Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 15:26, доклад
Госуда́рство — особый институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общих групп, классов.
Государство оперирует определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами Государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на cобственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями Государства.
По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:
Государственно-правовым режимом
Российской Федерации является демократиче
5. Понятие, признаки и функции права.
см. приложение
6. Понятие и структура нормы права.
Норма права - это установленное либо санкционированное, а также охраняемое государством правило поведения, определяющее права и обязанности лиц в регулируемых общественных отношениях.
Структура нормы права - это ее внутреннее строение. К структурным элементам нормы права относятся:
гипотеза - часть нормы, указывающая на фактические обстоятельства, при наступлении которых следует исполнить установленное правило;
диспозиция - часть нормы, содержащая само правило поведения, указывающая на права и обязанности сторон в регулируемом отношении;
санкция - часть нормы, предусматривающая меры принудительного воздействия, применяемые к нарушителям данного правила поведения.
В статьях нормативно-правовых актов обычно встречаются нормы, имеющие два структурных элемента: гипотезу и диспозицию или гипотезу и санкцию. "Гипотеза - диспозиция", "гипотеза - санкция" - это парные структурные элементы нормы, при наличии которых она вообще может состояться как регулятор общественных отношений. Норма права, имеющая структуру "гипотеза- диспозиция", называется регулятивной нормой. Норма права, имеющая структуру "гипотеза- санкция", называется охранительной нормой.
Действие регулятивных норм дополняется
действием охранительных норм. Иными
словами, при нарушении диспозиции
регулятивной нормы гипотеза соответствующей
ей охранительной нормы может
рассматриваться в качестве звена,
объединяющего их в единое целое,
т. е. в так называемую логическую
норму, в структуре которой можно
различать три элемента, логику взаимосвязи
которых выражает схема: "если - то
- иначе" (гипотеза - диспозиция- санкция).
Например, согласно п. 3 ст. 2 Закона Украины
"О собственности", "каждый гражданин
в Украине имеет право владеть,
пользоваться и распоряжаться имуществом
лично или совместно с другими"
Таким образом, гипотеза, диспозиция,
санкция - это взаимосвязанные
Однако относительная
7. Понятие и виды источников права.
Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
В истории развития права различают
несколько видов источников права,
причем их значение в каждом типе права
неодинаково.
1. Правовой обычай -
это правило поведения, которое сложилось
исторически в силу постоянной повторяемости
в течение длительного времени и санкционировано
государством в качестве общеобязательного
правила. В период становления права преобладающее
значение имел правовой обычай. Обычное
право было основным источником права
на ранних этапах развития рабовладельческого
и феодального права. В современных государствах
правовой обычай применяется довольно
редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве
источника гражданского права обычай
делового оборота, т.е. сложившееся и широко
применяемое в какой-либо области предпринимательской
деятельности правило поведения, не предусмотренное
законодательством, независимо от того,
зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Судебный прецедент -
это решение суда (обычно это высшая судебная
инстанция в стране) по конкретному делу,
которое затем становится образцом, обязательным
правилом для решения аналогичных дел
в будущем. В настоящее время такой источник
широко используется в англосаксонских
странах (например "общее право" Англии).
Прецедентное право чрезвычайно громоздко,
запутанно и противоречиво, позволяет
суду осуществлять правотворческие функции
как в случае отсутствия соответствующего
закона, так и при его наличии.
3. Нормативный договор -
это соглашение между различными субъектами
права, в которых содержатся нормы права.
Он является одним из основных источников
международного права. В ряде случаев
нормативный договор используется во
внутригосударственном праве (Федеративный
договор о создании Российской Федерации,
договоры между Российской Федерацией
и отдельными ее субъектами, коллективные
договоры между администрацией предприятия
и трудовым коллективом и др.).
4. Религиозные тексты -
это священные книги и сборники, которые
непосредственно применяются в судебной
и иной юридической практике. Этот источник
применяется, в первую очередь, в мусульманском
праве (Коран - собрание поучений и заповедей
Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка
Мухаммеда).
5. Доктринальные тексты -
это мнения, идеи и доктрины выдающихся
ученых-юристов. В римском праве работы
некоторых известных юристов (например
Ульпиана) зачастую составляли основу
решения юридических дел. Судьи в англоязычных
странах нередко основывают свои решения
на трудах английских ученых. В мусульманских
странах созданные в XII-XIV в. труды арабских
юристов, знатоков ислама (иджма) имеют
официальное юридическое значение.
6. Общие принципы права -
это руководящие, принципиальные положения,
исходные начала всего права в целом либо
определенной его отрасли. В соответствии
с законодательством ряда западных государств,
при отсутствии конкретной нормы, прецедента
или правового обычая, возможно при решении
юридических дел ссылаться на принципы
справедливости, доброй совести, социальной
ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает
использование общих начал и смысла гражданского
законодательства (аналогия права) и требований
добросовестности, разумности и справедливости,
если невозможно применить аналогию закона.
7. Нормативный правовой акт как
источник права - это официальный письменный акт, изданный
компетентным органом или принятый всеми
гражданами государства в форме референдума,
устанавливающий, изменяющий либо отменяющий
нормы права. Это наиболее совершенный
источник права, создающий основу для
четкости, точности и стабильности правового
регулирования, укрепления законности,
доступности и обозримости правовых предписаний.
Он облегчает надзор за исполнением юридических
предписаний, их толкование, систематизацию,
учет. Ему присуща письменная, строго документированная
форма и особый, четко регламентированный
процессуальный порядок принятия и опубликования.
Все нормативные акты находятся между
собой в строгой иерархической соподчиненности,
от которой зависит юридическая сила каждого
из них. Акты нижестоящих правотворческих
органов должны соответствовать и не противоречить
актам вышестоящих органов.
Нормативные акты классифицируются по
их юридической силе, определяемой компетенцией
и положением издавшего их органа в механизме
государства, а также характером самих
актов.
Информация о работе Основные теории происхождения государства и права