Ответственность сторон по договору коммерческой концессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Договор коммерческой концессии (франчайзинга) - новый для нашего гражданского права. Термином «франчайзинг» («франшиза») в средневековой Франции обозначалась купленная у короля привилегия (право) осуществления определенной деятельности. В современном понимании франчайзинг, развившийся в прошлом веке в США, - полученное одним предпринимателем у другого разрешение на коммерческое использование комплекса принадлежащих последнему исключительных и иных прав. Для Гражданского кодекса РФ законодателем было принято достаточно условное понятие «коммерческая концессия» как наиболее соответствующее по смыслу английскому «франчайзинг».

Содержание

Введение. с.3
Глава 1. Понятие и сущность договора коммерческой
концессии. с.6
Глава 2. Содержание договора коммерческой концессии. с.10
§2.1. Права и обязанности сторон по договору. с.10
§2.2. Коммерческая субконцессия. с.11
§2.3. Ограничения прав сторон по договору
коммерческой концессии с.13
Глава 3. Изменение и прекращение договора. с.16
Глава 4. Ответственность сторон по договору
коммерческой концессии. с.20
Заключение. с.23
Список использованной литературы. с.25

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая 2.docx

— 52.23 Кб (Скачать файл)

5. Обязанность оказания  потребителям дополнительных услуг,  которые предоставляет своим  потребителям правообладатель;

6. Обязанность информировать  потребителей очевидным для них  способом об использовании средств  индивидуализации правообладателя  в силу концессионного договора.

Кроме того, пользователь обязан уплачивать правообладателю  обусловленное договором вознаграждение. По соглашению сторон на пользователя могут быть возложены и иные обязанности.

Следует отметить, что отечественный законодатель обошел вниманием целые группы отношений, весьма важные на практике. Это, в частности, отношения по поводу преддоговорного  предоставления потенциальному пользователю полной, достоверной и добросовестной информации о бизнесе правообладателя, а также "постдоговорные" отношения, в частности, судьба остатков товарных запасов, недопущение взаимной конкуренции между сторонами в течение определенного срока после прекращения договора8.

§2.2. Коммерческая субконцессия.

По концессионному договору возможно установление обязанности  пользователя по предоставлению оговоренному числу других предпринимателей разрешения на использование на определенных условиях полученного от правообладателя комплекса прав или его определенной части (субконцессия).

По условиям конкретного  договора предоставление субконцессии может быть как обязанностью пользователя, так и его правом.

С помощью субконцессий правообладатель еще более расширяет свою сферу влияния на соответствующем рынке, создавая целые сети своих сбытовых или торговых организаций и управляя ими. Поэтому он может быть заинтересован в выдаче субконцессий. Первичный же пользователь в этом случае берет на себя дополнительные организационно-управленческие функции в отношении субконцессионеров и еще теснее связывается с первоначальным правообладателем.

К субконцессионному договору по общему правилу применяются нормы о договоре коммерческой концессии9. Это касается прежде всего содержания (обязательных условий), оформления и регистрации такого договора. Договор субконцессии зависит от основного концессионного договора. Поэтому срок субконцессии не может превышать срока действия основного концессионного договора, а недействительность последнего влечет безусловную недействительность субконцессионного соглашения.

Вместе с тем  традиционные правила о заключении субдоговоров в отношениях коммерческой концессии подвергаются некоторым  изменениям. Во-первых, в случае досрочного прекращения концессионного договора (заключенного на срок) либо расторжения  такого договора (заключенного без  указания срока) в заключенном на его основе субконцессионном договоре возможна замена вторичного правообладателя (пользователя по основному концессионному договору) основным правообладателем10. Ведь последний обычно заинтересован в сохранении концессионных отношений. Иначе говоря, здесь допускается замена участника (кредитора) по субдоговору участником (кредитором) по основному договору. Замена, разумеется, исключается в случае отказа самого правообладателя от принятия на себя прав и обязанностей стороны по такому договору либо в случае запрета такой замены основным концессионным договором.

Во-вторых, за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей (по субконцессионным договорам), его контрагент-пользователь (по основному концессионному договору) по общему правилу отвечает субсидиарно с субконцессионерами, если только иное прямо не предусмотрено концессионным договором11. В обычных же субдоговорах (субаренды, субподряда и т.п.) первоначальный должник остается полностью ответственным перед кредитором за действия «субдолжников» - третьих лиц.

Это объясняется  тем, что предметом концессионных  договоров являются исключительные права, содержащие в себе имущественные  правомочия. Их ненадлежащее осуществление  во многих случаях причиняет вред непосредственно первоначальному  правообладателю, остающемуся неизменным субъектом этих прав. Речь, в частности, идет о ситуациях, когда в результате деятельности указанных пользователей  причиняется вред деловой репутации  правообладателя, сокращается спрос  на его товары или услуги и т.п. Поэтому и пользователь, переуступивший право на использование исключительных прав, не исключается вовсе из общей  цепочки правоотношений, о чем  свидетельствует субсидиарный характер его ответственности.

§2.3. Ограничения  прав сторон по договору коммерческой концессии.

По условиям концессионного договора допускаются известные  ограничения (самоограничения) прав сторон.

Правообладатель может  взять на себя обязательство не предоставлять  аналогичные комплексы исключительных прав для использования третьим  лицам либо также самому воздерживаться от аналогичной деятельности на данной территории. В этом случае пользователь приобретает, по сути, монопольные возможности на соответствующем рынке, поскольку на нем уже не могут выступать с аналогичными товарами или услугами ни другие пользователи, ни даже сам правообладатель.

Со своей стороны, пользователь может принять на себя обязательства об отказе от конкуренции  с правообладателем на территории, где действует концессионный  договор, либо об отказе от получения  аналогичных прав у конкурентов  правообладателя (включая, например, отказ  от приобретения значительных долей  участия в их уставном капитале). Это гарантирует правообладателю  возможность самостоятельного выступления  на определенном рынке. К числу возможностей добровольного ограничения прав пользователя закон относит также  его обязательство согласовывать  с правообладателем место расположения и оформление коммерческих помещений, используемых при реализации предоставленных  правообладателем исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

Также договором  коммерческой концессии может быть предусмотрено обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные  товары, выполнять работы или оказывать  услуги с использованием принадлежащих  правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательство  пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных  работ или оказание аналогичных  услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений  других правообладателей; обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории;

Любые из перечисленных  условий также не должны нарушать установленных законом антимонопольных запретов.

Более того, два  вида возможных ограничительных  условий договора заранее объявлены ничтожными. К ним отнесены условия, по которым либо правообладатель получает право определять цену реализуемых пользователем товаров или услуг (как в виде конкретной цены, так и путем установления ее верхнего или нижнего предела), либо пользователь вправе каким-либо образом ограничивать круг своих потребителей-заказчиков (оказывая услуги лишь определенным их категориям либо лицам, имеющим место нахождения или жительства на данной территории).

В ином случае речь могла бы идти о попытке раздела рынка путем фактического прикрепления потребителей к строго определенному изготовителю или услугодателю, условия сбыта на котором, по сути, диктовал бы не участвующий в нем правообладатель. Исключение территориальных ограничений для услугополучателей дает возможность выступать в этом качестве более широкому кругу потребителей, которым пользователь по концессионному договору не сможет отказать в предоставлении соответствующих товаров или услуг.

 

 

Глава 3. Изменение и прекращение договора.

Концессионный договор  может быть изменен сторонами  в течение срока его действия по общим правилам об изменении гражданско-правовых договоров. Однако любые изменения  этого договора подлежат обязательной государственной регистрации в  том же порядке, что и его заключение. Лишь с момента такой регистрации  соответствующие изменения приобретают  силу для третьих лиц, в том  числе для потребителей (контрагентов) пользователя (если, конечно, указанные  лица ранее не знали и не должны были знать о таких изменениях).

При изменении или  замене правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого  обозначения, используемых пользователем  по концессионному договору (например, в случаях преобразования, изменения  основного профиля деятельности и т.д.), договор сохраняет силу в отношении нового наименования (обозначения), но лишь при условии согласия на это пользователя, который в соответствии со ст. 1039 ГК вправе в этом случае потребовать расторжения договора и возмещения причиненных ему убытков12. При этом договор должен быть соответствующим образом изменен и перерегистрирован (как и право пользования новым фирменным наименованием или обозначением) за счет правообладателя. Пользователь, кроме того, вправе требовать соразмерного уменьшения вознаграждения, причитающегося правообладателю, поскольку новое наименование последнего обычно не пользуется такой же коммерческой репутацией, как и прежнее.

Концессионный договор, заключенный без указания срока  его действия, прекращается по заявлению  одной из сторон при условии уведомления  об этом контрагента не менее чем  за шесть месяцев (договором может  предусматриваться и более продолжительный  срок). Концессионный договор, заключенный  на определенный срок, прекращается по общим основаниям прекращения договорных обязательств. При этом досрочное прекращение такого договора, как и расторжение договора, заключенного без указания срока, подлежит обязательной государственной регистрации.

Кроме того, договор  коммерческой концессии прекращается:

- при прекращении  принадлежащих правообладателю  прав на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение, когда такое право входит в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии, без замены прекратившегося права новым аналогичным правом13;

- при изменении  правообладателем своего фирменного  наименования или коммерческого  обозначения и отсутствии согласия  пользователя на продолжение  действия договора в измененном  виде (ст. 1039 ГК);

- при объявлении  одного из участников договора  банкротом (поскольку при этом  такой участник лишается статуса  предпринимателя)14;

- в случае смерти  правообладателя - физического лица  при отказе его наследников  от наследства или неполучении  ими регистрации в качестве  предпринимателя в течение срока для принятия наследства.

Правообладатель вправе отказаться от исполнения договора коммерческой концессии полностью или частично в случае:

 нарушения пользователем  условий договора о качестве  производимых товаров, выполняемых  работ, оказываемых услуг;

 грубого нарушения  пользователем инструкций и указаний  правообладателя, направленных на  обеспечение соответствия условиям  договора характера, способов  и условий использования предоставленного  комплекса исключительных прав;

 нарушения пользователем  обязанности выплатить правообладателю  вознаграждение в установленный  договором срок.

 

 Односторонний  отказ правообладателя от исполнения  договора возможен в случае, если  пользователь после направления  ему правообладателем письменного  требования об устранении нарушения  не устранил его в разумный  срок или вновь совершил такое  нарушение в течение одного  года с даты направления ему указанного требования.

Добросовестный  пользователь вправе добиваться заключения договора франчайзинга на новый срок на тех же условиях. Это правило защищает интересы пользователя как более слабой стороны договора, оказывающейся после его расторжения в весьма невыгодном положении: ему необходимо продолжать предпринимательскую деятельность, не имея более возможности пользоваться фирмой и коммерческим опытом правообладателя. Между тем место пользователя в коммерческой системе правообладателя сможет занять новый предприниматель, который получит необоснованные выгоды от созданного прежним пользователем положения, не говоря уже о том, что, по существу, за счет последнего и сам правообладатель расширил сферу свой деятельности. Кроме того, возобновление договора франчайзинга может служить интересам потребителей на устоявшемся рынке товаров или услуг.

С другой стороны, такое  право пользователя не может быть безусловным, ибо это вредило  бы законным интересам правообладателя, который, например, может утратить интерес  к рынку, где работал пользователь. Поэтому возможность понуждения правообладателя к возобновлению  договорных отношений с пользователем  ограничивается законом. Разумеется, правообладатель  может отказать в возобновлении  договора пользователю, ненадлежащим образом исполнявшему свои обязанности  по ранее действовавшему договору. Добросовестному пользователю правообладатель может отказать в заключении договора и без объяснения причин, если в течение трех лет он не будет заключать аналогичные договоры с другими пользователями (или соглашаться на заключение аналогичных договоров субконцессии) на территории, где действовал прежний договор15.

В ином случае правообладатель  обязан либо заключить такой договор  с прежним пользователем (причем на не менее благоприятных для  пользователя условиях, чем содержал прекратившийся договор), либо возместить ему все убытки, включая упущенную  выгоду.

 

 

Глава 4. Ответственность сторон по договору коммерческой концессии.

Согласно ст. 1034 ГК правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявленным  к пользователю требованиям о  несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. Более того, по требованиям  потребителей, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, последний отвечает солидарно с пользователем.

Возможность привлечения  потребителями соответствующих  товаров, работ и услуг правообладателя  к субсидиарной ответственности, как  известно, обусловлена необходимостью предъявления требования к пользователю как основному должнику. Однако, если пользователь откажется удовлетворить указанное требование или не даст ответа на него в разумный срок, указанное требование может быть предъявлено непосредственно правообладателю. В случаях, когда правообладатель и пользователь несут солидарную ответственность, потребители вправе требовать привлечения их к ответственности как совместно, так и любого из них в отдельности, как полностью, так и в части долга. Притом, не получив удовлетворения от одного из солидарных ответчиков, кредитор имеет право требовать недополученное от другого солидарного ответчика. Правообладатель и пользователь остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.

Информация о работе Ответственность сторон по договору коммерческой концессии