Органы опеки и попечительства несовершеннолетних в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 09:44, реферат

Краткое описание

Актуальность темы «органы опеки и попечительства несовершеннолетних в Российской Федерации». Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Изучение органов опеки и попечительства как правового явления
Понятие, задачи и функции органов опеки и попечительства
Перспективы развития органов опеки и попечительства
Органы опеки и попечительства в РФ: проблемы разграничения полномочий
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа,Булаевой Марии.docx

— 55.23 Кб (Скачать файл)

На органы опеки и попечительства должны возлагаться следующие задачи и функции:

-обеспечение  разработки программ психолого-педагогической  и правовой подготовки граждан, желающих принять ребенка на  воспитание в семью, с учетом  специфики различных форм семейного  устройства детей, оставшихся без  попечения родителей;

-определение  органов и учреждений, ответственных  за разработку и/или реализацию  таких программ (на региональном, государственном уровнях);

-обеспечение  информирования граждан, желающих  принять ребенка на воспитание  в семью, о возможности и целесообразности  прохождения программы подготовки  к приему в семью ребенка  и организация прохождения ими  такой программы на добровольной  основе.

В настоящее время на законодательном уровне не закреплена обязанность прохождения кандидатами в усыновители, опекуны (попечители) и приемные родители специальной подготовки к приему ребенка на воспитание.

В целях защиты прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в семьи граждан, необходимо обеспечивать осуществление эффективного контроля за их адаптацией в замещающей семье, а так же психологическое, педагогическое, медицинское сопровождение замещающей семье.

Необходимо, чтобы значительный объем работы по подбору, подготовке и сопровождению семей, принимающих детей на воспитание, а так же обеспечение контроля за условиями жизни и воспитания детей выполнялся службами органами опеки и попечительства.

Значительным аспектом организации работы органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства, устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитания в семьи граждан, защите прав и законных интересов несовершеннолетних является установление показателей результативности и эффективности указанной деятельности.

К таким показателям можно отнести:

-сокращение  численности детей, оставшихся без  попечения родителей;

-сокращение  численности детей, оставшихся без  попечения родителей, воспитывающихся  в интернатных учреждениях;

-увеличение  численности детей, устраиваемых  на воспитание в семьи РФ;

-сокращение  сроков пребывания детей, оставшихся  без попечения родителей, в интернатом учреждении, до устройства в семью;

-уменьшение  количества интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-рост  числа граждан РФ. Желающих усыновить  детей;

-рост  числа граждан. Прошедших подготовку к приему ребенка в семью и получившие заключение о возможности принять ребенка в свою семью;

-сокращение  количества детей, родители которых  отказались взять их из родильного  дома или иного учреждения  здравоохранения, образовательного  учреждения, учреждения социальной  защиты населения или из других  аналогичных учреждений, дали согласие на их усыновление (удочерение), покинутых детей;

-сокращение  количества отмен решений о  помещении ребенка в семью;

-уменьшение  численности выявленных детей, находящихся  в обстановке, представляющей угрозу  из жизни и здоровью или  препятствующей их воспитанию, детей  и семей, находящихся в опасном  положении;

-уменьшение  численности детей, которых отобрали  у родителей при непосредственной  угрозе жизни детей;

-уменьшение  численности детей, родители которых  лишены родительских прав, ограничены  в родительских правах, численности  родителей, лишенных родительских  прав, ограниченных в родительских  правах;

-увеличение  численности детей, родители которых  восстановлены в родительских  правах или в отношении которых  отменено ограничение в родительских  правах, численности родителей, восстановленных  в родительских правах, родителей, в отношении которых отменено  ограничение в родительских правах;

-увеличение  численности детей, возращенных  в родную семью;

-уменьшение  численности родителей, не исполняющих  обязанности по воспитанию, обучению  и содержанию своих детей;

-уменьшение  численности нарушения личных  неимущественных и имущественных  прав несовершеннолетних.

 

1.3 Органы опеки и попечительства  в РФ: проблемы разграничения  полномочий.

 
Защиту прав детей-сирот, их содержание и обеспечение вышеназванных гарантий относится к компетенции государственных и местных органов власти. 
Государственные и муниципальные органы и учреждения, призванные защищать права и свободы детей-сирот, реализуют государственную политику, устанавливают определенный порядок взаимодействия органов и учреждений, межведомственных взаимосвязей, направленных на поддержку несовершеннолетних. Обеспечение элементарных потребностей несовершеннолетних в личной безопасности, жилье, образовании, здравоохранении, создающих необходимые условия для процесса эффективной социализации детей-сирот – это задача компетентных органов, комитетов, комиссий, организаций, учреждений и ведомств, наделенные соответствующими полномочиями. 
Таким образом, гарантом процесса эффективной социализации личности в современных условиях при непосредственном участии всех ее субъектов выступает система социальной защиты детей-сирот, но непосредственно функцию защиты прав и свобод каждого ребенка выполняют органы опеки и попечительства. 
В настоящее время система государственных и муниципальных органов, призванных защищать права и свободы детей-сирот, создавать условия для их полноценного безопасного существования и развития, находится в стадии становления. Ведется поиск новой оптимальной структуры на различных уровнях управленческой деятельности. 
Права ребенка осуществляются на трех уровнях: на уровне федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и на уровне местного самоуправления. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет организационные основы и нормы государственной политики по социальной защите детства на каждом уровне. 
Рассмотрим основные обязанности органов власти, призванных осуществлять заботу о детях – сиротах: 
Система федеральных органов власти 
К полномочиям органов федеральной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся: 
- установление основ федеральной политики в интересах детей; 
- выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности; 
- формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций; 
- установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка; 
- исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка. 
На федеральном уровне в систему федеральных органов власти, призванных защищать детей-сирот входят Президент РФ, определяющий основные направления внутренней м внешней политики РФ, Федеральное собрание РФ, принимающее и одобряющее законы по конкретным аспектам социальной защиты детей-сирот и федеральные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в области защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Так же исполнительные органы осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей-сирот, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и в других областях в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
Суды Российской Федерации (Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный Суды РФ, нижестоящие арбитражные суды и суды общей юрисдикции, мировые судьи), рассматривающие спорные и проблемные ситуации в области социальной защиты детей-сирот (лишение родительских прав, усыновление и т.д.) 
Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. 
В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации прокурор совместно с органами опеки и попечительства рассматривает дела о лишении и ограничении родительских прав, участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов, то есть принимает непосредственное участие в производстве следствия по делам несовершеннолетнего. По результатам проверок семейного благополучия органами опеки и попечительства прокурор осуществляет надзор. 
Прокуратура осуществляет надзор за розыском без вести пропавших детей, своевременной выдачей пособий, пенсий, стипендий, соблюдением предоставления льгот, за оказанием бесплатных образовательных и медицинских услуг детям, проверяет законность сделок с жильем, в результате которых оказываются незащищенными права и законные интересы детей-сирот. Прокурор осуществляет надзор за сделками с имуществом ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, со стороны опекунов или попечителей (сделки по отчуждению имущества, сдачи его в наем или залог, раздел имущества подопечного или выделение из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного). 
Система органов власти субъекта РФ 
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов[20]. 
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров, и в своей деятельности они руководствуются законодательством субъектов Российской Федерации. 
Субъекты РФ могут устанавливать дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 
В систему органов власти субъекта РФ, осуществляющим социальную защиту детей-сирот входят: 
- Высшее должностное лицо субъекта РФ. 
- Орган законодательной власти субъекта РФ. 
- Уставные суды. 
- Органы исполнительной власти субъекта РФ. 
Как правило, для осуществления функций по социальной защите детей-сирот в субъектах РФ создаются органы (комитеты, департаменты, подразделения и т.д.) общей и специальной компетенции. 
Органы власти субъектов РФ могут создавать и другие подразделения, осуществляющие социальную защиту детей-сирот, в соответствии с региональными конституциями и уставами. 
Система местных органов власти 
Органами местного самоуправления, на которые возложена задача решения проблем детей-сирот являются органы опеки и попечительства. Они принимают непосредственное участие в жизни детей, оставшихся без попечения родителей, в своей деятельности руководствуются Семейным Кодексом РФ, Гражданским и Жилищными Кодексами, иными федеральными законами и 
Уставами муниципальных образований. 
Орган опеки и попечительства занимается вопросами установления опеки, защитой личных и имущественных прав детей-сирот, выявлением детей, оставшихся без попечения родителей, и дальнейшим их устройством либо в приемные семьи, либо в учреждения на полное государственное обеспечение и др. 
Основной задачей опеки и попечительства является создание для несовершеннолетнего условий, максимально приближенных к семейному воспитанию. 
Предметами ведения органа опеки и попечительства являются: 
1. Установление опеки и попечительства; 
2. Назначение пособия опекаемым несовершеннолетним детям. 
3. Защита в судебном порядке личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, недееспособных, престарелых, нуждающихся в попечении. 
4. Лишение в судебном порядке родительских прав граждан, уклоняющихся от выполнения своих родительских обязанностей. 
5. Организация систематического выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите. 
6. Устройство несовершеннолетних детей в сиротские учреждения; 
7. Осуществление мер по надзору за деятельностью опекунов и попечителей, принятие мер по освобождению или отстранению опекунов (попечителей) от выполнения возложенных на них обязанностей. 
8. Осуществление подбора лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, подготовка материалов, необходимых для назначения опекуна или попечителя. 
9. Усыновление; 
10. Оказание помощи опекунам, попечителям, усыновителям в воспитании, организации отдыха, лечении, трудоустройстве и социальной защите подопечных. 
11. Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам опеки и попечительства и принятие по ним необходимых мер. 
12. Представление на комиссию по опеке и попечительству документов граждан, желающих получить разрешение на различные сделки с жилыми помещениями. 
13. Обращения в государственные, общественные и иные организации для получения необходимых документов и материалов по защите личных и . имущественных прав несовершеннолетних. 
14. Решение вопроса о перемене имени, фамилии несовершеннолетних по заявлению родителей. 
15. Снижение брачного возраста. 
16. Разрешение установления отцовства в случае смерти матери несовершеннолетнего. 
17. Осуществление учета и контроля лиц из числа детей-сирот, выпускников детских сиротских учреждений, проживающих на территории округа. 
18. Осуществление контроля и недопущения незаконных сделок с жилой площадью, где зарегистрированы дети, лишенные родительского попечения, и дети из социально неблагополучных семей. 
Следует отметить, что органы опеки и попечительства несут в соответствии с российским законодательством всю полноту ответственности за своевременное выявление детей, оставшихся без попечения родителей, их устройство и защиту прав[15]. 
Кроме органа опеки и попечительства вопросами социальной защиты детей-сирот занимаются представительный орган муниципального образования, высшее должностное лицо муниципального образования и другие органы, созданные в соответствии с уставами МО. 
- Образовательные и учебно-воспитательные учреждения выступают также в роли активных субъектов социальной защиты детства: дошкольные учреждения, образовательные учреждения общего среднего, начального профессионального образования, специальные коррекционные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования (художественные, спортивные и др. школы), которые профессионально организуют время учащегося, обеспечивают его защиту. Образовательные и учебно-воспитательные учреждения оказывают содействие ребенку-сироте в реализации и защите его прав и законных интересов, реализуют право детей на получение образования, в том числе профессиональную подготовку, охрану здоровья и медицинское обслуживание, на разностороннее развитие личности, на уважение других его прав и личного достоинства. В настоящее время в Российской Федерации в аспекте реализации Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 г., начиная с дошкольных образовательных учреждений, ребенка знакомят с основными положениями этого международного стандарта, вооружая учащегося знаниями его гражданских прав и способами их защиты. 
- органы управления предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений и т. д., а также трудовые коллективы, профсоюзы. Предприятия могут оказывать материальную помощь отдельным категориям семей, содействовать в организации летнего отдыха и оздоровления детей-сирот, реализовывать требования законодательства об особом режиме труда отдельных категорий работников (например, родителям, имеющих малолетних детей, ребенка-инвалида), создавать более высокий уровень гарантий своим работникам по сравнению с действующим трудовым законодательством (например, устанавливать щадящий график работы для многодетных матерей, матерей-одиночек и др.). 
- Политические партии. В отличие от государства, они не располагают для этого административными, кадровыми, финансовыми и материальными ресурсами. И, тем не менее, положения о социальной защите детей-сирот в разных формах фигурируют в программных документах многих политических объединений. 
- некоммерческие организации, в том числе благотворительные; благотворители; спонсоры, которые занимаются привлечением средств и оказывают благотворительную помощь. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных федеральным законом. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов, которые являются некоммерческими организациями. 
Благотворительные организации могут в трех формах: общественной организации (объединения), фонда и учреждения. 
- средства массовой информации также выступают в роли субъектов социальной защиты детей-сирот. СМИ пропагандируют и распространяют опыт социальной защиты детства, зачастую выступают в качестве инициаторов и организаторов благотворительных акций в защиту детства. 
- церковь. Исторически церквям и монастырям принадлежала важная роль в оказании помощи детям – сиротам: они выступали центрами благотворительной деятельности, предпринимали первые шаги в организации институтов поддержки и помощи особо нуждающимся детям (божедомок, приютов для детей-сирот и незаконнорожденных младенцев). Православная церковь как основной носитель христианства проповедует христианские каноны милосердия. Она и сегодня стремится довести до детского сознания основные церковные постулаты, призывающие людей к добру и справедливости, трудолюбию, призывает своих прихожан-родителей достойно выполнять родительский долг, оказывает непосредственную помощь детям, попавшим в неблагоприятную жизненную ситуацию. 
- семья – это тоже важнейший институт социализации ребенка-сироты. В новом Семейном кодексе закреплены права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей, определены основы правовой защиты детей от насилия в семье, усилены нормы, касающиеся лишения и ограничения родительских прав. 
- социальные педагоги. Сегодня социальные педагоги работают в общеобразовательных учреждениях и центрах помощи семье и детям, в детских домах и реабилитационных центрах, пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей, центрах творчества и т. д. Иначе говоря, реальная и перспективная область профессиональной деятельности социального педагога в сфере социальной защиты детства чрезвычайно многообразна. 
- волонтеры, на безвозмездной основе ведут работу на улице среди беспризорных детей, детей, употребляющих наркотики, помогают в уходе и реабилитации детей-инвалидов в домах-интернатах. 
- преподаватели, научные деятели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководителей студенческой практики, наставников, практические работники, способствующие прохождению практики студентов в различных организациях, учреждениях социальной защиты детства. Именно эти субъекты определяют содержание, формы, методы функционирования, основные направления социальной защиты детства, определяя во многом ее эффективность.

 

 

Заключение

В курсовой работе исследовалась тема «Органы опеки и попечительства несовершеннолетних в Российской Федерации». Данная тема является актуальной.  Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина. К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными.  Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей,  длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т. п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) и иными причинами.  Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права, то есть по своей сути является комплексным. В Гражданском Кодексе нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособность граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в ГК содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В СК нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельный раздел и регламентируют опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительской заботы. В Семейном кодексе соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством). Институт опеки и попечительства наряду с усыновлением и приемной семьей играет важную роль в создании условий для воспитания в семье детей, лишенных родительской заботы. Благодаря установлению опеки (попечительства) несовершеннолетние получают возможность осуществлять принадлежащие им права, а также приобретать права и нести обязанности, предоставленные любому гражданину. Исходя из проведенного исследования можно сделать следующий вывод. В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса РФ защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляют органы опеки и попечительства. В соответствии с п. 2 ст. 121 СК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. А также    деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних должно предполагать реализацию значительного количества практических мероприятий в области оказания услуг детям и родителям и иным лицам. Эти мероприятия должны оказывать только соответствующие профессиональные службы. Они могут создаваться непосредственно в структуре органа опеки и попечительства (специализированное подразделение), который будет иметь соответствующие полномочия и иметь необходимое кадровое и методологическое обеспечение. Необходимо отметить что защиту прав детей-сирот, их содержание и обеспечение вышеназванных гарантий относится к компетенции государственных и местных органов власти. 
Государственные и муниципальные органы и учреждения, призванные защищать права и свободы детей-сирот, реализуют государственную политику, устанавливают определенный порядок взаимодействия органов и учреждений, межведомственных взаимосвязей, направленных на поддержку несовершеннолетних. Обеспечение элементарных потребностей несовершеннолетних в личной безопасности, жилье, образовании, здравоохранении, создающих необходимые условия для процесса эффективной социализации детей-сирот – это задача компетентных органов, комитетов, комиссий, организаций, учреждений и ведомств, наделенные соответствующими полномочиями.

 Таким образом, гарантом процесса эффективной социализации личности в современных условиях при непосредственном участии всех ее субъектов выступает система социальной защиты детей-сирот, но непосредственно функцию защиты прав и свобод каждого ребенка выполняют органы опеки и попечительства. В настоящее время система государственных и муниципальных органов, призванных защищать права и свободы детей-сирот, создавать условия для их полноценного безопасного существования и развития, находится в стадии становления. Ведется поиск новой оптимальной структуры на различных уровнях управленческой деятельности. 

 

 

   

 

Список источников и литературы.

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237. 
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. № 238-239. 
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Российская газета от 27 января 1996 г. N 17.

 

 Литература

4. Грудцына Л.Ю. Семейное право. Вопросы. Примеры. Рекомендации. - М: Бератор, 2010. 
5. Гулидов П.В. Объективные предпосылки изменения Российского законодательства об опеке и попечительстве // Журнал российского права. 2010. N 6. 
6. Еремичев И. А. Семейное право - М.: ИНФРА-М, 2010. 
7. Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2010. 
8. Макарова С.В. Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми: история его становления в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. N 1. 
9. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства и его перспективы – М., 2010. 
10. Михеева Л.Ю. Общие положения об опеке и попечительстве – М., 2010. 
11. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство над взрослыми – М., 2010. 
12. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство над несовершеннолетними по Российскому законодательству – М., 2010. 
13. Муратова С.А. Семейное право - М.: Новый Юрист, 2010. 
14. Нечаева А.М. Семейное право - М.: Юристъ, 2010с. 
15. Пчелинцева Л.М. Семейное право - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010.

Сайты

http://www.usynovite.ru

http://www.garant.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki/Органы_опеки_и_попечительства_в_Российской_Федерации

 

 

 


Информация о работе Органы опеки и попечительства несовершеннолетних в Российской Федерации