Источники права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель изучения данной курсовой работы – является достижение всестороннего глубокого понимания природы и сущности источников права социального обеспечения.
Соответственно в ходе подготовки работы мы должны выполнить следующие задачи:
1. дать определение источникам права социального обеспечения и раскрыть их содержание
2. перечислить виды источников права социального обеспечения
3. выделить основные источники права социального обеспечения
4. рассмотреть общую характеристику источников права социального обеспечения

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава I Источники права социального обеспечения
1.1. Понятие источников права социального обеспечения…………….5
1.2 Классификация источников права социального обеспечения…......6
1.3 Общая характеристика источников права социального обеспечения..............................................................................................................9
Глава II Применение источников права в социальном обеспечении
Заключение………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

псо лера.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3

Глава I Источники права социального обеспечения

1.1. Понятие источников права  социального обеспечения…………….5

1.2 Классификация источников права  социального обеспечения…......6

1.3  Общая характеристика источников права социального обеспечения..............................................................................................................9

Глава II Применение источников права в социальном обеспечении

Заключение………………………………………………………………19

Список литературы……………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин "источник права" традиционно владеет двумя смыслами. 
Первое открывает фактор сотворения права. Государство выступает правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.

            Второй смысл права характеризует его юридическую природу. В этом значении оно описывает итоги правотворческой деятельности. 
           Категория "источники права" в законной науке толкуется по разному. Об источниках права говорят  до этого только в значении объективных причин, порождающих  преимущество как социальное  явление.

Актуальность выбранной работы определяется тем, что на сегодняшний день очень большое внимание уделяется действующему законодательству по социальному обеспечению, которое очень насыщенно нормативными актами, федеральными законами, подзаконными актами и т.д. Постоянно обновляется база источников социального обеспечения. Так же актуальность социального обеспечения видна на фоне развития рыночной экономики, когда возрастает роль и значение источников права социального обеспечения и их регулирования.

Цель изучения данной курсовой работы – является достижение всестороннего глубокого понимания природы и сущности источников права социального обеспечения.

Соответственно в ходе подготовки работы мы должны выполнить следующие задачи:

  1. дать определение источникам права социального обеспечения и раскрыть их содержание
  2. перечислить виды источников права социального обеспечения
  3. выделить основные источники права социального обеспечения
  4. рассмотреть общую характеристику источников права социального обеспечения

Правильное рассмотрение данного вопроса по курсовой работе, даст нам возможность свободно ориентироваться по источникам права социального обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Источники права социального обеспечения

1.1 Понятие источников права  социального обеспечения и их  классификация

Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются разные нормативно-правовые акты, которые возникают, изменяют или прекращают  нормы, регулирующие публичные дела по социальному обеспечению.

По мнению Л.В. Прежницкого, источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В.П. Галаганов предлагает свое определение, в котором говорится, что под источниками права понимаются внешняя форма выражения правовых предписаний.

В узком смысле понятие «источник права» связывают с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, распоряжений,  постановлений и остальных нормативных юридических документов. Здесь имеют дело с понятием источников права в формальном юридическом смысле слова1.

В широком смысле речь идет о источнике права социального обеспечения – как о реальной настоящей силе, создающей правовые предписания и обеспечивающей их выполнение. А это значит, что источник права выступает в материальном смысле слова2.

Следовательно, следует заметить, что точка зрения по определению понятие источников права у В.П. Галаганова более понятна и ясна гражданину. Именно он говорит о том, что источник права – внешняя форма выражения правовых предписаний, что понимается как информация от законодателя на бумажном носителе, доступной для человека в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Классификация источников права социального обеспечения

Очень многообразна классификация источников права социального обеспечения по социальному обеспечению. В правоприменительной практике величайшее значение придается нормативным правовым актам по такому аспекту их классификации, как юридическая сила.

Юридическая сила указывает на место акта, его пространство и значение, его верховенство и подчиненность, главенство и зависимость, от положения органа, издавшего акт, от его полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству.

Системе русского законодательства характерно делание на законы и подзаконные нормативные акты.

По юридической силе выделяются нормативные правовые акты федерального значения.

По значимости на первом месте стоят международные договоры, заключенные с Россией. Они вступают в правовую систему Российской Федерации и имеют высочайшую ценность и приоритет перед внутренними законами страны.

Вторым верховным законодательным актом является Конституция РФ, которая владеет высшей юридической силой, чем все другие акты в стране.

Следует заметить, что для выполнения конституционных положений принимаются соответствующие законы. Под законом понимается принимаемый  в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю в области социального обеспечения граждан3.

По значимости норм законы РФ подразделяются на федеральные конституционные и обыкновенные.

Федеральные конституционные законы – это акты, принимаемые Федеральным Собранием РФ по указанным в Конституции РФ наиболее важным вопросам в порядке особой процедуры.

В конституции нет точного аспекта для различения федерального конституционного и обычного федерального закона, не считая  указаний на принятие конституционного закона.

Если вытекать из содержания Конституции, то конституционные законы принимаются по важным вопросам, касающихся прав и свобод граждан.

Обыкновенные законы делятся на кодифицированные и текущие. К кодифицированным относятся основы законодательства РФ и кодексы.

Основы законодательства – кодифицированный акт, который охватывает в себе более общие нормы, регулирующие отношения по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, а также устанавливает принципы и взгляды, описывает общие положения регулирования какой-либо определенной ветви права или несколько сфер публичной жизни.

Кодекс – это закон кодифицированного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, тщательно регулирующие какую-либо определенную область общественных отношений.

Текущие законы делятся на два вида: федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон – это нормативный законный акт, общепринятый либо Федеральным Собранием РФ, либо принятый только Государственной Думой РФ и подписанный президентом РФ. Федеральные законы принимаются по предметам ведения российской Федерации, а так же по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, к которым относятся и вопросы социального обеспечения.

Закон субъекта РФ – это нормативный правой акт, который принимается законодательным органом субъекта Федерации по вопросам регулирования, отнесенным конституцией РФ к сфере совместного ведения Федерации и ее субъекта. Такое законы занимают подчиненное положение по отношению к федеральному закону.

Меньшей юридической силой, чем законы, владеют подзаконные акты. К ним относятся: указы президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, надлежащие акты федеральных органов исполнительной власти4.

Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, принимаемые во исполнение или формирование законов о социальном обеспечении органами государственной исполнительной власти в пределах собственной компетенции.

Следует заметить, что существует множество классификаций, по которым можно различать источники права социального обеспечения, но наиболее удобная и понятная из них – это классификация по юридической силе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Множество и обильное разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют вероятность обрисовать лишь важные, основные акты, закрепляющие права граждан на виды социального обеспечения, отражаются запросы и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок воплощения указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Первую группу источников права социального обеспечения составляют нормы международных актов. Существует несколько групп международных актов, касающихся социального обеспечения, принимаемых организацией объединенных наций, Международной Организацией Труда, Советом Европы, Содружеством независимых государств.

Эти акты носят разные наименования – это пакты, конвенции, рекомендации, соглашения, договоры.

К первой группе актов относятся: Всеобщая декларация  прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Во вторую группу входят: Конвенция о правах ребенка, Конвенция МОТ и возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве, Рекомендации МОТ о безработице и др5.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны владеть высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации.

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое пространство, занимает Конституция Российской Федерации. Характеризуя Конституцию РФ как главный источник права социального обеспечения, следует тщательно раскрыть содержание ст.7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 536. Особо следует выделить, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае заболевания, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.

Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому преимущество на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Важное место отводится Основам законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", утвержденным 22 июля 1993 г., которые введены в действие с 1 сентября 1993 г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья разных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует выделить, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых - право на бесплатное получение различных видов медико-социальной поддержке.

В сфере права социального обеспечения существует огромная численность законов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

Следует отметить, что существует огромный массив федеральных законов, регулирующих обеспечение граждан социальными пособиями и страховыми выплатами. Например, Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"; "О занятости населения в Российской Федерации" и др.

Действует ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения. Сюда можно отнести Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, семей с детьми. Так, например, Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС" .

Следует знать, что к данной группе источников права социального обеспечения относятся законы субъектов Федерации. Как правило, они предусматривают законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения на территории данного конкретного субъекта Федерации7.

Третью группу составляют подзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст.90 Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей местности РФ. Однако они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Информация о работе Источники права социального обеспечения