Органы опеки и попечительства несовершеннолетних в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 09:44, реферат

Краткое описание

Актуальность темы «органы опеки и попечительства несовершеннолетних в Российской Федерации». Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Изучение органов опеки и попечительства как правового явления
Понятие, задачи и функции органов опеки и попечительства
Перспективы развития органов опеки и попечительства
Органы опеки и попечительства в РФ: проблемы разграничения полномочий
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа,Булаевой Марии.docx

— 55.23 Кб (Скачать файл)

титульный

 

Оглавление

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. Изучение органов опеки и попечительства как правового явления
    1. Понятие, задачи и функции органов опеки и попечительства
    2. Перспективы развития органов опеки и попечительства
    3. Органы опеки и попечительства в РФ: проблемы разграничения полномочий

Заключение

Литература

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Актуальность темы «органы опеки и попечительства несовершеннолетних в Российской Федерации». Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина. К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными.  Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей,  длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т. п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) и иными причинами.  Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права, то есть по своей сути является комплексным. В Гражданском Кодексе нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособность граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в ГК содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В СК нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельный раздел и регламентируют опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительской заботы. В Семейном кодексе соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством). Институт опеки и попечительства наряду с усыновлением и приемной семьей играет важную роль в создании условий для воспитания в семье детей, лишенных родительской заботы. Благодаря установлению опеки (попечительства) несовершеннолетние получают возможность осуществлять принадлежащие им права, а также приобретать права и нести обязанности, предоставленные любому гражданину.

Состояние научной разработанности проблемы. Много лет занимались проблемами опеки и попечительства Александров И.Ф., Барков А.В., Кирилловых А.А., Яковлева Н.В. Изучением сиротства, как социального явления занимались и ученые нашей страны, и зарубежные специалисты. Большой вклад в разработку проблем опеки и попечительства внесли Михеева Л.Ю, Михайлова И.А., Черемухина Ю., Фетисова О.В., Нечаева А.М. Шерстнева Н.С. и другие.

Целью выполнения курсовой работы является изучение опеки и попечительства как правого явления;

Объект исследования: органы опеки и попечительства несовершеннолетних в Российской Федерации.

Предмет исследования: правовой аспект опеки и попечительства над несовершеннолетними в современной России.

В соответствии с целью выполнения данной работы основные задачи комплексной разработки темы сводятся к тому, чтобы: 
- рассмотреть понятие задачи и функции органов опеки и попечительства; 
- рассмотреть перспективы развития органов опеки и попечительства; 
- рассмотреть органы опеки и попечительства в РФ: проблемы разграничения полномочий;

метод исследования: осуществлен путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.

    1. Понятие, задачи и функции органов опеки и попечительства.

 

В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса РФ защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляют органы опеки и попечительства. 
В соответствии с п. 2 ст. 121 СК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" определяются следующие полномочия данных органов: 
           1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; 
2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности; 
3) установление опеки или попечительства; 
4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; 
5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; 
6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; 
7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации; 
8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных; 
9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации; 
10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах; 
11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей. 
Компетенция органов опеки и попечительства должна детально определяться в законах субъектов РФ. В связи с этим определяются следующие полномочия органов опеки и попечительства: 
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; 
2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности; 
3) установление опеки или попечительства; 
4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; 
5) освобождение и отстранение в соответствии с федеральным законодательством опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; 
6) выдача в соответствии с федеральным законодательством разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; 
7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; 
8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат федеральному законодательству и (или) законодательству автономного округа или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных; 
9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; 
10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах; 
11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством; 
12) издание актов по вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства; 
13) назначение помощников совершеннолетним дееспособным гражданином, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности; 
14) осуществление функций опекуна и попечителя в порядке и случаях, установленных федеральным законодательством; 
15) осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка на основании изданного органами опеки и попечительства акта; 
16) направление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведений о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения; 
17) дача согласий на отчуждение и (или) на передачу в ипотеку жилого помещения в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством; 
18) защита наследственных прав несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных граждан в случаях, установленных федеральным законодательством; 
19) защита имущественных прав лиц, признанных безвестно отсутствующими, определение управляющего имуществом таких лиц и заключение с ним договора о доверительном управлении имуществом; 
20) дача согласий на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту временного пребывания; 
21) дача согласий на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения; 
22) назначение представителя для защиты прав и интересов детей в случае, если между интересами родителей и детей имеются противоречия; 
23) дача согласия на установление отцовства в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; 
24) представление заключения в суд об обоснованности и соответствии интересам ребенка усыновления (удочерения), участие в судебных заседаниях по вопросам усыновления (удочерения) и его отмены; 
25) разрешение вопросов, связанных с изменением фамилии и имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; 
26) разрешение спорных вопросов между родителями ребенка (иными законными представителями) и родственниками в случаях, установленных федеральным законодательством; 
27) дача заключений и участие в судебных заседаниях в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; 
28) участие в исполнении судебных решений об отобрании и передаче детей другим лицам в случаях, установленных федеральным законодательством; 
29) дача предварительного разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам, попечителям или приемным родителям в случаях, установленных федеральным законодательством; 
30) дача согласия на зачисление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки воинских частей в качестве воспитанников; 
31) сообщение об установлении опеки над лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом несовершеннолетних лиц, лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения; 
32) дача предварительного согласия на обмен жилыми помещениями в случаях, установленных федеральным законодательством; 
33) принятие решений о проведении психиатрического освидетельствования, профилактического осмотра, помещении в психиатрический стационар граждан в случаях, установленных федеральным законодательством; 
34) дача согласий на заключение трудовых договоров с несовершеннолетними в случаях, установленных федеральным законодательством; 
35) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) в случае согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей; 
36) выдача предварительного разрешения на расходование опекунами или попечителями доходов подопечного в случаях, установленных федеральным законодательством; 
37) выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей; 
38) участие в уголовных делах в соответствии с федеральным законодательством; 
39) организация и обеспечение направления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей; 
40) дача заключения о возможности временной передачи ребенка, находящегося в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью гражданина; 
41) ведение личных дел несовершеннолетних подопечных; 
42) заключение договоров с образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об осуществлении отдельных полномочий органов опеки и попечительства; 
43) выявление и учет детей, права и законные интересы которых нарушены, и принятие мер по защите их прав и законных интересов; 
44) осуществление иных полномочий в отношении несовершеннолетних, недееспособных и не полностью дееспособных лиц, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности в соответствии с федеральным законодательством. Кроме того, к полномочиям органов опеки и попечительства помимо установленных федеральным законодательством относятся: 
1) участие в деятельности по профилактике социального сиротства; 
2) содействие в защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных действующим законодательством; 
3) содействие в защите прав и охраняемых законом интересов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет; 
4) формирование регионального банка данных приемных семей; 
5) формирование реестра недееспособных и не полностью дееспособных граждан. 
Таким образом, с позиций действующего законодательства перечисленные выше полномочия отнесены к разряду государственных и, следовательно, другие юридические и физические лица не вправе их выполнять. На это обстоятельство указывает и абз. 3 п.1 ст. 121 СК РФ, в соответствии с которым деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

 

 

1.2. Перспективы  развития органов опеки и попечительства.

Деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних должно предполагать реализацию значительного количества практических мероприятий в области оказания услуг детям и родителям и иным лицам. Эти мероприятия должны оказывать только соответствующие профессиональные службы. Они могут создаваться непосредственно в структуре органа опеки и попечительства (специализированное подразделение), который будет иметь соответствующие полномочия и иметь необходимое кадровое и методологическое обеспечение.

Следующей мерой можно назвать организацию взаимодействия органов опеки и попечительства с действующими учреждениями, которые осуществляют определенные функции по оказанию психологической, педагогической, медицинской, социальной, правовой и иной профессиональной помощи семьям и детям. К таким учреждениям относятся:

-учреждения  социального образования (специализированные  учреждения для детей, которые  нуждаются в психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи, учреждения  для детей-сирот и детей, которые  остались без попечения родителей  и т.д.);

-учреждения  социального обслуживания (специализированные  учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, территориальные центры социальной  помощи семье и детям, центры  психологическо-педагогической помощи  населению, центры экстренной психологической  помощи и т.д.);

-учреждения  системы здравоохранения (дома ребенка  и т.д.) и другие.

Вышеуказанные учреждения могут выполнять определенную работу по профилактике социального сиротства, содействию устройства детей, которые остались без попечения родителей.

Взаимодействие с учреждением органа опеки и попечительства может осуществляться на основании соглашения о сотрудничестве, заключаемом между органом опеки и попечительства и учреждением.

Особое место в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних занимает обеспечение гарантий и прав ребенка жить и воспитываться в семье. Это правило закреплено в международных документах по вопросам защиты прав и законных интересов детей (например, Конвенция о правах ребенка), а так же в российском законодательстве. Деятельность по защите права ребенка жить и воспитываться в семье предполагает следующие направления: профилактика социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, которые остались без попечения родителей.

Профилактическая работа с семьями и детьми должна предусматривать создание условий для своевременного выявления проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку его родной семьи. Все эти мероприятия должны быть приоритетными направлениями в деятельности органов опеки и попечительства.

Объектом профилактической и реабилитационной работы органов опеки и попечительства должны рассматриваться не только дети, которые остались без попечения родителей, но и дети, которые еще не лишены родительского попечения, но которые находятся в обстановке, представляющей угрозу для их жизни, здоровью или препятствующую их воспитанию.

Обязанность органов опеки и попечительства осуществлять профилактическую и реабилитационную работу с такими семьями и детьми должна быть закреплена на законодательном уровне.

Деятельность органа опеки и попечительства по профилактике социального сиротства должны быть ориентирована на выполнение следующих задач:

-своевременное  выявление ребенка, проживающего  в семье и находящегося в  ситуации, угрожающей его жизни  и здоровью;

-организация  профилактической и реабилитационной  работы с ребенком и его  семьей на начальной стадии  возникновения семейных проблем;

-организация  работы по профилактике отказа  родителей от ребенка, в том  числе отказа взять ребенка  из родильного дома или иного  детского учреждения, дачи согласия  на усыновление или удочерение  ребенка;

организация информационного, социального, психологического сопровождения семьи ребенка в целях оказания помощи семье в воспитании ребенка и осуществления эффективного контроля за условиями его жизни и воспитания.

Вышеуказанные мероприятия должны осуществляться в рамках плана по защите прав и интересов ребенка, который должен быть разработан и утвержден органами опеки и попечительства.

Действия органов опеки и попечительства должны быть направлены на сохранение семьи, создания условия для воспитания в родной семье. Инициатива вопроса лишения родительных прав должна быть рассмотрена как самая крайняя мера воздействия на родителей, и должна применяться только тогда, когда другие меры не принесли результата. Так же органам опеки и попечительства следует проводить профилактическую и реабилитационную работу с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными в правах, оказывать необходимую помощь с целью восстановления семьи.

Необходимо направлять деятельность органов опеки и попечительства по устройству детей в семью, которая постоянно проживает на территории российской Федерации. При устройстве детей в семь необходимо развивать различные формы семейного устройства таких детей (интернаты), расширение возможности устройства детей в семьи граждан РФ. Устройство детей в зарубежные семьи на некоторых примерах приносит плачевный результат, вплоть до лишения жизни устроенного ребенка.

В рамках своей деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, органы опеки и попечительства обязаны обеспечивать поиск и подбор граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями. Соответствующие мероприятия должны осуществляться как территориальными органами, так и государственными органами опеки и попечительства.

Реализация данного направления требует планирования и информирование населения о возможностях устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Указанную информацию необходимо размещать в источниках, доступных широкому кругу лиц:

-на  телевидении и радио (ролики социальной  рекламы, специализированные программы, которые посвящены вопросам защиты  прав детей, оставшихся без попечения  родителей); в сети Интернет; в  печатных средствах массовой  информации; в буклетах, брошюрах, распространяемых  бесплатно;

-в  общественных местах, в государственных, муниципальных и негосударственных  учреждениях, организациях, предприятиях (на улицах, в транспортных средствах, организациях культуры, досуга), зданиях местных администраций, в почтовых отделениях, отделениях Сбербанка и т.д., в том числе в виде объявлений, наружной рекламы (плакатов, стендов или иных технических средств).

Размещаемая информация должна содержать, в том числе сведения в различных формах семейного устройства детей; об органах и учреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью; об предъявляемых требованиях к кандидатам в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители; о законодательных и нормативных правовых актах, регулирующих вопросы передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи граждан. При создании и распространении информации о детях, оставшихся без попечения родителей, следует руководствоваться требованиям статьи 8 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

В целях своевременного устройства детей необходимо соблюдение порядка со сроков передачи сведений о детях. Оставшихся без попечения родителей, которые могут быть устроены на воспитанию в семью. Это должно обеспечиваться органами опеки и попечительства.

Следует отметить, что передача сведений о ребенке в региональный и федеральные банки данных не должно освобождать органы опеки и попечительства от ответственности за устройство детей. Органы опеки и попечительства обязаны продолжать работу по поиску возможностей для передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Важным моментом деятельности по устройству детей является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в семью. Она необходима для снижения риска возникновения в дальнейшем проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе жестокого обращения с детьми, причинения вреда жизни и здоровью, а так же возвращения (изъятия) детей из семьи, что может нанести травму ребенку.

Информация о работе Органы опеки и попечительства несовершеннолетних в Российской Федерации