Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 08:50, курсовая работа
Целью исследования является комплексный анализ конституционного статуса института гражданства в Российской Федерации, как одного из основных в правовой системе демократического правового государства.
Задачи данной работы:
- раскрыть понятие и принципы гражданства Российской Федерации;
- проанализировать основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации;
- исследовать полномочия органов, ведающих делами о гражданстве;
-установить особенности производства по делам о гражданстве Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации……………..5
Понятие гражданства Российской Федерации……….................................5
Принципы гражданства Российской Федерации…………………………8
Глава II. Основания приобретения и прекращения
гражданства Российской Федерации………………….………………………...12
2.1. Основания приобретения гражданства……………………………….......12
2.2. Основания прекращения гражданства…………………………………....22
Глава III. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и особенности производства по делам о гражданстве………………………………………………... …………………..27
3.1. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и особенности производства по делам о гражданстве…………….27
3.2. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации………….34
Заключение…………………………………………………….……………….....38
Библиографический список
Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения России за рубежом сами принимают решения по вопросам приема в гражданство в упрощенном порядке лиц, которые имеют право на льготный прием в гражданство.
Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения России за рубежом ведут учет лиц, находящихся за пределами России, которые изменили свое гражданство.
Федерации
Процедура принятия решений по любым вопросам, в том числе по вопросам гражданства, имеет исключительно важное значение. Все лица, которые намерены решать вопросы гражданства, обязаны строго следовать указанным правилам. Поэтому нужно четко знать, куда подается заявление по вопросам гражданства и как оно должно быть оформлено.
Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации регулируется Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 14 ноября 2002 года.
Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации и документы, необходимые для приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, подаются по месту жительства заявителя.
Если лицо проживает на территории Российской Федерации, заявление подается в Министерство внутренних дел республики, главное управление или управление внутренних дел края, области, города федерального значения, автономной области либо автономного округа, являющиеся территориальными органами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел.
Лица, проживающие за рубежом и не имеющие места жительства в России, подают заявление по вопросам приема, восстановления, прекращения гражданства в дипломатическое представительство или консульское учреждение России за границей.
Заявление составляется в двух экземплярах на бланке по форме, соответствующей конкретным основаниям приобретения, прекращения или оформления гражданства Российской Федерации.
При подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя.
Не принимается к рассмотрению заявление лица, удостоверяющего его личность и гражданство документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе служебным паспортом, дипломатическим паспортом или паспортом моряка.
Статья 33 закона о гражданстве предусматривает порядок оформления заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации.
Заявление по вопросам о приеме, восстановлении, прекращении гражданства составляется по форме, установленной Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2002 года.
Всякое заявление должно быть подписано лично заявителем и удостоверяется принявшим заявление уполномоченным должностным лицом.
Если заявитель страдает физическим недостатком, исключающим возможность личной подписи, или неграмотен, заявление вместо него по его просьбе подписывает другой человек. Однако подпись этого человека должна быть нотариально удостоверена. Если подобная ситуация имеет место за рубежом, подпись другого лица удостоверяется уполномоченным на тот должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения России за рубежом.
Если закон требует для решения вопросов гражданства согласия одной из сторон, это согласие оформляется нотариально.
Закон устанавливает, что форма заявления и перечень сведений и необходимых документов для оформления приобретения, восстановления и прекращения гражданства определяются специальным документом – Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации утвержденным Указом Президента от 14 ноября 2002 года.
Оформление заявлений о приеме, восстановлении и прекращении гражданства, а также при определении гражданства по заявлениям заинтересованных лиц в России взимается государственная пошлина.
Если заявление подается в дипломатическое представительство или консульское учреждение России за рубежом – взимается консульский сбор.
В случае отклонения заявлений по вопросам гражданства государственная пошлина или консульский сбор не возвращаются.
Как следует из статьи 34 закона о гражданстве, решения по вопросам гражданства принимаются либо в общем порядке, либо по ускоренной процедуре. Различие в сроках рассмотрения дел.
В общем порядке, дела рассматриваются Президентов Российской Федерации в срок до одного года с момента подачи всех необходимых документов.
По общему правилу в случае отказа в приеме, восстановлении или прекращении гражданство лицо может обратиться в соответствующие органы лишь через год. Однако при наличии достаточных обстоятельств, то есть которые не были или не могли быть известны заявителю и которые нельзя было предвидеть, повторное рассмотрение дела может быть проведено в более ранний срок. Такими обстоятельствами может быть , например, смерть супруга, от которого зависело решение вопроса об изменении гражданства ребенка.
Юридическое значение для решения вопросов имеет дата приобретения или прекращения гражданства. Поэтому закон четко определяет три основания для решения этого вопроса.
Первое – гражданство по рождению приобретается со дня рождения ребенка. Факт рождения регистрируется органами записи актов гражданского состояния (ЗАГСом) и подтверждается свидетельством о рождении, которое затем заменяется на паспорт.
Если ребенок найден на территории Российской Федерации и родители его неизвестны и не обнаружатся в течение полугода, день его рождения, имя, отчество, фамилия определяется произвольно, но обязательно регистрируется в органах ЗАГСа. В то же время день рождения и дата приобретения гражданства могут не совпадать.
Датой приобретения гражданства усыновленного (удочеренного) ребенка считается день принятия решения полномочным органом.
Что касается исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации, то любое решение должно быть исполнено. По общему правилу исполнение решений по вопросам гражданства возлагается на органы, принявшие это решение. Они обязаны довести до сведения заявителей содержание принятых решений и выдать им соответствующие документы.
При изменении места жительства заявителя в период рассмотрения его заявления, подтвержденным документально, информация о принятом по его заявлению решении направляется полномочным органом, принявшим заявление к рассмотрению, в полномочный орган по новому месту жительства заявителя для исполнения решения.
О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в общем порядке, полномочный орган уведомляет заявителя в месячный срок со дня издания Президентом Российской Федерации соответствующего указа.
О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в упрощенном порядке, заявитель уведомляется полномочным органом в месячный срок со дня принятия им решения.
О решение, принятом по заявлению о приобретении гражданства Российской федерации лица, имеющего иное гражданство и обратившегося в полномочный орган соответствующего иностранного государства с заявлением об отказе от гражданства этого государства, полномочный орган, исполняющий решение по вопросам гражданств Российской Федерации, уведомляет полномочный орган соответствующего государства.
На Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации возложен контроль за исполнением решений о гражданстве. Этим занимаются территориальные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации – подразделения паспортно-визовой службы Министерства внутренних дел республик, главных управлений или управлений внутренних дел края, области, города федерального значения, автономной области или автономного округа.
Заключение
Институт гражданства является очень важной часть Российской правовой системы. В Российской Федерации идет процесс разработки и обновления законодательства. Он затронул все сферы общественной жизни, все отрасли права, но особенно активно проявляется в области конституционного права. Данный процесс не обошел стороной и жизнь, права и интересы народа и личности в частности. Именно конституционное законодательство определяет важнейшие принципы общественного строя, федеративную природу государства, механизм осуществления публичной власти, конституционно-правовой статус личности.
Федеральный закон Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации от 2003 года с изменениями и дополнениями разработан в полном соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также Европейской конвенции о гражданстве от 6 ноября 1997 года16.
Данное исследование было посвящено институту гражданства в общем и, особенно, в Российской Федерации. После проделанной работы автор сделал следующие выводы:
Гражданство является важнейшим элементом правового статуса личности и основой взаимоотношений гражданина и государства. С гражданством связаны существенные юридические последствия для человека: объем его прав, свобод и обязанностей; гарантированная государственная защита прав и свобод.
В каждом субъекте Российской Федерации российский гражданин обладает одинаковыми правами. Акты, регулирующие вопросы гражданства, не могут ограничивать права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, но регулирование этих прав и свобод, равно как и гражданства, состоит в исключительном ведении Федерации. Это означает, в частности, что прием в гражданство Российской Федерации осуществляют федеральные органы.
Государство берет на себя обязательства обеспечивать условия для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей своих граждан, защищать их, где бы они ни находились (как внутри страны, так и за рубежом), выплачивать им пенсии по старости, пособия по инвалидности, при потере кормильца и в других случаях.
Выход из гражданства – это добровольная акция, то есть осознанное действие правоспособного и дееспособного лица. Выход из гражданства не прекращает юридическую связь конкретного лица с государством, их взаимные права, обязанности и ответственность.
Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает согласованное взаимодействие всех органов государственной власти, в том числе, ведающих делами гражданства.
Согласно Конституции Российской Федерации и действующему Федеральному закону о гражданстве Президент Российской Федерации решает вопросы приема, восстановления в гражданстве и выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке.
Предыдущий закон указал конкретные случаи возможности приобретения гражданства, но Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 11 ноября 2003 года. из статьи 16 был исключен пункт «з», который содержал, что основанием в отклонении заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации является неимение законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации, если иной срок проживания на территории Российской Федерации, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, не установлен настоящим Федеральным законом.
Понятие гражданства рассмотрено в большом объеме, но не полностью.
Весь указанный перечень принципов гражданства не полный и мог бы быть намного шире.
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
от 12.12 1993 г.
Информация о работе Институт гражданства Российской Федерации