Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:55, курсовая работа
цель данного исследования - проанализировать правовое регулирование договора перевозки пассажира и багажа железнодорожным транспортом, а так же рассмотреть структуру и сущность данного договора. Поставленная цель достигается с помощью следующих задач.
Исследовать особенности правового регулирования отдельных видов договоров перевозки пассажира и багажа;
Рассмотреть основные доктринальные положения, касающиеся
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Правовое регулирование перевозок …………….………...………...…5
1.1 Понятие и виды транспортных обязательств…………..………………..5
1.2 Договоры перевозки пассажира и багажа……………………...………...6
1.3 Ответственность по договору перевозки пассажира…...……………...11
Глава 2. Общие положения о перевозках пассажиров и багажа……………...14
2.1 Права и обязанности перевозчика……………...……………………….17
2.2 Права и обязанности пассажира……………………..……………….....19
Глава 3. Ответственность сторон……………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………...…..30
Список литературы……………………………………………………………....32
Договор перевозки пассажира и багажа является наиболее распространенным и важным видом среди договоров, так как транспорт играет основную роль в жизнедеятельности государства. Он не создает новых материальных ценностей, а его продукцией является упорядоченная деятельность по территориальному перемещению грузов или людей. Термин «перевозка» используется как в транспортном, так и в правовом контексте. В первом случае перевозка - это техническое и технологическое действие по перемещению в пространстве пассажира (либо груза) с использованием транспортного средства. Во втором случае перевозка - это особые договорные отношения, регулируемые гражданским законодательством. Перевозки пассажиров можно разделить на три типа:
Итак, цель данного исследования - проанализировать правовое регулирование договора перевозки пассажира и багажа железнодорожным транспортом, а так же рассмотреть структуру и сущность данного договора. Поставленная цель достигается с помощью следующих задач.
ответственности перевозчика в транспортных обязательствах
Транспорт является связующим звеном экономики России, которое охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена, железнодорожные перевозки пассажиров и багажа остаются самыми доходными для государства и самыми популярными у граждан нашей страны. По сравнению с другими видами транспорта эти перевозки сравнительно недороги и менее опасны, чем скажем перевозки воздушным транспортом.
Мало наверно кто из пассажиров знает, что простой проезд его на поезде от одного места к другому регламентируется целым комплексом правовых актов. Фактически, покупая билет, гражданин вступает в правоотношение с транспортной организацией, в котором обе стороны наделены определенными правами и обязанностями.
Объектом транспортного права являются общественные отношения между транспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса. При осуществлении деятельности, связанной с перевозочным процессом, юридические лица должны руководствоваться различными Положениями, в том числе иметь и лицензии на определенный вид перевозки (по закону).1
Транспортная деятельность развивается (в основном) под воздействием гражданского права.
Транспортные перевозки регулируются не только гражданским правом, но и специальным законодательством. Управление перевозочным процессом производится в основном централизованно.
Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует основные положения по перевозкам:
Рисунок 1
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа (ст. 786 ГК, ст. 90 УЖД, ст. 103 ВК).2
Аналогичное в основном понятие этого договора содержится в ст. 75 УАТ, ст. 177 КТМ, где учтена специфика отдельных видов транспорта. Так, например, в КТМ дается расшифровка термина «перевозка» ( ст.182 ). Она включает время нахождения пассажира на судне, время посадки на судно и высадки, а также время доставки пассажира водным путем с берега на судно и обратно, если плата за доставку включена в стоимость билета либо судно, используемое для доставки, было предоставлено перевозчиком. На железнодорожном транспорте перевозка пассажира может сопровождаться перевозкой не только его багажа но и грузобагажа ( груза, иных материальных ценностей, перевозимых в пассажирских и почтово-багажных поездах). Следовательно, при перевозке пассажира и его багажа, а так же грузобагажа пассажир выступает и в качестве грузоотправителя (ст.90 ТУЖД). Что же касается речного транспорта, то в УВВТ не дается понятия договора, но права и обязанности сторон определенны в ст. 104-106 УВВТ.
Включение в единое понятие договора перевозки как пассажира, так и его багажа не дает оснований для вывода о правовом единстве этих двух договоров. Тем более что признаки их различны: договор перевозки пассажира - консенсуальный, а договор перевозки багажа - реальный. Письменное оформление этих договоров также различно: заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажиром багажа - багажными квитанциями соответственно. Примерно аналогичный порядок оформления перевозок пассажиров и их багажа действует на воздушном транспорте (ст. 105 ВК). Права и обязанности сторон по договору перевозки пассажира достаточно подробно регламентированы законодательством. Установлены основания для одностороннего расторжения договора по инициативе, как перевозчика, так и пассажира (ст. 107 и 108 ВК).
Любой из перечисленных выше договоров перевозки по которым на стороне перевозчика выступает коммерческая организация, которая обязана осуществлять перевозки по обращению любого лица, признаются договором перевозки транспортом общего пользования ( п.1 ст.789 ГК). 3
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должен публиковаться в установленном порядке4, а сам договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (п.2 ст.789 ГК).5
Следует отметить также, что ГК РФ рассматривает договор перевозки пассажиров и договор перевозки багажа в качестве двух самостоятельных договоров. Среди российских цивилистов в связи с таких разграничением существует несколько точек зрения. Так, Садиков О.Н, считает, что договор перевозки пассажиров является самостоятельным видом гражданско-правового договора, и «при сдаче пассажиром к перевозке багажа (принадлежащие лично пассажиру вещи) содержание договора пассажирской перевозки дополняется условиями перевозки багажа».6
В свою очередь Ушаков С.С. считает, что договор перевозки пассажиров и багажа является отдельным, самостоятельным видом гражданско-правового договора, содержащим условие как о перевозке пассажира, так и его багажа.7
Блатнов М.Д. высказывает мнение относительно того, что договор перевозки пассажира и договор перевозки багажа - два самостоятельных договора, которые не зависят друг от друга. Обосновывает он свое мнение различием в моменте заключения договоров, в документарном оформлении договоров, в правах и обязанностях сторон и их ответственности по указанным договорам.8
На наш взгляд, мнение Блатнова М.Д. является правильным и заслуживает более детального изучения как с теоретической, так и с практической точки зрения, что, правда, может сказаться на состоянии современного транспортного законодательства. Однако, действительно, договор перевозки пассажира считается заключенным с момента приобретения пассажиром билета, а договор перевозки багажа - с момента сдачи багажа транспортной организации. Документом, подтверждающим заключение договора перевозки пассажира, является билет, а по договору перевозки багажа - багажная квитанция. Претензии к перевозчику по договору перевозки пассажира может предъявить как пассажир, а в случае смерти последнего - его родственники. В то время как претензии к перевозчику по поводу утраты багажа имеет право предъявлять только пассажир.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Перевозчик имеет право удерживать переданный ему для перевозки багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства. Если в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, то понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Перевозчик обязан доставить пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке пассажира и багажа стороны несут ответственность в соответствии с нормами ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. При этом соглашения транспортных организаций с пассажирами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках предусмотрена транспортными уставами и кодексами. В соответствии со ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях ) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имеет место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату. Согласно ст. 796 ГК РФ предусмотрена ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа и за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза. Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. В данном случае речь идет об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, поскольку деятельность перевозчика связана с эксплуатацией транспортных средств. Возмещается имущественный и моральный вред потерпевшим. Специфический характер имеет договор перевозки пассажира - военнослужащего или сотрудника ОВД и членов их семьи, а также их багажа. Это - перевозка в кредит. Осуществляются данные перевозки, в частности, в соответствии с Инструкцией о порядке оформления, выдачи воинских перевозочных документов и оплаты воинских перевозок в системе МВД СССР N 100 от 10 мая 1988 г. (с последующими изменениями и дополнениями).9
Определяется ГК ( 795)10 и соответствующими транспортными уставами и кодексами, которые достаточно полно регламентируют ответственность сторон и по договору перевозки багажа (ст. 118-120 ВК, ст.126 и 127 ТУЖД, ст.186 КТМ, ст. 210 УВВТ, ст. 138 УАТ). Что же касается ответственности за перевозку самого пассажира. За причинение вреда его жизни или здоровью, то такая ответственность определяется в соответствии с правилами гл. 59 ГК, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика (ст.117ВК). Повышение пределов ответственности воздушного перевозчика, но не пассажира, допускается при достижении соглашения по этому поводу между перевозчиком и пассажиром ( ст. 123 ВК). Кстати, новый ГК (ст.793) не исключает возможность принятия таких соглашений. Однако трудно представить ситуацию, когда перевозчик соглашается принять на себя более высокую ответственность. Вероятно, это возможно лишь при достаточно сильной конкуренции на рынке транспортных услуг.