Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 16:41, курсовая работа
Целью исследования является разработка научно обоснованных положений, выводов и рекомендаций, направленных на изучение механизма правового регулирования коммерческой тайны, принципов и методов организационного, правового и научно-методического обеспечения деятельности по охране конфиденциальности информации, обращаемой в частных коммерческих организациях, определения роли коммерческой тайны в торговом обороте.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы правовой природы коммерческой тайны...5
1.1. История развития российского законодательства о коммерческой тайне…5
1.2. Понятие и правовая природа коммерческой тайны………………………..8
Глава 2.Способы обеспечения коммерческой тайны……………………….14
2.1. Способы защиты от незаконного использования коммерческой тайны …14
2.2. Международный опыт защиты коммерческой тайны ………………………19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемых источников и литературы……………………………27
2.2. Международный опыт защиты коммерческой тайны
В литературе и на практике встречаются различные термины, применяемые в этой области, в частности, такие как, производственная тайна, деловая, конфиденциальная информация (далее - КИ), промышленная тайна (далее - ПТ), торговый секрет (далее - ТС), секрет фирмы, «ноу-хау» (далее - НХ) и др. Обозначают они не что иное, как секреты хозяйствующего субъекта в смысле известного определения КТ (п.12 ст.1225 ГК РФ). Подобное разнообразное употребляемой терминологии объясняется, как правило, отсутствием в законодательстве ведущих государств специальных актоы, регулирующих защиту информации, составляющей КТ.15
В Австралии законом предусматривается уголовно-правовая и гражданско-правовая ответственность лиц, виновных в разглашении коммерческой тайны или производственных секретов, включая неправомерное использование документов, полученных от партнеров в доверительном порядке.
В Австрии закрытой считается информация, отвечающая определенным критериям: охрана при помощи специальных мер; наличие особых условий хранения; ограничение круга лиц, имеющих право доступа к данной информации; наличие защиты от свободного хождения внутри предприятия; особый коммерческий интерес предприятия в сохранении тайны; установление ответственности непосредственных носителей коммерческой тайны - служащих предприятия (фирмы).
В Великобритании отношения конфиденциальности строятся на основе отраженных в договоре обязательств отношений работодателя с его работниками. Соглашения об условиях конфиденциальности могут предшествовать заключению договоров между партнерами, являться их составной частью, а также действовать после их прекращения. Иными словами, подобные вопросы регулируются нормами договорного права, деликтного права, судебными прецендентами и отдельными нормативными актами.
В Египте нормативное регулирование
защиты коммерческой тайны посредством
специального законодательного акта не
осуществляется. В каждой организации
функционирует своя система защиты
коммерческой информации. Здесь к
нормам законодательства, обеспечивающим
благоприятные условия для
В Италии большое внимание уделяется
регулированию отношений
Соединенные Штаты Америки (США) имеют
наиболее совершенное законодательство
в области защиты информации. Еще
в 1979 г. здесь был принят и действует
Федеральный Единообразный
В Германии под коммерческой тайной понимают информацию, обладающую следующим набором обязательных признаков:
1) доступностью данной
2) наличием у владельца тайны
оправданного экономического
3) волей владельца к сохранению информации в тайне от непосвященных лиц.
К коммерческой и производственной тайнам здесь отнесены коммерческие замыслы, коммерческие цели фирмы, расчеты цен, компьютерные программы, картотеки клиентов и т.д.18
При этом ответственным за разглашение
коммерческой или производственной
тайны считается любой
Защита коммерческой и производственной тайн в Германии предусмотрена и в отношениях между фирмой и судебным органом при ведении судебного процесса. В частности, ГПК Германии предусматривает гарантии защиты секретов во время судебного разбирательства. При этом участник процесса имеет право отказаться от дачи показаний.
Для французского законодательства характерно
определение должностных лиц, имеющих
право доступа к тайне
Предусматривается ответственность
за разглашение профессиональной тайны
для лиц (адвокаты, врачи, нотариусы,
государственные и
По законодательству Финляндии
в случае разглашения или передачи
конкуренту либо третьим лицам коммерческих
секретов могут применяться
В Швейцарии законодательные
Однако в Японии нет ни законов,
ни каких-либо других нормативных актов,
предусматривающих
Помимо изложенного, необходимо подчеркнуть, что во многих странах разглашение коммерческой тайны является основанием для увольнения работника, как утратившего доверие предпринимателя.
Заключение
Задача укрепления правовой базы регулирования коммерческой тайны допускает использование различных решений. Вместе с тем отнесение института коммерческой тайны к системе исключительных прав не вполне обоснованно. Большинство ученых (И.Л. Бачило, Э.П. Гаврилов, И.А. Зенин, В.Н. Лопатин, А.П. Сергеев) и т.д. считают, что институты гражданского права, опосредующие интеллектуальную собственность и ее результаты, закрепляют право на легальную монополию совершения различных действий по использованию и распоряжению результатами творчества, тогда как институт коммерческой тайны, наоборот, закрепляет право на коммерческую тайну только при выполнении обладателем определенных условий неизвестности и охраноспособности такой информации, т.е. установлении фактической монополии. В противном случае лицо лишено возможности доказывать свое право на коммерческую тайну.
Обращение коммерчески значимой информации имеет определенные особенности. Предметом регулирования коммерческой тайны являются многообразные отношения по поводу ее производства (получения), использования, хранения и передачи с соблюдением условия конфиденциальности. Часто регулирование этих отношений выходит за рамки гражданско-правовых. В этих случаях используются иные правовые средства установления и обеспечения режима коммерческой тайны.
Цель выделения сферы обращения коммерческой тайны как самостоятельной области правового регулирования состоит в том, чтобы упорядочить законодательное, корпоративное и договорное регулирование в этой сфере на основе изучения правовой практики, для устранения имеющихся пробелов и согласовать применение правовых средств, с тем чтобы их использование соответствовало решению хозяйственных задач.
Институт коммерческой тайны выполняет важные функции в экономическом обороте: легализует право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на коммерческую тайну; устанавливает правовой режим обращения тайны; позволяет на законном основании использовать такую информацию; защищает права на коммерческую тайну с использованием норм гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей права.
Решение проблем организационно-правового обеспечения деятельности по охране конфиденциальности информации требует создания развитой теоретической базы регулирования обращения коммерческой тайны, которая сегодня фактически отсутствует.
По мере накопления организациями опыта в сфере обращения коммерческой информации встает вопрос о правовой базе использования гражданско-правовых и иных средств, установления правового режима коммерческой тайны и его организационного, правового и методического обеспечения, имеющих ярко выраженную специфику по сравнению с иными объектами гражданских прав.
Список использованных источников и литературы
1.Нормативно-правовые акты
2.Научная и учебная литература