Источники Конституционного права и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы, связанные с источниками конституционного права, традиционно считаются в среде ученых-конституционалистов серьезными и важными. Любая отраслевая правовая наука имеет теоретико-правовую базу, и вопросы об источниках, как правило, занимают почетное место в этих разделах. На эту тему ведутся споры, пишутся монографии, учебники конституционного права, как отечественного, так и зарубежного, редко обходятся без главы об источниках этой отрасли.
Актуальность темы заключается в определении того, что есть право, но не в философском, возвышенном смысле, а в самом что ни на есть приземленном: нужно определить круг форм, содержащих конституционно-правовые нормы

Содержание

Введение________________________________________________________3
1.Общее представление об источниках Конституционного права.
1.1.Понятие и система источников Конституционного права РФ_____________________________________________________________4-6
1.2. Понятие и виды источников позитивного конституционного права_________________________________________________________7-13
2.Основные виды источников Конституционного права.
2.1 Конституция как основной источник Конституционного права________________________________________________________14-16 2.2.Постановления Конституционного суда РФ и Федеральные законы РФ как источники конституционного права_____________________17-19
Заключение__________________________________________________20-21
Глосарий____________________________________________________22-24
Список используемой литературы_____________________________

Вложенные файлы: 1 файл

КР конс. пр..doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Конституция РФ имеет приоритет не только в системе законодательства, т.е. источников российского права, но и в системе государственных и общественных институтов.

Она стоит над всеми органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления, гражданами и их объединениями, которые «обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» (п. 2 ст. 15 Конституции 1993 г.).

Наконец, следует отметить, что Конституция РФ 12 декабря 1993 г. обладает таким качеством, как верховенство в системе федеративных отношений. Как гласит ее п. 2 ст. 4: «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Приоритет Конституции РФ в системе источников российского права проявляется и в том, что законы, иные нормативные акты могут подвергаться экспертизе в Конституционном Суде РФ на предмет их соответствия Федеральной Конституции. При этом: «акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, не соответствующими Конституции, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению» (п. 6 ст. 125 Конституции РФ 1993г.)

 


1Енгибарян Р. В. , Тадевосян Э. В. Конституционное право: Учебник. - изд. 2-е, перераб. И доп., М.: Юристъ, 2002, с.18;2 Конституция Российской Федерации. Комментарий под общей редакцией Б.Н.Топорина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. Москва, «Юридическая литература» 1994г., комментарий к ст. 15.;3 Саликов М.С. Источники конституционного права // В кн.: Конституционное право России. Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. Екатеринбург. 2001. С. 31.

2.2.Постановления  Конституционного суда РФ и  Федеральные законы РФ как  источники конституционного права.

    Постановления Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права. Значительной частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера. Следует оговориться, что Конституционный Суд толкует Конституцию не только при разрешении дел, рассмотренных по специальным запросам управомоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности нормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Суд подчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющую собой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только в мотивировочной части постановлений, а следовательно, вряд ли может безусловно считаться нормой. Постановления Конституционного Суда, выносимые в связи с разрешением споров о компетенции (ч. 3 ст. 125 Конституции), тоже, как представляется, должны содержать нормы конституционного характера.

    Следующим  основными источником конституционного права России являются федеральные конституционные законы. Идея таких законов преследовала цель уменьшить объем самой Конституции Российской Федерации. По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации") и части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам"). Нельзя, однако, не признать определенных оснований и для иной позиции, согласно которой федеральные конституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, как это, например, имеет место в Италии или Франции. К числу федеральных конституционных законов относятся : вставить Согласно части 1 статьи 108 Конституции, федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Вопросы, подлежащие, согласно Конституции, урегулированию федеральными конституционными законами, упоминаются в 13 ее статьях.

Это:

-чрезвычайное положение (ст. 56, 88);

-военное положение (ч. 3 ст. 87);

-образование новых субъектов  Российской Федерации (ч. 1 ст. 137);

-порядок принятия в Российскую  Федерацию новых субъектов (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137);

-порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 66);

-описание и порядок официального  использования государственных  символов -

государственного флага, герба, гимна (ч. 1 ст. 70);

-порядок назначения референдума (п. "в" ст. 84);

-статус Уполномоченного по правам  человека (п. "д" ч. 1 ст. 103);

-порядок деятельности Правительства  Российской Федерации (ч. 2 ст. 114);

-судебная система (ч. Зет. 118, ч. Зет. 128);

-порядок созыва Конституционного  Собрания (ч. 2 ст. 135).

     Нетрудно заметить, что перечисленные вопросы охватывают не всю материю конституционного характера, оставшуюся за пределами действующей Конституции. Это относится, например, к самой процедуре принятия федеральных конституционных законов, а следовательно, и поправок к главам 3-8 Конституции, к процедуре заключения договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, да и еще ко многим вопросам. Значительная часть правоведов склонна толковать часть 1 статьи 108

Конституции таким образом, что исключается возможность принятия федеральных конституционных законов по вопросам, не входящим в приведенный выше перечень. Отсюда следует, что не включенная в этот перечень конституционная материя должна регулироваться обычными федеральными законами, а это позволяет майоризировать 50 % минус 1 состава каждой палаты Федерального Собрания(разумеется, если с этим будет согласен Президент Российской Федерации), т.е. принять конституционное по своему характеру решение, с которым не будет согласна почти половина законодателей. Поэтому представляется более правильной позиция, согласно которой по конституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень. Федеральное Собрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а по остальным вопросам может это делать, если считает, что они имеют конституционный характер. Однажды оно уже так и поступило, урегулировав федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации"1 N 2-ФКЗ от 10.10. 1995 года институт федерального референдума целиком, а не только применительно к порядку его назначения, как буквально предусмотрено Конституцией. Пока что действуют всего три федеральных конституционных закона: один, как упоминалось, регулирует федеральный референдум, а два - институты судебной власти, причем не в полной мере. Указать Промедление с принятием остальных таких законов отрицательно сказывается на демократическом развитии нашего государства.

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________________________________________________________

1.Конституционное  право Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Баглай М.В.-М. Норма-Инфра-М, 1998,-741с.2. Конституция Российской Федерации : Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г .-М. : Новая шк., 1995.-61 с.3. Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации.-М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 1998.-176 с.

Заключение

Источником конституционного права признаются юридические формы и способы выражения правовых норм, которые регулируют общественные отношения и составляют предмет конституционного права.

К источниками российского конституционного права относятся: Конституция Российской Федерации – которая является главным источником государственного права. Нормы Конституции регулируют важные, общественные отношения, обладают высшей юридической силой и никакой законодательный акт не может противоречить Конституции. Конституции республик состава Российской Федерации принимаются высшими органами законодательной власти республик или референдумом. Конституция республики не противоречит Конституции России.

Статус субъектов Российской Федерации - краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов регламентируется Уставами. Они относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами субъектов РФ.

Федеративный характер устройства России обусловливает такой источник конституционного права как законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах Федерации. Договоры и соглашения, которые Российская Федерация заключает с ее субъектами, а также между самими субъектами Федерации.

Законы Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации 1993 года, таких законов два: конституционные и федеральные законы.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, они не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

  Источниками конституционного права также являются акты палат Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа и Декларации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации. Если они противоречат Конституции РФ, законам и указам, то они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы. Регламенты палат Федерального Собрания применяются самой палатой и не требуют утверждения никаким другим органом.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации являются источниками конституционного права. Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, но его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после их провозглашения, действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.

Органы местного самоуправления реализуя свои полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, издают по вопросам своей компетенции правовые акты органов местного самоуправления.

В некоторых случаях источниками конституционного права могут: быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения.

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность принятия субъектами своих законов. Реализация этой конституционно-правовой возможности ведет к развитию регионального законодательства. .

Согласно Конституции Российской Федерации республики имеют конституцию, а другие субъекты РФ - уставы.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

Акт         нормативный правовой федерального органа государственной власти

 

  Закон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закон субъекта Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Органы местного самоуправления

 

 

 

 

 

 

Правительство Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

Президент Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суд

Юридический акт одного из органов законодательной и исполнительной власти РФ.

Нормативный правовой акт, принятый высшим представительным органом государства или непосредственно волеизъявлением народа путем референдума и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ, конституцией или уставом субъекта РФ и регулирующий основные общественные отношения.

  Основной закон государства, закрепляющий  основы общественного и экономического  строя данной страны, форму правления  и форму государственного устройства.

 

Законодательные (представительные) органы государственной власти и главы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, предусмотренные конституциями, уставами субъектов РФ, избираемые

непосредственно гражданами РФ.

 

Представительные О.м.с. и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами.

Высший исполнительный орган государственной власти РФ. П. РФ осуществляет исполнительную власть РФ. П. РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.

Глава государства и одновременно гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. П. РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Орган государственной власти, реализующий судебную власть посредством

осуществления судопроизводства (см. ч. 2 ст. 118 Конституции РФ).

Информация о работе Источники Конституционного права и их виды