Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 19:32, курсовая работа
Таким образом, президентская власть – явление социально-политическое. Это основная форма проявления политической власти, обладающая специализированным аппаратом для регулирования общественных отношений и верховенством в обществе. Важнейшие элементы президентской власти – это воля и сила.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Введение...................................................................................................................3
1. Президент РФ в системе разделения властей...................................................6
1.1. Значение института президентства.................................................................6
1.2. Соотношение ветвей власти и Президента....................................................8
2. Президент как глава Российского государства................................................9
2.1. Порядок избрания. Кандидаты на замещение должности. Правовой иммунитет. Отрешение от должности...................................................................9
2.2. Задачи и компетенция....................................................................................12
3. Организация осуществления президентской власти......................................16
3.1. Органы при Президенте РФ..........................................................................16
3.2. Указы Президента..........................................................................................19
Заключение.............................................................................................................20Литература.............................................................................................................23
Основные направления внутренней и внешней политики Президент РФ формулирует прежде всего в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ. Эти направления должны соответствовать общедемократическим принципам устройства общества и государства, содержащимся в Конституции.
Участие Президента РФ в законодательном процессе, реализация иных полномочий, предусмотренных Конституцией, позволяют Президенту влиять на обеспечение определяемых им направлений внутренней и внешней политики в практической деятельности органов государственной власти РФ.
Предоставляя Президенту РФ широкие полномочия, Конституция содержит ряд ограничений президентской власти. Одним из них является сравнительно короткий срок полномочий – 6 лет.
Конституция закрепляет ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост Президента России, в частности, устанавливает, чтобы кандидат на пост Президента в обязательном порядке был гражданином России. Конституция также закрепляет ценз оседлости (т.е. требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока). Этот срок составляет 10 лет. Конституция не определяет, идет ли речь о непрерывном сроке или возможно его составление из отдельных временных отрезков. Установлен также возрастной ценз для главы государства: Президент РФ не может быть моложе 35 лет.
Запрет занятия поста Президента РФ одним и тем же лицом более двух сроков подряд является одним из ограничений президентской власти. Конституция не предусматривает никаких исключений из этого правила. В то же время не запрещено занимать этот пост одному и тому же лицу с перерывами.
Порядок выборов Президента РФ определяется Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации". В соответствии со ст. 102 Конституции и указанным Законом выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Днем выборов является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента. Выборы Президента РФ проводятся по федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ.
Обязательным атрибутом вступления Президента РФ в должность является присяга Президента.
Роль Президента РФ как фактического руководителя исполнительной власти проявляется не только в его взаимоотношениях с Правительством РФ, но и в праве формировать Администрацию Президента РФ, Совет Безопасности РФ, назначать полномочных представителей Президента РФ, высшее командование Вооруженных Сил РФ, дипломатических представителей.
Основные функции Администрации Президента РФ - организационное обеспечение деятельности Президента РФ, Совета Безопасности РФ, консультативных и совещательных органов при Президенте РФ и обеспечение их взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти; подготовка предложений, рекомендаций и прогнозно-аналитических материалов по стратегии общей политики Российской Федерации; выработка предложений по законопроектной деятельности Президента РФ и иные направления деятельности.
Конституция закрепляет роль Президента РФ как координатора органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Согласительные процедуры, которые может использовать Президент РФ для разрешения разногласий, возникающих между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, выражаются в обсуждении и поиске согласованных решений, которые должны приниматься с учетом интересов многонационального народа Российской Федерации и не нарушать прав и законных интересов субъектов РФ, не нарушать закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации принципы федеративного устройства.
Президент РФ, как и президенты ряда зарубежных государств, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Этот статус позволяет ему реализовать свои функции по охране суверенитета и целостности государства, гаранта прав человека, которые могут обеспечиваться лишь в условиях мира. В качестве Верховного Главнокомандующего Президент РФ осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами РФ.
Полномочия Президента РФ реализуются в основном путем принятия им правовых актов. По Конституции актами Президента РФ являются указы и распоряжения. Решения Президента РФ, носящие нормативный характер, т.е. содержащие общие правовые предписания неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на длительное и многократное применение, как правило, оформляются указами.
Установление Конституцией неприкосновенности Президента РФ является важной гарантией его независимости и стабильности статуса главы государства.
Конституция устанавливает основания отрешения Президента РФ от должности и содержит процессуальные нормы о процедуре такого отрешения. Единственным его основанием является выдвинутое Государственной Думой обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Понятия тяжкого и особо тяжкого преступления содержатся в Уголовном кодексе РФ[65].
Процедурные вопросы, связанные с отрешением Президента РФ от должности, содержатся в регламентах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Литература
1. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 25 декабря 1993, № 237.
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СПС Гарант, 2007, декабрь.
3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СПС Гарант, 2007, декабрь.
4. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 15, ст.770.
5. Закон РСФСР "О Президенте РСФСР" // ВСНД ВС РСФСР, 1991, № 17, ст. 510.
6. Указ Президента РФ от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 24, ст. 2598.
7. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СПС Гарант, 2007, декабрь.
8. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СПС Гарант, 2007, декабрь.
9. Указ Президента РФ от 27 ноября 2003 г. "О мерах по развитию федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 48, ст. 4659.
10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию "О действенности государственной власти в России". - М., 1996.
2. Специальная литература
1. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судебные реформы в России. - М., 2012.
2. Алексеев А.С. Происхождение чрезвычайно-указного права и его политическое значение // Юридический вестник. - М., 1913.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: 2-е изд. - М., 2009.
4. Борзенко А. Элизе Реклю об общественном строе Северо-Американских Соединенных Штатов. - М., 1892.
5. Вардуль Н. Как Путин будет управлять страной // Коммерсант, 2000, 13 - 14 мая.
6. Воинские артикулы Петра I. - М., 1950.
7. Выступление В.В. Путина при представлении ежегодного Послания Федеральному Собранию 8 июля 2000 г. // Российская газета, 2000, 11 июля.
8. Гессен В.М. Основы конституционного права. - Пг., 1918.
9. Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. - М.; СПб., 2013.
10. Илимский Д. Основы президентской власти. - М., 1917.
11. История буржуазного конституционализма XIX в. - М., 1986.
12. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. - СПб., 1998.
13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009.
14. Комарова В.В., Магомедов Ш.Б. Глава государства, региона Российской Федерации. - М., 2012.
15. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Карповича В.Д. - М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2010.
16. Конституционное право субъектов Российской Федерации. – М., 2002.
17. Конституционное право/Отв. ред. А.Е. Козлов. - М., 1996.
18. Конституционное право: Энциклопедический словарь/Отв. ред. С.А. Авакьян. - М., 2001.
19. Лазарев Б.М.Президент СССР//Советское государство и право, 1992, № 7.
20. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ. - М., 2000.
21. Магомедов Ш.Б. Конституционное право Российской Федерации. - Екатеринбург, 1995.
22. Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права, 2001, № 2.
23. Пархоменко А.Г. Идеи российского конституционализма и их реализация в отечественном конституционном (государственном) праве. - М., 1998.
24. Политический механизм диктатуры монополий. - М., 1974.
25. Российская газета, 2004, 27 мая.
26. Савич Г.Г. Новый государственный строй России: справочная книга. - Спб., 1907.
27. Советское государственное право / Под ред. И.Е. Фарбера. - Саратов, 1979.
28. Солженицын А.И. Россия в обвале. - М., 1998.
29. Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия... // Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете: 1906-1911 гг. - М., 1991.
30. Трайнин И.П. О главе государства // Советское государство и право, 1938, N 1.
31. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». Комментарий (постатейный) / Под ред. Окунькова Л.А. – М.: Изд-во «Юридическая литература», 1999.
32. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. – М., 2003.
33. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. - М., 1995.
34. Юридическая энциклопедия/Под ред. Б.Н. Топорнина. - М., 2001.
Информация о работе Организация осуществления президентской власти