Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:45, курсовая работа
Цель изучения данной курсовой работы – является достижение всестороннего глубокого понимания природы и сущности источников права социального обеспечения.
Соответственно в ходе подготовки работы мы должны выполнить следующие задачи:
1. дать определение источникам права социального обеспечения и раскрыть их содержание
2. перечислить виды источников права социального обеспечения
3. выделить основные источники права социального обеспечения
4. рассмотреть общую характеристику источников права социального обеспечения
Введение…………………………………………………………………...3
Глава I Источники права социального обеспечения
1.1. Понятие источников права социального обеспечения…………….5
1.2 Классификация источников права социального обеспечения…......6
1.3 Общая характеристика источников права социального обеспечения..............................................................................................................9
Глава II Применение источников права в социальном обеспечении
Заключение………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………...20
К области социального обеспечения можно отнести следующие Указы Президента РФ: «О мерах по социальной поддержке многодетных семей". Важно помнить, что Президент РФ своими указами периодически повышает размер компенсационных выплат пенсионерам.
Четвертую группу среди подзаконных актов занимают нормативные постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ. Среди источников права социального обеспечения постановления Правительства РФ наиболее большая группа подзаконных нормативных правовых актов.
Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют федеральные министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд), так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. Сюда можно отнести Примерное положение "Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов", утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 27 декабря 1996 г. Кроме постановлений Минтруд издает разъяснения по отдельным вопросам социального обеспечения.
В соответствии с ч.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников - это поднятие уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.
На современном этапе развития нашего государства важное значение приобретают муниципальные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.
Таковым является Постановление Главы администрации г. Казани от 1 июня 1998 г. "О предоставлении льготных бытовых услуг" и др.
В качестве локального источника можно назвать коллективный договор конкретной организации.
Следует иметь в виду, что источники права социального обеспечения можно также систематизировать в зависимости от вида публичных отношений, регулируемых ими. В соответствии с такой классификацией следует выделить три группы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения:
по пенсионному обеспечению граждан;
по обеспечению граждан социальными пособиями и компенсационными вы платами;
по предоставлению социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных и иных категорий граждан в случаях, установленных законодательством по системе социального обеспечения.
Кроме того, можно классифицировать источники права социального обеспечения в зависимости от источника финансирования и по содержанию нормативных правовых актов.
Итак, следует заметить что, в основе предполагаемых характеристик источников права социального обеспечения заложены объективные факторы. К ним можно отнести главные: федеративное устройство государства и организацию государственной власти в стране; особенность регулирования отношений по социальному обеспечению; наличие организационно – правовых форм социального обеспечения и др8.
Из всего вышесказанного, нужно сказать о том, что характеристика основных источников права социального обеспечения очень многообразна и обширна. Деление их на группы помогает гражданину четко понимать и формулировать название актов различных наименований, что и нужно для всеобщего понимания источников права социального обеспечения.
Глава II Применение источников права социального обеспечения в социальном обеспечении
Содержание данного вида правоотношений составляют действия граждан по собиранию необходимых документов, подтверждающих юридические факты, и соответствующие действия государственных и муниципальных органов, учреждений и организаций по установлению юридических фактов и выдаче указанных выше документов. Эти правоотношения опосредуют стадию подготовки к обращению за предоставлением обеспечения.
При установлении юридических фактов для назначения трудовых пенсий, и пенсий некоторым категориям граждан по государственному пенсионному обеспечению стороны процедурных правоотношений и их объекты можно определить путем анализа перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 г.9 Субъектом данных правоотношений, с одной стороны, всегда выступает гражданин (семья). Субъектами с другой стороны являются государственные органы, учреждения, органы местного самоуправления, организации (суд, органы ЗАГС, государственные учреждения медико-социальной экспертизы, органы опеки и попечительства, работодатели, архивные органы и т.д.).
Так, решениями суда гражданин может быть признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим; инсталлируются факты родства, усыновления, брачных отношений, расторжения брака; подтверждается факт рождения ребенка, воспитания его до восьмилетнего возраста; подтверждается факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении и др. Эти и остальные юридические факты устанавливаются судом в рамках оперативно-исполнительной формы правоприменения. При этом суд руководствуется не только нормами Гражданского процессуального кодекса10, содержащимися в его главе 28 «Установление фактов, имеющих юридическое значение», но и соответствующими нормами материального права. Так, при установлении родственных отношений, фактов усыновления, брачных отношений, расторжения брака суд учитывает положения Семейного кодекса РФ11. Факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении устанавливается судом с применением норм Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»12. При рассмотрении этих вопросов суды встречаются с некоторыми трудностями.
Весьма необходимо определить в законах те органы (учреждения), которые правомочны выдавать документы об иждивении, а постановлением Правительства установить условия и порядок выдачи этих документов.
Ряд разъяснений по вопросам установления факта иждивения, других юридических фактов, имеющих значение для пенсионного обеспечения, содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. № 9 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение».
Однако, во-первых, эти разъяснения даны применительно к недействующему в настоящее время пенсионному законодательству.
Во-вторых, не соответствует российскому законодательству разъяснение о том, что в судебном порядке не могут рассматриваться заявления об установлении трудового стажа для назначения пенсии.
В-третьих, в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» постановления Пленума Верховного Суда СССР, содержащие разъяснения по применению гражданского процессуального законодательства, не подлежат применению на территории РФ. Поэтому представляется необходимым принять постановление Пленума Верховного Суда РФ о судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, с учетом современного российского законодательства, в т. ч. пенсионного.
Между гражданином и органами записи актов гражданского состояния могут возникнуть процедурные отношения, связанные с установлением брачных отношений, родства, свойства, факта расторжения брака, смерти и др.
На стадии подготовки к обращению за пенсией граждане вступают в процедурные правоотношения с иными органами, учреждениями, организациями. Среди них федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, органы опеки и попечительства, жилищные органы, органы местного самоуправления, работодатели, архивные органы и др.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, определение степени утраты профессиональной трудоспособности, а также смерти инвалида.
Основным нормативным правовым актом процедурного характера, регулирующим деятельность федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, является постановление Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы». Согласно этому акту к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы-бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах. Федеральное бюро находится в ведении Минздравсоцразвития России, главные бюро – в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.
Медико-социальная экспертиза граждан проводится по их письменному заявлению либо письменному заявлению их законных представителей. Заявление подается в бюро в письменной форме. К заявлению прилагаются направление учреждения здравоохранения, пенсионного органа или органа социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья гражданина.
Специалисты бюро рассматривают представленные документы, проводят обследование гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты. Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу. Решение объявляется гражданину или его законному представителю руководителем бюро в присутствии всех специалистов, принявших это решение.
Лицу, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Изложенные выше нормы Правил признания лица инвалидом относятся к числу процедурных. В то же время, соблюдая установленный порядок признания граждан инвалидами, бюро медико-социальной экспертизы должны руководствоваться соответствующими нормами материального характера.
Делая вывод, нужно сказать, что все Федеральные законы, касающиеся социального обеспечения, помогают при установлении трудовой пенсии, юридических фактов, разрешении судебного разбирательства и т.п. Каждый закон регулирует свою часть в социальном обеспечении, помогая этим, более понятно и уверенно использовать нормы права в применении социального обеспечения.
Заключение
Источник права – внешняя форма выражения правовых предписаний, что понимается как информация от законодателя на бумажном носителе, доступной для человека в целом.
Существует множество классификаций, по которым можно различать источники права социального обеспечения, но самая удобная и понятная из них – это классификация по юридической силе.
Характеристика основных источников права социального обеспечения очень многообразна и обширна. Деление их на группы помогает гражданину четко понимать и формулировать название актов различных наименований, что и нужно для всеобщего понимания источников права социального обеспечения.
Федеральные законы, касающиеся социального обеспечения, помогают при регулировании государственного пенсионного обеспечения. Каждый закон играет свою роль в социальном обеспечении, имея определенное верховенство в своей сфере.
Многочисленность и разнообразие законодательных актов, регулирующих отношения по социальному обеспечению, затрудняют их применение и свидетельствуют о необходимости кодификации социального обеспечения. Одной из актуальных проблем совершенствования системы источников этой отрасли является проблема поэтапной промежуточной кодификации законодательства, регулирующего видовые социально-обеспечительные общественные отношения.
Общего отраслевого кодифицированного
акта, регулирующего все отношения по
социальному обеспечению граждан, до настоящего
времени нет. Есть несколько отраслевых кодифицированных
законов, регулирующих часть правоотношений
по социальному обеспечению. Главное их
предназначение заключается в повышении
уровня социальной защиты граждан в пределах
определенных административно-