Пассажирские перевозки водным транспопртом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – на основе комплексного анализа действующих правовых норм и складывающейся практики определить возможные пути совершенствования гражданско-правового регулирования договора перевозки грузов внутренним водным транспортом. На основе намеченной цели поставлены задачи: - дать краткую характеристику транспортных обязательств, общее понятие транспортного договора и определить предмет транспортных договоров в целом; - выявить особенности предмета договора перевозки грузов и пассажиров внутренним водным транспортом; - исследовать особенности заключения договора перевозки грузов и пассажиров внутренним водным транспортом и определить правовое значение его формы; - рассмотреть этапы исполнения договора перевозки грузов внутренним водным транспортом;

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА.doc

— 453.50 Кб (Скачать файл)

Существуют  несколько видов транспортных договоров  перевозки. В дипломной работе мы рассмотрели один из его видов  – договор перевозки (грузов/пассажиров) внутренним водным транспортом.  Такая деятельность является лицензионной в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Само определение  договора перевозки внутренним водным транспортом сформулировано, по аналогии  договора перевозки груза вообще, предметом которого также являются услуги по перемещению в пространстве, по внутренним водным путям, материальных предметов, которые являются грузами. Стороны договора перевозки груза -  это грузоотправитель и перевозчик. Форма договора – простая письменная, по своей конструкции договор перевозки груза на внутреннем водном транспорте является возмездным (услуга и плата за нее), взаимным (встречное предоставление), реальным  и публичным.

В случае необходимости  систематических перевозок грузов, когда необходим четкий элемент  планирования объемов и сроков подачи грузов и предоставления транспортных средств, применяется организационный  договор, или договор об организации  перевозок грузов, главная цель которого - согласовать сроки и объем подачи грузов к перевозке и предъявления транспортных средств (судов) к приему грузов. Сущность этого договора в том, что грузоотправитель обязуется в установленные сроки и в установленном объеме предъявлять к перевозке грузы, а перевозчик - принимать эти грузы к перевозке. Данный договор не является договором перевозки, по своей конструкции он носит консенсуальный характер, то есть считается заключенным с момента согласования условий договора, и является взаимным.

Договор буксировки представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (буксировщик) обязуется за установленную плату  буксировать (толкать или тянуть) судно или иной плавучий объект в  установленный пункт, либо в течение  определенного времени и сдать буксируемый объект указанному получателю, а другая сторона (отправитель, клиент) обязуется предъявить объект для буксировки и оплатить установленную за выполнение буксировки плату. По своей природе договор буксировки является консенсуальным, возмездным, взаимным. Предмет договора - это услуги, направленные на перемещение по водному пространству плавучего объекта путем тяги или толкания, и именно предмет договора является главным критерием отграничения договора буксировки от перевозки. И еще одно существенное отличие договора буксировки заключается в том, что здесь, в отличие от перевозки, не происходит передачи объекта во временное владение, буксировка всегда предопределяет наличие экипажа (команды) отправителя. Передачи объекта здесь нет. Главная обязанность буксировщика в процессе буксировки - доставить буксируемый объект в пункт назначения в состоянии, в котором этот объект был предоставлен для буксировки. В процессе буксировки буксировщик обязан соблюдать правила плавания, как общие, так и конкретизированные по отношению к местным условиям, обязан доставить буксируемый объект в установленный договором срок. Он также обязан обеспечивать безопасность процесса буксировки и оказывать в соответствующих ситуациях помощь экипажу буксируемого объекта.

По  договору перевозки пассажира одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти в обусловленный пункт назначения пассажира, который является другой стороной и обязуется уплатить за проезд (перевозку) установленную плату. По своей юридической природе этот договор является возмездным, взаимным и консенсуальным, что отличает его от договора перевозки груза, который является чаще всего реальным, также этот договор  является публичным договором. Способом заключения договора пассажиром является приобретение им проездного документа. Это называется конклюдентным действием, которое выполняет функцию акцепта в заключении договора. Содержание договора перевозки пассажиров на внутреннем водном транспорте составляют права и обязанности сторон. Права и обязанности перевозчика и пассажира являются взаимно корреспондирующими, без этого невозможен договор вообще.

Договор перевозки предусматривает взаимную ответственность перевозчика или буксировщика (перевозчик) за неподачу судна (буксира) и грузоотправителя за неиспользование судна (буксира), ответственность за просрочку доставки груза и ответственность за задержку отправления пассажира и за опоздание прибытия пассажирского судна, ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира и за опоздание пассажирского судна, ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (а равно и ответственность буксировщика за утрату или повреждение буксируемого объекта),  ответственность грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта, ответственность за несвоевременное оплату услуг, ответственность за убытки, которые могут быть причинены перевозчику или буксировщику несвоевременной передачей либо недостоверностью  или неполнотой необходимых документов. Также предусматриваются размеры  за каждый вид ответственности  за действия (бездействие) в рамках договора перевозки (буксировки), и обстоятельства, при которых перевозчик или буксировщик, грузоотправитель или грузополучатель могут быть освобождены  от ответственности.

Как и на всех видах транспорта, на внутреннем водном транспорте предусматривается претензионный порядок предъявления требований к перевозчику и буксировщику по обстоятельствам, являющимися основаниями их имущественной ответственности. Претензия должна быть сопровождена документально,  т.е. к ней должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии их. Это документы, подтверждающие право заявителя на претензию.  Также законодательством определяется срок, в течение которого может быть предъявлена претензия, а также момент, с которого данный срок начинает исчисляться, срок рассмотрения претензии и дается такое понятие как «срок исковой давности».

Одним из возможных  вариантов по улучшению действующего законодательства на внутреннем водном транспорте, на наш взгляд, может быть дополнительное внесение в КВВТ РФ  норм об экспедиционной деятельности. Поскольку данное регулирование при перевозке грузов отсутствует, а между тем такая необходимость есть, так как, например, перевозка груза в сопровождении представителей грузовладельца есть не что иное, как отношения транспортной экспедиции, поэтому в этом случае, логичнее было бы внести и применять правила гл. 41 ГК РФ "Транспортная экспедиция" при перевозках внутренним водным транспортом.

Пункты 2 и 4 ст. 97 КВВТ РФ, на наш взгляд, следовало бы расположить один за другим, или вообще объединить их в один, поскольку речь идет в них об одном - о документах, подтверждающих заключение договора.

Согласно  ст. 71 КВВТ РФ судно должно подаваться к перевозке (это же относится и к буксировке) в состоянии, пригодном для таковой. Между тем в гл. 15 КВВТ РФ нет мер ответственности за подачу непригодного для перевозки или буксировки судна. Если бы данная обязанность перевозчика (буксировщика) полностью поглощалась договором, это было бы и не обязательным в данной главе, но здесь речь тоже идет о таких обязанностях, которые исполняются в сфере организации перевозки (будь то заявка или организационный договор), поэтому, по-нашему мнению, в ст. 115 КВВТ РФ, в качестве ее второй части, можно было бы включить и правила об ответственности за подачу непригодного для перевозки (буксировки) судна.

Еще одним из возможных дополнений в  КВВТ РФ, на наш взгляд, может быть в ст. 117 КВВТ РФ. В ст. 796 ГК РФ законодатель объединил понятия порчи, повреждения и утраты груза единым термином "несохранность", хотя название статьи и содержит их перечисление. Тем самым в ГК РФ предоставляется конкретизация данных понятий транспортному законодательству. Статья 117 КВВТ РФ не содержит раскрытие данных терминов, вследствие чего было бы целесообразно раскрыть их здесь.

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ  И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

I. Нормативно-правовые акты:

1.  Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)  //  Российская газета, № 7, 21.01.2009.

2. Гражданской Кодекс РФ: Часть первая. - Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.1994г. в ред. Федерального закона от 07.02.2011 № 4-ФЗ // "Российская газета", № 238-239, 08.12.1994; № 25 (5401) от 08.02.2011.

3. Гражданской Кодекс РФ: Часть вторая. - Федеральный закон № 14-ФЗ от 26.01.1996г. в ред. Федерального закона от 07.02.2011 № 4-ФЗ // Российская газета, № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996, № 27, 10.02.1996; № 25 (5401) от 08.02.2011.

4. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации № 24-ФЗ от 07.03.2001г. в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ // Российская газета, № 50-51, 13.03.2001г.; № 252 (5076), 29.12.2009.

5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ в ред. Федерального закона № 305-ФЗ от 22.11.2010 // Российская газета от 1-5 мая 1999. № 85-86, №268 (5347) 26.11.2010.

6. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001г.  №  195-ФЗ в ред. Федерального закона № 4-ФЗ от 07.02.2011 // Российская газета, N 256, 31.12.2001, № 25, 08.02.2011, № 28 от 10.02.2011.

7. О защите прав потребителей: Федеральный Закон от 7 февраля 1992. № 2300-I // Российская газета, №  8, 16.01.1996.

8.  О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ в ред. Федерального закона от 29.12.2010г. № 442-ФЗ //  Российская газета, № 153-154, 10.08.2001, № 297 (5376) от 31.12.2010.

9. О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте: Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 490 в ред. Постановления Правительства РФ № 749 от 24.09.2010 //   Российская газета, № 188, 25.08.2006;  Собрание законодательства РФ от 04.10.2010.

10. Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте: Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 № 72 в ред. Постановления Правительства РФ от 18.01.2007 № 27 //  Российская газета, № 33, 20.02.2003; № 14, 25.01.2007.

11. Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации: Приказ Минтранса РФ от 14.10.2002 № 129 в ред. Приказа Минтранса РФ от 31.03.2003  № 114 // Российская газета, № 15, 25.01.2003; № 73, 16.04.2003.

 

II. Специальная литература:

 

1.  Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ постатейный материал / С.А. Котухов; под ред. А.Н. Кайль. - Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009.

2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный) / С.С.Алексеев, А.С.Васильев, В.В.Голофаев и др.; под ред. С.А.Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2009. 1504 с.

3. Транспортное право: учебник / В. А. Егиазаров. - М. : Юстицинформ, 2004. - 543 с. 

4. Договор перевозки. Учет. Налоги. Арбитраж: практ. пособие / А. В. Захарьина. - М.: ДИС, 2004. - 224 с.

5. Транспортное право : учеб. пособие : рек. УМО по юрид. образованию вузов РФ / С. Ю. Морозов. - М. : Волтерс Клувер,  2010. - 320 с. 

6. Договор об организации перевозок грузов: правовая природа и практическое значение: А. Н. Антюхин, А. И. Гончаров // Транспортное право. - 2007. - № 4. -  С. 16-19.

7. К вопросу о правовой природе договора об организации перевозок: С. Ю. Морозов // История государства и права. – 2005. - № 7. - С. 9-17.

8. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира: М. А. Сергеева // Российская юстиция. – 2006. - № 11. С. 9-10.

 

III. Диссертации:

 

1. Н.Н. Тютрина. Транспортные обязательства :дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Н.Н. Тютрина. - Москва, 2005. - 198 c.

2. О.Н. Припузова. Гражданско-правовое регулирование договора перевозки грузов внутренним водным транспортом : дис. ... канд. Юрид. наук : 12.00.03 /О.Н. Припузова. - Москва, 2006.- 205 с.

1 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный) / С.С.Алексеев, А.С.Васильев, В.В.Голофаев и др.; под ред. С.А.Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2009. 1504 с.

2 Транспортное право: учебник / В. А. Егиазаров. - М. : Юстицинформ, 2004г. - 543 с. 

3 Гражданской Кодекс РФ: Часть вторая. - Федеральный закон № 14-ФЗ от 26.01.1996г. в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ // "Российская газета", N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996г. ; № 25 (5401) от 08.02.2011.

4 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный) / С.С.Алексеев, А.С.Васильев, В.В.Голофаев и др.; под ред. С.А.Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2009. 1504 с.

5 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ в ред. Федерального закона № 305-ФЗ от 22.11.2010г. // Российская газета от 1-5 мая 1999 г. № 85-86, №268 (5347) 26.11.2010г.

6 Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте: Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 № 72 в ред. Постановления Правительства РФ от 18.01.2007 № 27 //  "Российская газета", N 33, 20.02.2003г.; № 14. 25.01.2007г.

7 Транспортное право : учеб. пособие : рек. УМО по юрид. образованию вузов РФ / С. Ю. Морозов. - М. : Волтерс Клувер,  2010. - 320 с. 

8 Гражданской Кодекс РФ: Часть вторая. - Федеральный закон № 14-ФЗ от 26.01.1996г. в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ // "Российская газета", N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996г. ; № 25 (5401) от 08.02.2011.

 

9 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ в ред. Федерального закона № 305-ФЗ от 22.11.2010г. // Российская газета от 1-5 мая 1999 г. № 85-86, №268 (5347) 26.11.2010г.

Информация о работе Пассажирские перевозки водным транспопртом