Основные теории происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы – выявить особенность происхождения государства и права .
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
- выделить причины и основы происхождения государства,
- рассмотреть социальные взаимоотношения в рамках первобытного общества,
-- рассмотреть основные теории возникновения государства и права, их роль в системе развития государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Исторические предпосылки происхождения государства и права……....4
2. Пути возникновения государства………………………………………….19
2.1. Восточный (азиатский) путь происхождения государства…………….19
2.2 Западный путь происхождения государства…………………………….24
3. Основные теории происхождения государства и права………………….28
3.1. Многочисленность теорий происхождения государства и права……..28
3.2. Материалистическая теория происхождения государства и права……30
3.3.Естественно-правовая теория......................................................................32
3.4.Теория насилия……………………………………………………………..35
Заключение…………………………………………………………………......38
Список использованной литературы…………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач Димок1.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Теория насилия, равно как и ранее рассмотренные теории, отражает взгляды лишь некоторых слоен общества и их представителей на природу государства и па его происхождение.

Наряду с названными теориями в мире всегда существовали и сущест¬вуют другие довольно известные теории.

Среди них можно назвать, в частности, патриархальную теорию, осно¬вателем которой по праву считается древнегреческий философ Аристо¬тель. Согласно учению Аристотеля, государство, являясь продуктом есте¬ственного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к взаимному общению. Такое общение приводит к тому, что из не¬скольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, обнимающей собой все другие образования и формы об¬щения. Оно «появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни» .

Другой широко известной в юридическом мире теорией происхождения государства, а вместе с ним и права является психологическая теория. Суть ее заключается в том, что основные причины возникновения государства и права она усматривает не в окружающей их экономической, социальной и иной среде, а в особенностях психики человека, в «импульси и в эмоциях, которые, согласно воззрениям известного русского ученого Л.И. Петражицкого (1867-1931) - основателя этой теории, играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании государства и права .

Необходимо назвать также органическую теорию происхождения госу¬дарства, приравнивающую государство к человеческому организму и при¬писывающую ему самостоятельные волю и сознание, отличные от воли и сознания входящих в него отдельных людей. Согласно органической тео¬рии, государство является результатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и человеком.

Идеи сопоставимости государства с человеческим организмом развива¬лись еще в трудах древнегреческого философа Платона. Наибольшее разви¬тие они, а вместе с ними и органическая теория в целом получили в конце XIX — начале XX в. Одним из наиболее видных сторонников органической теории происхождения государства был английский ученый-философ Г. Спенсер (1X20 1903). В настоящее время органическая теория хотя и не пользуется прежней популярностью, но имеет хождение на  Западе.

Аналогично обстоит дело и с расовой теорией, которая рассматривавает в качестве основных предпосылок возникновения и развития государства деление общества по расовому признаку. Согласно этой теории, в мире су¬ществуют «высшие» расы, которые призваны господствовать, и «низшие», которым самой природой предназначено находиться в подчинении у «выс¬ших» рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, не¬обходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Расовая теория имеет долгую историю, но наибольшего своего разви¬тия и даже практического применения она достигла в средние века в пе¬риод расцвета колониализма и в первой половине XX в. - в период появле¬ния в Европе фашизма. Сначала «цивилизованные» страны широко использовали ее для оправдания жестокого обращения с туземцами и за¬хвата их земель, а затем одни «цивилизованные» страны (фашистские Гер¬мания и Италия, милитаристская Япония) оправдывали с помощью расо¬вой теории развязанную ими войну против других «цивилизованных» и «нецивилизованных» стран.

Идеи, лежавшие в основе расовой теории, широко использовались в по¬слевоенный период в ходе ведения «холодной войны» между капиталисти¬ческими странами во главе с США и социалистическими во главе с СССР.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискреди¬тирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина, она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

 

                                  Заключение

Опыт исторического развития показывает, что при¬чины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порож¬дающих индивидуальную и общественную жизнь чело¬века. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явле¬ния не односторонне, а во всем разнообразии его про¬явлений в реальной жизни.

В связи с этим имеют полное право на существо¬вание и органическая, и психологическая теории происхождения государства, поскольку ими исследу¬ются биологические и психологические особеннос¬ти человека как члена общества и гражданина госу¬дарства, а общество и государство как система вза¬имодействующих биологических видов, наделенных волей и сознанием. Развитие общества и образова¬ние государства в силу экономических причин не¬возможны без участия психики человека и его физи¬ческих усилий.

В человеке сосредоточено множество интересов: экономических, социальных, политических, нравствен¬ных, религиозных и других, однако все они в итоге реа¬лизуются лишь через физиологию и психику.

Пестрота и противоречивость прогрессивных науч¬ных представлений о происхождении государства впол¬не объяснимы. Главное же состоит в том, что все они концентрируют внимание на человеке как стержне об¬щества и государства.

     Рассматривая основные закономерности возникновения государства и права можно сделать вывод в том, что любое государство, наряду с решением классовых задач в обществе, выполняет и общечеловеческую миссию. Без которой не может существовать ни одно общество.

Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы помочь обществу преодолеть противоречия, найти “нити” согласия и сотрудничества различных слоев населения, общественных сил. Государство выступает и как организация политической власти общества. Для нашей страны и для стран ближнего зарубежья государство на данном этапе своего развития соответствует уровню развития демократии, характеризующейся гласностью, многопартийноситью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием независимого суда.

Демократические государства опираются на право, высшее назначение которого это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Право является системой общеобязательных юридических норм, выражающих интересы общества.

Государство официально устанавливает право,обеспечивает его выполнение. Право же, выражая государственную волю, регулирует общественные отношения, оно проводит в жизнь политику государства, право регулирует поведение людей в государстве, имеет общеобязательный характер.Не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства – признавать и осуществлять эти права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция РФ // Российская  газета от 30.04.93.

2. Ленин В.И.  Полное собрание сочинений в 40т/Государство и революция. Т.33.- М., 1978

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности, государства-М. 1985

4. Алексеев С.С. Общая теория права. т.1. М., ПРАВОВЕД,  2003.

5. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2001, 476 С.

6. Матузов Н.И; А.В. Малько Теория государства и права. М.   2002

7. Общая теория государства и права. (Под ред. А. С. Пиголкина). М.; Манускрипт. 2000. гл. II, III.

8. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 2000. Тема 5, с. 40-44.

9. Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. М., Юристъ, 2002

10. Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2002, с. 48-56.

11. Першин А. И., Монгай А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. - М.; Наука. 1982.

12. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект,  2001

13. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М.; Отечество. 2003.

14. Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19-22.

15. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий "политическая" и "государственная" власть в условиях формирования гражданского общества //Государство и право-, 2001.-№ 3, с. 14-19.

16. Чиркин В. Е. Три ипостаси государства. //Государство и право-. 2001.-№ 8., с. 45-47.

 

 


Информация о работе Основные теории происхождения государства и права