Институт гражданства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 08:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является комплексный анализ конституционного статуса института гражданства в Российской Федерации, как одного из основных в правовой системе демократического правового государства.
Задачи данной работы:
- раскрыть понятие и принципы гражданства Российской Федерации;
- проанализировать основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации;
- исследовать полномочия органов, ведающих делами о гражданстве;
-установить особенности производства по делам о гражданстве Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации……………..5
Понятие гражданства Российской Федерации……….................................5
Принципы гражданства Российской Федерации…………………………8
Глава II. Основания приобретения и прекращения
гражданства Российской Федерации………………….………………………...12
2.1. Основания приобретения гражданства……………………………….......12
2.2. Основания прекращения гражданства…………………………………....22
Глава III. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и особенности производства по делам о гражданстве………………………………………………... …………………..27
3.1. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и особенности производства по делам о гражданстве…………….27
3.2. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации………….34
Заключение…………………………………………………….……………….....38
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по КПР.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

(часть седьмая введена  Федеральным законом от 01.10.2008 N 163-ФЗ)

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке основывается на принципах почвы и крови и отвечает интересам лиц, желающих сохранить связь с Россией как своей исторической Родиной.

Третьим основанием приобретения гражданства является восстановление в гражданстве.

  Оно, согласно статье 15 закона о гражданстве, касается лиц, которые в прошлом имели гражданство России, но по каким-либо основаниям его утратили. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Восстановление в гражданстве является одним из оснований его приобретения.

Для восстановления в гражданстве требуется:

1.  достижение совершеннолетия (18 лет);

2.  дееспособность;

3.  непрерывное проживание на территории России со дня

получения вида на жительство и до момента обращения с заявлением о восстановлении в гражданстве в течение трех лет;

4.  обязательство соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации;

5.  отказ от иностранного гражданства (за исключением случаев, когда отказ от гражданства невозможен в силу независящих от лица причин или не требуется по условиям международного договора Российской Федерации);

6. владение русским языком, достаточное для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды.

Закон о гражданстве 2003 года предусматривает ряд оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, независимо от того, идет ли речь об общем или упрощенном порядке приема в гражданство (ст. 16). В соответствии с ним отклоняются заявления о приме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации, то есть экстремисты и террористы;

(согласно Федеральному закону Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года7. Экстремистской деятельностью признается: деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

– насильственное изменение основ Конституционного стоя и нарушение целостности Российской Федерации;

– подрыв безопасности Российской Федерации;

– создание независимых вооруженных формирований;

– осуществление террористической деятельности;

– возбуждение расовой, национальной и социальной розни, связанной с насилием и призывами к насилию;

– унижение национального достоинства;

– осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

– пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

– пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

– публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

– финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонных, факсимильных и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств);

б) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

в) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

г) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

д) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

е)  осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);

ж) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;  (административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных выше лиц через государственную границу Российской Федерации за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из России)8.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации применяется к иностранным гражданам по решению судьи, а за совершение правонарушений при въезде в Российской Федерации – соответствующими должностными лицами.

Таким образом, законодателем учтены многолетняя практика, интересы государства и общества. Предыдущим законом основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации существенно расширены и конкретизированы и полностью соответствуют Европейской конвенции о гражданстве 1997 года. Однако Федеральным законом о гражданстве 2003 года пункт «з» был исключен.

Одним из традиционных способов приобретения гражданства является оптация, то есть выбор гражданства при изменении Государственной границы государства. Оптация может быть как основанием приобретения, так и утраты гражданства. Если какая-либо часть государства согласно международному договору переходит к другому государству, или наоборот, присоединяется к нему, всем гражданам, населяющим соответствующую территорию, будет предоставлено право решить вопрос, остаются ли они гражданами данного государства или нет. Решение вопроса о приобретении или утрате гражданства в том числе решается не в отношении каждого индивидуально, а сразу в отношении всех проживающих на данной территории.

Подобные случаи имели место в нашей истории. Учитывая, что Российская Федерация имеет открытый характер, теоретически можно предположить, что какое-либо государство пожелает войти в состав РФ. Подобный процесс урегулирован Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г9.

Согласно международному правовому договору будет решаться вопрос о гражданстве лиц, которые пожелают сохранить прежнее или получить новое гражданство.

Необходимо отметить, что с оптацией нельзя смешивать своеобразный выбор гражданства, который имеет место при самоопределении нации. Право на самоопределение предполагает возможность осуществления нацией выбора между полным государственным отделением от господствующей нации и вхождением вместе с ней на соответствующих уровнях в одно государство.

Разумеется, и оптация может быть связана с принципом самоопределения нации, в частности, при территориальных изменениях. В этом случае она дает возможность лицам, принадлежащим к разным нациям, населяющим территорию, переходящую от одного государства к другому, путем индивидуального выбора гражданства одного из государств сохранить или упрочить связь с соответствующей нацией, но право оптации всегда предоставляется в конечном счете непосредственно заинтересованным лицам.

 При самоопределении какой-либо  нации выбор гражданства носит  произвольный характер, зависит  от решения одного вопроса  о будущем национальном государстве  и осуществляется не в индивидуальном  порядке, а всей нацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    2.2.   Основания прекращения гражданства

 

Право на изменение гражданства является неотъемлемым личным правом каждого гражданина России.

Гражданин не может быть лишен права изменить свое гражданство10. Европейская конвенция о гражданстве 1997 года предусматривает в ст. 8, что каждое государство - участник разрешает отказ от гражданства при условии, что соответствующие лица не становятся в результате этого лицами без гражданства.

Закон предусматривает, что прекращение российского гражданства возможно:

  1. вследствие выхода из гражданства РФ с учетом волеизъявления по инициативе самого гражданина;
  2. по иным основаниям, предусмотренным действующим Законом о гражданстве (например, усыновление или удочерение ребенка иностранными гражданами);
  3. на основании международного договора (оптация).

Выход из гражданства – это добровольная акция, то есть осознанное действие правоспособного и дееспособного лица. Выход из гражданства не прекращает юридическую связь конкретного лица с государством, их взаимные права, обязанности и ответственность.

Лицу, проживающему на территории Российской Федерации, у которого прекращено гражданство, выдается вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.

Выход из гражданства Российской Федерацией предусмотрен статьей 19 закона о гражданстве.

Настоящая статья предусматривает процедуру общего и упрощенного порядка выхода из гражданства. В том и в другом случае основанием решения вопроса о выходе из гражданства является волеизъявление, то есть личная инициатива самого гражданина.

Естественно, суверенное государство вправе предусмотреть исключение из общего правила, то есть ситуацию, когда выход из гражданства не допускается.

В общем порядке решаются дела о выходе из гражданства лиц, проживающих в России.

При выходе из гражданства Российской Федерации лиц, проживающих в России, вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, а также документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности об уплате налогов.

Дела о выходе из гражданства Российской Федерации россиянина, проживающего за границей, решаются в упрощенном порядке. Такие лица вместе с заявлением предоставляют:

– документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

– документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

– документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления заявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;

– документ налогового органа Российской Федерации (по последнему месту жительства заявителя на территории Российской Федерации) об отсутствии задолженности по уплате налогов.

Исключение составляют случаи, когда действующий закон не разрешает выход из гражданства. Это касается лиц:

– имеющих не выполненные перед государством обязательства (призыв на военную или альтернативную государственную службу; непогашенная банковская ссуда; неоплаченные налоги);

– привлеченные к уголовной ответственности или отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы;

– не имеющих иного гражданства и гарантий его приобретения.

В упрощенном порядке решается вопрос о выходе из российского гражданства ребенка, если один из его родителей иностранный гражданин, а другой – гражданин России – не возражает против такого решения. Еще проще решается этот вопрос, если у ребенка имеется единственный родитель (отец или мать) и этот родитель иностранный гражданин.

Лицу, которому разрешен выход из гражданства Российской Федерации, в том числе ребенку, выдается справка о прекращении гражданства Российской Федерации.

Каждое общее правило всегда имеет исключения. Поэтому не следует думать, что выход из гражданства это автоматический процесс и любой гражданин в любое время может легко и просто изменить свое гражданство.

Закон предусматривает три безусловных основания для отказа в выходе из гражданства.

Первая ситуация: наличие не выполненных перед Российской Федерацией обязательств.

Что в данном случае имеется в виду? Это, например, военная или альтернативная гражданская служба по призыву в Вооруженных силах Российской  Федерации. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской  Федерации11. Согласно Федеральному закону Российской  Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. Каждый гражданин России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет подлежит призыву на военную службу, если он не имеет официальной отсрочки или право на замену военной службы альтернативной гражданской службой12.

Информация о работе Институт гражданства Российской Федерации