Организация Федеральной исполнительной власти РФ и её правовое положение в системе органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:56, контрольная работа

Краткое описание

За последнее десятилетие система органов, выражающих федеральную исполнительную власть, подвергалась неоднократным изменениям в целях определения их рациональной структуры, повышения их роли в процессе реформирования государственной и общественной жизни. Значительную роль при этом сыграли указы Президента РФ. Назовем важнейшие из них: "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. < СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945>. "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" от 20 мая 2004 г. < СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023>. На основе названных указов строится, по сути, новая система и структура этих органов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Понятие и классификация органов исполнительной власти……………5
Система и структура органов исполнительной власти в РФ……………8
Правовое положение органов исполнительной власти………………...18
Заключение……………………………………………………………..…21
Список литературы…………………………………………….…………23

Вложенные файлы: 1 файл

кон раб испол власть.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

До принятия Конституции РФ 1993 г. органы государственного управления находились под контролем  представительных органов государства, были подотчетны и подконтрольны  им. Такой принцип лежит в основе нормальной административной системы каждого развитого в экономическом и в политико-правовом отношении государства. В России в настоящее время решающее значение при формировании органов исполнительной власти имеют Президент РФ, Президенты республик в составе России — субъектов РФ, главы администраций субъектов Федерации. Органы исполнительной власти не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Основным способом воздействия законодательных органов на исполнительную власть является принятие законов.

Органы исполнительной власти оказывают значительное влияние  на законотворческую деятельность представительных органов власти: осуществляют право  законодательной инициативы Правительства  РФ, право подписи и возвращения  на повторное рассмотрение нормативных актов, предоставленное главам администраций краев, областей и т. д. Расширена подведомственность дел (споров), связанных с организацией и функционированием органов исполнительной власти, судам общей юрисдикции и арбитражным судам, увеличены основания для отмены судами противоречащих законам правовых актов органов исполнительной власти.

Как уже было отмечено, органы исполнительной власти осуществляют исполнительную, распорядительную, контрольно-надзорную, регулирующую, юрисдикционную и нормотворческую деятельность. Правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих важные функции государственного регулирования в различных областях, устанавливается, как правило, в федеральных законах. Например, ФЗ от 2 января 2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в гл. 3 определяет положения о государственном регулировании в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов: государственное нормирование, государственная регистрация пищевых продуктов, материалов и изделий; лицензирование отдельных видов деятельности по изготовлению и обороту пищевых продуктов; оценка и подтверждение соответствия требованиям нормативных документов пищевых продуктов, материалов и изделий, услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания, а также систем качества; государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

В настоящее  время повышается актуальность эффективной  административной политики. Последнюю А.П. Шергин определяет как "основные направления деятельности государства в сфере отношений исполнительной власти и гражданина". Административная политика реализуется в практической деятельности органов исполнительной власти. Необходимость в новой административной политике обусловлена целью создания в России современного правового государства, однако предварительным этапом должно явиться безотлагательное проведение административной реформы. Важным шагом на этом пути стало бы формирование законодательства, устанавливающего механизм реформирования исполнительной власти и обеспечивающего реализацию административно-правового статуса граждан и самих органов исполнительной власти.

Важным элементом  деятельности государственных органов  исполнительной власти является осуществляемая на основе нормативно установленных положений нормотворческая работа — от ее эффективности зависит реальное действие законов.

Реализация  правового статуса органов исполнительной власти в РФ гарантируется российским законодательством, возможностью обращения за защитой в суд, применением мер государственного принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, виды и формы органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой  системы. Он имеет сложное структурное  внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.

Изложенные  положения и исследования дают возможность в заключении сделать следующий вывод:

Исполнительная  власть - вторичная подзаконная ветвь  государственной власти, имеющая  универсальный предметный и организующий характер, на которую  возложена  организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами, имеющими возможность, в случае необходимости, самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного  (текущего) функционирования государства и его аппарата.

В Российской Федерации  идёт административная реформа 2004 г., поэтому  сложно дать исчерпывающую характеристику исполнительной власти, так как этот институт находится в постоянном движении и изменении.

По своему содержанию деятельность исполнительной власти за последние годы в значительной степени  изменилась и будет изменяться по мере возникновения новых задач  в ходе проводимых экономических и политических преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

Учебно-методическая литература:

1. Административное  право под редакцией Л.Л.Попова. М.: Юристъ, 2002 г.

2. Алехин А.П., А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало, 2002 г.

3. Бахрах Д.Н.  Административное право. Краткий  учебный курс. М.: НОРМА, 2002 г.

4. Дёмин А.В.  Теория государства и права  (курс лекций). М.: Инфра-М, 2002г.

5. Информационно-аналитический и энциклопедический портал «Русская Цивилизация». Исполнительная власть  РФ. 2007 г.

6. Ионов И.А.  Полномочия Президента РФ по  отмене актов Правительства РФ  и приостановлению действия актов  органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. N 4. 2004 г.

7. Марченко Н.М.  Теория государства и права.  М.: М-Проект, 2007г. 

8. Мигачёв Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное  право РФ. М.: Высшее образование, 2007 г. 

9. Полянский И.А. Организация исполнительной власти субъекта Российской Федерации. М., 2001 г.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция  Российской Федерации 1993 г. 

2. Федеральный  конституционный закон РФ от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве  Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997 г. N 51. Ст. 5712.

3. Федеральный  конституционный закон от 19 июня 2004 г. "О внесении изменений  и дополнений в Федеральный  конституционный закон "О Правительстве  Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998 г. N 1. Ст. 1.

4. Федеральный  конституционный закон от 19 июня 2004 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004 г. N 25. Ст. 2478.

5. Гражданский  процессуальный кодекс РФ // СЗ  РФ. 2002 г. N 46. Ст. 4532.

6. Федеральный  закон от 6 октября 1999 г. № 184 «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ» // СЗ РФ. 1999 г.  N 42. Ст. 5005.

7. Указ Президента РФ от 17 марта 1995 г. N 283 "Об отмене Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1994 г. N 1402 "О праве использования оружия работниками Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995 г. N 12. Ст. 1037.

8. Указ Президента  Российской Федерации N 649 «Вопросы  структуры федеральных органов  исполнительной власти» от 9 марта  2004 г. // СЗ РФ. 2004 г. N 11. Ст. 945.

9. Постановление  Конституционного Суда РФ N 28-П  от 11 декабря 1998 г. // СЗ РФ. 1998 г. N 52. Ст. 6447.

10. Постановления  Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 // СЗ РФ. 2004 г. N 23. Ст. 2313.

11. Распоряжение  Администрации Президента РФ N 1576, Аппарата Правительства РФ N 954 от 21 декабря 2007 г. «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти» // "Российская газета"  N 294. 2007 г.

12. Закон Брянской  области № 23-3 «О системе исполнительной власти Брянской области» от 12 апреля 2006г. // "Брянский рабочий" N 73. 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Овсянко Д.М. Административное право:учебное пособие под ред. Г.А Туманова, изд.Юрист Москва 1997 г.

2 Мигачёв Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право РФ. М.: Высшее образование, 2007 г. Стр. 87.

3 СЗ РФ. 2004 г. N 11. Ст. 945.

4 См. там же.

5 См. там же.

6 "Российская газета" N 294. 2007 г.

7 СЗ РФ. 1999 г.  N 42. Ст. 5005.

 


Информация о работе Организация Федеральной исполнительной власти РФ и её правовое положение в системе органов государственной власти