ОСНОВЫ ТЕОРИИ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
План
1. Государство
и право, их роль в жизни
общества. Правовое государство.
2. Понятие
и виды социальных норм, их
соотношение.
3. Теории
происхождения права. Основные правовые
системы современности.
4. Международное
право как особая система права.
5. Система и источники права.
Нормативные акты.
6. Правоотношения.
Юридические факты. Юридическая ответственность.
Законность и
правопорядок.
7. Правосознание
и правовая культура медицинских и фармацевтических
работников.
1.
Государство и право, их роль
в жизни общества. Правовое государство
Государство – это специфическая политико-территориальная
организация классового общества с особой
публичной властью в виде специального
аппарата, выражающая интересы экономически
господствующего класса или всего
народа, закрепляющая эти интересы в системе
правовых норм.
А.В. Малько
(2010), говоря о функциях государства, определяет
их как основные направления деятельности
государства по решению стоящих перед
ним целей и задач. Различают внутренние
и внешние функции государства.
Внутренние
функции государства – это основные направления
деятельности государства по выполнению
стоящих перед ним внутренних задач.
К внутренним
функциям государства относятся:
- функция
охраны прав и свобод человека
и гражданина;
- экономическая
функция;
- функция
налогообложения;
- функция
социальной защиты;
- экологическая
функция;
- культурная
функция.
Внешние функции
государства – это основные направления
деятельности государства по выполнению
стоящих перед ним внешних задач.
К внешним функциям
государства относятся:
- функция
обороны страны;
- функция
поддержания мирового порядка;
- функция
сотрудничества;
- антитеррористическая
функция.
Автор рассматривает
также формы осуществления функций государства
как однородную деятельность органов
государства, посредством которой реализуются
его функции, выделяя при этом правовые
и организационные формы.
К правовым
формам относятся:
1) правотворческая – деятельность
по подготовке и изданию нормативных актов,
способствующих осуществлению той или
иной функции государства;
2) правоприменительная
– деятельность по реализации нормативных
актов;
3) правоохранительная –
деятельность по защите прав и свобод
человека и гражданина, по предупреждению
правонарушений и привлечению к юридической
ответственности виновных лиц;
К организационным
формам относятся:
1) организационно-регламентирующая
(текущая работа определенных структур
по обеспечению функционирования органов
государства, связанная с подготовкой
проекта документов, организацией выборов,
планированием, координацией действий,
контролем);
2) организационно-хозяйственная
(оперативно-техническая и хозяйственная
работа, связанная с бухгалтерским учетом,
статистикой, снабжением, кредитованием,
дотациями);
3) организационно-идеологическая
(повседневная воспитательная работа
по идеологическому обеспечению выполнения
различных функций государства, связанная
с разъяснением вновь изданных нормативных
актов, формированием общественного мнения,
обращением к населению, призывами).
Право – это система общеобязательных правил
поведения, которые устанавливаются и
охраняются государством, выражают общие
и индивидуальные интересы населения
страны и выступают государственным регулятором
общественных отношений.
А.В. Малько (2010) выделяет следующие признаки
права:
1) волевой характер (право
есть проявление воли и сознания людей,
но не любой воли, а прежде всего государственно
выраженной воли классов, социальных групп,
элит, большинства общества);
2) общеобязательность (в
этом проявляется суверенитет государства,
означающий, что выше власти, чем власть
государства, в обществе быть не может
и что все принимаемые нормы права распространяются
на всех субъектов);
3) нормативность (означает,
что право, прежде всего, состоит из норм,
то есть общих правил поведения, регулирующих
большое количество общественных отношений);
4) связь с государством
(означает, что право во многом принимается,
применяется и обеспечивается государственной
властью);
5) формальная определенность
(означает, что право имеет внешне выраженную
письменную форму, что оно обязательно
должно быть объективировано, воплощено
вовне);
6) системность (означает,
что право не механическая совокупность
юридических норм, а внутренне согласованный,
непротиворечивый, упорядоченный организм,
где каждый элемент имеет свое место и
играет свою роль).
Право не может существовать без государства,
оно устанавливается и охраняется государством.
Право приобретает в государстве гарантию
своей реализации. Государство также не
может существовать без права, так как
право оформляет государство, упорядочивает
его деятельность, регулирует деятельность
государственных органов и закрепляет
совокупность их полномочий. Функции государства
осуществляются через правовое регулирование.
Соотношение государства и права – это
не соотношение объекта и его свойства,
а соотношение двух самостоятельных объектов.
Характер взаимоотношений между государством
и правом не позволяет говорить о чьём-либо
превосходстве.
В ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации
указано: «Российская Федерация – Россия
есть демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой
правления».
Принципами правового государства являются:
народный суверенитет; признание человека,
его прав и свобод высшей ценностью; верховенство
права; разделение властей.
Народный суверенитет
означает, что над государством есть сила,
способная определять его деятельность,
– народ, живущий на территории государства.
Никто, кроме народа, не может быть источником
государственной власти, ее сувереном.
Признание человека, его прав и свобод
высшей ценностью означает такой характер
взаимоотношений человека и государства,
при котором права человека рассматриваются
не как дарованные государством, а как
принадлежащие каждому в силу факта рождения,
а государство признает и защищает такие
права от нарушений.
Верховенство права означает, прежде
всего, верховенство закона – акта высшей
юридической силы.
В правовом
государстве власть разделена на законодательную,
исполнительную и судебную, ни одна из
трех властей не может подчинить себе
другие и должна действовать в условиях
сотрудничества и взаимопонимания.
2.
Понятие и виды социальных
норм, их соотношение
Норма – это общее правило поведения, действующее
непрерывно во времени в отношении неопределенного
круга лиц и неограниченного количества
случаев.
Для нормы характерно то, что она является
правилом, т.е. масштабом, критерием
поведения, имеющим свойство обязательности
(императивности).
Норма – правило общего характера, она
действует постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев.
Важным средством организации общественных
отношений являются со- циальные нормы.
Социальные нормы – это правила, регулирующие
поведение людей и деятельность организаций
в их взаимоотношениях. При помощи социальных
норм достигается наиболее целесообразное
взаимодействие людей.
Социальные нормы характеризуются рядом
следующих признаков:
1) это образцы, в соответствии
с которыми люди сообразуют
свое поведение;
2) это правила
поведения общего характера;
3) это обязательные
правила поведения людей.
Выделяют следующие
социальные нормы: нормы права, нормы морали,
нормы общественных и иных организаций,
нормы обычаев, нормы традиций, нормы ритуалов.
Для медицинских
и фармацевтических работников особое
значение имеет вопрос о соотношении норм
права и морали как социальных регуляторов
их профессиональной деятельности.
В этой связи
заслуживает внимания ч. 1 ст. 73 Федеральный
закон Российской Федерации от 21 ноября
2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» (далее
– Федеральный закон РФ № 323-ФЗ), согласно
которой медицинские работники и фармацевтические
работники осуществляют свою деятельность
в соответствии с законодательством Российской
Федерации, руководствуясь принципами
медицинской этики и деонтологии.
Следует
отметить три подхода к решению вопроса
о взаимоотношении норм права и морали
в регулировании указанных отношений.
Первый подход заключается в отрицании существенного
значения правовых норм в регулировании
отношений в сфере здравоохранения. Наиболее
ярким представителем подобных взглядов
выступал академик Н.М. Амосов, который
считал, что никакой закон не сможет заменить
совесть врача, явля-ющейся основным
регулятором во взаимоотношениях врача
и пациента.
Второй подход диаметрально противоположен первому,
его связывают с именем академика М.Д.
Шаргородского, который, полемизируя с
академиком Амосовым, резонно замечал,
что совесть является важным регулятором
врача и пациента, но, к сожалению, она
не у всех есть. В данной полемике академик
Шаргородский делал основной акцент на
правовое регулирование общественных
отношений в сфере здравоохранения.
Третий подход, его можно назвать комплексным, на протяжении
длительного времени он отстаивался в
работах сотрудников кафедры судебной
медицины и права Самарского государственного
медицинского университета, а в настоящее
время сотрудниками кафедры медицинского
права и биоэтики СамГМУ. Суть данного
подхода заключается в том, что в регулировании
общественных отношений в сфере здравоохранения
недопустимо противопоставление норм
права и морали, которые именно в данной
сфере взаимообусловливают, дополняют
и взаимообеспечивают друг друга. Именно
в области медицины и фармации можно привести
большое количество примеров когда
нормы морали, будучи включенными в законодательные
акты, становились по форме правовыми
нормами, не теряя при этом этического
содержания. В качестве примера можно
привести нормы о врачебной тайны. До
включения их в Основы законодательства
РФ об охране здоровья граждан от 22 июля
1993 г. № 5487-1, а в настоящее время в Федеральный
закон РФ № 323-ФЗ сохранение врачебной
тайны рассматривалось как моральная
норма. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального
закона РФ № 323-ФЗ не допускается разглашение
сведений, составляющих врачебную тайну,
в том числе после смерти человека, лицами,
которым они стали известны при обучении,
исполнении трудовых, должностных, служебных
и иных обязанностей, за исключением случаев,
установленных Федеральным законом РФ
№ 323-ФЗ. При этом за разглашение сведений
составляющих врачебную тайну возможна
уголовная ответственность по ст. 137 Уголовного
кодекса РФ.
В тексте Федерального закона
от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных
средств» содержится ст. 17 «Этическая
экспертиза», в которой, в частности, определено,
что этическая экспертиза проводится
в целях выдачи заключения об этической
обоснованности возможности проведения клинического исследования
лекарственного препарата для медицинского применения
советом по этике, созданным в порядке,
установленном уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти.
Приведенные
выше примеры убедительно свидетельствуют
о том, что социально-нормативные системы
в здравоохранении должны представлять
собой комплексные образования, включающие
как правовые, так и моральные нормы.
Нормы права
и морали органически взаимодействуют
между собой. Они взаимообусловливают,
дополняют и взаимообеспечивают друг друга.
Обязанность соблюдать нормы права –
моральный долг граждан. Вместе с тем они
не сливаются в бесформенное образование,
теряя свои специфические черты, которые
всегда должны учитываться при социальном
нормировании в сфере здравоохранения.
Нормы права
и морали отличаются друг от друга:
1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе
на основе представления людей о добре
и зле, чести, совести, справедливости.
Они приобретают обязательное значение
по мере осознания и признания их большинством
членов общества. Нормы права, устанавливаемые
государством, после вступления в законную
силу, сразу же становятся обязательными
для всех лиц, находящихся в сфере их действий.
2. Пo форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных
актах, они содержатся в сознании людей.
Правовые нормы получают выражение в официальных
государственных актах (законах, указах
и других).
3. По способу охраны от нарушений. Нормы морали
и нормы права в своем большинстве соблюдаются
добровольно на основе естественного
понимания людьми справедливости их предписаний.
Реализация и тех и других норм обеспечивается
убеждением, а также средствами общественного
мнения. Такие способы охраны вполне достаточны
для моральных норм. Для обеспечения правовых
норм применяются еще и меры государственного
принуждения.
4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее
обобщенных правил поведения. Правовые
нормы представляют собой детализированные,
в сравнении с моральными нормами, правила
поведения. В них закрепляются четко определенные
юридические права и обязанности участников
общественного отношения.
3.
Теории происхождения права. Основные
правовые системы
современности
К основным теориям происхождения права
относят: 1) патриархальную теорию, 2) теологическую
теорию, 3) теорию естественного права,
4) историческую теорию, 5) реалистическую
теорию, 6) материалистическую теорию.
Патриархальная теория (Аристотель). Сущность ее проявляется
в тенденции объяснять возникновение
государства и права естественно-историческими
причинами, коренящимися в природе человека
как существа, которое не может жить вне
общества (государства). Исходя из этого,
Аристотель выводил образование государства
и права из семьи как естественно возникающей
формы общения.