Источники конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
1 Дать понятие и выявить виды источников конституционного права России, такие как Конституция РФ и законы;
2 Провести юридический анализ иных источников конституционного права;
3 Охарактеризовать принципы конституционного права и иные источники конституционного права России.
Цель курсовой работы – изучить источники конституционного права и их виды.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Основная часть………………………………………………………………6
1. Источники конституционного права…………………………….6
1.1 Характеристика источников конституционного права………..8
2. Система конституционного права………………………………..14
2.1 Институт, который объединяет нормы закрепляющие основы
конституционного строя……………………………………………………19
2.2 Нормы института, который определяет систему государственной власти и систему местного самоуправления……………………………..22
Заключение……………………………………………………………26
Глоссарий………………………………………………………………29
Список использованных источников………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа источники конституционного права.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Процедура заключения и расторжения договоров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов о разграничении (взаимном делегировании) предметов ведения и полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также проблема некоторых правовых последствий таких договоров нуждаются в урегулировании федеральным конституционным законом. При этом о взаимном делегировании предметов ведения и полномочий в Конституции не говорится.4

Пятый источник - Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Значительной частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации. Эти постановления содержат нормы конституционного характера.

Конституционный Суд толкует Конституцию не только при разрешении дел, рассмотренных по специальным запросам уполномоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности нормативных актов Конституционный Суд должен формулировать свою правовую позицию, представляющую собой толкование Конституции. Но она содержится только в мотивировочной части постановлений, и вряд ли может считаться нормой.

Постановления Конституционного Суда, выносимые в связи с разрешением споров о компетенции  должны содержать нормы конституционного характера.

2 Система конституционного права

 

 

Конституционное право состоит из правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно - правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков.

Между нормами существуют сложные системные связи. Выявить эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, её системы.5

Конституционное право является сложной системой.

Система отрасли выражается в её внутреннем строении, обусловленном  связями, которые существуют между её нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов.

Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно - правовых отношений. Каждый конституционно - правовой институт включает несколько различных источников.

Не все комплексы конституционно - правовых норм, образующие институт, рассматриваются как самостоятельная часть конституционного права, основной элемент его системы. Элементами отрасли являются крупные правовые образования, совокупности норм, отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.

Признаки, интегрирующие и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные группы, предопределяются в основе предметом регулирования соответствующих норм, т.е. общественными отношениями, на которые эти нормы воздействуют.

Общественные отношения связанные с разными сферами жизни, каждая из которых имеет свою специфику, и нормы, регулирующие эти отношения, не могут не проявлять соответствующие им специфические свойства.

Первичное и общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Её разделы - это первооснова для создания системы конституционного права. В ходе исторического развития появляются всё новые правовые институты, однако они имеют ту или иную конституционную норму.

Внутри же основных институтов образуются подсистемы, состоящие из ещё более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным Конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права. Система конституции и система конституционного права не совпадают, система конституционного права при определённых условиях может сложится и развиваться даже без написанной конституции.

Система Российского Конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами) (см. Приложение Б):

1)Основы конституционного строя;

2)Основные  права и свободы человека и гражданина;

3)Федеративное устройство;

4)Система государственной власти  и система местного самоуправления:

А)избирательная система (избирательное право);

Б)президентская власть;

В)законодательная власть;

Г)исполнительная власть;

Д)государственная власть субъектов;

Е)судебная власть и прокуратура;

Ж)местное самоуправление;

З)порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.

Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

Различия, отражающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить:

1)по специфике правового воздействия  на соответствующую сферу общественных  отношений. Такое воздействие может  осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д;

2)по особенностям механизма  действия конституционно - правовых  норм, способам их реализации. Действие  норм может не порождать конкретных  правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;

3)по степени конкретной направленности  конституционно - правового регулирования. Нормы одних институтов устанавливают  лишь принципы правового воздействия  на сферы общественных отношений, нормы других - регулируют те или иные общественные отношения;

4)по субъективному составу. Нормы  одних институтов адресованы  к конкретным субъектам либо  типовому виду субъектов; нормы  других - ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам. В связи с этим различны и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;

5)по способу правовой защиты  действия конституционно - правовых  норм, формам и методам ответственности  правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - воздействие на субъекта, нарушающего конституционно - правовые нормы, путём отмены соответствующих неправомерных актов и действий;

6)по специфике форм выражения охватываемых данным институтов правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;

7)по видовому характеру норм  соответствующего конституционно - правового института. В одних институтах преобладают нормы - принципы, нормы - цели, нормы - дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего действия;

8)по степени и масштабам включённости  других отраслей права в реализацию  целей, заложенных в содержании конституционно - правовых норм. Нормы некоторых конституционно - правовых институтов содержат установления, которые не могут быть повседневной деятельности в рамках только конституционно - правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно - правового регулирования;

9)по целенаправленности правового  регулирования. В рамках общего  назначения отрасли конституционного  права правовое регулирование  каждой части его системы имеет  качественно характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно - правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно - правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;

10) по функциям, присущим каждому  конституционно - правовому институту. Они определяют его место в  системе отрасли в целом, характер  связи отрасли и института, его  взаимодействие с другими правовыми  институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;

11)по принципам, свойственным каждому  из конституционно - правовых институтов. То есть по тем руководящим  началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.

Указанные специфические особенности определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Институт, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя

 

 

Нормы этого института:

    1. воздействуют на общественные отношения путём установления определённых начал устройства общества и государства;
    2. не порождают конкретных правоотношений;
    3. определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;
    4. адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;
    5. имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путём принятия новой Конституции;
    6. устанавливаются преимущественно в конституционной форме;
    7. являются в преобладающей части нормами - принципами, нормами - дефинициями, нормами - целями;
    8. предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей всех отраслей права;
    9. призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства.

Нормы данного института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют всё конституционно - правовое регулирование.6

Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина (см. Приложение В):

  1. воздействуют на общественные отношения путём провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;
  2. реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;
  3. входят в сферу взаимоотношений государства и личности;
  4. включает в качестве субъекта прав человека, гражданина как такового, вне связи его с каким - либо особым правовым статусом;
  5. предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;
  6. предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путём возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).

Институт, объединяющий нормы, регулирующие государственное устройство России, т.е. федеративное устройство, отличается специфическим кругом субъектов, возникающих на их основе конституционно - правовых отношений, их правоспособностью. Эти нормы, устанавливающие правовой статус субъектов, являются не только конституционными, но и договорными. В Федеративном договоре, в договорах с конкретными субъектами Федерации фиксируется разграничение полномочий между ней и её субъектами. Нормы рассматриваемого института закрепляются не только в Конституции, но и в договорах, соглашениях.

Для этих норм предусмотрен особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, - путём согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Нормы института, который  определяет систему государственной  власти и систему местного  самоуправления

 

 

 Имеет следующие особенности:

  1. это нормы прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретные правоотношениях;
  2. в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;
  3. преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;
  4. для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов РФ, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

Совокупность юридических особенностей,  придаёт определённой группе конституционно - правовых норм качество элемента отрасли, занимающего относительно самостоятельное положение в её системе. Исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются составляющими эти элементы нормами, т.е. предмет правового регулирования.

Анализ системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление её составных частей, её главных элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе.

В основе подхода к системе отрасли лежит реальное соотношение тех сфер общественных отношений, которые являются предметом регулирования нормами конституционно - правовых институтов. Это соотношение может рассматриваться как первичная, исходная основа, определяющая структуру отрасли. Она имеет и правовую основу. Правовая основа заключается в том, что между конституционно - правовыми институтами существует правовая форма воздействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.

Информация о работе Источники конституционного права