Избирательное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 07:38, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является анализ избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
1. Понятие и принципы избирательного права 3
2. Понятие и виды избирательных систем 9
Заключение 16
Список использованных источников и литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательное право.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Однако людей больше интересует избирательная система  в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).

Если попытаться дать определение термину «избирательная система», абстрагируясь от ее значения в узком или широком смысле, то, по-видимому, под избирательной системой следует понимать совокупность правил, приемов, процедур, процессов и институтов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органов государственной власти и местного самоуправления на основе адекватного представительства многообразных интересов гражданского общества.

Виды избирательных  систем определяются принципами формирования представительного органа власти и  соответствующим порядком распределения  мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых вида избирательных систем - мажоритарной и пропорциональной, элементы которых, так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.

Мажоритарная система – это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

Мажоритарная система  имеет разновидности, обусловленные  различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства  голосов. Самая простая разновидность  – система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах и в России. Часто она используется при местных выборах. При этой системе, чем больше кандидатов баллотируется на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. В России предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.

Оказанный минимальный  процент может быть повышен для  выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной  власти субъектов РФ. Федеральный  закон от 18.05.2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ» повысил указанный минимум до 25 %. Кроме того, чтобы победить на выборах в одномандатном избирательном округе, кандидату необходимо, чтобы полученное относительное большинство было больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Иначе выборы будут признаны несостоявшимися.

Мажоритарная система  абсолютного большинства – система, при которой кандидату для  избрания необходимо получить более  половины голосов (50 % + 1 голос). В качестве базы для подсчета выступает, как правило, общее число поданных голосов. При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по данной системе часто оказываются нерезультативными.

Преодолевается нерезультативность перебаллотировкой кандидатов, собравших  определенную долю голосов. Это так  называемый второй тур выборов (повторное  голосование). Федеральный закон  «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов. В России избирательная система двух туров применяется на выборах высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов РФ и иногда в муниципальных образованиях.

Пропорциональная система (пропорциональное представительство партий и движений). При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов. Пропорциональная система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов. Федеральный закон от 18.05.2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению мандатов не допускаются. Но, если за федеральные списки кандидатов, преодолевших семипроцентный барьер, подано в совокупности 60 % или менее процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускаются последовательно в порядке убытия числа полученных голосов списки кандидатов, собравшие менее 7 % голосов, пока общее число голосов избирателей не превысит в совокупности 60 % голосов избирателей.

Распределение мандатов при пропорциональной системе происходит по определенной методике, предусмотренной ст. 3 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации». Закон включает изменения в порядке определения результатов выборов по партийным спискам в федеральном округе. Избирательный барьер для прохождения кандидатов от избирательного объединения составляет 7 % голосов избирателей. При любом итоге голосования в состав Государственной Думы должны пройти представители не менее двух избирательных объединений.

Полупропорциональная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата, хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие большее число голосов.

К этой же группе систем относится кумулятивный вотум. Избиратель, к примеру, имеет три голоса, что меньше числа депутатов от данного избирательного округа, но он может распорядиться своими голосами трояким образом: либо отдать все их одному кандидату, либо отдать два голоса одному кандидату, а третий – другому, либо раздать по одному голосу трем кандидатам. Система считается пригодной для небольших избирательных единиц, в которой избиратели хорошо знают своих кандидатов, а их политическая принадлежность для избирателей большого значения не имеет.

Система единственного  передаваемого голоса позволяет  сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства  партий. Однако она сложна в плане  определения результатов выборов. Суть системы заключается в следующем. В многомандатном округе кандидаты выдвигаются в таком же порядке, как при системе единственного непередаваемого, т.е. каждая партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, т.е. против фамилии желательного кандидата отмечает свои преференции (предпочтение) указывая цифрами 1, 2, 3 и т.д., кого он желает видеть избранным в первую очередь, а кого во вторую и т.д. При определении результатов голосов подсчитываются первоначально голоса, полученные кандидатами при первой преференции. Если никто не набрал абсолютного большинства голосов, то голоса, поданные за наименее успешного кандидата, передаются другим кандидатам, а сам он исключается из дальнейшего подсчета. Эта процедура продолжается до тех пор, пока какой-либо кандидат не наберет необходимого большинства голосов. Главное достоинство системы в том, что она обеспечивает результативность выборов и исключает необходимость проведения второго тура или перебаллотировки.

О смешанной избирательной  системе говорят в том случае, если при выборах одной и той  же представительной палаты применяются  различные системы. При этом стремятся  соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов – по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины. Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах, в случае их избрания там исключаются из федеральных списков.

Применение подобной системы предусматривается и  при выборах в законодательные  органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» установил, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Соответствующие изменения внесены в Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». На сегодняшний день все субъекты РФ привели свое избирательное законодательство в соответствие с положениями федерального избирательного законодательства, т.е. закрепили применение на выборах смешанной избирательной системы.

В заключение хотелось бы отметить, что все виды избирательной системы в той или иной степени имеют негативные черты, поэтому в современных условиях (особенно это касается России) первостепенное значение приобретает проведение в жизнь содержательного аспекта представительства, включающего в себя повышение политической культуры депутатского корпуса и выработку четкой функциональной концепции роли самого депутата.

 

Заключение

Избирательное право - один из важнейших институтов современного конституционного права, реализация норм которого является главнейшим условием становления, развития и укрепления демократических элементов в жизни общества.

Опыт проведения президентских  и парламентских избирательных  кампаний определил необходимость  политики правового реформирования российской избирательной системы  на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. Причин тому несколько: несовершенство современного российского избирательного законодательства; недостатки мажоритарной избирательной системы на парламентских выборах; необходимость государственного признания социальной ценности демократического воспроизводства государственной власти в рамках правовой институционализации адекватной избирательной системы; противоречивость российского избирательного законодательства, порождающая недоверие к выборам. А ведь состояние современной избирательной системы в Российской Федерации всегда влияло на политическую ситуацию и, как следствие, на стабильность государственной власти. На современном этапе развития избирательного законодательства России необходимо отметить, что в рамках законодательных инициатив Президента РФ избирательное право становится все более актуальным и приоритетным.

Другой немаловажной проблемой является постоянные нарушения  в избирательном процессе, то есть подкуп избирателей отдельными кандидатами, неравная борьба среди кандидатов в  период проведения избирательной кампании, подтасовка результатов выборов и другие.

Проанализировав проблемы современного российского избирательного права, стоит отметить необходимость  дальнейшего реформирования избирательной  системы России. Однако несомненно, что подходить к реформированию избирательных отношений необходимо максимально обдуманно и взвешенно, опираясь на выявленные эмпирическим путем тенденции демократического развертывания российской избирательной системы, избегая «революционных» скачков в развитии электорального законодательства. В развитии правовой культуры населения огромную роль играют средства массовой информации, которым необходимо постоянно включать в свою работу ролики и передачи, разъясняющие важность избирательного права по отношению к каждому гражданину. Кроме того, следует улучшить работу правоохранительных органов, путем совершенствования подзаконных актов контролирующих ведомств этих органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

  1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации: Официальный текст. М.: 1999.
  2. Федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Рос. газ. - 2003. - 16 янв.
  3. Федеральный закон РФ от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // СЗ РФ. - 2002. - №51.
  4. Федеральный закон РФ от 26.11.96 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. - 1996. - № 49.
  5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007.
  6. Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учеб. пособие. – Тамбов: изд-во ТГТУ, 2005.
  7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008.
  8. Конституционное право России: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008.

Информация о работе Избирательное право