Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 16:41, курсовая работа
Целью исследования является разработка научно обоснованных положений, выводов и рекомендаций, направленных на изучение механизма правового регулирования коммерческой тайны, принципов и методов организационного, правового и научно-методического обеспечения деятельности по охране конфиденциальности информации, обращаемой в частных коммерческих организациях, определения роли коммерческой тайны в торговом обороте.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы правовой природы коммерческой тайны...5
1.1. История развития российского законодательства о коммерческой тайне…5
1.2. Понятие и правовая природа коммерческой тайны………………………..8
Глава 2.Способы обеспечения коммерческой тайны……………………….14
2.1. Способы защиты от незаконного использования коммерческой тайны …14
2.2. Международный опыт защиты коммерческой тайны ………………………19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемых источников и литературы……………………………27
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы правовой природы коммерческой тайны...5
1.1. История развития российского законодательства о коммерческой тайне…5
1.2. Понятие и правовая природа коммерческой тайны………………………..8
Глава 2.Способы обеспечения коммерческой тайны……………………….14
2.1. Способы защиты от незаконного использования коммерческой тайны …14
2.2. Международный опыт защиты коммерческой тайны ………………………19
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников и литературы……………………………27
Введение
Актуальность исследования обосновывается, тем что, учитывая высокие темпы развития информатизации, значительно возросшую «цену» ущерба, причиняемого организациям в связи с неправомерным использованием, разглашением (утечкой) коммерческой тайны и невыполнением договорных обязательств по поводу охраны такой информации, сокращение числа нарушений в сфере обращения коммерческой тайны имеет не только серьезное правовое, но и большое экономическое значение, превращаясь, по существу, в общегосударственную проблему развития высокотехнологичной цивилизованной экономики России.
Правовой институт коммерческой
тайны является неотъемлемым атрибутом
рыночной экономики. В процессе осуществления
предпринимательской
На практике происходит явная недооценка вредных последствий, причиняемых этими правонарушениями экономическим интересам организаций. Упущения и недостатки в борьбе с этими нарушениями связаны с тем, что значительное их число не попадает в поле зрения правоохранительных структур, в том числе в коммерческих организациях. Материальный ущерб, причиняемый такими нарушениями, в должной мере не возмещается.
Целью исследования является разработка научно обоснованных положений, выводов и рекомендаций, направленных на изучение механизма правового регулирования коммерческой тайны, принципов и методов организационного, правового и научно-методического обеспечения деятельности по охране конфиденциальности информации, обращаемой в частных коммерческих организациях, определения роли коммерческой тайны в торговом обороте.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
Объектом исследования является процесс становления и развития правового института коммерческой тайны, его роль и место в обеспечении охраны конфиденциальности информации в системе частного права России.
Предметом исследования являются закономерности, определяющие основы теории, методологии, методики и технологии формирования и реализации механизмов правового регулирования коммерчески значимой информации и охраны ее конфиденциальности в торговом обороте.
В ходе исследования применялись системный подход к изучению обращения коммерческой тайны, конкретно-исторический, сравнительно-правовой и социологические методы.
Глава 1. Теоретические основы правовой природы коммерческой тайны
1.1. История развития российского законодательства о коммерческой тайне
Институт коммерческой тайны имеет в российском законодательстве гораздо более глубокие корни, чем это может показаться на первый взгляд. Правовые нормы, предусматривавшие ответственность за разглашение ценной конфиденциальной информации, содержались еще в Уложении о наказаниях 1845 года. Так, Раздел YIII Уложения «О преступлениях и проступках против общественного устройства и благочиния» включал в себя 3 статьи, посвященных ответственности за разглашение секретной информации. Статья 1355 предусматривала ответственность за разглашение фабричного секрета; ст. 1187 – за разглашение тайны торговой, и ст. 1157 – за разглашение тайны кредитных установлений.1
Статья 1355 предусматривала ответственность в виде тюремного заключения от 4 до 8 месяцев в отношении «того из людей, принадлежащих к фабрике, заводу или мануфактуре, кто огласит какое-либо, содержимое в тайне и вверенное ему в виде тайны средство, употребляемое при изготовлении или отделке произведений тех фабрик, заводов или мануфактур, когда не было на сие положительного согласия тех, коим сия тайна принадлежит по праву, и, следственно, к ущербу их».2 Статья 1187 предусматривала ответственность за «учинение приказчиком или сидельцем явного подрыва кредита хозяина путем … открытия какой-либо тайны и … вредных на счет хозяина разглашений». Статья 1157 предусматривала ответственность банковских служащих за разглашение сведений, составлявших банковскую тайну, в том числе, когда это «… учинено ими с намерением повредить чести или кредиту какого-либо частного лица».
Уголовное уложение 1903 года включало в себя целую главу, посвященную ответственности за разглашение различного рода тайн: главу XXIX «Об оглашении тайн». Эта глава включала в себя 6 статей, предметом трех из которых были тайна фабричная, тайна коммерческая и тайна кредитная. Правда в действие эта глава так и не была введена.
Под фабричной тайной Уложение понимало «особые, употребляемые на заводе, фабрике или в заведении, или предположенные к употреблению приемы производства». Под кредитной тайной понимались «сведения, заведомо составлявшие тайну сих (кредитных) учреждений, не подлежащие огласке». Понятие коммерческой тайны Уложением не раскрывалось, но, по всей видимости, речь шла о тайне купеческих книг.
Так, Г.Ф. Шершеневич писал, что
коммерческая тайна распространяется
на купеческие книги, за которыми закон
признал принцип
Таким образом, ознакомление
с содержанием этих книг могло
дать достаточно полную картину о
торговом предприятии, что, естественно,
обусловливало необходимость
Таким образом, охрана конфиденциальной информации в дореволюционной России, обеспечивалась, в основном, с помощью ном уголовного права.
С установлением советской власти институт охраны коммерческой тайны по вполне понятным причинам исчез из отечественного законодательства.
Возрождение института коммерческой тайны связано с Законом СССР «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 года. Статья 33 данного закона определяла коммерческую тайну как «не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами, и другой деятельностью предприятий, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам».4
В соответствии со ст. 2 Закона
РСФСР «О собственности в РСФСР»
от 24 декабря 1990 года, секреты производства
относились к охраняемым объектам интеллектуальной
собственности. Закон РСФСР «О предприятиях
и предпринимательской
"Обладатель технической,
организационной или
1) эта информация имеет
действительную или
2) к этой информации нет свободного доступа на законном основании;
3) обладатель информации
принимает надлежащие меры к
охране ее конфиденциальности.5
Срок охраны ноу-хау ограничивается временем действия названных условий.
Лицо, неправомерно использующее ноу-хау, принадлежащее другому лицу, обязано возместить ему убытки. Лицо, самостоятельно и добросовестно получившее такую информацию вправе использовать ее без каких бы то ни было ограничений".
Окончательное закрепление в законодательстве институт коммерческой тайны получил с принятием и вступлением в силу первой части Гражданского кодекса РФ.
1.2. Понятие и правовая природа коммерческой тайны
Легальное определение коммерческой тайны дает статья 139 ГК РФ: коммерческая тайна – это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры по охране ее конфиденциальности. Аналогичным образом коммерческая тайна определяется и по законодательству других стран.
Так, Единообразный Закон США о Торговых Секретах определяет торговый секрет как "информацию, включая формулу, образец, компиляцию данных, программу, механизм, метод, технологию или процесс, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности либо невозможности ее легкого получения законными средствами лицами, которые могут получить выгоду от ее раскрытия или использования; и обладатель, которой предпринимает меры по охране ее конфиденциальности, являющиеся разумными при данных обстоятельствах".
Как видим, определение коммерческой тайны, содержащееся в Гражданском кодексе, по основным своим параметрам соответствует зарубежным аналогам.
Действующий ГК РФ не содержит указаний на характер сведений, относимых к коммерческой тайне, поэтому коммерческую тайну в настоящее время могут составлять любые сведения, (за исключением сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну в силу указания закона), соответствующие критериям, предъявляемым ст. 139 ГК РФ.6
Гражданский кодекс в ст. 139 определяет коммерческую тайну через слово «информация». Статья 128 указывает информацию среди других объектов гражданских прав. Само понятие информации в ГК не раскрывается. Основные положения, касающиеся информации и ее нахождения в гражданском обороте, содержит уже упоминавшийся Закон об информации. Так, статья 2 этого закона определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления.7
Закон об информации разделяет информацию по различным категориям доступа. Так статья 10 данного закона подразделяет информацию на общедоступную (входящую в государственные информационные ресурсы) и документированную информацию с ограниченным доступом. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную (п. 2 ст. 10). В соответствии с п. 5 статьи 10 Закона об информации, отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Также, статья 2 Закона об информации определяет конфиденциальную информацию как документированную информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, коммерческая тайна является одним из видов конфиденциальной информации. Исходя из положений законодательства, к коммерческой тайне может быть отнесена только документированная информация, т.е. информация, которая зафиксирована на каких-либо материальных носителях. Такой вывод подтверждается и тем, что проектом закона «О коммерческой тайне» коммерческой тайной также признаются сведения, зафиксированные на каких-либо материальных носителях: документах, материальных объектах, в том числе физических полях, в которых информация составляющая коммерческую тайну, находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.8
Идеи, замыслы, сведения и прочие данные, какую бы ценность для их обладателя они не представляли, если они не зафиксированы в какой-либо материальной форме, по действующему законодательству остаются незащищенными. Между тем, в отношении информации важно не то, в какой форме она существует, а то, какова ценность сведений, которые она содержит. Следует отметить, что законодательство других стран не связывает предоставление правовой охраны сведениям, составляющим коммерческую тайну, с их фиксацией на каких-либо материальных носителях.9