Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 15:16, реферат
В апреле 1992 г. VI Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию и основные положения проекта Конституции. Проект был поддержан и Президентом России. Выступая в июле 1992 г. на заседании Конституционной комиссии, он сделал следующее примечательное признание: "Все больше за это время убеждался и сейчас убежден, что работа, которую Комиссия проводит, несет особое значение: Намерен вновь, начиная с сегодняшнего заседания, и впредь активно включиться в деятельность и работу Конституционной комиссии лично как Президент и Председатель Конституционной комиссии. И буду работать с вами до принятия новой Конституции" Стенограмма пленарного заседания Конституционной комиссии 29 июля 1992 г.
Введение……………………………………………………………………….3
Причины принятия новой Конституции………………………………...12
Особенности принятия Конституции 1993 г …………………………...14
Отличие Конституции РФ от Конституции 1978 года………………...15
Структура Основного закона РФ………………………………………...19
Характеристика действующей Конституции…………………………...24
Заключение………………………………………………………………..….27
Список используемой литературы………………………………………....28
3 октября 1993 г. эти документы были переданы в Верховный Совет. Дальнейшие события хорошо известны - уже 3 октября пролилась первая кровь, 4 октября здание Верховного Совета было обстреляно танками, а руководство Верховного Совета - арестовано.
В Москве на некоторое время было введено чрезвычайное положение. Президент России сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти, и работа над проектом Конституции возобновилась. За основу был взят именно президентский вариант, другие уже не рассматривались.
15 октября 1993 г. Президент РФ Б.Н.
Ельцин издал Указ "О проведении
всенародного голосования по
проекту Конституции
На референдуме Конституция получила требуемое большинство голосов. В голосовании приняли участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей (54,8%). За принятие проекта Конституции России проголосовало 32 927 630 избирателей (58,4%), против - 23 431 333 человека (41,6%)
Официальная дата вступления в силу Конституции России 25 декабря 1993 г. Указом от 19 сентября 1994 г. Президент объявил 12 декабря 1993 г. государственным праздником - Днем Конституции Российской Федерации СЗ РФ от 26 сентября 1994 г. N 22 ст. 2466.
Причины принятия новой конституции
Смена Конституции РСФСР 1978г. Была обусловлена следующими причинами:
Таким образом, в начале 90-х гг. ХХ в. в России возникла острая необходимость принятия Конституции, соответствующей общепринятым в мире стандартам.
Сопротивление коммунистической номенклатуры, избранной на Съезде Советов РСФСР и в Верховный Совет РСФСР в 1990г. в период монополии КПСС на власть, было главное причиной оттяжки принятой новой Конституции.
Первый Президент России Б.Н. Ельцин, избранный всенародным голосованием в 1991г., и Правительство пытались найти компромисс со Съездом народных депутатов РСФСР. Однако Съезд цеплялся за власть любым путём, в том числе и провоцированием гражданской войны.
Особенности принятия Конституции 1993 г
Отличие Конституции РФ от Конституции 1978 года
Новая Конституция была принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила
в действие со дня ее опубликования 25 декабря
того же года.
Особенности, которые присущи Конституции
Российской Федерации 1993 года и отличают ее от бывших советских
конституций, весьма значительны.
В Конституции 1993г. впервые в истории
страны получил закрепление принцип верховенства
Конституции РФ. Ни в одной из прежних
конституций России такого положения не
содержалось. Не закреплялось верховенство
и Конституции СССР.
Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ
1993 г. принципа ее верховенства на всей
территории России означает, прежде всего,
утверждение в нашей стране конституционного
строя, стремление к созданию правового
государства. В признании верховенства
Конституции заложена не свойственная
прежним, советским конституциям идея
подчинения государства конституции,
праву.
Верховенство российской Конституции
означает также, что с ее принципами, нормами,
заложенными в ней концепциями должна
сообразовываться деятельность всех государственных,
общественных структур, граждан во всех
сферах жизни. Конституция выступает как
бы доминантой всего общественного развития.
В принципе верховенства Конституции РФ отражается
и федеративный характер нашего государства.
Верховенство федеральной Конституции
утверждается на всей территории России,
в том числе в республиках, которые тоже
имеют свои конституции. На принципе верховенства
Конституции РФ основано положение о соответствии
конституций республик Конституции России.
В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что
Конституция имеет высшую юридическую
силу, прямое действие и применяется на
всей территории России. Это юридическое
свойство Конституции имеет иное содержание,
чем принцип ее верховенства.
Высшая юридическая сила Конституции
означает не только то, что законы и иные
нормативные правовые акты, принимаемые
в Российской Федерации, не должны противоречить
Конституции России, но и то, что органы
государственной власти, органы местного
самоуправления, должностные лица, граждане
и их объединения обязаны соблюдать Конституцию
РФ.
Таким образом, высшая юридическая сила
Конституции характеризует ее место в
иерархии нормативных правовых актов,
действующих в Российской Федерации.
Конституция 1993 г. является ядром правовой
системы России. Принципы и положения
Конституции играют направляющую роль
для всей системы права и системы законодательства.
Причем определяющее значение Конституции
в указанном плане проявляется как в ее
содержательном воздействии на основные
принципы, заложенные во всем текущем
законодательстве, так и в ее роли, связанной
с установлением формы права.
Именно Конституция определяет сам процесс
правотворчества - устанавливает, какие
основные акты принимают различные органы,
их наименования, юридическую силу, порядок
и процедуру принятия законов.
В самой Конституции названы многие федеральные
конституционные законы и федеральные
законы, которые должны быть приняты в
соответствии с ней. Принятие новой Конституции
вызывает обычно значительное изменение
и обновление текущего законодательства.
К юридическим свойствам Конституции
РФ относится ее особая охрана, в которой
задействована вся система органов государственной
власти, осуществляющих эту охрану в различных
формах.
Статья 80 Конституции закрепляет, что
Президент России является ее гарантом.
В своей присяге он обязуется соблюдать
и защищать Конституцию Российской Федерации
(ст. 82).
Президент вправе приостанавливать действие
актов органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в случае
противоречия их федеральной Конституции.
Президент, Совет Федерации и Государственная
Дума Федерального Собрания могут инициировать
процедуру разрешения дел в Конституционном
Суде России о соответствии Конституции
нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.
Конституционный Суд играет важную роль
в охране Конституции. Он рассматривает
дела о соответствии Конституции РФ законов
и иных нормативных актов как федеральных
органов государственной власти, так и
субъектов Федерации. Акты или их отдельные
положения, признанные неконституционными,
утрачивают силу, а не соответствующий
Конституции РФ международный договор
не подлежит введению в действие и применению.
5. Конституцию РФ отличает и особый, усложненный
порядок ее пересмотра и внесения в нее
поправок.
Исходя из этого Коституция - Основной закон российской Федерации, обладающий высшей юридической силой,регулирующий основные права и свободы человека и гражданина ,различные сферы деятельности человека и гражданина, общества,государства, органов государственной власти и местного самоуправления.
Структура Основного закона РФ
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. В основе обобщения конституционных норм в общие разделы, главы лежит единство предмета регулирования, т. е. их связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.
В основе определения последовательности расположения в конституции этих комплексов норм лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом. Структура Конституции РФ на разных этапах ее развития не была постоянной. Значительное влияние на структуру Конституции РФ оказал факт пребывания РСФСР в составе бывшего СССР в качестве союзной республики, поскольку структура республиканских конституций должна почти полностью воспроизводить принятую в союзной. Такая установка особенно четко выражена в Конституции РСФСР 1937 г. и в Конституции РСФСР 1978 г., совпадавших по своей структуре с соответствующими Конституциями СССР.
Для первых советских конституций РФ было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Их отличало сначала отсутствие особого раздела о правах граждан, затем его включение в Конституцию 1937 г. в качестве одной из последних глав (гл. 11). При разработке проекта Конституции 1993 г. предполагалось начать Конституцию именно с раздела о правах и свободах человека и гражданина. Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, так как начинать Конституцию с закрепления прав человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является, невозможно. Однако Конституция не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, уже во второй статье закрепив их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя РФ.
По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.
Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав: 1. Основы конституционного строя
. 2. Права и свободы человека и гражданина.
3. Федеральное устройство.
4. Президент.
5. Федеральное собрание.
6. Правительство РФ.
7. Судебная власть.
8. Местное самоуправление.
9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
1. Основы конституционного строя. Глава закрепляет исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни современного российского общества, определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и недрами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии.
2. Права и свободы человека и гражданина. Подробнее об этой главе будет сказано в главе третьей данной работы.
3. Федеративное устройство. В этой главе развивается ряд существенных положений, содержащихся в гл. 1 "Основы конституционного строя", где, в частности, указано, что наша страна является федерацией, что и закреплено в ее названии. Там же определенно, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти ее субъектов, а также на равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.
4. Президент. В соответствии со ст. 80 Конституции именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, которые затем реализуются в соответствующих законах и подзаконных актах, принимаемых государственными органами власти всех уровней. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина».
5. Федеральное собрание. Глава 5 раскрывает
основы организации и
6. Правительство РФ. Правительство
осуществляет государственную
Информация о работе История развития и становления Конституции Российской Федерации 1993 года