опосредованно. В целях усиления возможностей защиты прав и свобод человека и гражданина предлагается:

- расширить  круг субъектов обращения в  Конституционный Суд РФ с запросами  о толковании Конституции РФ, предоставив такое право Верховному  Суду РФ, Высшему Арбитражному  Суду РФ, конституционным и уставным  судам субъектов РФ, Министру  юстиции РФ, Генеральному прокурору  РФ;

- дополнить  Федеральный конституционный закон  «О Конституционном Суде Российской  Федерации» положением, согласно  которому, граждане и их объединения  имеют право ставить перед  компетентными органами вопрос  об их инициативе по проверке  законов в порядке абстрактного  контроля, с указанием в законе  об обязательности рассмотрения  такого обращения граждан и  их объединений и о необходимости уведомления граждан и их объединений о результатах рассмотрения обращения;

- поддержать  предложение об обязательной  проверке Конституционным Судом  РФ на соответствие Конституции  РФ подлежащих ратификации международных  договоров Российской Федерации,  затрагивающих основные права  и свободы граждан;

- внести  дополнения в Федеральный конституционный  закон «О Конституционном Суде  Российской Федерации», включив  в ст. 3 полномочие Конституционного  Суда РФ, установленное Федеральным  конституционным законом «О референдуме  Российской Федерации», по проверке  конституционности инициативы проведения  референдума Российской Федерации  по поставленному вопросу (вопросам) по запросу Президента РФ, а  также Верховного Суда РФ, и  специальную главу, определяющую  правила производства по этой  категории дел. 
 

Заключение

      В завершение работы представляется  возможным сделать некоторые  выводы. Среди юридических мер обеспечения прав и свобод, защита прав и свобод человека и гражданина занимает доминирующее место.  К  их  числу,  в  первую очередь,   относятся:   «конституционно-судебные   механизмы    (деятельность Конституционного  Суда  Российской  Федерации - ч.  4  ст.  125  Конституции Российской Федерации); судебная защита (деятельность судов общей  юрисдикции по  защите  прав  и  свобод   человека - ст.   46   Конституции   Российской Федерации); действия органов исполнительной власти по защите  прав  человека (ст. ст. 2 и 18 Конституции); законодательная деятельность  представительных органов власти Российской  Федерации  и  ее  субъектов  (ст.  ст.  71  и  72 Конституции Российской Федерации); юрисдикционная роль института  Президента в России, как конституционного гаранта прав и свобод человека  и  гражданина (ст. 80 Конституции РФ)».4

      Именно Конституционный Суд Российской  Федерации должен обеспечивать  и обеспечивает максимальную защиту прав и свобод человека и гражданина в  этой сложный период перехода всего нашего общества от  авторитарного  общества  к демократическому. Развитие  института конституционного   контроля    связано    с    необходимостью    утверждения

конституционного  правосудия  в  качестве  надежного   гаранта   демократии, конституционной законности, а так же защита прав человека от произвола и  их массового нарушения. Многолетний опыт деятельности конституционных  судов  в цивилизованных странах подтверждает  их  важную  роль  в  реализации  данных ценностей.  В  силу  этого  конституционные  суды   считаются   неотъемлемой принадлежностью системы правового государства.

Список  использованной литературы

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект, 2011.
  2. Федеральный Конституционный закон РФ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде» // СЗ РФ, 1994. №12. Ст. 1045.
  3. Федеральный Конституционный закон РФ от 22 ноября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ, 1995. №34. Ст. 1250.
  4. Федеральный закон РФ от 6 декабря 1994 г. «Об основных понятиях избирательных прав граждан Российской Федерации». // СЗ РФ, 1995. №13. Ст. 1216.
  5. Федеральный закон РФ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления». // СЗ РФ, 1995. №18. Ст. 2514.
  6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»  // СЗ РФ, 1995.  № 17. Ст. 142.
 
 

    Основная  литература

  1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 3-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2009.
  2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2008.
  3. Дубов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право.2008. №10. С.6-14.
  4. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Проспект, 2008.
  5. Лозовский Л.Ш. Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания. – М.:Инфра-М; 2008.
  6. Мамаев Р.Б. Конституционная юстиция в субъектах Российской Федерации // Государство и право. 2008. № 4.
  7. Пиголкин А. С. Подготовка проектов нормативных актов (организация и методика). - М.: Юридическая литература, 2008.
  8. Резепов И.Ш. Курс по конституционному праву России. М., 2008.
  9. Смоленский М.Б. Конституционное право РФ. Учебник. – Воронеж: МарТ,  2009.

Информация о работе Защита прав и свобод граждан как приоритетное направление деятельности Конституционного суда субъекта РФ