Общество и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:04, реферат

Краткое описание

Проблема государства и гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.

Вложенные файлы: 1 файл

государство.docx

— 48.85 Кб (Скачать файл)

Глава правительства (премьер - министр , председатель совета министра, канцлер) назначается , как  правило , президентом. Он формирует  возглавляемое им правительство , которое  осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом . Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то , что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством , когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью . Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями , поскольку  он разрабатывает и принимает  государственный бюджет , определяет перспективы развития социально-экономического развития страны , решает основные вопросы внешней , в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности , создает справедливые условия человеческого общежития , основанные на началах правовой законности . К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию , Швейцарию , Исландию , Индию и др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной  формы государственного правления , которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и  главы правительства .

Наиболее  характерные черты президентской  республики :

- внепарламентский  метод избрания президента и  формирования правительства;

- ответственность  правительства перед президентом  , а не перед парламентом;

- более  широкие , чем в парламентарной  республике , полномочия главы государства.

Классической  президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки . В  соответствии с конституцией США , в  основе которой лежит принцип  разделения властей , четко определено, что законодательная власть принадлежит  парламенту , исполнительная -президенту , судебная - Верховному суду . Президент  США избирается населением страны путем  косвенного голосования ( выборов ) - через  коллегию выборщиков . Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте ( конгрессе ) . Правительство формируется победившим на выборах президентом , из лиц принадлежащих  к его партии .

Президентская форма правления в различных  странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием . Избранным  считается кандидат , получивший абсолютное количество голосов . Такой же порядок  избрания президента установлен в России в 1991 г.

Характерным для всех президентских республик , несмотря на их разнообразие , является то , что президент либо совмещает  полномочия главы государства и  главы правительства и участвует  в формировании кабинета или совета министров ( Франция , Индия ) . Президент  наделяется и другими важными  полномочиями : как , правило , он имеет  право роспуска парламента , является верховным главнокомандующим , объявляет  чрезвычайное положение , утверждает законы путем их подписания , нередко представительствует  в правительстве , назначает членов Верховного суда .

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть , наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционирует  законодательная и судебная власти . Эффективно действующий механизм издержек и противовесов , существующих в современных президентских  республиках , способствует возможности  гармоничного функционирования властей , позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

В странах  Латинской Америки часто встречаются "суперпрезидентские республики" . Эта форма правления - практически  независимая , слабо контролируемая законодательной и судебной властью . Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.

В современном  цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует . Их сближают общие задачи и цели . Форма государственного устройства

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными местными органами государственного управления , власти .В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах , их разделение между составными частями государства .

Форма государственного устройства показывает:

- из каких  частей состоит внутренняя структура  государства ;

-каково  правовое положение этих частей  и каковы взаимоотношения этих  органов;

- как  строятся отношения между центральными  и местными государственными  органами;

- в какой  государственной форме выражаются  интересы каждой нации , проживающей  на этой территории .

По форме  государственного устройства все государства  можно подразделить на три основных группы :

- унитарное  ;

- федеративное ;

- конфедеративное  .

Унитарное государство.

Унитарное государство - это единое цельное  государственное образование , состоящее  из административно-территориальных  единиц , которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

- унитарное  устройство предполагает единые , общие для всей страны высшие  исполнительные , представительные  и судебные органы , которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами ;

- на территории  унитарного государства действует  одна конституция, единая система  законодательства , одно гражданство  ;

- составные  части унитарного государства  ( области , департаменты , округа , провинции  , графства ) государственным суверенитетом  не обладают ;

- унитарное  государство , на территории которого  проживают небольшие по численности  национальности , широко допускает  национальную и законодательную  автономию ;

- все  внешние межгосударственные отношения  осуществляют центральные органы , которые официально представляют  страну на международной арене  ;

- имеет  единые вооруженные силы , руководство  которыми осуществляются центральными  органами государственной власти .

Различия  в степени и формах контроля центральной  власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах , но эти различия касаются узкой сферы управления.

К унитарным  государствам относятся такие государства , как Франция , Турция , Япония , Финляндия .

Федерация

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных  государственных образований в  одно союзное государство .

Федеративное  государственное устройство неоднородно . В различных странах оно имеет  свои уникальные особенности , которые  определяются историческими условиями  образования конкретной федерации  и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов , входящих в союзное  государство.

Вместе  с тем можно выделить наиболее общие черты , которые характерны для большинства федеративных государств:

1. Территория  федерации состоит из территорий  ее отдельных субъектов : штатов , кантов , земель , республик и т.д.

2. В союзном  государстве верховная исполнительная , законодательная и судебная  власть принадлежит федеральным  государственным органам .

3. Субъекты  федерации имеют право принятия  собственной конституции , имеют  свои высшие исполнительные , законодательные  и судебные органы.

4. В большинстве  федерации существуют союзное  гражданство и гражданство федеральных  единиц.

5. При  федеральном государственном устройстве  в парламенте имеется палата , представляющая интересы членов  федерации.

6. Основную  общегосударственную внешнеполитическую  деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы . Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США , Бразилия , Индия , ФРГ и др.).

Федерации строятся по территориальному и национальному  признаку , который в значительной мере определяет характер , содержание , структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации . Национальные федерации характеризуются более  сложным государственным устройством . Основное различие между территориальной  и национальной федерацией состоит  в различной степени суверенности их субъектов . Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации . Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований . Конфедерация

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств , созданный  для обеспечения общих интересов.

При конфедеративном  устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права , как  во внутренних , так и во внешних  делах .

В отличии  от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами :

-конфедерация  не имеет своих общих законодательных  , исполнительных и судебных органов  , в отличии от федерации ;

- конфедеративное  устройство не имеет единой  армии , единой системы налогов  , единого государственного бюджета  ;

- сохраняет  гражданство тех государств , которые  находятся во временном союзе;

- государства  могут договориться о единой  денежной системе , о единых  таможенных правилах , о межгосударственной  кредитной политике на время  существования союза.

Как правило  конфедеративные государства не долговечны , либо они распадаются , либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867) , Швейцарский союз (1815 - 1848) и США , когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

3. Гражданское общество и основные  условия его существования.

Понятие "гражданское общество" - одно из ключевых понятий современной  политологии. Актуальность теоретических  и практических аспектов этого понятия  обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности  человеческого общества — экономической, политической, социальной, духовной. Широко известны успехи общественных организаций  и движений людей доброй воли в  области разрядки международной  напряженности, в оказании помощи народам, пострадавшим от стихийных бедствий и катастроф и других социальных невзгод. В основе этих успехов —  развитие и активизация деятельности гражданского общества, высокая активность граждан и их добровольных объединений. Это достижимо только при достаточно развитом гражданском обществе. Успех  приходит там, где повышается деловая  активность граждан и создаваемых ими негосударственных структур, где ограничивается государственное вмешательство в экономическую, социальную и духовную жизнь граждан, то есть где развивается и совершенствуется гражданское общество.

Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Гражданское общество не представляет собой некое  изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в  любых формах. Наоборот, гражданское  общество и государство соединены  друг с другом целым рядом структурных  связей, поскольку государство, осуществляя  управленческо-посреднические функции  в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние  через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается  с государственными структурами, а  частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно  связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Вместе государство и гражданское общество как бы погружены в обволакивающее их "глобальное человеческое общество" в самом широком смысле этого  слова.

Информация о работе Общество и государство