Концепция прав человека и её отражение в Конституции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:52, контрольная работа

Краткое описание

Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория. В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений.

Содержание

Введение
Понятие основ правового статуса личности
Концепция прав человека и её отражение в Конституции
Правовой статус Правительства РФ
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 35.10 Кб (Скачать файл)

Юридическое выражение проблемы прав человека имеет  в своей основе вопрос о характере  распределения социальных возможностей и обязанностей между людьми в  пределах конкретных общественных отношений, социальной реальности. Конкретизируется он в понимании соотношения социальной действительности и ее правового  выражения применительно к статусу  личности. В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода  к природе и сущности прав человека. Согласно первому права человека и гражданина — это его естественные прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т. е. неотчуждаемые, а с другой — связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле есть «мера всех вещей», т. к. он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем.

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Правовой статус правительства

      Правовой статус Правительства  Российской Федерации определен  гл. 6 Конституцией РФ и Федеральным  конституционным законом «О Правительстве  Российской Федерации».2

В соответствии с ч.2 ст.110 Конституции РФ в состав Правительства входят: Председатель, заместители Председателя и федеральные  министры. Кандидатуры на должности  заместителей Председателя и федеральных  министров предлагаются Президенту РФ Председателем Правительства.3

Структура Правительства Российской Федерации  на протяжении времени со дня принятия новой Конституции постоянно  претерпевала изменения. Первые изменения  в правительстве были санкционированы  Указом Президента России от 23 декабря 1993 г. «О преобразовании и реорганизации  Совета Министров – Правительства  Российской Федерации». Из Правительства  были выведены главы исполнительной власти субъектов Федерации, что  позволило исключить их одновременной  пребывание в структурах и исполнительной, и законодательной власти. Был  и другой аспект этих изменений –  исключалась прямая зависимость  региональных органов исполнительной власти от федерального центра.

В период 2004-2008 гг. структура с состав Правительства  Российской Федерации неоднократно менялись. В канун административной реформы в Правительство Российской Федерации входили 30 человек, не считая председателя. Заместителей председателя было шесть, из них только двое возглавляли  министерства: финансов и сельского  хозяйства.

В результате административных преобразований, проведенных  весной 2004 г., состав правительства  сократился. Предусматривался только один вице-премьер. В числе 15 федеральных  министров один был без портфеля – это руководитель Аппарата Правительства  Российской Федерации. В мае 2004 г. в  связи с изменениями в структуре  федеральных органов исполнительной власти и созданием вместо одного Министерства транспорта и связи двух – Министерства транспорта и Министерства информационных технологий и связи – в состав правительства был включен еще один федеральный министр. Образование в сентябре 2004 г. Министерства регионального развития, в свою очередь, пополнило его новым членом. Очередные изменения последовали в ноябре 2005 г.: была учреждена должность первого вице-премьера, до ранга вице-премьера повысили министра обороны. Таким образом, принимая во внимание прежнего вице-премьера, у главы правительства стало три заместителя.

В 2008 году структура правительства снова  была реорганизована, образовались новые  министерства, увеличено число заместителей Председателя Правительства Российской Федерации.

Правовой  статус Правительства в главных  чертах определяется Конституцией РФ, ее гл. 6 Правительство Российской Федерации (ст. 110- 117) и рядом норм других глав. Специальным актом является Федеральный  конституционный закон от 17 декабря 1997 г. О Правительстве Российской Федерации (в ред. 2005 г.). Причем в  тексте Конституции (ч. 2 ст. 114) говорится, что федеральным конституционным  законом определяется порядок деятельности Правительства, но Закон 1997 г. по предмету регулирования гораздо шире - его  нормы отражают административно-правовой статус, положение в государственном  механизме, полномочия и порядок  деятельности Правительства.

Как уже указывалось, в ч. 1 ст. 110 Конституции  РФ говорится, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Закон 1997 г. (ст. 1) полнее определяется статус Правительства. Наименование данной статьи гласит, что Правительство - высший исполнительный орган государственной  власти Российской Федерации. Следовательно, в иерархии органов исполнительной власти Российской Федерации Правительство  занимает первое место. Более того, в ст. 1 Закона определено, что Правительство  Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. А это означает: когда по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов включаются в единую систему, главным ее звеном также является Правительство.

По  официальной конституционно-правовой позиции Правительство - орган, организующий исполнение Конституции, законов Российской Федерации, международных договоров  и указов Президента. Это вытекает из Конституции РФ и закреплено в  ст. 4 Закона 1997 г.: Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров  Российской Федерации, осуществляет систематический  контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

В реальности Правительство, конечно же, участвует  в руководстве государством и  осуществлении всей государственной  политики (тем более, что членами  Правительства являются министры иностранных  дел, обороны, внутренних дел и т.д.). По нормам Конституции и Закона о  Правительстве оно занимается всеми  проблемами внутренней и внешней  политики, обороноспособности и безопасности государства. Но так сложилось на практике, что в первую очередь  Правительство ведает вопросами  народного хозяйства страны, социально-культурного  строительства. Однако в большей  мере соответствующие вопросы находятся  в центре внимания Президента, а  усилия Правительства концентрируются  Президентом на экономической, социальной, культурно-просветительской сферах.

Выполняя  свои функции, Правительство заинтересовано в наличии хорошей нормативной  правовой базы. В этом плане задачей  Правительства можно считать  подготовку и обеспечение прохождения  в парламенте необходимых законов  РФ, подготовку нормативных актов  Президента, а также принятие в  целях регулирования общественных отношений собственных нормативных  актов в развитие Конституции  РФ, федеральных законов и актов  Президента.

С учетом сказанного можно выделить следующие  главные задачи, которые реализует  Правительство:

участие в руководстве государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством в стране;

организация и контроль исполнения Конституции  РФ, законов Российской Федерации, международных  договоров Российской Федерации  и указов Президента органами исполнительной власти;

руководство и организация деятельности органов  исполнительной власти в РФ;

участие в правотворческом процессе посредством  подготовки проектов нормативных актов, передаваемых парламенту и Президенту РФ или принимаемых самим Правительством РФ.

Определяя место Правительства в системе  органов государственной власти государства, следует иметь в  виду такие моменты.

Прежде  всего, Правительство является и  по Конституции, и в реальности Правительством Президента РФ. При введении поста  Президента в 1991 г. в Конституции  РФ было прямо сказано, что Президент  руководит Правительством РФ. В Конституции 1993 г. слов о руководстве нет. Но и  юридически, и фактически у Президента есть все возможности для руководства  Правительством.

Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства и Президиума Правительства. Президент определяет основные направления  внутренней и внешней политики страны, а Правительство участвует в  ее реализации. Перед каждым новым  Президентом прежнее Правительство  слагает полномочия, а Президент  фактически начинает свою деятельность с подбора кандидатуры Председателя и формирования состава Правительства. Он может в любое время отправить  Правительство в �

 

Заключение

 

Конституционные принципы правового  статуса личности - закрепленные в Конституции основополагающие требования, в соответствии с которыми должна формироваться система основных прав и свобод человека и гражданина. К числу таких принципов относятся: неотчуждаемый и естественный характер основных прав и свобод; принцип соответствия прав и свобод личности международно-правовым стандартам; принцип непосредственного действия прав и свобод; принцип равноправия; принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина; принцип единства (взаимосвязи) прав и обязанностей.

Закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции РФ представляются нам самой важной ее функцией, степень  реализации которой затрагивает  каждого жителя Российской Федерации. Не получив четкого представления  о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать  себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.

 

Список  используемой литературы:

 

  1. Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. – М., Изд-во ИНФРА-М, 1996 г. – 512 стр.
  2. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
  3. Давыдов Ю.Г., Правоведение в вопросах и ответах. – М., Изд-во Проспект, 2005 г. – 248 стр.
  4. Козлов А.Е., Конституционное право. – М., Изд-во БЕК, 1996 г. – 464 стр.
  5. Козлова Е.И., Конституционное право России. – М., Изд-во Юристъ, 2001 г. -520 стр.

 

1 Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР.  М., 1985. С. 7-23; Матузов Н.И. Право и личность. Н-Новгород. 1993. С223-225.

2 Конституция Российской Федерации ст. 110-117 // РГ. 1993.25 дек.;

ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 1 июня 2005 г.) «О Правительстве Российской Федерации» ст. 1,2 // СЗ РФ.1997 № 51. Ст. 5712.

3 Конституция Российской Федерации ст. 111 // РГ. 1993.25 дек.

 


Информация о работе Концепция прав человека и её отражение в Конституции