Пассажирские перевозки водным транспопртом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – на основе комплексного анализа действующих правовых норм и складывающейся практики определить возможные пути совершенствования гражданско-правового регулирования договора перевозки грузов внутренним водным транспортом. На основе намеченной цели поставлены задачи: - дать краткую характеристику транспортных обязательств, общее понятие транспортного договора и определить предмет транспортных договоров в целом; - выявить особенности предмета договора перевозки грузов и пассажиров внутренним водным транспортом; - исследовать особенности заключения договора перевозки грузов и пассажиров внутренним водным транспортом и определить правовое значение его формы; - рассмотреть этапы исполнения договора перевозки грузов внутренним водным транспортом;

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА.doc

— 453.50 Кб (Скачать файл)

Претензия, как уже указывалось, должна быть сопровождена документально. Это значит, что к ней должны быть приложены  документы в подлинниках или  надлежаще заверенные копии их. Это  документы, подтверждающие право заявителя  на претензию. Конкретный перечень таких документов зависит от специфики основания ответственности перевозчика (буксировщика). Должны быть приложены документы, свидетельствующие о самой перевозке или буксировке: договор, транспортная накладная, дорожная ведомость, квитанция, билет, багажная квитанция и иные, то есть все документы, которыми оформлялись отношения сторон в процессе заключения, осуществления и прекращения договора. При наличии коммерческого акта, акта общей формы и иных удостоверяющих основания ответственности документов - все они должны быть приложены в обязательном порядке. При отказе в составлении акта или составлении его с нарушениями должны быть приложены документы обжалования этого и документ о рассмотрении жалобы (заявления). В обязательном порядке должны прилагаться документы, обосновывающие сумму претензии. Что касается прилагаемых документов, то они должны быть в любом случае, а что касается содержания самой претензии, то если заявитель уверен, что претензия удовлетворена не будет, необязательно составлять ее слишком развернутой и объемной. При рассмотрении иска роль доказательств будут играть прежде всего эти документы. Что касается содержания самой претензии, то в такой ситуации следует особый упор сделать на обоснование суммы, именно сумма претензии будет впоследствии ценой иска. Иногда, при отказе в удовлетворении претензии или при отсутствии ответа на нее, перевозчик (буксировщик) может не возвратить прилагаемый документы.

  Все кодифицированные транспортные  нормативно-правовые акты определяют  срок, в течение которого может быть предъявлена претензия, а также момент, с которого данный срок начинает исчисляться. На внутреннем водном транспорте эти сроки и моменты установлены п. 4 ст. 161 КВВТ РФ. Настоящий кодекс устанавливает, что претензия может быть заявлена в течение срока исковой давности. В п. 4 ст. 161 КВВТ РФ устанавливается момент, с которого начинает течь тридцатидневный срок для предъявления претензии: 1) для претензии о возмещении ущерба за утрату - по истечении тридцати дней со дня окончания срока доставки груза, багажа или буксируемого объекта; 2) о возмещении ущерба за недостачу, повреждение и порчу - со дня выдачи груза, багажа или буксируемого объекта; 3) о возмещении ущерба несоблюдением срока доставки, а также о возврате излишне уплаченной провозной платы - со дня выдачи груза или буксируемого объекта; 4) претензий о возмещении ущерба задержкой отправления или прибытием с опозданием пассажирского судна - со дня наступления события, являющегося основанием для претензии; 5) о возмещении ущерба за недостачу перевозимых наливом, навалом или насыпью однородных грузов (нефть, топливо, керамзит и т.д.), отправки которых осуществляются в соответствии с организационным договором - со дня подписания акта сверки расчетов за количество сданных к перевозке и принятых грузов.

Во  всех этих случаях претензию можно  предъявлять на следующий день после  указанного дня, который истекает в 00.00 часов. Впрочем, если, например, груз или буксируемый объект передан (роспись в получении) или, скажем, акты сверки расчетов подписаны, а рабочий день не истек, по возможности можно предъявить претензию и в этот день.

Следует несколько остановиться на правовых последствиях пропуска рассматриваемого срока предъявления претензии. По общему правилу его истечение прекращает право заявителя на предъявление претензии, а отсутствие претензионного порядка лишает его и права на иск. Статья 797 ГК РФ на этот счет ничего не говорит, но указание в ней на то, что порядок предъявления претензий является предметом регулирования транспортного устава или кодекса вполне означает, что эти уставы и кодексы могут устанавливать такие сроки и последствия их несоблюдения. КВВТ РФ лишь констатирует, что претензия должна быть заявлена в такой срок.

Лица, имеющие право на претензию, указаны  в ст. 162 КВВТ РФ. По общему правилу передача права на предъявление претензии другим лицам (цессия) не допускается, хотя из этого правила есть исключения. Допускается передача такого права грузоотправителем (отправителем буксируемого объекта) грузополучателю (получателю буксируемого объекта) и наоборот. Допускается передача такого права каждым из них также и экспедитору. Наконец, передача права на претензию может иметь место по отношению к страховщику. Если грузоотправитель или грузополучатель (это же относится и к буксировке) заключил со страховщиком договор имущественного страхования и страховщик выплатил в соответствии с договором суммы страхового возмещения, то к страховщику, если договором не предусмотрено иное, переходит право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за причинение убытков, которые были возмещены путем выплаты страховой суммы. Такой переход называется суброгацией (ст. 965 ГК РФ), и он полностью распространяется и на случаи перевозки или буксировки.

  Претензия, принятая перевозчиком (буксировщиком), должна быть им рассмотрена по существу, и о результатах ее рассмотрения перевозчик (буксировщик) должен уведомить заявителя не позднее чем через 30 дней после даты получения претензии. Данный срок начинает течь на следующий день после этой даты. При рассмотрении претензии следует тщательно изучить представленные требования, документы, обосновывающие саму претензию и обосновывающие ее сумму. Если в процессе рассмотрения претензии обнаружится отсутствие какого-либо документа, помимо тех, которые указаны в ст. 162 КВВТ РФ, перевозчик (буксировщик) может вынести решение по результатам рассмотрения на основании имеющихся документов, а может потребовать предоставления недостающих документов от заявителя.

  В общих чертах ответ на  претензию должен содержать реквизиты сторон, сущность предъявленного требования, данные о рассмотрении претензии и приложенных документов, решение, которое должно быть обоснованным и мотивированным, если принято решение об удовлетворении претензии, а также порядок уплаты ее суммы. Если претензия удовлетворена частично, а также в случае решения об отклонении претензии, следует также в деталях обосновать соответствующее решение, ссылаясь на нормативный материал. К примеру, если претензия о возмещении убытков, причиненных повреждением груза, отклонена на том основании, что заявитель не представил к ней коммерческий акт, должна быть ссылка на п. 1 ст. 160 и абзац 3 ст. 162 КВВТ РФ. Документы, которые были представлены перевозчиком, в случае частичного удовлетворения претензии или ее отклонения должны быть возвращены заявителю.

Если  перевозчик или буксировщик, рассмотрев претензию, принял решение о частичном  или полном отказе в удовлетворении претензии либо не ответил вообще на претензию в течение 30 дней начиная  со следующего дня после даты принятия претензии, заявитель имеет право предъявить перевозчику или буксировщику иск, то есть обратиться к судебным средствам разрешения спора. Если вести речь о пассажире или о физическом лице, перевозившем груз для личных нужд, уместнее говорить о судебном порядке защиты права, но это только терминология.

Иск - это юридическое действие, выражающееся в обращенном к суду требовании заинтересованного  лица (в данном случае - бывшего заявителя  претензии) о защите спорного права  или охраняемого законом интереса. Эта защита осуществляется судом (арбитражным судом в случае предпринимательской деятельности) установленными в АПК РФ и ГПК РФ способами на основании фактов и иной информации, представленной истцом в исковом заявлении.

Исковое заявление - это документальное оформление иска, его формально-юридическая форма существования. Предъявить иск устно нельзя. Иск есть постольку, поскольку есть исковое заявление. В данном случае, как и всегда, исковое заявление должно состоять из четырех частей: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной. Во вводной части следует указать наименование арбитражного суда (суда, в случае подачи иска пассажиром), сведения об истце и о перевозчике (буксировщике), предмет иска, цену иска. Цена иска - это, к примеру, та часть, в которой не была удовлетворена претензия. В описательной части следует подробно изложить суть правового конфликта. Должно быть указание на договор перевозки (буксировки), его исполнение, в чем выразилось основание привлечения перевозчика (буксировщика) к имущественной ответственности, должны излагаться доказательства заявляемого требования. Здесь же должен содержаться расчет сумм, подлежащих уплате истцу, должны содержаться сведения о ходе и результатах подачи и рассмотрения претензии. В мотивировочной части истец формирует правовую квалификацию конфликта с указанием на статьи КВВТ РФ и ГК РФ, устанавливающие соответствующую ответственность перевозчика (буксировщика), а также со ссылкой на законы, которые должны быть применены. Но данная часть заявления не является обязательной и ее отсутствие, равно как и неточность, не будет являться основанием для отказа в возбуждении производства. В последней, резолютивной части следует четко сформулировать требования, предъявляемые к ответчику. Эта часть содержит саму просьбу о судебной защите. В обязательном порядке резолютивная часть должна содержать перечень прилагаемых документов. Если некоторых из них нет, например, перевозчик, отклонив претензию, не возвратил их заявителю (теперь истцу), то указание об этом должно содержаться в описательной части. Исковое заявление может быть подано как непосредственно в суд, так и направлено по почте.32

Следует еще раз отметить повышенную важность подробности и полноты описательной части, особенно касающейся претензионной  деятельности, а также наличия необходимых прилагаемых к исковому заявлению документов. Так, если предъявляется иск, связанный с утратой груза, должно быть представлено указание о наличии справки об отправке груза и отметки о неприбытии груза, это должно быть документально приложено к исковому заявлению. В случае уклонения перевозчика от выдачи такой справки или от учинения отметки должны быть представлены доказательства этого, например копия запроса о выдаче справки

Согласно  п. 3 ст. 797 ГК РФ, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортным законодательством. КВВТ РФ в п. 2 ст. 164 устанавливает в качестве такого момента день наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. Фраза, что этот срок начинает течь с этого дня, означает, что он начинается в этот день, день наступления события входит в срок исковой давности. В связи с этим может возникнуть вопрос об установлении такого дня. Ведь эти обстоятельства, например повреждение груза, могут наступить в ходе перевозки, когда контрагент не имеет никакой физической возможности контролировать процесс перевозки, не считая случаев сопровождения груза его представителем. В этом случае единственным документальным подтверждением даты наступления события будут соответствующие документы, в приведенном примере коммерческий акт. Таким образом, указание на день наступления самого события на практике иногда может привести к тому, что истец не сможет этот день точно установить. В данном случае надлежит применять общие правила п. 1 ст. 200 ГК РФ, согласно которой начало течения срока исковой давности включает в себя объективный и субъективный моменты. Объективный момент - это и есть наступление того обстоятельства, которое является основанием предъявления претензии, например день, когда произошло падение груза, приведшее к его повреждению. Субъективный момент - это момент, когда заявитель узнал или по обстоятельствам должен был узнать о наступлении такого обстоятельства. В этом случае, если истец докажет, что он объективно не мог узнать о наступлении такого события, суд может ориентироваться на субъективный момент.

По  требованиям к перевозчику или  буксировщику в связи с перевозкой или буксировкой срок исковой давности устанавливается в один год (то же содержится и в п. 3 ст. 797 ГК РФ), а по требованиям к перевозчику в связи с перевозкой пассажиров и багажа – 3 года. При этом на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира (иного лица), сроки исковой давности распространяться не должны в силу прямого указания ст. 208 ГК РФ. При этом требование удовлетворяется только за три года, предшествовавших подаче иска. Это же относится и к компенсации морального вреда (нераспространение на него исковой давности). На эти сроки исковой давности распространяются правила гл. 12 ГК РФ. Пропуск срока исковой давности прекращает право на иск в материальном смысле. Если иск предъявлен до истечения тридцатидневного срока, установленного для ответа на претензию, исковое заявление подлежит возвращению. Если такое обстоятельство установлено судом уже в ходе рассмотрения иска, исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.

Срок  исковой давности по искам перевозчиков или буксировщиков к отправителям и получателям грузов и буксируемых объектов, а также к пассажирам и иным физическим и юридическим лицам (например, если установлена вина третьих лиц в загрязнении с судна нефтью при перевозке, но если при этом не было столкновения) во всех случаях устанавливается в один год со дня наступления события, послужившего основанием для иска. Устанавливается эта дата документально либо аналогично правилам, рассмотренным выше. Пропуск указанного срока прекращает право на иск в материальном смысле.

Согласно п. 5 ст. 164 КВВТ РФ, установлен специальный двухгодичный срок исковой давности для требований, возникающих в связи со столкновением судов и проведением спасательной операции. Срок начинает течь также с момента наступления события, являющегося основанием ответственности. Например, это будет дата невыплаты спасателю специальной компенсации, момент повреждения судна спасателя. Следует также указать, что спасатель вправе требовать от ответственного за вознаграждение лица предоставления обеспечения требований, включая судебные или арбитражные расходы. При столкновении судов двухгодичный срок исковой давности также начинается с момента возникновения основания иска, например с момента, когда судну причинено повреждение, а не с момента его окончательной оценки. Если при столкновении причинен вред жизни и здоровью, исковая давность не применяется, что распространяется также на требования о компенсации морального вреда. Пассажир, а также физическое лицо, перевозившее груз для личных нужд, при предъявлении иска (как и в остальных случаях) освобождаются от уплаты пошлины.

Таким образом, как и на всех видах транспорта, на внутреннем водном транспорте предусматривается претензионный порядок предъявления требований к перевозчику и буксировщику по обстоятельствам, являющимися основаниями их имущественной ответственности. Претензия должна быть сопровождена документально,  т.е. к ней должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии их. Это документы, подтверждающие право заявителя на претензию.  Также законодательством определяется срок, в течение которого может быть предъявлена претензия, а также момент, с которого данный срок начинает исчисляться, срок рассмотрения претензии и дается такое понятие как «срок исковой давности».

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги, в заключение данной дипломной работы можно сказать, что транспортные обязательства являются важной составляющей системы обязательств по оказанию гражданско-правовых услуг. Это обязательства, в силу которых одно лицо (перевозчик) обязуется совершить в пользу другого лица (грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа) определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо обязуется оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон.

Информация о работе Пассажирские перевозки водным транспопртом