Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:39, реферат
Закон о защите прав потребителей один из первых рыночных законов и имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Теперь закон значительно повысил ответственность производителей продавцов и исполнителей за качество своей работы и наряду с расширением прав потребителей установить для них ряд новых обязанностей.
Введение 2
Законодательство о защите прав потребителей 3
Безопасность товаров (работа, услуг) 5
Срок службы(годности). Гарантийный срок 8
Последствия продаж товаров с недостатками 10
Список литературы (правовые источники) 11
потребителю убытки в соответствие со ст.12 Закона.
Срок службы (годности) Гарантийный срок
Согласно п.2 ст.5 Закона на товары (результаты работ), использование
которых по истечении определенного срока представляет опасность для
жизни и здоровья потребителей, окружающей среды или может причинить вред
имуществу потребителей устанавливается срок службы (годности).
Сущность этих сроков состоит
в том, что использование
товаров по прямому назначению за их пределами недопустимо или даже
невозможно ввиду достижения предельного технического состояния или
приобретения каких-либо вредных качеств в результате их использование
становится опасным.
Сроки службы устанавливают обычно для машин, приборов и других товаров
длительного пользования, а срок годности - для пищевых продуктов
лекарств, и т. п.
В течение этого срока изготовитель (исполнитель) несет определенные
обязанности, направленные на
обеспечение возможности
продукции, и ответственность за их неисполнение или не надлежащее
исполнение.
Согласно Закону продажа товаров с просроченным сроком годности
запрещается. Своеобразной разновидностью срока годности является срок
реализации, который устанавливается
для ряд скоропортящихся
(молоко и молочные изделия
и т. д.).Предельный срок
указывается на упаковке, таре, в накладной.
Товары с истекшим сроком реализации считаются утратившими свои
потребительские свойства и не могут быть реализованы потребителю. Но
Закон не устанавливает, кем определяется срок годности.
Закон не содержит никаких разъяснений о существе понятия “гарантийный
срок”. Впервые он упоминается в ст.12 Закона как срок, в течении
которого могут выявляться недостатки товара. В ст.18 гарантийный срок
также трактуется как временной период обнаружения недостатков товара.
При этом указывается, что он устанавливается изготовителем. таким же
образом характеризуется гарантийный срок и на выполненную работу
(оказанную услугу) в ст.30
Закона. Однако кем он устанавливается,
случае не указано.
Гражданский кодекс РСФСР в главе о договоре поставки продукции (ст.263
Гк) предусматривает, что сроки и порядок установления покупателем
недостатков поставленной ему продукции которые не могли быть обнаружены
при обычных условиях приемки, и предъявления поставщику претензий,
вытекающих из поставки продукции не надлежащего качества определяются
законодательством.
Таким образом, речь идет о сроках, в течение которых могут
устанавливаться скрытые недостатки. Той же статьей предусмотрено, что в
отношении продукции, предназначенной для длительного пользования или
хранения, стандартами и
техническими условиями могут
более длительные сроки для установления покупателем указанных
недостатков - гарантийные сроки.
Договорами могут
предусмотрены стандартами или техническими условиями, а также
гарантийные сроки более
продолжительные чем
Статьей 248 ГК указанные положения по существу, распространены на
договор розничной купли-продажи.
В соответствие с Законом гарантийный срок это - удлиненный (по сравнению
с установленным в законе) срок для выявления недостатков товаров (работ,
услуг) которые не могут быть обнаружены при его обычной приемке (скрытые
недостатки).
Гарантийные сроки и сроки службы (сроки, установленные Законом)
исчисляются со дня продажи товара потребителю. Если день продажи
установить невозможно, эти сроки исчисляться со дня изготовления товара.
Для сезонных товаров (обувь, одежда и т. п.) такие сроки исчисляются с
момента наступления соответствующего сезона, определяемого
правительствами РФ и республик в его составе исходя из территориальных
климатических условий местонахождения потребителя.
При продаже товаров по образцам, по почте, а также в других случаях,
когда момент заключения договора купли-продажи не совпадает с передачей
товара потребителю эти сроки исчисляются со дня доставки товара
потребителю, а если товары
нуждаются в специальной
(подключении или сборке) со дня их производства.
Гарантийные сроки на результаты работ, услуг должны исчисляться со дня
принятия работы (услуги) потребителем, а в случае несвоевременного ее
принятия по вине потребителя - со дня установленного договором срока
исполнения услуги.
Последствия продажи товара с недостатками
Под товаром с недостатками понимается товар ненадлежащего качества, не
соответствующий требованиям ст.14 Закона.
Ст. 17 Закона установлено что потребитель, которому продан товар с
недостатками, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему
выбору потребовать:
безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на
исправление недостатков потребителем ибо третьим лицом;
заменить на товар аналогичной марки (модели, артикула);
заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с
соответствующим перерасчетом покупной цены;
расторгнуть договор и возместить убытки.
Упомянутые требования могут быть предъявлены потребителем по своему
выбору продавцу или торговому предприятию, по месту нахождения
потребителя, которое создано
продавцом или выполняет
функции на основе договора с ним.
Потребитель вправе предъявить изготовителю требования о безвозмездном
устранении недостатков товара и по истечении гарантийных сроков. Такое
требование может быть
предъявлено в течение
а если он не установлен - в течение 10 лет, когда в товаре выявлены
существенные недостатки, допущенные по вине изготовителя. Если
требование не удовлетворено в предусмотренный срок 10 дней, потребитель
вправе по своему выбору предъявить изготовителю иные требования,
установленные ст. 17 Закона.
При расторжении договора расчеты с потребителем производятся в случае
повышения цены исходя из стоимости товара на момент предъявления
соответствующего требования, а в случае снижения цены - из стоимости
товара на момент покупки.
Все обязанности которые возлагает Закон на продавца некачественного
товара, могут быть выполнены им непосредственно, за исключением одной -
устранения недостатков товара. В связи с этим необходимо рассмотреть не
только вопрос о субъекте, несущем ответственность перед потребителем, а
также обязанности третьих лиц, предусмотренные Законом.
Должники несут перел потребителем солидную ответственность. В случае,
если изготовитель полностью или частично отказался удовлетворить
требование третьего лица о возмещении расходов и уплате вознаграждения,
спор должен решаться в судебных органах в общем порядке по иску третьего
лица.
Литература (правовые источники)
1.Закон РФ “О защите прав потребителей” от 7.02.92 №2300-1
//Ведомости Съезда Народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ
№15,1992г. ст.786
2.Постановление Верховного Совета РФ от 7.02.92 №2300/1-1 “О введении в
действие Закона “О защите прав потребителей”
//ВСНД и ВС №15,1992г.№787
3.Положение о порядке
наложения штрафов на
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний ГК АП
РФ (территориальных управлений) о прекращении нарушений прав
потребителей. Утв. Приказом ГК АП РФ №51 от 23.04.93 рег.№243
//Российские вести №90,1993г.
4.Закон Рф от 10.06.93 №5153-1 “О сертификации продукции и услуг”
//ВСНД и ВС №26 1993г.
Информация о работе Защита прав потребителей по Российскому законодательству