СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Основные этапы развития
отечественной медико-социальной экспертизы…………………………………………………..……..………….......5
1.1. Медико-социальная экспертиза: понятие,
значение и нормативно-правовое регулирование……………………………………………………….....8
1.2. Организация и проведение медико-социальной
экспертизы……………11
Глава 2. Общая характеристика инвалидности…………………………..16
2.1. Понятие инвалидности. Критерии установления
группы инвалидности.16
2.2. Права и льготы инвалида……………………………………..…….………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….…………………………………….……...25
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………..……..…26
ВВЕДЕНИЕ
На современном
этапе развития общества проведение комплекса
мер по социальной интеграции инвалидов
в общество является одним из приоритетных
направлений социальной политики государства.
Актуальность проблемы определяется наличием
в социальной структуре общества значительного
количества лиц, имеющих признаки ограничения
жизнедеятельности и несовершенство нормативно
– правовой базы, регулирующей отношения
между инвалидами и государством. По данным
ООН, в мире насчитывается 650 миллионов
человек с ограниченными возможностями
- это 8 процентов населения планеты. По
данным Минздравсоцразвития РФ, ежегодно
численность инвалидов в стране увеличивается
на 1 млн человек, сейчас пенсию по инвалидности
получает почти каждый десятый россиянин.
В стране
происходят коренные изменения в подходах
к определению и решению проблем инвалидности
в соответствии с международными нормами.
Позитивные результаты явились следствием
реализации федеральной целевой программы
«Социальная поддержка инвалидов» на
2000-2005 годы и на 2006-2010 годы.
Это повлекло изменение государственной
политики в отношении инвалидов: усиление
реабилитационной направленности, структурную
реорганизацию служб экспертизы и реабилитации
инвалидов, развитие системы реабилитационной
индустрии и формирование отечественного
рынка средств реабилитации и реабилитационных
услуг, оказываемых инвалидам.
Важная роль в социальной интеграции инвалидов
в общество возложена Правительством
РФ на медицинских и социальных работников.
От правильной организации работы специалистов
в бюро медико-социальной экспертизы,
зависит решение задач, стоящих перед
государственными службами, отвечающими
за социальную защиту и реабилитацию инвалидов,
и главная из них снижение уровня инвалидности
в Российской Федерации и возврат к нормальной
жизни и труду сотен тысяч инвалидов.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию
ООН "О правах инвалидов" в 2008 году,
главный принцип которой - вовлечение
всех инвалидов в полноценную жизнь наравне
с другими членами общества. Сегодня в
России разработана новая концепция совершенствования
государственной системы по реабилитации
лиц с ограниченными возможностями. В
2011 году запущена государственная программа
"Доступная среда" целью которой
является формирование к 2015 году условий,
для обеспечения равного доступа инвалидов,
наравне с другими, к физическому окружению,
к транспорту, к информации и связи, а также
объектам и услугам, открытым или предоставляемым
для населения1.
Как видим,
выбранная тема для исследования является
весьма актуальной и своевременной, и
ее результаты будут реально способствовать
социальной интеграции инвалидов в общество.
Целью данной работы является анализ порядка
проведения медико-социальной экспертизы,
оснований признания лица инвалидом, и
прав инвалидов. В соответствии с поставленной
целью выделяются следующие задачи:
1. изучение значения медико-социальной
экспертизы;
2. анализ нормативно- правовой
базы в сфере проведения медико-социальной
экспертизы;
3. дать характеристику оснований
и критериев установления группы инвалидности;
4. раскрыть права инвалида в
обществе.
Глава 1.
Основные этапы
развития отечественной медико-социальной
экспертизы
В XI – XIII в.в. основной задачей попечения
сирот и бедных было «питание», но эта
форма поддержки в виде подаяния или милостыни
носила временный и непостоянный характер.
Основы медицинской помощи и просветительской
деятельности заложены церковью, которой
делались первые шаги по открытию больниц
и богаделен для больных и увеченных людей.
Со временем стали применять термин «инвалид»,
что в переводе с латыни означало - «не
представляющий ценности», «вышедший
из строя». В XVIII в. во времена Владимира
Даля смысл, вкладывавшийся в слово «инвалид»
был полон благородства и достоинства.
В переводе с французского оно означало
отслужившего заслуженного воина, неспособного
к службе из-за увечья, ран, старости. Свое
нынешнее толкование слово получило в
начале прошлого века, когда им стали именовать
не только покалеченных военнослужащих,
но и людей, утративших трудоспособность.
Истоки
общественного призрения (организованной
формы благотворительности или социального
обеспечения) в России восходят еще к правлению
царя Ивана IV Грозного, который обратился
с увещеванием в каждом « граде устроили
богадельни мужские и женские».
Особую роль в развитии учреждений общественного
призрения сыграла Екатерина II. В период
ее правления допускалась денежная помощь
нуждающимся, впервые в истории России
законодательным путем была отменена
система призрения при монастырях. Была
установлена система учреждений общественного
призрения (народные школы, сиротские
дома, больницы, аптеки, работные дома,
богадельни, дома для умалишенных и неизлечимо
больных и др.) для всех гражданских сословий,
финансировавшихся из государственной
казны.
В XVII – XVIII в.в. впервые входит в употребление
понятие «реабилитация» (от латинского
«делать вновь способным»), что по отношению
к тому времени означало «вновь приобретенное
грешниками право на ношение одежды».
Современная история учреждений медико-социальной
экспертизы началась 27 апреля 1918 г. когда
Народный Комиссариат общественного презрения
был преобразован в Комиссариат социального
обеспечения, и началось формирование
врачебно-трудовых комиссий предшественников
современных учреждений медико-социальной
экспертизы.
Пройденный медико-социальной экспертизой путь
развития на территории России можно подразделить
на ряд этапов определяемых особенностями
ее политического и социально-экономического
состояния:
Экспертиза трудоспособности
граждан в России до 1918 года.
Первые сведения о применении
понятия экспертизы трудоспособности
населения в России относятся к 1835 г., когда
было организовано «Русское страховое
общество». Регулярные военные действия
в те годы выдвинули проблему оказания
помощи «раненым и увечным» в форме назначения
им денежного и «кормового» довольствия.
Для этого была разработана первая классификация
последствий ранений по степени их тяжести. Хирург Николай Иванович Пирогов
в 1858 г. предложил трехразрядную оценку
инвалидности для раненых в зависимости
от способности выполнять трудовую деятельность.
В 1905 г. Васильевым П.В. была
разработана четырехгрупповая классификация
инвалидности, которую стали использовать
не только для «раненых и увеченных», но и для больных людей.
Программа социального страхования
трудящихся была разработана В.И.Лениным
еще в 1903 г., но только в 1912 г. был принят
закон о страховании рабочих на случай
болезни и увечья.
В 1908-1910 г.г. в ряде городов России
организуются первые специальные медицинские
экспертные учреждения – консультационные
бюро врачей. В основе оценки трудоспособности
с1910 г. лежала процентная шкала, заимствованная
из практики врачебно – экспертных служб
западных стран.
- Становление и развитие врачебно-трудовой
экспертизы (1918 – 1994) Детищем Октябрьской
революции исторически является врачебно
– трудовая экспертиза. В первый год после революции
проведение экспертизы трудоспособности
было возложено на врачебно – контрольные
комиссии (ВВК), затем были созданы бюро врачебной экспертизы
(БВЭ) при страховых кассах. Использовалась новая процентно-групповая система определения инвалидности (пятигрупповая классификация инвалидности).
В 1931 г. БВЭ реорганизованы во
врачебно – трудовые экспертные комиссии
(ВТЭК), на которые были возложены функции
консультационного бюро по определению
наряду с группой инвалидности характера
работы, которая доступна инвалиду в виде
оформления трудовых рекомендаций.
В послевоенные годы в России
продолжается совершенствование методов
реабилитации инвалидов и нормативных
документов по установлению инвалидности.
Появилось новое направление – медицинская
реабилитация, в основе которой лежала специализированная
помощь пострадавшим с ампутационными
культями конечностей, тяжелыми повреждениями
черепа, головного и спинного мозга, позвоночника.
Была создана широкая сеть специализированных
средних, высших учебных заведений и санаторно-курортных
учреждений для лечения, реабилитации
и обучения инвалидов.
Повышению качества экспертизы
стойкой нетрудоспособности способствовали организация с 1955 г. стационарной
экспертизы, специализированных ВТЭК (туберкулезных и психиатрических), создание высших ВТЭК (республиканских,
краевых, областных). На них возлагалось
методическое руководство, контролирующие
функции, консультативная деятельность.
В 1956 году создана Инструкция
по определению групп инвалидности, установлены
более рациональные сроки переосвидетельствования
инвалидов, утвержден «Перечень заболеваний
и дефектов, при которых группа инвалидности устанавливается бессрочно».
В последующие годы сеть специализированных
ВТЭК расширилась за счет создания офтальмологических,
онкологических, кардиоревматологических, травматологических комиссий.
В 1987 г. создано Всероссийское
общество инвалидов (ВОИ), но без соответствующей финансовой
поддержки государства и, не имея собственной
производственной базы, оно не заняло
должного места в системе профессиональной
реабилитации инвалидов.
(с 1995г. – по настоящее время) – Формирование системы медико-социальной экспертизы и реабилитации в современной России.
В развитие новых подходов в 1995 году была
разработана современная концепция инвалидности,
которая легла в основу Федерального закона
«О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ, и законодательно
закреплен социальный институт «медико-социальной
экспертизы».
1.1. Медико-социальная
экспертиза: понятие, значениеи нормативно
- правовое регулирование.
Решение проблемы неполнофункционирующих
граждан общества всегда зависело от экономического,
политического, культурного уровня конкретной
страны и от этапа развития общества. Пройдя
путь от идей неприязни и физического
уничтожения инвалидов, человечество
пришло к пониманию необходимости интеграции
и реинтеграции в общество лиц с различными
физическими дефектами и психо-социальными
нарушениями. Ведь с позиций сегодняшнего
дня инвалидность следует рассматривать
как проблему не одного человека, а общества
в целом. Интеграция инвалида в социальную
среду требует значительных усилий многих
специалистов: медиков, психологов, педагогов,
юристов и др.
В связи с этим большое значение приобретает медико-социальная экспертиза, занимающаяся установлением
степени выраженности нарушений, ограничений
жизнедеятельности и социальных последствий,
к которым приводят заболевание, травма
или дефект, а также реабилитация, способствующая сохранению
здоровья и трудового потенциала, уменьшению
тяжести инвалидности или ее предотвращению.
Основные положения, регламентирующие
проведение медико-социальной экспертизы,
изложены в Федеральном Законе от 24.11.95
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации» (последние изменения
внесены Федеральным законом от 24 июля
2009 года N 213-ФЗ).
Согласно этому закону, медико-социальная
экспертиза - определение в установленном
порядке потребностей освидетельствуемого
лица в мерах социальной защиты, включая
реабилитацию, на основе оценки ограничений
жизнедеятельности, вызванных стойким
расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза
осуществляется исходя из комплексной
оценки состояния организма на основе
анализа клинико-функциональных, социально-бытовых,
профессионально-трудовых, психологических
данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций
и критериев, разрабатываемых и утверждаемых
в порядке, определяемом уполномоченным
Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти.1
Основными
задачами государственных учреждений
медико-социальной экспертизы являются:
1) установление
инвалидности, ее причин, сроков, времени
наступления инвалидности, потребности
инвалида в различных видах социальной
защиты;
2) разработка индивидуальных
программ реабилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин
инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных
программ реабилитации инвалидов, профилактики
инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты
профессиональной трудоспособности;
6) определение причины смерти
инвалида в случаях, когда законодательством
Российской Федерации предусматривается
предоставление мер социальной поддержки
семье умершего.
Задачи и функции медико-социальной
экспертизы связаны с развитием структурных
элементов системы реабилитации, в основе
которой лежат принципы гуманизма и доверия
к личности больного или инвалида, а также
к их возможностям. Сегодня медико-социальная
экспертиза рассматривается как область
науки и система практической деятельности,
функционирующие в здравоохранении и
в установленном порядке определяющие
медицинские показания к социальной помощи
и защите. Следовательно, медико-социальная
экспертиза определяет потребности освидетельствуемого
лица в мерах социальной защиты, включая
реабилитацию.
Становление реабилитации как
цельного и непрерывного процесса, активно
использующего механизмы государственной
и общественной деятельности, исторически
связано с дифференциацией и развитием различных
социальных служб, призванных оказывать
материальную и моральную помощь лицам,
потерявшим трудоспособность. Связь между
ними носит многосторонний и соподчиненный
характер, поскольку в процессе реабилитации
наиболее эффективно реализуются государственные
цели, например здравоохранения и социального
обеспечения, которые приобретают конкретное
значение как существенные элементы того
или иного этапа системы реабилитации.
Смысл такой интеграции заключается в
построении взаимосвязанной цепи конструктивных
мер под эгидой реабилитационной методологии,
которая возводит инвалида в ранг полноправного
гражданина общества, способного активно
участвовать в производственной и социальной
жизни2.
Таким образом, задачи социальных
служб и реабилитации находятся в диалектическом
единстве.
1.2.Организация и проведение медико-социальной
экспертизы.
Организация медико-социальной
экспертизы производится в соответствии
с Приказом Минздравсоцразвития РФ от
17 ноября 2009 г. № 906н « Об утверждении порядка
организации и деятельности федеральных
государственных учреждений медико-социальной
экспертизы».
К федеральным государственным
учреждениям медико-социальной экспертизы
относятся находящиеся в ведении Федерального
медико-биологического агентства Федеральное бюро медико-социальной экспертизы,
главные бюро медико-социальной экспертизы
по соответствующему субъекту Российской
Федерации, главное бюро, осуществляющее
медико-социальную экспертизу работников
организаций отдельных отраслей промышленности
с особо опасными условиями труда и населения
отдельных территорий, имеющие филиалы
- бюро медико-социальной экспертизы в
городах и районах. Количество бюро определяется
исходя из расчета, как правило, 1 бюро
на 70 - 90 тыс. человек.
В состав специалистов бюро входят не
менее трех врачей - специалистов по медико-социальной
экспертизе. В связи с главной задачей
медико-социальной экспертизы - определение
потребности инвалида в мерах социальной
защиты, включая реабилитацию, - в состав
комиссий бюро медико-социальной экспертизы
введены новые специалисты: