титульный
Оглавление
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
- Изучение органов опеки и попечительства как правового явления
- Понятие, задачи и функции органов
опеки и попечительства
- Перспективы развития органов
опеки и попечительства
- Органы опеки и попечительства
в РФ: проблемы разграничения полномочий
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы «органы
опеки и попечительства несовершеннолетних
в Российской Федерации». Опека (попечительство)
была и остается наиболее распространенной
правовой формой устройства граждан. В
этой форме заложен огромный положительный
потенциал, позволяющий устроить судьбу
нуждающегося в социальной заботе гражданина
наилучшим способом, с одной стороны, наиболее
приближенным к проживанию в семье, а с
другой стороны - обеспечивающим контроль
за соблюдением прав и интересов гражданина.
К несовершеннолетним детям, оставшимся
без попечения родителей, относятся дети,
родители которых умерли, лишены родительских
прав, ограничены в родительских правах
или признаны недееспособными. Отсутствие
родительского попечения может быть вызвано
также болезнью родителей, препятствующей
выполнению ими родительских обязанностей,
длительным отсутствием родителей (в связи
с командировкой, отбыванием наказания
в местах заключения и т. п.), уклонением
родителей от воспитания детей или от
защиты их прав и интересов (в том числе
при отказе родителей взять своих детей
из воспитательных учреждений) и иными
причинами. Институт опеки и попечительства
основан на нормах не только семейного,
но и гражданского права, а также административного
права, то есть по своей сути является
комплексным. В Гражданском Кодексе нормы
об опеке и попечительстве входят в состав
различных институтов: дееспособность
граждан, представительство, сделки, обязательства,
возникающие вследствие причинения вреда.
Кроме того, в ГК содержатся общие положения
об установлении и прекращении опеки и
попечительства над гражданами. В СК нормы
об опеке и попечительстве образуют самостоятельный
раздел и регламентируют опеку и попечительство
как форму устройства и семейного воспитания
детей, оставшихся без родительской заботы.
В Семейном кодексе соответственно определяются
права и обязанности опекунов (попечителей)
несовершеннолетних детей, находящихся
под опекой (попечительством). Институт
опеки и попечительства наряду с усыновлением
и приемной семьей играет важную роль
в создании условий для воспитания в семье
детей, лишенных родительской заботы.
Благодаря установлению опеки (попечительства)
несовершеннолетние получают возможность
осуществлять принадлежащие им права,
а также приобретать права и нести обязанности,
предоставленные любому гражданину.
Состояние научной разработанности
проблемы. Много лет занимались проблемами
опеки и попечительства Александров И.Ф.,
Барков А.В., Кирилловых А.А., Яковлева Н.В.
Изучением сиротства, как социального
явления занимались и ученые нашей страны,
и зарубежные специалисты. Большой вклад
в разработку проблем опеки и попечительства
внесли Михеева Л.Ю, Михайлова И.А., Черемухина
Ю., Фетисова О.В., Нечаева А.М. Шерстнева
Н.С. и другие.
Целью выполнения курсовой
работы является изучение опеки и попечительства
как правого явления;
Объект исследования: органы
опеки и попечительства несовершеннолетних
в Российской Федерации.
Предмет исследования: правовой
аспект опеки и попечительства над несовершеннолетними
в современной России.
В соответствии с целью выполнения
данной работы основные задачи комплексной
разработки темы сводятся к тому, чтобы:
- рассмотреть понятие задачи
и функции органов опеки и попечительства;
- рассмотреть перспективы развития
органов опеки и попечительства;
- рассмотреть органы опеки
и попечительства в РФ: проблемы разграничения
полномочий;
метод исследования: осуществлен
путем комплексного применения следующих
методов социально-правового исследования:
историко-правового, статистического
и логико-юридического.
- Понятие, задачи и функции органов
опеки и попечительства.
В соответствии со ст. 121 Семейного
кодекса РФ защиту прав и интересов детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
осуществляют органы опеки и попечительства.
В соответствии с п. 2 ст. 121 СК
РФ органами опеки и попечительства являются
органы исполнительной власти субъекта
Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 8
Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об
опеке и попечительстве" определяются
следующие полномочия данных органов:
1) выявление и учет граждан, нуждающихся
в установлении над ними опеки или попечительства;
2) обращение в суд с заявлением
о признании гражданина недееспособным
или об ограничении его дееспособности,
а также о признании подопечного дееспособным,
если отпали основания, в силу которых
гражданин был признан недееспособным
или был ограничен в дееспособности;
3) установление опеки или попечительства;
4) осуществление надзора за
деятельностью опекунов и попечителей,
деятельностью организаций, в которые
помещены недееспособные или не полностью
дееспособные граждане;
5) освобождение и отстранение
в соответствии с настоящим Федеральным
законом опекунов и попечителей от исполнения
ими своих обязанностей;
6) выдача в соответствии с настоящим
Федеральным законом разрешений на совершение
сделок с имуществом подопечных;
7) заключение договоров доверительного
управления имуществом подопечных в соответствии
со статьей 38 Гражданского кодекса Российской
Федерации;
8) представление законных интересов
несовершеннолетних граждан и недееспособных
граждан, находящихся под опекой или попечительством,
в отношениях с любыми лицами (в том числе
в судах), если действия опекунов или попечителей
по представлению законных интересов
подопечных противоречат законодательству
Российской Федерации и (или) законодательству
субъектов Российской Федерации или интересам
подопечных либо если опекуны или попечители
не осуществляют защиту законных интересов
подопечных;
9) выдача разрешения на раздельное
проживание попечителей и их несовершеннолетних
подопечных в соответствии со статьей
36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
10) подбор, учет и подготовка
в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации, граждан, выразивших
желание стать опекунами или попечителями
либо принять детей, оставшихся без попечения
родителей, в семью на воспитание в иных
установленных семейным законодательством
формах;
11) оказание содействия опекунам
и попечителям, проверка условий жизни
подопечных, соблюдения опекунами и попечителями
прав и законных интересов подопечных,
обеспечения сохранности их имущества,
а также исполнения опекунами и попечителями
требований к осуществлению ими прав и
исполнению обязанностей опекунов или
попечителей.
Компетенция органов опеки
и попечительства должна детально определяться
в законах субъектов РФ. В связи с этим
определяются следующие полномочия органов
опеки и попечительства:
1) выявление и учет граждан,
нуждающихся в установлении над ними опеки
или попечительства;
2) обращение в суд с заявлением
о признании гражданина недееспособным
или об ограничении его дееспособности,
а также о признании подопечного дееспособным,
если отпали основания, в силу которых
гражданин был признан недееспособным
или был ограничен в дееспособности;
3) установление опеки или попечительства;
4) осуществление надзора за
деятельностью опекунов и попечителей,
деятельностью организаций, в которые
помещены недееспособные или не полностью
дееспособные граждане;
5) освобождение и отстранение
в соответствии с федеральным законодательством
опекунов и попечителей от исполнения
ими своих обязанностей;
6) выдача в соответствии с федеральным
законодательством разрешений на совершение
сделок с имуществом подопечных;
7) заключение договоров доверительного
управления имуществом подопечных в соответствии
с Гражданским кодексом Российской Федерации;
8) представление законных интересов
несовершеннолетних граждан и недееспособных
граждан, находящихся под опекой или попечительством,
в отношениях с любыми лицами (в том числе
в судах), если действия опекунов или попечителей
по представлению законных интересов
подопечных противоречат федеральному
законодательству и (или) законодательству
автономного округа или интересам подопечных
либо если опекуны или попечители не осуществляют
защиту законных интересов подопечных;
9) выдача разрешения на раздельное
проживание попечителей и их несовершеннолетних
подопечных в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации;
10) подбор, учет и подготовка
в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации, граждан, выразивших
желание стать опекунами или попечителями
либо принять детей, оставшихся без попечения
родителей, в семью на воспитание в иных
установленных семейным законодательством
формах;
11) оказание содействия опекунам
и попечителям, проверка условий жизни
подопечных, соблюдения опекунами и попечителями
прав и законных интересов подопечных,
обеспечения сохранности их имущества,
а также исполнения опекунами и попечителями
требований к осуществлению ими прав и
исполнению обязанностей опекунов или
попечителей, определяемых в соответствии
с федеральным законодательством;
12) издание актов по вопросам,
возникающим в связи с установлением,
осуществлением и прекращением опеки
или попечительства;
13) назначение помощников совершеннолетним
дееспособным гражданином, которые по
состоянию здоровья не способны самостоятельно
осуществлять и защищать свои права и
исполнять свои обязанности;
14) осуществление функций опекуна
и попечителя в порядке и случаях, установленных
федеральным законодательством;
15) осуществление немедленного
отобрания ребенка у родителей или других
лиц, на попечении которых он находится,
при непосредственной угрозе жизни или
здоровью ребенка на основании изданного
органами опеки и попечительства акта;
16) направление в орган, осуществляющий
государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, сведений
о проживающих в жилом помещении членах
семьи собственника данного жилого помещения,
находящихся под опекой или попечительством,
либо несовершеннолетних членах семьи
собственника данного жилого помещения,
оставшихся без родительского попечения;
17) дача согласий на отчуждение
и (или) на передачу в ипотеку жилого помещения
в случаях и порядке, установленных федеральным
законодательством;
18) защита наследственных прав
несовершеннолетних, недееспособных или
ограниченно дееспособных граждан в случаях,
установленных федеральным законодательством;
19) защита имущественных прав
лиц, признанных безвестно отсутствующими,
определение управляющего имуществом
таких лиц и заключение с ним договора
о доверительном управлении имуществом;
20) дача согласий на снятие детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
с регистрационного учета по месту жительства
или по месту временного пребывания;
21) дача согласий на перевод
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, из одного образовательного
учреждения в другое либо на изменение
формы обучения до получения ими общего
образования, а также на исключение таких
лиц из любого образовательного учреждения;
22) назначение представителя
для защиты прав и интересов детей в случае,
если между интересами родителей и детей
имеются противоречия;
23) дача согласия на установление
отцовства в случаях, предусмотренных
федеральным законодательством;
24) представление заключения
в суд об обоснованности и соответствии
интересам ребенка усыновления (удочерения),
участие в судебных заседаниях по вопросам
усыновления (удочерения) и его отмены;
25) разрешение вопросов, связанных
с изменением фамилии и имени несовершеннолетних
в случаях, предусмотренных федеральным
законодательством;
26) разрешение спорных вопросов
между родителями ребенка (иными законными
представителями) и родственниками в случаях,
установленных федеральным законодательством;
27) дача заключений и участие
в судебных заседаниях в случаях, предусмотренных
федеральным законодательством;
28) участие в исполнении судебных
решений об отобрании и передаче детей
другим лицам в случаях, установленных
федеральным законодательством;
29) дача предварительного разрешения
на распоряжение средствами материнского
(семейного) капитала усыновителям, опекунам,
попечителям или приемным родителям в
случаях, установленных федеральным законодательством;
30) дача согласия на зачисление
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в списки воинских частей в
качестве воспитанников;
31) сообщение об установлении
опеки над лицами, признанными судом недееспособными,
об опеке, попечительстве и управлении
имуществом несовершеннолетних лиц, лиц,
ограниченных судом в дееспособности,
дееспособных лиц, над которыми установлено
попечительство в форме патронажа, лиц,
признанных судом безвестно отсутствующими,
а также о последующих изменениях, связанных
с указанной опекой, попечительством или
управлением имуществом, в налоговые органы
по месту своего нахождения;
32) дача предварительного согласия
на обмен жилыми помещениями в случаях,
установленных федеральным законодательством;
33) принятие решений о проведении
психиатрического освидетельствования,
профилактического осмотра, помещении
в психиатрический стационар граждан
в случаях, установленных федеральным
законодательством;
34) дача согласий на заключение
трудовых договоров с несовершеннолетними
в случаях, установленных федеральным
законодательством;
35) объявление несовершеннолетнего
полностью дееспособным (эмансипированным)
в случае согласия обоих родителей, усыновителей
или попечителей;
36) выдача предварительного
разрешения на расходование опекунами
или попечителями доходов подопечного
в случаях, установленных федеральным
законодательством;
37) выбор формы устройства детей,
оставшихся без попечения родителей;
38) участие в уголовных делах
в соответствии с федеральным законодательством;
39) организация и обеспечение
направления сведений о детях, оставшихся
без попечения родителей, в региональный
банк данных о детях, оставшихся без попечения
родителей;
40) дача заключения о возможности
временной передачи ребенка, находящегося
в организации для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в
семью гражданина;
41) ведение личных дел несовершеннолетних
подопечных;
42) заключение договоров с образовательными
организациями, медицинскими организациями,
организациями, оказывающими социальные
услуги, или иными организациями, в том
числе организациями для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей,
об осуществлении отдельных полномочий
органов опеки и попечительства;
43) выявление и учет детей, права
и законные интересы которых нарушены,
и принятие мер по защите их прав и законных
интересов;
44) осуществление иных полномочий
в отношении несовершеннолетних, недееспособных
и не полностью дееспособных лиц, а также
совершеннолетних дееспособных граждан,
которые по состоянию здоровья не способны
самостоятельно осуществлять и защищать
свои права и исполнять свои обязанности
в соответствии с федеральным законодательством.
Кроме того, к полномочиям органов опеки
и попечительства помимо установленных
федеральным законодательством относятся:
1) участие в деятельности по
профилактике социального сиротства;
2) содействие в защите жилищных
прав детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в том числе по обеспечению
их жилой площадью в случаях, предусмотренных
действующим законодательством;
3) содействие в защите прав
и охраняемых законом интересов лицам
из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в возрасте от
18 до 23 лет;
4) формирование регионального
банка данных приемных семей;
5) формирование реестра недееспособных
и не полностью дееспособных граждан.
Таким образом, с позиций действующего
законодательства перечисленные выше
полномочия отнесены к разряду государственных
и, следовательно, другие юридические
и физические лица не вправе их выполнять.
На это обстоятельство указывает и абз.
3 п.1 ст. 121 СК РФ, в соответствии с которым
деятельность других, кроме органов опеки
и попечительства, юридических и физических
лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся
без попечения родителей, не допускается.
1.2. Перспективы
развития органов опеки и попечительства.
Деятельность
по опеке и попечительству в отношении
несовершеннолетних должно предполагать
реализацию значительного количества
практических мероприятий в области оказания
услуг детям и родителям и иным лицам.
Эти мероприятия должны оказывать только
соответствующие профессиональные службы.
Они могут создаваться непосредственно
в структуре органа опеки и попечительства
(специализированное подразделение), который
будет иметь соответствующие полномочия
и иметь необходимое кадровое и методологическое
обеспечение.
Следующей
мерой можно назвать организацию взаимодействия
органов опеки и попечительства с действующими
учреждениями, которые осуществляют определенные
функции по оказанию психологической,
педагогической, медицинской, социальной,
правовой и иной профессиональной помощи
семьям и детям. К таким учреждениям относятся:
-учреждения
социального образования (специализированные
учреждения для детей, которые
нуждаются в психологической, педагогической,
медицинской, социальной помощи, учреждения
для детей-сирот и детей, которые
остались без попечения родителей
и т.д.);
-учреждения
социального обслуживания (специализированные
учреждения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации,
территориальные центры социальной
помощи семье и детям, центры
психологическо-педагогической помощи
населению, центры экстренной психологической
помощи и т.д.);
-учреждения
системы здравоохранения (дома ребенка
и т.д.) и другие.
Вышеуказанные
учреждения могут выполнять определенную
работу по профилактике социального сиротства,
содействию устройства детей, которые
остались без попечения родителей.
Взаимодействие
с учреждением органа опеки и попечительства
может осуществляться на основании соглашения
о сотрудничестве, заключаемом между органом
опеки и попечительства и учреждением.
Особое
место в организации работы по опеке и
попечительству в отношении несовершеннолетних
занимает обеспечение гарантий и прав
ребенка жить и воспитываться в семье.
Это правило закреплено в международных
документах по вопросам защиты прав и
законных интересов детей (например, Конвенция
о правах ребенка), а так же в российском
законодательстве. Деятельность по защите
права ребенка жить и воспитываться в
семье предполагает следующие направления:
профилактика социального сиротства,
развитие различных форм семейного устройства
детей, которые остались без попечения
родителей.
Профилактическая
работа с семьями и детьми должна предусматривать
создание условий для своевременного
выявления проблем на ранней стадии семейного
неблагополучия, сохранения ребенку его
родной семьи. Все эти мероприятия должны
быть приоритетными направлениями в деятельности
органов опеки и попечительства.
Объектом
профилактической и реабилитационной
работы органов опеки и попечительства
должны рассматриваться не только дети,
которые остались без попечения родителей,
но и дети, которые еще не лишены родительского
попечения, но которые находятся в обстановке,
представляющей угрозу для их жизни, здоровью
или препятствующую их воспитанию.
Обязанность
органов опеки и попечительства осуществлять
профилактическую и реабилитационную
работу с такими семьями и детьми должна
быть закреплена на законодательном уровне.
Деятельность
органа опеки и попечительства по профилактике
социального сиротства должны быть ориентирована
на выполнение следующих задач:
-своевременное
выявление ребенка, проживающего
в семье и находящегося в
ситуации, угрожающей его жизни
и здоровью;
-организация
профилактической и реабилитационной
работы с ребенком и его
семьей на начальной стадии
возникновения семейных проблем;
-организация
работы по профилактике отказа
родителей от ребенка, в том
числе отказа взять ребенка
из родильного дома или иного
детского учреждения, дачи согласия
на усыновление или удочерение
ребенка;
организация
информационного, социального, психологического
сопровождения семьи ребенка в целях оказания
помощи семье в воспитании ребенка и осуществления
эффективного контроля за условиями его
жизни и воспитания.
Вышеуказанные
мероприятия должны осуществляться в
рамках плана по защите прав и интересов
ребенка, который должен быть разработан
и утвержден органами опеки и попечительства.
Действия
органов опеки и попечительства должны
быть направлены на сохранение семьи,
создания условия для воспитания в родной
семье. Инициатива вопроса лишения родительных
прав должна быть рассмотрена как самая
крайняя мера воздействия на родителей,
и должна применяться только тогда, когда
другие меры не принесли результата. Так
же органам опеки и попечительства следует
проводить профилактическую и реабилитационную
работу с родителями, лишенными родительских
прав или ограниченными в правах, оказывать
необходимую помощь с целью восстановления
семьи.
Необходимо
направлять деятельность органов опеки
и попечительства по устройству детей
в семью, которая постоянно проживает
на территории российской Федерации. При
устройстве детей в семь необходимо развивать
различные формы семейного устройства
таких детей (интернаты), расширение возможности
устройства детей в семьи граждан РФ. Устройство
детей в зарубежные семьи на некоторых
примерах приносит плачевный результат,
вплоть до лишения жизни устроенного ребенка.
В
рамках своей деятельности по устройству
детей, оставшихся без попечения родителей,
на воспитание в семьи, органы опеки и
попечительства обязаны обеспечивать
поиск и подбор граждан, желающих стать
усыновителями, опекунами (попечителями),
приемными родителями. Соответствующие
мероприятия должны осуществляться как
территориальными органами, так и государственными
органами опеки и попечительства.
Реализация
данного направления требует планирования
и информирование населения о возможностях
устройства детей, оставшихся без попечения
родителей.
Указанную
информацию необходимо размещать в источниках,
доступных широкому кругу лиц:
-на
телевидении и радио (ролики социальной
рекламы, специализированные программы,
которые посвящены вопросам защиты
прав детей, оставшихся без попечения
родителей); в сети Интернет; в
печатных средствах массовой
информации; в буклетах, брошюрах, распространяемых
бесплатно;
-в
общественных местах, в государственных,
муниципальных и негосударственных
учреждениях, организациях, предприятиях
(на улицах, в транспортных средствах,
организациях культуры, досуга), зданиях
местных администраций, в почтовых отделениях,
отделениях Сбербанка и т.д., в том числе
в виде объявлений, наружной рекламы (плакатов,
стендов или иных технических средств).
Размещаемая
информация должна содержать, в том числе
сведения в различных формах семейного
устройства детей; об органах и учреждениях,
в которые следует обращаться гражданам,
желающим принять ребенка на воспитание
в семью; об предъявляемых требованиях
к кандидатам в усыновители, опекуны (попечители),
приемные родители; о законодательных
и нормативных правовых актах, регулирующих
вопросы передачи детей, оставшихся без
попечения родителей, на воспитание в
семью; о детях, которые могут быть устроены
на воспитание в семьи граждан. При создании
и распространении информации о детях,
оставшихся без попечения родителей, следует
руководствоваться требованиям статьи
8 Федерального закона «О государственном
банке данных о детях, оставшихся без попечения
родителей».
В
целях своевременного устройства детей
необходимо соблюдение порядка со сроков
передачи сведений о детях. Оставшихся
без попечения родителей, которые могут
быть устроены на воспитанию в семью. Это
должно обеспечиваться органами опеки
и попечительства.
Следует
отметить, что передача сведений о ребенке
в региональный и федеральные банки данных
не должно освобождать органы опеки и
попечительства от ответственности за
устройство детей. Органы опеки и попечительства
обязаны продолжать работу по поиску возможностей
для передачи детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семьи граждан.
Важным
моментом деятельности по устройству
детей является психолого-педагогическая
подготовка лиц, желающих принять ребенка
в семью. Она необходима для снижения риска
возникновения в дальнейшем проблем, связанных
с воспитанием детей в новой семье, в том
числе жестокого обращения с детьми, причинения
вреда жизни и здоровью, а так же возвращения
(изъятия) детей из семьи, что может нанести
травму ребенку.