Конституция как основной закон государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:03, реферат

Краткое описание

Роль Конституции в жизни страны и общества трудно переоценить. В Конституции и путем ее применения в жизнь российское общество реализует в практическую жизнь концепцию государственности России как основополагающего способа организации общества.
Конституция в соответствии с отведенной ролью в жизни страны представляет собой юридический акт со всеми присущими Основному закону чертами и свойствами.

Содержание

Введение………………………………………………………………...………..3
1. Понятие и сущность Конституции………………………………….……….4
2. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ…………...….6
3. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ…………..10
Заключение………………………………………………………………..…….15
Библиографический список……………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

РефеРАТ по праву.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

5. Стабильность  Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

Конституцию отличает особый усложненный порядок ее пересмотра и внесения поправок.

 

3. Порядок  пересмотра и внесения поправок  в Конституцию РФ

 

Конституция - акт  долговременного действия. Ее важнейшим  свойством является стабильность. Юридической  гарантией стабильности российской Конституции служит особый (жесткий) порядок ее пересмотра и принятия конституционных поправок, предусмотренный  главой 9 Конституции РФ.

Во-первых, в  ст.134 содержится исчерпывающий перечень субъектов, которые могут инициировать конституционные поправки и пересмотр  Конституции, к ним относятся:

- Президент  Российской Федерации;

- Совет Федерации;

- Государственная  Дума;

- Правительство Российской Федерации;

- законодательные  (представительные) органы субъектов  Российской Федерации;

- группа численностью  не менее 1/5 членов Совета Федерации  или депутатов Государственной  Думы.

Инициирование пересмотра Конституции и внесения в нее поправок оформляется в виде соответствующего акта, принятого с соблюдением установленных процедур. Таким образом, круг субъектов, наделенных правом выступать с инициативой внесения изменений в действующую Конституцию или принятия новой Конституции, предусмотренный ст. 134 Конституции РФ, не совпадает (ограничен) с кругом субъектов права законодательной инициативы, предусмотренным ст. 104 Конституции РФ.

В Конституции  РФ установлено три различных  подхода к решению вопроса  об изменении ее текста.

- Поправки к главам 1, 2, 9. Положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не подлежат изменению в рамках действующей Конституции, поскольку первые две главы закрепляют основополагающие общечеловеческие ценности, присущие демократическому правовому государству, а глава девятая определяет стабильность Конституции. Поэтому пересмотр этих глав возможен только путем принятия нового Основного Закона. Согласно ст.135 Конституции:

«..3.Конституционное  Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает  проект новой Конституции РФ, который  принимается Конституционным Собранием  двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится  на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.»9

- Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ (ст.136 Конституции). Данные поправки принимаются в форме особого правового акта – Закона РФ о поправке к Конституции РФ. Закон о конституционной поправке имеет особый статус и отличается как от федерального конституционного, так и от федерального закона. Порядок принятия Закона РФ о поправке к Конституции установлен Федеральным законом от 04.03.1998. №33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Он детально урегулировал вопросы, касающиеся порядка и условий внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.

Под поправкой  к Конституции РФ в Федеральном  законе понимается любое изменение  текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ.

Одним законом  могут быть отражены взаимосвязанные  изменения конституционного текста. Закон получает наименование, отражающее суть принятой поправки. Такой закон  принимается Федеральным Собранием  с соблюдением той же процедуры, что и федеральный конституционный закон, на него также не распространяется право президентского «вето». Отличием в порядке принятия закона о конституционной поправке является то, что круг субъектов, инициирующих принятие данного закона, определен в ст.134 Конституции и не совпадает с кругом субъектов законодательной инициативы, установленным в ст. 104 Конституции. Кроме того, дополнительным условием вступления в силу Закона о поправке к Конституции является одобрение его органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

- Изменения  в текст статьи 65 Конституции.

Согласно ст.137 Конституции:  «1.Изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

2.В случае  изменения наименования республики, края, области, города федерального  значения, автономной области, автономного  округа новое наименование субъекта  Российской Федерации подлежит  включению в ст. 65 Конституции РФ.» 10

Термин «изменения» (а не «поправки») применяется в  Конституции только в отношении  изменения текста статьи 65.

Кроме случая переименования субъекта, обязательным условием принятия таких изменений является принятие федерального конституционного закона. Процедура принятия в состав РФ, образования в составе РФ нового субъекта установлено в ФКЗ от 12.12.2001 №6-ФКЗ (ред. От 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ». Согласно этому закону, в качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть по взаимному согласию России и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором.

Образование в  составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения нескольких граничащих между собой субъектов РФ, что может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территории которых образуется новый субъект.

Что касается изменения  конституционно-правового статуса  субъекта РФ, то федеральный конституционный  закон об этой процедуре до сих  пор не принят.

Переименование  субъекта РФ осуществляется в упрощенном порядке, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ». Решение субъекта Федерации об изменении своего наименования включается в ст. 65 Конституции РФ Указом Президента РФ.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- поправки к главам 1, 2, 9 не подлежат изменению в рамках действующей Конституции;

- поправки к  главам с третью по восьмую  принимаются в особом порядке, указанном в Федеральном Законе;

- изменения  в статью 65, касающиеся наименования  субъекта Федерации, подлежат  включению в текст статьи в  упрощенном порядке – после  Указа Президента РФ; при образовании  в составе РФ нового субъекта  или изменении его статуса изменения в текст статьи вносятся на основании принятого федерального конституционного закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог, можно сказать, что Конституция организует и упорядочивает жизнь страны и определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. Основной Закон устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни.

Как Основной Закон государства и общества, Конституция имеет свои отличительные, только ей присущие черты и юридические свойства. Устанавливая и законодательно закрепляя основные, образующие понятия отношений государства и личности, она принята народом на всероссийском референдуме и поэтому является наиболее легитимным правовым актом государства и сферу его воздействия отличает всеохватывающий характер.

Говоря об отличительных  юридических свойствах Конституции, прежде всего отмечаем принцип верховенства конституционных установлений над всеми правовыми актами государства, в том числе и над конституциями, принимаемыми субъектами федерации – национальными республиками. Все законы и нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции и не противоречить ей, в этом проявляется ее высшая юридическая сила. Конституция нуждается в особой охране, важную роль в этом играют Президент – как гарант соблюдения положений Основного Закона и Конституционный Суд.

Несмотря на более чем девятнадцатилетний срок с принятия Конституции России, существуют пробелы в законодательстве, связанные с отсутствием необходимых для реализации некоторых конституциональных положений правовых актов, в том числе и Федеральных конституциональных законов. Следует не забывать и о том, что меняющийся мир внутри страны и за ее пределами постоянно подкидывает «вводные», реагировать на которые необходимо и путем конституционного развития правовой системы, при этом не следует отходить от общепризнанных демократических принципов.

 

Библиографический список

 

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо. – 2010 г. – 32 с.
  2. Федеральный конституционный закон от 12.12.2001 №6-ФКЗ (ред. От 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Федеральный закон РФ от 15.07.1995 г. №101-ФЗ (ред. От 01.12.2007)«О международных договорах Российской Федерации» // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
  4. Федеральный закон РФ от 04.03.1998 №33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
  5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // Информационно-правовая система «Консуль-тант Плюс».
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. №8 (ред. 06.02.2007г) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»
  7. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - В 2 т. - М.: Юристъ, 2005
  8. Авакьян С.А. Конституционное Собрание Российской Федерации: концепция и проект Федерального конституционного закона // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. - 2005. - № 2.- С. 48-91.
  9. Баренбойм П.Д. Преамбула российской Конституции и ее влияние на отношения России со странами СНГ и Европы // Законодательство и экономика. - 2006. - № 7.- С. 7-9.
  10. Безруков А.В. Конституция, Основной закон и международный договор: правовая природа и соотношение// Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 7.- С. 9-11
  11. Головистикова А.Н. Конституционное право России в вопросах и ответах: учебное пособие / А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына. - М.: Эксмо, 2005. - 512 с.
  12. Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право / Р.В.Енгибарян - М. : Юристъ,2005. - 429 с
  13. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М. : Проспект, 2003. - 585 с.
  14. Конституционное право. Энциклопедический словарь. // Ответ. редактор С.А. Авакьян. – М.: Изд. Норма. 2000. - 1210с.
  15. Макушин А.А. Сущность конституции // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 6.- С. 2-4.
  16. Эбзеев Б.С. Конституция Российской Федерации: прямое действие и условия реализации // Государство и право. - 2008. - № 7. - С. 5-15.
  17. Яценко В.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие // В.В.Яценко - Курск, КГТУ, 2009. – 214 с.

 

1 Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответ. редактор С.А. Авакьян. – М.: Изд. Норма. 2000. С. 313.

2 Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. В.В.Яценко – Курск, КГТУ, 2009. с.21

3 Сравнительное конституционное право. Енгибарян Р.В. - М., Юристъ, 2005 .-  с.63

4 Конституционное право России. Учебник. Козлова, Кутафин – М.,Проспект, 2003. – с.64

5 Конституция Российской Федерации – М:Эксмо, 2010. с.3

6 Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. В.В.Яценко – Курск, КГТУ, 2009. - с.24

7 Конституция Российской Федерации – М:Эксмо, 2010. с.29

8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 №8 – Справочно-информационная система «Консультант Плюс».

9 Конституция Российской Федерации – М:Эксмо, 2010. с.27

10 Конституция Российской Федерации – М:Эксмо, 2010. с.28

 


Информация о работе Конституция как основной закон государства