Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 21:10, реферат
Интерес к "интеллектуальной собственности" стал активно проявляться в конце 80-х - начале 90-х годов XX века, когда значительные преобразования в области экономической деятельности, переход к свободным рыночным отношениям привели к необходимости пересмотра организации системы производства в нашей стране. Опыт наиболее экономически развитых зарубежных стран показал, что увеличение производственных показателей обеспечивается в основном не за счет расширения, увеличения производственных мощностей и привлечения большого количества сырьевых ресурсов, а за счет внедрения новых технологий, интеллектуальных разработок. В силу чего ведущим становится новый экономический ресурс - интеллектуальный.
Введение……………………………………………………………………………….
1. Понятие интеллектуальной собственности……………………………………….
2.Основные признаки (характеристики) интеллектуальной собственности……...
Заключение………………………………………………………………………….....
Список литературы…………………………………………………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятие интеллектуальной собственности……………………………………….
2.Основные признаки (характеристики)
интеллектуальной собственности……...
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Интеллектуальная собственность
— новое понятие для российского национального
законодательства и практики последних
лет. Еще в научной литературе 80-х гг. о
нем говорилось как об условном термине,
применяемом лишь в международных соглашениях
и законодательстве некоторых государств.
Это понятие сейчас закреплено в Конституции РФ (ст. 40).
Актуальность темы.
Термин "интеллектуальная собственность" достаточно прочно вошел в нашу правовую культуру, и является, пожалуй, одним из самых неоднозначно воспринимаемых и дискуссионных.
Интерес к "интеллектуальной собственности" стал активно проявляться в конце 80-х - начале 90-х годов XX века, когда значительные преобразования в области экономической деятельности, переход к свободным рыночным отношениям привели к необходимости пересмотра организации системы производства в нашей стране. Опыт наиболее экономически развитых зарубежных стран показал, что увеличение производственных показателей обеспечивается в основном не за счет расширения, увеличения производственных мощностей и привлечения большого количества сырьевых ресурсов, а за счет внедрения новых технологий, интеллектуальных разработок. В силу чего ведущим становится новый экономический ресурс - интеллектуальный.
Интеллектуальная собственность означает творения человеческого разума: изобретения, литературные и художественные произведения, символику, названия, изображения и образцы, используемые в торговле.
Интеллектуальная собственность — это право разрешать использовать изобретение, товарный знак, рисунок, песню, музыкальное или художественное произведение, программу, базу данных и любое другое творение автора. Объекты интеллектуальной собственности — это промышленная собственность и авторское право.
1. Промышленная собственность
1.1 Изобретения (патенты)
Патент представляет собой исключительное право, предоставленное на изобретение, которое может быть продуктом или способом, позволяющим сделать что-либо по-новому или предлагающим новое техническое решение задачи.
Патенты стимулируют отдельных
лиц, предоставляя им признание их творческого
вклада и материальное вознаграждение
Описания, как правило, сопровождаются такими визуальными материалами, как чертежи, схемы или диаграммы, помогающими лучше раскрыть сущность изобретения. Заявка также содержит различные " притязания", то есть информацию, которая определяет объем охраны, предоставляемый патентом.
Рисунок 1 Виды интеллектуальной собственности.
1. 2 Товарные знаки
Под товарным знаком понимается
Происхождение товарного знака восходит к далекому прошлому, когда ремесленники воспроизводили свои подписи или «знаки» на созданных ими художественных либо утилитарных изделиях. С течением времени эти знаки постепенно оформились в современную систему охраны и регистрации товарных знаков.
Система помогает потребителям идентифицировать и приобретать изделия или услуги, происхождение и качество которых, удостоверенные отличительным товарным знаком, наилучшим образом отвечают их потребностям.
Порядок регистрации товарных знаков
Вначале в соответствующее национальное или региональное ведомство подается заявка на регистрацию товарного знака. Заявка должна содержать четкое изображение знака, регистрация которого испрашивается, включая четкое воспроизведение цвета, формы или трехмерных элементов. В заявке также необходимо указать перечень товаров или услуг, для которых испрашивается охрана знака. Для получения охраны в качестве товарного или иного знака сам знак должен удовлетворять определенным условиям. Он должен обладать различительной функцией, с тем, чтобы потребители могли узнавать его как присущий определенной продукции и одновременно не спутать его с другими товарными знаками, идентифицирующими другие продукты. Товарный знак не должен нести ложной или вводящей в заблуждение информации, он также не должен противоречить общественному порядку или морали.
Кроме того, испрашиваемые права не могут полностью или частично совпадать с правами, уже предоставленными владельцу другого товарного знака. Это устанавливается путем поиска и экспертизы, проводимых национальным ведомством, либо путем рассмотрения возражения третьих лиц, претендующих на такие же или аналогичные права.
Под промышленным образцом понимается
аспект изделия. Образец может
состоять из трехмерных компонентов, таких
как форма или поверхность какого-либо
изделия или двухмерных компонентов, таких
как рисунок, линии и цвет.
Промышленные образцы применяются в широком ассортименте промышленных изделий и произведений ремесленного творчества - от технического и медицинского оборудования до часов, ювелирных изделий и других предметов роскоши; от кухонной утвари и бытовых электроприборов до транспортных средств и архитектурных объектов, от рисунков на ткани до предметов досуга.
1.4 Географическое указание
Географическое указание - это обозначение, используемое на товарах, которые имеют конкретное географическое происхождение и обладают качествами или репутацией, определяемыми этим местом происхождения.
Чаще всего географическое указание состоит из названия места происхождения товаров. Сельскохозяйственные продукты обычно имеют свойства, которые проистекают из места их производства и находятся под влиянием конкретных местных факторов, таких как климат или почва.
Вопрос о том, действует ли какой-либо знак в качестве географического указания, относится к компетенции национального законодательства и восприятия потребителя. Географические указания могут использоваться для широкого круга сельскохозяйственных продуктов; например, «Тоскана» для оливкового масла, изготовленного в конкретной области Италии (охраняется, например, в Италии законом № 169 от 5 февраля 1992 г.), или «Рокфор» для сыра, изготовленного во Франции (охраняется например, в Европейском союзе в соответствии с постановлением (ЕС) № 2081/92 и в Соединенных Штатах в соответствии с регистрационной маркой США № 571.798).
Использование географических указаний не ограничено сельскохозяйственными продуктами. Они могут также подчеркивать особые свойства продукта, которые являются результатом человеческих факторов, присущих месту происхождения этих продуктов, в частности таких, как особые навыки и традиции изготовления. Таким местом происхождения может быть поселок или город, регион или страна. Примером последней может служить указание "Switzerland" ("Швейцария") или "Swiss" ("швейцарский"), которое во многих странах воспринимается как географическое указание товаров, изготовленных в Швейцарии, и в частности, в отношении часов.
Наименование места происхождения товаров - это особый вид географического указания, используемого для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями, в которых производятся такие товары. Концепция географического указания является более широкой, чем наименование места происхождения. Примерами наименований места происхождения, которые охраняются в государствах-участниках Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации, являются "Bordeaux" ("Бордо") в отношении вина, произведенного в местности Бордо, Франция (регистрация № 80) "Havana" ("Гавана") в отношении табака, выращиваемого в районе Гаваны, Куба (регистрация № 472) или "Tequila" ("Текила") в отношении спиртных напитков, изготовленных в определенных областях Мексики (регистрация № 669).
Географическое указание указывает на особое место или регион производства, которые определяют особые свойства товара, происходящего из этого места или региона. Очень важно, чтобы особые свойства и репутация данного товара определялись этим местом. Поскольку особые свойства зависят от географического места, где производится товар, существует особая "связь" между товарами и местом, где они были первоначально произведены.
2. Основные признаки (характеристики) интеллектуальной собственности:
а) Интеллектуальная собственность
нематериальна. В этом ее главное и важнейшее
отличие от собственности на вещи (собственность
в классическом смысле). Если у Вас есть
вещь, Вы можете пользоваться ей сами или передать
в пользование другому лицу. Однако невозможно
в один момент времени использовать одну
вещь вдвоем независимо друг от друга.
Если Вы обладаете интеллектуальной собственностью,
Вы можете использовать ее сами и одновременно
предоставить права на нее другому лицу.
Причем этих лиц могут быть миллионы, и
все они могут независимо друг от друга
использовать один объект интеллектуальной
собственности.
б) Интеллектуальная собственность
абсолютна. Это означает, что одному лицу
– правообладателю – противостоят все
остальные лица, которые без разрешения
правообладателя не вправе использовать
объект интеллектуальной собственности.
Причем отсутствие запрета использовать
объект не считается разрешением.
в) Нематериальные объекты интеллектуальной
собственности воплощаются в материальных
объектах. Приобретая диск с музыкой, Вы
становитесь собственником вещи, но не
правообладателем музыкальных произведений,
которые на нем записаны. Поэтому Вы вправе
делать все что угодно с диском, но не с
музыкой. Неправомерно, например, будет
изменять музыкальное произведение, аранжировать
или обрабатывать иным образом.
г) В России объект должен быть прямо
назван интеллектуальной собственностью
в законе. То есть не всякий результат интеллектуальной
деятельности и не всякое средство индивидуализации
является интеллектуальной собственностью.
В частности, доменное имя индивидуализирует
сайт в Интернете и может индивидуализировать
лицо, использующее этот сайт, однако интеллектуальной
собственностью доменное имя не является,
т.к. не упомянуто в качестве такого в законе.
Несомненно, открытия есть результат интеллектуальной
деятельности, но в настоящее время в России
интеллектуальной собственностью они
не признаются.
Генетически данный вид собственности связан с интеллектом — способностью человека к мышлению, рациональному познанию окружающего мира, творчеству. Сам интеллект, одаренность творить не поддаются воздействию социальных норм и внешнему контролю. Право "подключается" к этому процессу только на завершающей стадии, регулирует общественные отношения по поводу продукта (объекта), созданного в результате творческой деятельности.
Объекты интеллектуальной собственности есть следствие лишь мыслительной деятельности человека, личного творчества автора.
Субъектами же права этой собственности выступают как граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, так и юридические лица — предпринимательские организации, что подчас ведет к возникновению сложных конфликтных ситуаций во взаимоотношениях граждан — творцов интеллектуальной собственности и юридических лиц, претендующих быть собственниками результатов творческой деятельности.
Отличительную черту интеллектуальной собственности составляет ее характеристика как исключительного права, которым обладает собственник (правообладатель). Исключительному праву присущи одновременно три качества. Прежде всего, никто не может совершать действия, каким бы то ни было образом ущемляющие права собственника. Далее, результаты творческой деятельности, являющиеся объектами права интеллектуальной собственности, могут использоваться третьими лицами только с согласия правообладателя. Наконец, оно исключает возможность иметь такой же объект на праве собственности у других лиц, т. е. данный объект индивидуален, неповторим, создан творческими усилиями конкретных в каждом отдельном случае известных или могущих быть установленными лиц.
Создаваемые гражданами и юридическими лицами объекты интеллектуальной собственности обладают некоторыми общими признаками. Все они являются источниками новой оригинальной информации, которая воплощается в определенных материальных носителях; имеют стоимостную оценку и в состоянии принимать форму товара, обращающегося на рынке; относятся к непотребляемым вещам, т. е. не амортизируются, не изнашиваются, а устаревают лишь морально; будучи изначально созданными в одном экземпляре, могут затем тиражироваться, бесконтрольно широко распространяться в любом количестве копий и одновременно использоваться неограниченным кругом лиц; могут фактически распространяться и использоваться на любой территории, ограничение которой затруднительно или невозможно.