4.3Как уже отмечалось, федеральный характер
гражданского законодательства предопределяет
его действие на всей российской территории.
Ограничение территориального действия
правил,регулирующих имущественный оборот, может вводиться
лишь федеральным законом и только в случаях,
когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны
природы и культурных ценностей (абз. 2
п. 3 ст. 1 ГК). Правила гражданского законодательства
распространяются на соответствующие
отношения российских граждан, юридических
лиц и публично-правовых образований.
Вместе с тем они применяются также к гражданским
правоотношениям с участием иностранцев,
лиц без гражданства и иностранных юридических
лиц, если иное не предусмотрено федеральным
законом (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК). В частности,
при известных условиях они могут применять-ся
к договорам российских субъектов права
с иностранными контрагентами. Условия
и порядок такого применения регулируются
нормами международного частного права
(см. разд. VII Основ гражданского законодательства
Союза ССР и республик 1991 г. и разд. VIII ГК
РСФСР 1964 г.). Федеральный закон сам может
установить ограничения сферы своего
применения определенным кругом лиц. Так,
Федеральный закон "Об акционерных
обществах" 1 до определенного им момента
не распространяет действие ряда своих
правил на акционерные общества, созданные
в результате приватизации государственных
и муниципальных предприятий (п. 5 ст. 1).
Изложенные положения в целом применимы
и к действию подзаконных нормативных
актов, содержащих нормы гражданского
права.
4.4Широта и сложность регулируемых гражданским правом отношений могут
вызвать к жизни ситуации, прямо не урегулированные
гражданско-правовыми нормами. Такой пробел,
не восполняемый ни условиями заключенного
договора, ни обычаями делового оборота,
устраняется с помощью аналогии закона
(п. 1 ст. 6 ГК). Аналогия закона выражается
в том, что к соответствующим отношениям
применяются нормы гражданского законодательства,
регулирующего сходные отношения. Она
допустима при наличии определенных условий.
Во-первых, это существование пробела
в законодательстве, не восполняемого
с помощью предусмотренных законом средств,
включая обычаи имущественного оборота.
Во-вторых, наличие законодательного
регулирования сходных отношений.
Так, "трастовые операции" банков до принятия специальных правил о договоре доверительного управленияимуществом фактически регулировались
нормами о сходных договорах - поручения
и комиссии, которые и применялись к "трастовым
договорам" при отсутствии в них каких-либо
необходимых условий. В-третьих, применение
аналогичного закона к регулируемым отношениям
должно не противоречить их существу.
Нельзя, например, применять общие положения
о сделках к большинству личных неимущественных
отношений.
Не является аналогией закона отсылка
к регламентации сходных отношений,
установленная законодательным
порядком, например распространение
правил о статусе обществ с
ограниченной ответственностью на общества
с дополнительной ответственностью
(п. 3 ст. 95 ГК). Ведь здесь речь идет не
о пробеле в законе, а об особом
юридико-техническом приеме, способе
регулирования.При отсутствии сходного
правового регулирования для конкретного
отношения может использоваться аналогия
права (п. 2 ст. 6 ГК). Смысл ее состоит в определении
прав и обязанностей сторон правоотношения
на основе не конкретных правовых норм,
а общих начал и смысла гражданского законодательства,
а также требований добросовестности,
разумности и справедливости. Под общими
началами гражданского законодательства
следует понимать основные принципы гражданско-правового
регулирования, а под его смыслом - отраслевые
особенности, определяемые спецификой
предмета и метода гражданского права.
Критерии добросовестности, разумности
и справедливости обычно применяются
в негативном смысле: имея в виду, что решение,
соответствующее началам и смыслу гражданского
законодательства, не должно быть вместе
с тем "недобросовестным", "неразумным"
или "несправедливым" Таким образом,
аналогия права допустима при наличии
пробела в законе, не восполнимого с помощью
аналогии закона (т. е. при отсутствии нормы,
регулирующей сходные отношения), а также
с соблюдением названных выше критериев.
При этом реальное применение аналогии
права в судебной практике является крайне
редким, исключительным случаем.
Следует подчеркнуть, что правила
об аналогии закона и аналогии права
используются в гражданском праве
только при применении законодательства
в строгом смысле слова, т. е. федеральных
законов. Они не могут распространяться
на действие подзаконных нормативных
актов, а имеющиеся в них пробелы
не могут восполняться подобным образом.
4.5При применении конкретной нормы гражданского
права необходимо четко уяснить ее смысл
и содержание. Этому служат различные
приемы (способы) толкования ее текста,
помогающие устранить возникшие неясности
в его понимании. К их числу относятся
грамматическое, логическое, систематическое
и историческое толкование. Данные способы
толкования являются общими для норм любой
отраслевой принадлежности, а потому подробно
изучаются в курсе теории государства
и права. При применении норм гражданского
права к ним приходится прибегать наиболее
часто в силу обширности и сложности содержания
самого гражданского законодательства.Толкование
гражданско-правовых норм может быть обязательным
в случаях, когда его дает государственный
орган, который либо сам принял соответствующий
акт, либо имеет компетенцию по разъяснению
содержания такого акта или актов (легальное
толкование). Поскольку легальное толкование
обязательно, оно, по сути, создает новую
норму права, причем действующую с обратной
силой. Толкование закона, которое любой
суд дает по конкретному делу, является
обязательным лишь для данной ситуации
и не имеет общеобязательного характера
(ибо прецедент в отечественном правопорядке
не является источником права).Толкование
законодательства, которое содержится
в учебной и научной литературе, в том
числе в специальных комментариях к законам,
является научным (доктринальным) и не
имеет обязательной силыНередко различают
также буквальное (называемое иногда аутентическим),
ограничительное ирасширительное толкование норм в зависимости от соотношения
смысла и текста соответствующего правила.
Подлинный смысл нормы в принципе должен
совпадать с ее текстом, а при их расхождении
предпочтение придется отдать тексту,
а не намерениям законодателя. Уяснение
смысла нормы путем "ограничительного"
или "расширительного" толкования
в действительности всегда сводится либо
к логическому, либо к систематическому
или иным известным способам толкования
(или к их сочетанию). Потому выделение
названных выше способов толкования представляется
не вполне обоснованным.