История конституционного развития России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:44, контрольная работа

Краткое описание

Конституционное развитие России до начала XX в. - одна из самых сложных и противоречивых научных проблем конституционного права России, которая привлекает внимание многих исследователей. Вместе с тем в отечественной юридической литературе имеются противоречивые позиции по этому вопросу. Некоторые авторы историю конституционного развития начинают с 1918 г.1, другие отмечают, что конституционная история России началась после 17 октября 1905 г.2

Содержание

1. Особенности конституционного развития дореволюционной России 3
2. Право граждан на участие в отправлении правосудия в истории конституционного развития России (1918-1995 г.) 11
3. Характеристика конституционного развития современной России 19
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

История конституционного развития России.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности конституционного развития дореволюционной России

Конституционное развитие России до начала XX в. - одна из самых сложных и противоречивых научных проблем конституционного права России, которая привлекает внимание многих исследователей. Вместе с тем в отечественной юридической литературе имеются противоречивые позиции по этому вопросу. Некоторые авторы историю конституционного развития начинают с 1918 г.1, другие отмечают, что конституционная история России началась после 17 октября 1905 г.2

С.А. Авакьян верно отмечает, что «идеи конституции и конституционализма известны России еще с начала XIX в., они отражались в высказываниях или конституционных проектах многих известных деятелей и ученых, а также в официальных документах. Например, Свод законов Российской империи открывался Сводом основных государственных законов - совокупностью основных правил устройства государства. Его первым разделом были «Основные государственные законы», вторым – «Учреждение об императорской фамилии». Хотя и высказывает предположение о том, что «есть основания утверждать, что первые шаги по пути учреждения конституционализма Россия сделала именно в начале XX в.»3.

Конституционные акты в России появились еще в XVIII в. и даже раньше. К числу конституционных относится, например, Закон о престолонаследии 1797 г., упоминавшееся выше Учреждение об императорской фамилии 1797 г.4, Манифест от 19 февраля 1861 г., превративший в свободных граждан 22 млн. крепостных5, Положение о крестьянах 1861 г.6, Городовое положение 1870 г.7 и многие другие.

При сопоставлении конституционных  актов России с аналогичными актами зарубежных государств невольно создается  впечатление, что отечественные  исследователи умаляют (умышленно или нет) государственную историю Отечества. Так, в состав конституционных актов Великобритании они включают Великую хартию вольностей 1215 г., закрепившую права нескольких сотен феодалов, Акт о престолонаследии 1701 г.; в США - Акт 1870 г., формально отменявший рабство, в Швеции - Акт о престолонаследии 1810 г. и т.д.

Но в состав конституционных  актов России они почему-то не включают Закон о престолонаследии и Учреждение об императорской фамилии, утвержденные императором Павлом I 5 апреля 1797 г., которые были с юридической точки зрения более совершенными, чем их аналоги в Великобритании и других государствах. Не включают также Манифест от 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права, даровавший личную свободу нескольким десяткам миллионов человек и утвердивший Положение о крестьянах; акты 1864 - 1870 гг. о независимом суде, заложившие задолго до 17 октября 1905 г. основы разделения властей, и др.

Конституционное развитие России до начала XX в. проходило в несколько  этапов. Первый этап длился с конца XVIII в. до начала 60-х годов XIX в. и характеризовался учреждением конституционными актами институтов верховной государственной власти (хотя акты о Великом княжестве Финляндском и Герцогстве Варшавском как бы закладывали основу для будущих демократических реформ второго этапа). Второй этап - начало 60-х годов XIX в. - февраль 1917 г. - характеризуется значительными демократическими преобразованиями, произведенными учреждением институтов разделения властей и расширением прав и свобод. В течение этого периода времени в Российской империи на общегосударственном уровне постепенно сложилась писаная Конституция (наподобие конституций Австрии, Канады, Швеции)8, состоявшая из ряда конституционных законов. То есть Конституция состояла из серии принятых в разное время конституционных актов.

В отечественной литературе по конституционному праву и истории  государства и права, как уже  отмечалось, этот период либо не освещается, либо ограничивается второй половиной XIX в., началом XX в. (М.В. Баглай, Д.Б. Катков и Е.В. Корчиго). В частности, Д.Б. Катков и Е.В. Корчиго отмечают, что в России попытки создать писаную конституцию или предпринимались заговорщиками (декабристами), или заканчивались трагично (император Александр II). И только неким прообразом конституционного законодательства стали Основные государственные законы, принятые самодержавием в 1906 г., а также ряд важных правовых актов в период существования Временного правительства.

Вопреки этому утверждению  серьезная работа по конституционной  реформе Российской империи началась после Отечественной войны 1812 г. В России сложилась особая политическая ситуация. Уникальность ее состояла в том, что инициатором идеи введения Конституции продолжал оставаться самодержец. О представительном правлении как наиболее справедливом политическом устройстве Александр I неоднократно говорил своим многочисленным собеседникам. Это же убеждение он пытался реализовать, поручая М.М. Сперанскому в 1809 г. разработать обширный план государственных преобразований. Однако этот план потерпел неудачу, чему способствовали объективные и субъективные причины. Но мысль о необходимости коренных политических реформ он не оставлял.

Конституционно-правовые проекты  активно разрабатывались в России и после войны с Францией. Многие проекты были написаны с ведения императора или при его активной поддержке. Александр I после 1815 г. собирался вновь обратиться к проблемам государственного реформирования путем введения конституции9.

Уникальность ситуации с  разработкой конституции России касалась не только общегосударственного уровня. Великое княжество Финляндское с 1908 г. имело свою конституцию, учреждавшую принцип разделения властей, однопалатный парламент, самоуправление, собственную армию, свободы печати, денежную единицу (финская марка) и т.д. С 1815 г. Конституцию имела и Польша. Компромисс по польскому вопросу был достигнут 28 апреля 1815 г. в Вене подписанием «дружественного трактата» между Россией, Австрией и Пруссией, а затем 28 мая (9 июня) 1815 г. был подписан заключительный акт Венского конгресса, завершивший раздел народов Европы, вовлеченных в борьбу с Наполеоном.

9 мая 1815 г. был оглашен  Манифест «О присоединении к империи Российской части Герцогства Варшавского под наименованием Польского Царства». 13 мая жителям Царства Польского было объявлено о даровании им конституции, самоуправления, собственной армии и свободы печати. Александр I 15 ноября 1815 г. утвердил конституцию Царства Польского, текст которой опубликовали в Варшаве. Она была более прогрессивной, чем в странах, где существовал буржуазный правопорядок. Так, во Франции в 1815 г. было около 80 тыс. избирателей, в то время как в Польше их насчитывалось около 100 тыс., хотя размеры территории и численность населения Польши были несравненно меньше. Ни Австрия, ни Пруссия не выполнили союзнических обязательств и ограничились введением на присоединенных польских территориях только местного самоуправления, вовсе не поднимая вопроса о национальных представительных учреждениях10.

Уже сама постановка вопроса  о необходимости реформ была огромным шагом вперед в развитии конституционных идей, поскольку практически до Александра I в России легально так активно не обсуждалась возможность ограничения самодержавия. Одним из наиболее радикальных проектов второй половины царствования Александра I был конституционный проект Н.Н. Новосильцова.

В отечественной литературе сложилось представление об Александре I как о двуличном и нерешительном  государственном деятеле11. Обычно в качестве доказательства приводят деятельность М.М. Сперанского в 1908 г. Исторические факты и документы свидетельствуют о другом. Первым дошедшим до настоящего времени вариантом конституции можно считать «Краткое изложение основ конституционной хартии Российской империи», которое сохранилось благодаря копии, отправленной в Берлин в донесении Шмидта. Данный документ примечателен тем, что был одобрен Александром I как основные принципы конституционного устройства12.

В соответствии с планами  преобразований, предусматриваемых  будущей конституцией, Александр I создал генерал-губернаторство из пяти губерний: Тульской, Орловской, Воронежской, Тамбовской и Рязанской, главой которого был назначен А.Д. Балашов13. В 1820 г. был составлен проект русской конституции "Государственная уставная грамота Российской империи". Он был составлен в двух экземплярах: один на французском языке, другой - на русском. Данный документ был найден во время польского восстания 1830 - 1831 гг. среди бумаг Н.Н. Новосильцова. Летом 1831 г. проект конституции был издан отдельной брошюрой польским революционным правительством.

«Уставной грамотой» предполагалось введение в России двухпалатного парламента, принципиально нового для России органа власти. Народное представительство должно было «состоять в государственном сейме (государственной думе), составленном из государя и двух палат». Помимо общероссийского парламента, учреждались «наместнические» сеймы, призванные действовать в каждом наместничестве, на которые предполагалось разделить страну. «Уставная грамота» предоставляла сейму право вето в ограничении законодательной власти императора.

Статья 1 «Уставной грамоты» объявляла разделение страны на 12 округов или наместничеств. Каждое наместничество включало 3 - 5 губерний. Губернии, входящие в наместничества, сохраняли прежнее деление на уезды, уезды делились на округа, что было новшеством. Города должны были быть поделены на три степени: 1) губернские, 2) уездные, 3) все прочие, за исключением тех, которые «по выгодному положению своему и по торговым сношениям» будут отнесены к первым двум разрядам (из этой системы исключались Москва и Петербург). Каждый город первой и второй степени должен был иметь свой округ. Города третьей степени предполагалось сделать центрами округов, состоящих «из определенного числа волостей, сел и деревень по мере народонаселения и расстояния от места, для присутствия окружному начальству определенного» (ст. 5)14. Органы власти в наместничестве в целом совпадали с общеимперскими. Здесь создавались наместнические сеймы. Исполнительная власть передавалась наместнику и Совету наместничества.

Следовательно, «Уставная грамота», не предполагая введение в России федеративного территориального принципа государственного устройства, вводила серьезную децентрализацию государственного управления, с сохранением дифференцированной автономии (от конституционной для Польши и Финляндии до законодательной для остальных территорий с особым выделением статуса Москвы и Петербурга). Правительственные кабинеты наместничеств, которые должны были обсуждать местные вопросы, упорядочивали структуру управления страной, позволяли быстро решать возникающие проблемы.

«Уставная грамота» провозглашала введение свободы слова, свободы вероисповедания, равенство всех перед законом, свободы печати, неприкосновенность личности: «Никто не может быть взят под стражу, обвинен и лишен свободы, как только в случаях, законом определенных, и с соблюдением законом предписанных на сей конец правил». Особое внимание в документе уделялось праву частной собственности.

Таким образом, подготовленные документы ясно свидетельствуют, что  в 1820 г. император Александр I действительно был близок к радикальному переустройству государственной системы, к введению конституции. Однако никаких значительных изменений в государственной жизни в силу действия множества серьезных факторов как внутриполитического, так и международного характера не произошло.

Многие авторы вопреки фактам следуют сложившейся  шаблонной схеме: до конца XIX - начала XX в. в России сохранялось самодержавие. В частности, этой схемы придерживается М.Б. Смоленский15. Он отмечает, что с восстания декабристов слово «конституция» ни в какой форме правительством не принималось, но в ходе реформ, проводимых правительством в царствование Александра II (т.е. в 60 - 70-е годы XIX в.), неоднократно выдвигалась идея представительства, причем не только либеральными, но и консервативными кругами. Генерал-губернатор, а впоследствии Министр внутренних дел России с августа 1880 г. по май 1881 г. граф М.Т. Лорис-Меликов выдвинул в конце 70-х годов идею привлечения «наиболее благонадежных элементов» из земской цензовой общественности к участию в обсуждении ряда государственных дел; император одобрил эту идею, но не успел подписать «первую русскую конституцию». Он был убит 1 марта 1881 г.

Интересно, что  смог бы сделать М.Т. Лорис-Меликов, если бы его не поддержал император  Александр II? А многочисленные покушения на жизнь Александра II устраивали реакционеры или все-таки революционеры? Далее тот же автор пишет, что наступившая реакция на долгие годы «похоронила» идею конституции в России. И только якобы назревшая в начале XX в. революционная ситуация в стране переломила сопротивление правительства, 6 августа 1905 г. Манифестом Николая II была учреждена Госдума. 17 октября 1905 г. издан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». В нем провозглашалось дарование населению незыблемых основ гражданской свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; избирательные права; чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Госдумы и возможность действительного участия в надзоре за законностью действий исполнительной власти16. Как бы то ни было, но эти слова в Манифесте были подписаны императором Николаем II, а не «революционерами».

В соответствии с Манифестом Госдума получила законодательные  права, рассмотрение государственной  росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных уравнений, дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, о постройке железных дорог и т.д. Она могла обращаться с запросами к министрам по поводу действий, которые сочтет незаконными, а также за разъяснениями.

В результате преобразований к февралю 1917 г. в России был независимый  суд присяжных, парламент, городское  и сельское местное самоуправление; Сводом основных законов регулировались вопросы существа Верховной Самодержавной Власти, веры, прав и обязанностей российских подданных, о законах, о Совете Министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями и т.д. Конституционными актами восстановили разделение властей, разрушенное действиями Петра I.

2. Право граждан на участие в отправлении правосудия в истории конституционного развития России (1918-1995 г.)

Конституционные характеристики России как демократического, федеративного и правового государства  с республиканской формой правления  предполагают ряд институциональных способов их реализации, включая разделение властей и самостоятельность каждой из ветвей публичной власти в рамках их конституционной компетенции, а также закрепление прав и свобод человека и гражданина, направленных на воплощение в жизнь юридической возможности участия индивидов в государственной и муниципальной деятельности. В силу определенных обстоятельств в юридической науке современной России право на участие в управлении делами государства рассматривалось преимущественно как возможность влиять на законодательную и исполнительную ветви власти. Однако судебная власть не в меньшей мере нуждается в публичности, гарантированности от всевозможных злоупотреблений, в конечном итоге - конституционности.

Информация о работе История конституционного развития России