Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:03, реферат
Роль Конституции в жизни страны и общества трудно переоценить. В Конституции и путем ее применения в жизнь российское общество реализует в практическую жизнь концепцию государственности России как основополагающего способа организации общества.
Конституция в соответствии с отведенной ролью в жизни страны представляет собой юридический акт со всеми присущими Основному закону чертами и свойствами.
Введение………………………………………………………………...………..3
1. Понятие и сущность Конституции………………………………….……….4
2. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ…………...….6
3. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ…………..10
Заключение………………………………………………………………..…….15
Библиографический список……………………………………………………16
5. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.
Конституцию отличает особый усложненный порядок ее пересмотра и внесения поправок.
3. Порядок
пересмотра и внесения
Конституция - акт долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность. Юридической гарантией стабильности российской Конституции служит особый (жесткий) порядок ее пересмотра и принятия конституционных поправок, предусмотренный главой 9 Конституции РФ.
Во-первых, в ст.134 содержится исчерпывающий перечень субъектов, которые могут инициировать конституционные поправки и пересмотр Конституции, к ним относятся:
- Президент Российской Федерации;
- Совет Федерации;
- Государственная Дума;
- Правительство Российской Федерации;
- законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
- группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Инициирование пересмотра Конституции и внесения в нее поправок оформляется в виде соответствующего акта, принятого с соблюдением установленных процедур. Таким образом, круг субъектов, наделенных правом выступать с инициативой внесения изменений в действующую Конституцию или принятия новой Конституции, предусмотренный ст. 134 Конституции РФ, не совпадает (ограничен) с кругом субъектов права законодательной инициативы, предусмотренным ст. 104 Конституции РФ.
В Конституции РФ установлено три различных подхода к решению вопроса об изменении ее текста.
- Поправки к главам 1, 2, 9. Положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не подлежат изменению в рамках действующей Конституции, поскольку первые две главы закрепляют основополагающие общечеловеческие ценности, присущие демократическому правовому государству, а глава девятая определяет стабильность Конституции. Поэтому пересмотр этих глав возможен только путем принятия нового Основного Закона. Согласно ст.135 Конституции:
«..3.Конституционное
Собрание либо подтверждает неизменность
Конституции РФ, либо разрабатывает
проект новой Конституции РФ, который
принимается Конституционным
- Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ (ст.136 Конституции). Данные поправки принимаются в форме особого правового акта – Закона РФ о поправке к Конституции РФ. Закон о конституционной поправке имеет особый статус и отличается как от федерального конституционного, так и от федерального закона. Порядок принятия Закона РФ о поправке к Конституции установлен Федеральным законом от 04.03.1998. №33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Он детально урегулировал вопросы, касающиеся порядка и условий внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.
Под поправкой к Конституции РФ в Федеральном законе понимается любое изменение текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ.
Одним законом
могут быть отражены взаимосвязанные
изменения конституционного текста.
Закон получает наименование, отражающее
суть принятой поправки. Такой закон
принимается Федеральным
- Изменения в текст статьи 65 Конституции.
Согласно ст.137 Конституции: «1.Изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.
2.В случае
изменения наименования
Термин «изменения» (а не «поправки») применяется в Конституции только в отношении изменения текста статьи 65.
Кроме случая переименования субъекта, обязательным условием принятия таких изменений является принятие федерального конституционного закона. Процедура принятия в состав РФ, образования в составе РФ нового субъекта установлено в ФКЗ от 12.12.2001 №6-ФКЗ (ред. От 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ». Согласно этому закону, в качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть по взаимному согласию России и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором.
Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения нескольких граничащих между собой субъектов РФ, что может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территории которых образуется новый субъект.
Что касается изменения
конституционно-правового
Переименование субъекта РФ осуществляется в упрощенном порядке, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ». Решение субъекта Федерации об изменении своего наименования включается в ст. 65 Конституции РФ Указом Президента РФ.
Из вышесказанного
можно сделать следующие выводы
- поправки к главам 1, 2, 9 не подлежат изменению в рамках действующей Конституции;
- поправки к главам с третью по восьмую принимаются в особом порядке, указанном в Федеральном Законе;
- изменения в статью 65, касающиеся наименования субъекта Федерации, подлежат включению в текст статьи в упрощенном порядке – после Указа Президента РФ; при образовании в составе РФ нового субъекта или изменении его статуса изменения в текст статьи вносятся на основании принятого федерального конституционного закона.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что Конституция организует и упорядочивает жизнь страны и определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. Основной Закон устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни.
Как Основной Закон государства и общества, Конституция имеет свои отличительные, только ей присущие черты и юридические свойства. Устанавливая и законодательно закрепляя основные, образующие понятия отношений государства и личности, она принята народом на всероссийском референдуме и поэтому является наиболее легитимным правовым актом государства и сферу его воздействия отличает всеохватывающий характер.
Говоря об отличительных
юридических свойствах
Несмотря на более чем девятнадцатилетний срок с принятия Конституции России, существуют пробелы в законодательстве, связанные с отсутствием необходимых для реализации некоторых конституциональных положений правовых актов, в том числе и Федеральных конституциональных законов. Следует не забывать и о том, что меняющийся мир внутри страны и за ее пределами постоянно подкидывает «вводные», реагировать на которые необходимо и путем конституционного развития правовой системы, при этом не следует отходить от общепризнанных демократических принципов.
Библиографический список
1 Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответ. редактор С.А. Авакьян. – М.: Изд. Норма. 2000. С. 313.
2 Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. В.В.Яценко – Курск, КГТУ, 2009. с.21
3 Сравнительное конституционное право. Енгибарян Р.В. - М., Юристъ, 2005 .- с.63
4 Конституционное право России. Учебник. Козлова, Кутафин – М.,Проспект, 2003. – с.64
5 Конституция Российской Федерации – М:Эксмо, 2010. с.3
6 Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. В.В.Яценко – Курск, КГТУ, 2009. - с.24
7 Конституция Российской Федерации – М:Эксмо, 2010. с.29
8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 №8 – Справочно-информационная система «Консультант Плюс».
9 Конституция Российской Федерации – М:Эксмо, 2010. с.27
10 Конституция Российской Федерации – М:Эксмо, 2010. с.28
Информация о работе Конституция как основной закон государства