Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 08:21, курсовая работа

Краткое описание

Консьюмеризм – движение в защиту прав потребителей – наиболее развито в Японии. Уже в 1968 году закон гарантировал японским гражданам права на защиту от физического и материального ущерба, полученного в ходе использования приобретенного товара; на всестороннее и точное знание действительных свойств товаров и услуг и степени их соответствия
существующим эталонам; на одинаковые с предпринимателями позиции при осуществлении сделок купли-продажи; на свободный выбор товаров.
Законодательная защита прав потребителей в Российской Федерации осуществляется на основе:
- Конституции Российской Федерации
- Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
- Уголовный кодекс Российской Федерации

Вложенные файлы: 1 файл

0718973_0A591_kursovaya_rabota_praktika_primeneniya_zakona_o_zashite_prav.docx

— 29.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Практика  применения Закона «О защите прав потребителей»  практически ничем не отличается применения в других торговых учреждениях, как то, что аптечные учреждения  регламентируются еще и Правилом продажи отдельных видов товаров:

- Постановление Правительства РФ от 19 января 1998г №55

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" является основополагающим документом, регулирующим взаимоотношения  между покупателями и продавцами, в том числе и при продаже  фармацевтических и медицинских  товаров. Невыполнение требований законодательства о защите прав потребителей может  привести к довольно существенным материальным потерям аптечного учреждения.

 

Большая часть потребностей обеспечивается посредством приобретения товаров, то есть торговли. Однако, в условиях нестабильной рыночной экономики, бешеной  инфляции, массового снижения уровня жизни, постоянной задолженности по заработной плате работникам бюджетной  сферы важно, чтобы потребитель  чувствовал защиту своих прав. Потребитель  должен быть уверен, что он получает достоверную информацию  о товаре и его изготовителе, что это  качественный товар,  безопасный для  его жизни и здоровья, что он вправе отстаивать свои интересы, в  том  числе и в судебных органах.

Ежедневно, каждый из нас, покупая продукты, одежду, предметы обихода, украшения и так далее, мы не обращаем внимание на правовую сторону этих отношений. Необходимость оценки своих действий, как потребителя и действий продавца (изготовителя) с точки зрения закона возникает у нас, к сожалению, лишь после нарушения каких-либо прав. Однако, даже зная свои права, отстоять свои интересы бывает очень не просто.

Институт  защиты прав потребителей в мировой  практике не является новым. Законы об охране прав потребителей появились  во многих западноевропейских странах  еще в 70 годы.

Консьюмеризм – движение в защиту прав потребителей – наиболее развито  в Японии. Уже в 1968 году закон гарантировал японским гражданам права на защиту от физического и материального  ущерба, полученного в ходе использования  приобретенного товара; на всестороннее и точное знание действительных свойств  товаров и услуг и степени  их соответствия

существующим эталонам; на одинаковые с предпринимателями позиции  при осуществлении сделок купли-продажи; на свободный выбор товаров.

Законодательная защита прав потребителей в Российской Федерации осуществляется на основе:

- Конституции Российской Федерации 

- Кодекс РСФСР об административных правонарушениях

- Уголовный кодекс Российской Федерации

- Гражданский кодекс Российской Федерации

- Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции от 9 января 1996 года, - регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасного для жизни, и здоровья людей, получение информации о товарах, об их изготовителях, продавцах, государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав, а также ответственность за их нарушение. 12 декабря 2007 года вступили в силу поправки в Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 , внесенные Федеральным законом от 25.10.2007 N 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Законодатель давно озаботился тем, что ряд норм Закона не стыкуется с нормами ГК или вообще имеет пробелы, что, в свою очередь, приводило к тому, что в ряде случаев потребитель лишался необходимой защиты либо отсутствовал прописанный законом механизм разрешения спорной ситуации.

Наиболее значимыми изменениями следует признать введение ответственности за просрочку исполнения продавцом обязательств по передаче товара, изменение объема прав потребителя в случае обнаружения им недостатков товара, ограничение сроков устранения недостатков товара. Кроме того, изменения устранили ряд противоречий, как в самом Законе, так и Закона и ГК.

Большая часть потребностей обеспечивается посредством приобретения товаров, то есть торговли. Однако в условиях нестабильной рыночной экономики, инфляции, массового снижения уровня жизни, задолженности  по заработной плате самое важное, чтобы потребитель чувствовал защиту своих прав. Потребитель должен быть уверен, что получает достоверную  информацию о товаре и его изготовителе, что это качественный товар, безопасный для его жизни и здоровья, что  он вправе отстаивать свои интересы, в  том числе и в судебных органах.

 

Глава 1. Общие положения о защите прав потребителей.

 

В преамбуле  Закона указывается сфера его  действия, а также дается толкование основных понятий, используемых в тексте Закона. Значение преамбулы очень велико, поскольку нередко только обращение к ней позволяет определить, применим ли к конкретной ситуации Закон и как

его толковать. Сфера применения Закона определена достаточно полно, из первого абзаца преамбулы понятно, что Закон применяется только в тех случаях, когда действия потребителей и продавцов товаров и услуг связаны с заключением ими договоров розничной купли-продажи, бытового подряда или возмездного оказания услуг, исполнением этих договоров или последствиями заключения или исполнения этих договоров. Если же отношения покупателя и продавца возникают вследствие других действий, то нормы Закона не применяются. Основой для определения понятия "потребитель" явно послужило определение, данное в пункте 1 статьи 492 ГК для понятия "договор розничной купли-продажи".

В обоих случаях  основным критерием для отнесения  договора (норма ГК) или одной  из его сторон (норма Закона) к  определенной категории является цель заключения данного договора, а именно приобретение товара (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Несмотря  на то, что в Законе не содержится прямого разделения потребителей на категории по объему предоставляемых им прав, фактически Закон предоставляет наибольшую защиту тем потребителям, кто уже заключил договор и является его полноправной стороной. Определенные

права, хотя и в меньшем объеме, предоставляются  тем, кто заключает договор, а  также тем, кто использует предмет договора впоследствии. Закон содержит также некоторое количество норм, регулирующих права тех, кто только планирует приобрести товар, работу или услугу. К таким нормам следует отнести статьи Закона, устанавливающие обязанность изготовителя, продавца или исполнителя предоставлять потребителю информацию о товаре, работе или услуге, а также о режиме работы продавца или исполнителя. Закон о защите прав потребителей дополняет в этой части Гражданский кодекс и устанавливает, что потребителем является любой человек, имеющий намерение приобрести товар или услугу.

Понятие "изготовитель" изложено в Законе слишком кратко и это не идет на пользу толкованию его норм. Дело в том, что нередко товары изготавливаются одними фирмами по заказу других, иногда одни организации осуществляют окончательную сборку товаров, произведенных другими производителями. В этих случаях определить, кто же является

производителем  товара (в том смысле, который  в это понятие вкладывает Закон), бывает достаточно трудно. Например, многие известные фирмы, в том числе и российские, предпочитают производить товары под своими брендами в Китае или других развивающихся странах. При этом следует отличать производство товаров по заказу от производства товаров на основании лицензионного договора о предоставлении права использования товарного знака или на основании договора коммерческой концессии. В первом случае имеет место быть договор подряда , и товар вводится в оборот организацией, заказавшей создание товара, ею же и определяются качественные показатели, потребительские свойства товара, чаще всего именно эта организация предоставляет те или иные гарантии конечному потребителю товара. По сути дела данная организация и является изготовителем товара в том понятии, которое содержится в Законе, ведь в Законе говорится об организации, производящей товары для реализации потребителям.

То есть для  того, чтобы определить, является ли организация (или индивидуальный предприниматель) изготовителем конкретного товара, необходимо установить цель, с которой товар был изготовлен:

-для того чтобы исполнить обязательства по договору подряда вне всякой связи с тем, как результат работ будет использован в дальнейшем.

-для того чтобы создать товар, который впоследствии будет реализован потребителю.

В тех случаях, когда товар производится на основании  лицензионного договора или договора коммерческой концессии, изготовителем товара является не то лицо, чей товарный знак использован для обозначения товара, а лицо, получившее право на использование этого товарного знака на основании договора. Дело в том, что в данном случае товарный знак - это

только средство индивидуализации товара, сам же товар  производится непосредственно лицом, вводящим его в оборот.

Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

В тех случаях, когда возникает вопрос, регулируется ли оказание тех или иных услуг законодательством о защите прав потребителей, следует помнить, что Закон рассматривает в качестве исполнителя только лицо, оказывающее такие услуги только по возмездному договору. В том случае, если оказание услуг является исполнением обязательств, возникших не из договорных отношений, либо договор не был возмездным, нормы Закона применяться не могут. Например, не применяются нормы законодательства о защите прав потребителей при разрешении споров, возникающих в ходе бесплатного обучения, получения бесплатного образования. Если же

обучение  было оплачено, нормы Закона должны применяться с учетом специальных норм, регулирующих отношения в данной сфере.

Понятие продавца, данное в Законе, отличается от понятия, где сказано, что продавцом как стороной в договоре розничной купли-продажи является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу. Это означает, что требования, предусмотренные нормами Закона, могут быть заявлены не только профессиональным розничным продавцам, но и любому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, продавшему ту или иную вещь физическому лицу, если использование этой вещи не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.

Расшифровка понятия недостатка товара (работы, услуги) была скорректирована Федеральным законом от 25.10.2007 N 234-ФЗ. Дело в том, что далеко не всегда имеется возможность определить, каким критериям качества должен соответствовать товар или услуга: договоры купли-продажи чаще всего заключаются в устной форме либо не содержат внятных требований к качеству товара или услуги. Поэтому для того, чтобы определить, является ли то или иное свойство товара, услуги недостатком, нужно провести поэтапный анализ существа обязательств продавца или исполнителя в отношении качества этого товара или услуги.

В первую очередь  нужно выяснить, установлены ли законом те или иные обязательные требования к качеству товара, затем, если специальных требований нет, нужно выяснить, какие обязательства в отношении качества принял на себя продавец или изготовитель товара.

Поскольку договоры купли-продажи, если они заключаются  в письменной форме, редко содержат полный перечень требований к качеству товара, законодатель ввел в Закон уточнение о том, что при отсутствии или недостаточности таких сведений в договоре следует ориентироваться на

требования, обычно предъявляемые к такого рода товарам.

Кроме перечисленного выше следует проверить, сообщал  ли продавец покупателю, о каких- то специфических свойствах конкретного товара или не предъявлял ли покупатель к этому товару какие-то особые требования.

Законодатель  дал развернутое пояснение для  понятия существенного недостатка, поскольку это понятие используется при определении объема прав, которыми располагает потребитель, в первую очередь покупатель. Понятие неустранимости в данном случае относится в первую очередь к товарам, имеющим индивидуально-определенные свойства, когда для устранения недостатка требуется замена тех частей товара, которые и создают эти свойства.

Понятие безопасности товара имеет значение для тех  случаев, когда недостаток товара либо неправильное пользование им могут привести к угрозе жизни или здоровью людей. В данном случае понятие изложено в Законе несколько некорректно, поскольку в определении упоминаются

только потребители  товара или услуги и окружающая среда, о том же, что должны быть защищены жизнь и здоровье других людей, не являющихся потребителями конкретного товара, не сказано ничего.

 

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей.

  

Норма пункта 2 статьи 1 Закона имеет важное значение, поскольку выполняет функцию защиты, но не потребителей, а продавцов и исполнителей от излишнего контроля со стороны различных федеральных ведомств. Только нормативные акты, утвержденные постановлениями Правительства РФ, могут иметь силу в области защиты прав потребителей, всевозможные приказы, письма и тому подобное юридической силы в данном случае не имеют.

В настоящее  время приняты следующие правила: их много, но действующим для нас  является - Правила продажи отдельных видов товаров утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55;

Статья 3. Право потребителей на просвещение  в области защиты прав потребителей

 

 

Потребитель имеет право на просвещение в  области защиты прав потребителей, обеспечивается  посредством включения соответствующих  требований  в государственные  образовательные  стандарты  и общеобразовательные стандарты.

Информация о работе Защита прав потребителей