Ограниченные вещные права на земельные участки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:30, реферат

Краткое описание

Особенность ограниченных вещных прав обусловлена специфичностью объекта и субъектов данных прав. Земля рассматривается не только как объект недвижимости, но и как важнейший компонент окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве. Это, несомненно, оказывает влияние на применение ограниченных вещных прав на землю.
Интерес представляют не только сами ограниченные вещные права, но и перспективы их развития и применения. Определить сферу применения ограниченных вещных прав тем более важно в свете позиции законодателя, направленной на сокращение сферы действия основных ограниченных вещных права на землю.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Понятие ограниченных вещных прав……………………………………4
2. Право постоянного бессрочного пользования земельным участком…………………………………………………………………………...8
3.Владение и пользование земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения………………………………………………………….14
4. Право на ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитутные права)……………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………22
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

огр вещные права реферат.docx

— 37.48 Кб (Скачать файл)

Исходя из взаимосвязанных  положений, содержащихся в п 2 ст. 23 ЗК, рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов об установлении публичного сервитута, принятых органами местного самоуправления, относится к компетенции арбитражных судов.

Споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником  земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с  необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных  установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах  независимо от того, каким органом  они были установлены.

Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав (ст. 27 Федерального закона „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“). Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Публичный сервитут устанавливается  законом или иным нормативным  правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным  правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для  обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных  участков. Установление публичного сервитута  осуществляется с учетом результатов  общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК).

Таким образом, хотя сервитут в определенной степени ограничивает права собственника, однако обременение  земельного участка сервитутом не лишает собственника участка права владения, пользования и распоряжения им. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который им обременен, к другому лицу (ст. 275 ГК). Сервитут не может быть самостоятельным  предметом купли-продажи, залога, не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого  имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Поскольку в силу п. 5 ст. 274 ГК собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах  которых установлен сервитут, соразмерную  плату за пользование участком, постольку  каждый участник долевой собственности  обязан соразмерно со своей долей  участвовать в уплате таких платежей. Как отмечено в ст. 277 ГК РФ, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которыми необходимо вне  связи с пользованием земельным  участком.

Сервитут может быть срочным  или постоянным (п. 4 ст. 23 Кодекса). Это  правило относится как к частным, так и к публичным сервитутам. Длящиеся правоотношения с течением времени претерпевают определенные изменения. По этой причине любой  сервитут в любое время может  прекратиться по самым разнообразным  основаниям (например, у обладателя сервитута может отпасть необходимость  в сервитуте, или соответствующий  земельный участок может быть изъят из оборота или каким-либо образом будет изменено его целевое  назначение, что может повлечь  за собой прекращение сервитута  и т.д.).

По требованию собственника земельного участка, обремененного  сервитутом, сервитут может быть прекращен  ввиду отпадения оснований, по которым  он был установлен. Если обременение, накладываемое сервитутом, становится настолько тяжелым, что лишает собственника возможности использовать этот участок  по своему прямому назначению, то собственник  вправе в судебном порядке ставить  вопрос о прекращении сервитута.

Проведение общественных слушаний по вопросам установления публичных  сервитутов основано на закрепленном в подп. 4 п. 1 ст. 1 Кодекса принципе участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся прав на землю. По мнению некоторых юристов, процедура проведения таких слушаний и порядок определения их результатов должны устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Основной отличительной  чертой публичных сервитутов является отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользу которого установлен сервитут. В связи с этим в юридической науке неоднократно высказывалось мнение, что такие сервитуты не являются ограниченными вещными правами в собственном смысле этого слова, поскольку не устанавливают права на чужую вещь, а являются ограничениями права собственности, определяют "пределы прав публичных или частных собственников соответствующих недвижимостей". Данное мнение находит косвенное подтверждение и в п. 7 ст. 23 Кодекса, из содержания которого можно сделать вывод о том, что такое ограниченное вещное право, как публичный сервитут, может прекратить более широкое по содержанию вещное право - право собственности. При этом в случае установления частного сервитута невозможность использования обремененного сервитутом земельного участка в соответствии с его назначением влечет за собой прекращение такого сервитута, а не права собственности (п. 2 ст. 276 ГК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Институт ограниченных вещных прав на земельные участки имеет  важное правовое значение в жизни  цивилизованного общества. К ограниченным вещным правам относятся право постоянного (бессрочного) пользования и право  пожизненного наследуемого владения. Объектами названных прав являются исключительно земельные участки.

Субъектами права пожизненного наследуемого владения являются только граждане. Субъектами права постоянного (бессрочного) пользования выступают  как граждане, так и юридические  лица.

Со дня введения в действие ЗК РФ гражданам земельные участки  в постоянное (бессрочное) пользование  и пожизненное наследуемое владение впредь не предоставляются. Однако право  постоянного (бессрочного) пользования  и пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной  или муниципальной собственности  земельными участками, возникшее у  граждан и до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

В постоянное (бессрочное) пользование  земельные участки предоставляются  государственным и муниципальным  учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам  государственной власти и органам  местного управления.

Земельные участки, закрепленные на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, являясь объектами гражданских  прав, тем не менее, лишены самостоятельной  оборотоспособности. При отчуждении строения такие земельные участки следуют его судьбе, т.е. переходят к новому собственнику на тех же условиях и в том же объеме (п. 1 ст. 35 ЗК РФ).

На основании изложенного  можно сделать вывод, что ограниченные вещные права на земельные участки, на которых расположены строения, принадлежат всем тем лицам, в  собственности которых находится  строение.

Список литературы

1.    Гражданский  кодекс Российской Федерации,  часть первая((в ред. Федерального закона от 06.12.2007 №333-ФЗ)

2.    Земельный кодекс  Российской Федерации. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 2005 г. // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

3.    Федеральный  закон от 2 января 2000 г. №28-ФЗ "О  государственном земельном кадастре" (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 2. - Ст. 149.

4.    Федеральный  закон от 21.07.1997 г. "О государственной  регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним"./ Собрание законодательства РФ.- 1997.- N 30.- Ст. 3594.

5.    Постановление  Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. №11 "О некоторых вопросах, связанных  с применением земельного законодательства".// Вестник ВАС РФ.- 2005.- №5. -С. 12-24.

6.    Гражданское  право: учебник. В 3 т. Т. 1. - 6-е  изд., перераб. и доп./Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М., ТК Велби, Проспект, 2008.

7.    Земельное право.  Конспект лекций /Сост. Павловский И.А. М.: МИЭМП, 2004.

8.    Комментарий  к земельному законодательству. Рук. авт. коллектива М.В. Бархатов. - М.: Юрайт-Издат, 2007.

9.    Краснова И.О.  Земельное право: элементарный  курс. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.

10.  Осипова М.В.. Гражданское  право. – М., 2007.

11.  Тихомиров М.Ю. Собственность  и иные вещные права на земельные  участки в РФ - "Изд. Тихомирова  М.Ю.", 2006.

 


Информация о работе Ограниченные вещные права на земельные участки