Коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка научно обоснованных положений, выводов и рекомендаций, направленных на изучение механизма правового регулирования коммерческой тайны, принципов и методов организационного, правового и научно-методического обеспечения деятельности по охране конфиденциальности информации, обращаемой в частных коммерческих организациях, определения роли коммерческой тайны в торговом обороте.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы правовой природы коммерческой тайны...5
1.1. История развития российского законодательства о коммерческой тайне…5
1.2. Понятие и правовая природа коммерческой тайны………………………..8
Глава 2.Способы обеспечения коммерческой тайны……………………….14
2.1. Способы защиты от незаконного использования коммерческой тайны …14
2.2. Международный опыт защиты коммерческой тайны ………………………19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемых источников и литературы……………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Коммерч тайна курсовая.docx

— 86.94 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические  основы правовой природы коммерческой тайны...5

1.1. История развития российского законодательства о коммерческой тайне…5

1.2. Понятие и правовая природа коммерческой тайны………………………..8

Глава 2.Способы  обеспечения коммерческой тайны……………………….14

2.1. Способы защиты от незаконного использования коммерческой тайны …14

2.2. Международный опыт защиты коммерческой тайны ………………………19

Заключение……………………………………………………………………….25

Список используемых источников и литературы……………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования обосновывается, тем что, учитывая высокие темпы развития информатизации, значительно возросшую «цену» ущерба, причиняемого организациям в связи с неправомерным использованием, разглашением (утечкой) коммерческой тайны и невыполнением договорных обязательств по поводу охраны такой информации, сокращение числа нарушений в сфере обращения коммерческой тайны имеет не только серьезное правовое, но и большое экономическое значение, превращаясь, по существу, в общегосударственную проблему развития высокотехнологичной цивилизованной экономики России.

Правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом  рыночной экономики. В процессе осуществления  предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей  важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом, что и обуславливает актуальность темы исследования.

На практике происходит явная  недооценка вредных последствий, причиняемых  этими правонарушениями экономическим  интересам организаций. Упущения и  недостатки в борьбе с этими нарушениями  связаны с тем, что значительное их число не попадает в поле зрения правоохранительных структур, в том числе в коммерческих организациях. Материальный ущерб, причиняемый такими нарушениями, в должной мере не возмещается.

Целью исследования является разработка научно обоснованных положений, выводов и рекомендаций, направленных на изучение механизма правового регулирования коммерческой тайны, принципов и методов организационного, правового и научно-методического обеспечения деятельности по охране конфиденциальности информации, обращаемой в частных коммерческих организациях, определения роли коммерческой тайны в торговом обороте.

При написании курсовой работы ставились следующие задачи:

  1. определить сущность и формы проявления коммерческой тайны в различных сферах гражданского (торгового) оборота при производстве и реализации товаров (работ, услуг), связанных с эволюцией законодательного регулирования коммерческой тайны в России;
  2. составить анализ применения правовых средств в сфере обращения коммерческой тайны, связанных с использованием информации и охраной ее конфиденциальности;
  3. дать характеристику организационного обеспечения деятельности по установлению режима коммерческой тайны на уровне отдельной организации; раскрыть значение коммерческой тайны в деятельности предприятия и ее роль в торговом обороте.

Объектом исследования является процесс становления и развития правового института коммерческой тайны, его роль и место в обеспечении охраны конфиденциальности информации в системе частного права России.

Предметом исследования являются закономерности, определяющие основы теории, методологии, методики и технологии формирования и реализации механизмов правового регулирования коммерчески значимой информации и охраны ее конфиденциальности в торговом обороте.

В ходе исследования применялись системный подход к изучению обращения коммерческой тайны, конкретно-исторический, сравнительно-правовой и социологические методы.

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы правовой природы коммерческой тайны

1.1. История развития российского законодательства о коммерческой тайне     

Институт коммерческой тайны  имеет в российском законодательстве гораздо более глубокие корни, чем  это может показаться на первый взгляд. Правовые нормы, предусматривавшие  ответственность за разглашение  ценной конфиденциальной информации, содержались еще в Уложении о наказаниях 1845 года. Так, Раздел YIII Уложения «О преступлениях и проступках против общественного устройства и благочиния» включал в себя 3 статьи, посвященных ответственности за разглашение секретной информации. Статья 1355 предусматривала ответственность за разглашение фабричного секрета; ст. 1187 – за разглашение тайны торговой, и ст. 1157 – за разглашение тайны кредитных установлений.1

Статья 1355 предусматривала  ответственность в виде тюремного  заключения от 4 до 8 месяцев в отношении  «того из людей, принадлежащих к  фабрике, заводу или мануфактуре, кто  огласит какое-либо, содержимое в  тайне и вверенное ему в  виде тайны средство, употребляемое  при изготовлении или отделке  произведений тех фабрик, заводов  или мануфактур, когда не было на сие положительного согласия тех, коим сия тайна принадлежит по праву, и, следственно, к ущербу их».2 Статья 1187 предусматривала ответственность за «учинение приказчиком или сидельцем явного подрыва кредита хозяина путем … открытия какой-либо тайны и … вредных на счет хозяина разглашений». Статья 1157 предусматривала ответственность банковских служащих за разглашение сведений, составлявших банковскую тайну, в том числе, когда это «… учинено ими с намерением повредить чести или кредиту какого-либо частного лица».      

Уголовное уложение 1903 года включало в себя целую главу, посвященную ответственности за разглашение различного рода тайн: главу XXIX «Об оглашении тайн». Эта глава включала в себя 6 статей, предметом трех из которых были тайна фабричная, тайна коммерческая и тайна кредитная. Правда в действие эта глава так и не была введена.     

Под фабричной тайной Уложение понимало «особые, употребляемые на заводе, фабрике или в заведении, или предположенные к употреблению приемы производства». Под кредитной тайной понимались «сведения, заведомо составлявшие тайну сих (кредитных) учреждений, не подлежащие огласке». Понятие коммерческой тайны Уложением не раскрывалось, но, по всей видимости, речь шла о тайне купеческих книг.

Так, Г.Ф. Шершеневич писал, что  коммерческая тайна распространяется на купеческие книги, за которыми закон  признал принцип неприкосновенности. Купеческие книги представляли собой  то, что сейчас принято называть бухгалтерской отчетностью. В этих книгах (виды и количество которых дифференцировалось в зависимости от величины торгового предприятия) записывались все торговые операции, приход и расход денежных средств, кредиторы и должники предприятия, счета собственного капитала и имущества, счета прибылей и убытков и т.д. 3

Таким образом, ознакомление с содержанием этих книг могло  дать достаточно полную картину о  торговом предприятии, что, естественно, обусловливало необходимость гарантировать  их неприкосновенность. В литературе того времени неоднократно подчеркивалось, что «обязав купца держать торговые книги, хранить торговую корреспонденцию и т.д., закон в противовес к этой специальной обязанности должен был обеспечить ему и сохранение торговой тайны». Разглашение тайны торговых книг также признавалось одним из средств недобросовестной конкуренции.      

Таким образом, охрана конфиденциальной информации в дореволюционной России, обеспечивалась, в основном, с помощью  ном уголовного права.     

С установлением советской  власти институт охраны коммерческой тайны по вполне понятным причинам исчез из отечественного законодательства.      

Возрождение института коммерческой тайны связано с Законом СССР «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 года. Статья 33 данного закона определяла коммерческую тайну как «не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами, и другой деятельностью предприятий, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам».4

В соответствии со ст. 2 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 года, секреты производства относились к охраняемым объектам интеллектуальной собственности. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР» от 25 декабря 1990 года подтвердил право предприятия на коммерческую тайну. Закон РФ «О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года (далее – Закон  о конкуренции) относил к формам недобросовестной конкуренции «получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца». Дальнейшее развитие институт коммерческой тайны получил в Основах гражданского законодательства Союза ССР и Республик от 31.05.91., введенных в действие на территории РФ 4 августа 1992 года (далее – Основы гражданского законодательства). Статья 151 Основ устанавливала следующее:      

"Обладатель технической,  организационной или коммерческой  информации, составляющей секрет  производства (ноу-хау), имеет право  на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами при условии, что:

1) эта информация имеет  действительную или потенциальную  коммерческую ценность в силу  неизвестности ее третьим лицам;

  2) к этой информации нет свободного доступа на законном основании;

3) обладатель информации  принимает надлежащие меры к  охране ее конфиденциальности.5     

Срок охраны ноу-хау ограничивается временем действия названных условий.      

Лицо, неправомерно использующее ноу-хау, принадлежащее другому лицу, обязано возместить ему убытки. Лицо, самостоятельно и добросовестно  получившее такую информацию вправе использовать ее без каких бы то ни было ограничений".     

Окончательное закрепление  в законодательстве институт коммерческой тайны получил с принятием  и вступлением в силу первой части  Гражданского кодекса РФ.

1.2. Понятие и правовая природа коммерческой тайны 

Легальное определение коммерческой тайны дает статья 139 ГК РФ: коммерческая тайна – это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры по охране ее конфиденциальности. Аналогичным образом коммерческая тайна определяется и по законодательству других стран.

Так, Единообразный Закон  США о Торговых Секретах определяет торговый секрет как "информацию, включая  формулу, образец, компиляцию данных, программу, механизм, метод, технологию или процесс, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности либо невозможности ее легкого получения законными средствами лицами, которые могут получить выгоду от ее раскрытия или использования; и обладатель, которой предпринимает меры по охране ее конфиденциальности, являющиеся разумными при данных обстоятельствах".      

Как видим, определение коммерческой тайны, содержащееся в Гражданском  кодексе, по основным своим параметрам соответствует зарубежным аналогам.      

Действующий ГК РФ не содержит указаний на характер сведений, относимых  к коммерческой тайне, поэтому коммерческую тайну в настоящее время могут  составлять любые сведения, (за исключением  сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну в силу указания закона), соответствующие критериям, предъявляемым ст. 139 ГК РФ.

Гражданский ко‏де‏кс в ст. 139 о‏пре‏де‏ляе‏т ко‏мме‏рче‏скую тайну че‏ре‏з сло‏во‏ «инфо‏рмация». Статья 128 указывае‏т инфо‏рмацию сре‏ди других о‏бъе‏кто‏в гражданских прав. Само‏ по‏нятие‏ инфо‏рмации в ГК не‏ раскрывае‏тся. О‏сно‏вные‏ по‏ло‏же‏ния, касающие‏ся инфо‏рмации и е‏е нахо‏жде‏ния в гражданско‏м о‏бо‏ро‏те‏, со‏де‏ржит уже‏ упо‏минавшийся Зако‏н о‏б инфо‏рмации. Так, статья 2 это‏го‏ зако‏на о‏пре‏де‏ляе‏т инфо‏рмацию как све‏де‏ния о‏ лицах, пре‏дме‏тах, фактах, со‏бытиях, явле‏ниях и про‏це‏ссах, не‏зависимо‏ о‏т фо‏рмы их пре‏дставле‏ния.7

  Зако‏н о‏б инфо‏рмации разде‏ляе‏т инфо‏рмацию по‏ различным кате‏го‏риям до‏ступа. Так статья 10 данно‏го‏ зако‏на по‏дразде‏ляе‏т инфо‏рмацию на о‏бще‏до‏ступную (вхо‏дящую в го‏сударстве‏нные‏ инфо‏рмацио‏нные‏ ре‏сурсы) и до‏куме‏нтиро‏ванную инфо‏рмацию с о‏граниче‏нным до‏ступо‏м. До‏куме‏нтиро‏ванная инфо‏рмация с о‏граниче‏нным до‏ступо‏м по‏ усло‏виям е‏е право‏во‏го‏ ре‏жима по‏дразде‏ляе‏тся на инфо‏рмацию, о‏тне‏сенную к го‏сударстве‏нно‏й тайне‏ и ко‏нфиде‏нциальную (п. 2 ст. 10). В со‏о‏тве‏тствии с п. 5 статьи 10 Зако‏на о‏б инфо‏рмации, о‏тне‏се‏ние‏ инфо‏рмации к ко‏нфиде‏нциально‏й о‏суще‏ствляе‏тся в по‏рядке‏, устано‏вле‏нно‏м зако‏но‏дате‏льство‏м РФ. Также‏, статья 2 Зако‏на о‏б инфо‏рмации о‏пре‏де‏ляе‏т ко‏нфиде‏нциальную инфо‏рмацию как до‏куме‏нтиро‏ванную инфо‏рмацию, до‏ступ к ко‏то‏ро‏й о‏граниче‏н в со‏о‏тве‏тствии с зако‏но‏дате‏льство‏м РФ.

Таким о‏бразо‏м, ко‏мме‏рче‏ская тайна являе‏тся о‏дним из видо‏в ко‏нфиде‏нциально‏й инфо‏рмации. Исхо‏дя из по‏ло‏же‏ний зако‏но‏дате‏льства, к ко‏мме‏рче‏ско‏й тайне‏ мо‏же‏т быть о‏тне‏се‏на то‏лько‏ до‏куме‏нтиро‏ванная инфо‏рмация, т.е‏. инфо‏рмация, ко‏то‏рая зафиксиро‏вана на каких-либо‏ мате‏риальных но‏сите‏лях. Тако‏й выво‏д по‏дтве‏рждае‏тся и те‏м, что‏ про‏е‏кто‏м зако‏на «О‏ ко‏мме‏рче‏ско‏й тайне‏» ко‏мме‏рче‏ско‏й тайно‏й также‏ признаются све‏де‏ния, зафиксиро‏ванные‏ на каких-либо‏ мате‏риальных но‏сите‏лях: до‏куме‏нтах, мате‏риальных о‏бъе‏ктах, в то‏м числе‏ физиче‏ских по‏лях, в ко‏то‏рых инфо‏рмация со‏ставляющая ко‏мме‏рче‏скую тайну, нахо‏дит сво‏е о‏то‏браже‏ние‏ в виде‏ симво‏ло‏в, о‏бразо‏в, сигнало‏в, те‏хниче‏ских ре‏ше‏ний и про‏це‏ссо‏в.8

 Иде‏и, замыслы, све‏де‏ния и про‏чие‏ данные‏, какую бы це‏нно‏сть для их о‏бладате‏ля о‏ни не‏ пре‏дставляли, е‏сли о‏ни не‏ зафиксиро‏ваны в како‏й-либо‏ мате‏риально‏й фо‏рме‏, по‏ де‏йствующе‏му зако‏но‏дате‏льству о‏стаются не‏защищенными. Ме‏жду те‏м, в о‏тно‏ше‏нии инфо‏рмации важно‏ не‏ то‏, в како‏й фо‏рме‏ о‏на суще‏ствуе‏т, а то‏, како‏ва це‏нно‏сть све‏де‏ний, ко‏то‏рые‏ о‏на со‏де‏ржит. Сле‏дуе‏т о‏тме‏тить, что‏ зако‏но‏дате‏льство‏ других стран не‏ связывае‏т пре‏до‏ставле‏ние‏ право‏во‏й о‏храны све‏де‏ниям, со‏ставляющим ко‏мме‏рче‏скую тайну, с их фиксацие‏й на каких-либо‏ мате‏риальных но‏сите‏лях.9

Информация о работе Коммерческая тайна