Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 05:15, реферат
Актуальность темы исследования. Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития института народного представительства. Отдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве. Однако первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1550 г. Земского собора, принявшего Судебник.
Введение 3
1. История парламентаризма в России 4
2. Первые шаги российского парламентаризма 7
3. Некоторые проблемы парламентаризма в современной России 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Говоря же о современном парламентаризме, следует учитывать его многомерность, так как он сочетает признаки политического, исторического, социокультурного и психологического феномена. В этой связи рассмотрение проблем парламентаризма имеет междисциплинарный характер, о чем свидетельствуют исторические, историко-правовые, правовые, философские, политологические, социологические и психологические труды исследователей. Охватить противоречивые аспекты парламентской практики в рамках одной лекции довольно сложно, и поэтому имеет смысл выделить из общего ряда вопросы, наиболее обсуждаемые учеными и политиками. Заметим, и это очень важно: все они касаются системных признаков парламентаризма как одной из форм демократического правления. При этом существование законодательных (представительных) органов государственной власти еще не означает наличия парламентаризма как системы7.
1. Проблема взаимоотношений парламента с другими органами власти.
Так, проблема места и роли парламента в политической жизни государства усложняется и тем, что, согласно Конституции, федеральный парламент не имеет правовой опоры в виде органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, организационных рычагов воздействия на них. Это, конечно, в определенной степени снижает значение Федерального Собрания в жизни общества, ослабляет его по сравнению с исполнительными и судебными органами власти, сохранившими в постсоветский период вертикальные системы и взаимосвязи с соответствующими властными структурами в субъектах РФ8.
2. Проблема формирования легислатур.
Внедрение в политическую
практику постсоветской России новой
избирательной системы
3. Проблема компетентности парламентариев.
С одной стороны, парламент
избирается народом и постоянно
должен поддерживать с ним связь,
и периодичность выборов это
обеспечивает. А с другой стороны,
на него возлагаются важные профессиональные
обязанности: законодательство и парламентский
контроль. От их компетентного исполнения
в буквальном смысле слова зависит
судьба миллионов людей. Но российская
система профессионального
Законодательная работа - это процесс сложный и длительный. Он включает в себя совокупность следующих последовательных процедур9:
- внесение законопроекта на рассмотрение парламента на основе права законодательной инициативы;
- рассмотрение и принятие закона депутатами;
- подписание и обнародование документа.
От депутата требуются
знания в нескольких предметных областях,
в числе которых и
Таким образом, проведя исследование на тему «Возникновение парламентаризма в России» следует сделать следующие выводы.
По сравнению с предыдущей в действующей Конституции РФ принцип разделения властей реализован более последовательно и полно. Однако обстоятельства ее принятия обусловили ряд особенностей в реализации этого принципа: подчеркнутый приоритет президентской власти, ограничение контрольных полномочий парламента, усложненный механизм отрешения от должности Президента и облегченный механизм роспуска Государственной Думы, подчинение исполнительной власти Президенту и ее фактическая независимость от парламента и др.
Продвижение России по пути
создания гражданского общества и правового
государства приведет, по - видимому,
к совершенствованию ряда институтов
и положений ныне действующей
Конституции, в частности, к укреплению
самостоятельности и
Вместе с тем, проблемы современного парламентаризма - это совокупность сложных и противоречивых явлений российской политической действительности. Для решения одних достаточно принятия соответствующих нормативно-правовых актов, а условием решения других является изменение политической и гражданской культуры общества. Как уже отмечалось, все проблемные сюжеты касаются признаков парламентаризма как особой демократической системы, и поэтому разрешение их также должно иметь системный характер. Место и роль парламента в системе государственной власти, его характер представительства, профессиональность и, в конечном счете, ответственность парламентария перед электоратом во многом зависят от тех, кто выбирает.
1 Воронин А. В. История государства и права России. Москва: Юрайт, 2012 – с. 58-59.
2 Исаев И. А. История государства и права России. Москва: Проспект, 2012 – с. 104.
3 Клеандрова В. М. История государства и права России. Москва: Проспект, 2012 – с. 133.
4 Воронин А. В. История государства и права России. Москва: Юрайт, 2012 – с. 61.
5 Исаев И. А. История государства и права России. Москва: Проспект, 2012 – с. 106-107.
6 Воронин А. В. История государства и права России. Москва: Юрайт, 2012 – с. 63.
7 Альбов А. П. История государства и права России. Москва: Юрлитинформ, 2012 – с. 75.
8 Клеандрова В. М. История государства и права России. Москва: Проспект, 2012 – с. 135-136.
9 Альбов А. П. История государства и права России. Москва: Юрлитинформ, 2012 – с. 76.
10 Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. Москва: Проспект, 2012 – с. 207.