Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:26, курсовая работа
Актуальность темы. Довольно часто в выполнении каких-либо видов строительных работ нуждается государство, создающее свои целевые программы по строительству жилья для малообеспеченных слоев населения, созданию объектов жизнеобеспечения, социального обслуживания и т.п. А потому разработано специальное законодательство о подрядных работах для государственных нужд.
Введение………………………………….…………….…………....….………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПОДРЯДА
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД………………………………………..6
1.1. Понятие подряда и его особенности……………………………………6
1.2. Предмет и содержание договора подряда
для государственных нужд…………………………………………………..9
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ПОДРЯДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД………15
2.1. Условия заключения договора подряда
для государственных нужд…………………………………………….……15
2.2. Ответственность сторон. Прекращение и изменение договора….…..21
Заключение……………………………….….…....…...….............…................25
Список литературы………………………….………….….......….….….....…27
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………….…………….……
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПОДРЯДА
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД………………………………………..6
1.1. Понятие подряда
и его особенности…………………………………
1.2. Предмет и содержание договора подряда
для государственных нужд…………………………………………………..9
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ПОДРЯДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД………15
2.1. Условия заключения договора подряда
для государственных нужд…………………………………………….……15
2.2. Ответственность сторон. Прекращение и изменение договора….…..21
Заключение……………………………….….…....
Список литературы………………………….………….…...
Введение
Актуальность темы. Довольно часто в выполнении каких-либо видов строительных работ нуждается государство, создающее свои целевые программы по строительству жилья для малообеспеченных слоев населения, созданию объектов жизнеобеспечения, социального обслуживания и т.п. А потому разработано специальное законодательство о подрядных работах для государственных нужд. По такому контракту, или договору, подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие виды строительной работы и передать их заказчику, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить или обеспечить их оплату.
Все строительные работы, выполняемые по запросу государства и его субъектов, финансируются из средств соответствующих бюджетов и выполняются по государственному контракту. Следовательно, видно, что сторонами договора являются заказчик и подрядчик. В качестве заказчика в этом договоре выступает государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами или организация, имеющая право распоряжаться такими ресурсами (министерства, ведомства, предприятия, наделенные правом распоряжаться такими ресурсами. А подрядчик – юридическое или физическое лицо, имеющее статус предпринимателя и соответствующую лицензию на занятие строительной деятельностью, который определяется на конкурсной основе путем проведения подрядных торгов.
Общие положения о договоре подряда могут применяться к отношениям, вытекающим из государственного контракта, лишь при отсутствии таких специальных правил. Как и все остальные подрядные договоры, являющиеся отдельными видами договора подряда, государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд регулируется в первую очередь специальными правилами ст. 763-768 ГК.. Вместе с тем для правового регулирования государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд как одного из видов договора подряда характерны особенности, отличающие его от регламентации иных видов подряда.
Во-первых, государственным контрактом на выполнение подрядных работ для государственных нужд (и соответственно специальными правилами о нем) могут охватываться как строительные работы (ст. 740 ГК), так и проектные и изыскательские работы (ст. 758 ГК), предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Следовательно, общие положения о подряде подлежат субсидиарному применению лишь в том случае, если иное не установлено как специальными правилами о государственном контракте на выполнение подрядных работ для государственных нужд, так и правилами о договоре строительного подряда и договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. В соответствующих случаях к рассматриваемым отношениям должны применяться правила о договоре строительного подряда и о договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, естественно, если указанные отношения не урегулированы специальными правилами о государственном контракте..
Во-вторых, отсылка к соответствующим статьям без каких-либо оговорок означает, что содержащиеся в названных статьях нормы приравниваются к специальным правилам о государственном контракте на выполнение подрядных работ для государственных нужд и потому подлежат приоритетному применению как перед общими положениями о договоре подряда, так и перед правилами о договоре строительного подряда и договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
Согласно ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК, которыми установлены основания и порядок заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. В-третьих, в соответствии со ст. 768 ГК отношения по государственным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных нужд в части, не урегулированной ГК, должны регулироваться законом о подрядах для государственных нужд. До настоящего времени такой закон не принят, однако имеется целый ряд федеральных законов и иных правовых актов, направленных на регулирование отдельных вопросов, связанных с выполнением подрядных работ для государственных нужд.
Особенность темы очевидна, поскольку проблемы с правовой реализацией договора подряда возникают постоянно. Несогласованность подрядчика и заказчика в некоторых вопросах заказа доводят отношения до судебного разбирательства.
Тема подряда изучалась многими юристами в сфере гражданских правоотношений: Завидов Б., Резаков М., Кабалкин А., Гаврилов Э. и другие.
Основная цель данной курсовой работы – изучить правовую основу и особенность договоров подряда для государственных нужд.
Задачи:
- рассмотреть предмет и содержание договора подряда,
- изучить понятие и особенности подряда для государственных нужд,
- проанализировать порядок
оформления и стороны по догово
- рассмотреть ответственность сторон по договору подряда.
Объект исследования – договор подряда для государственных нужд, предмет исследования – гражданско-правовые особенности регулирования отношений по договору подряда для государственных нужд.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПОДРЯДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
1.1. Понятие подряда и его особенности
Подрядные отношения были известны еще римскому праву, в котором договор подряда (locatio-conductio operis) рассматривался в качестве разновидности договора найма (locatio-conductio) вещей, работ (подряда) или услуг. Если для выполнения работ нанимали раба, заключался договор найма вещи, а если исполнителем являлся свободный римский гражданин - то договор подряда или найма услуг. Подобное объединение договоров было обусловлено тем, что основным способом удовлетворения потребностей в каких-либо работах или услугах являлись действия рабов. Отсюда и произошло выделение договоров найма услуг и подряда. Различие между последними заключалось в том, что по договору подряда всегда достигался определенный экономический результат (opus), которого не было в договоре найма услуг.
Договоры подряда представлены
в общегражданском
В настоящее время
подряд широко используется и является
важным элементом гражданских
Ко всем этим видам
договоров подряда применяются
нормы ст. 702–729 ГК, образующие как
бы общую часть законодательства,
регулирующего отношения в
Подряд занимает основное место среди предпринимательских договоров и относится к одному из самых древних видов договоров.
Заключение в ГК общих положений о подряде не случайно. Это необходимо прежде всего потому, что в коммерческом обороте используется несколько видов подряда, особенности которых весьма разнообразны и не могут быть, прежде всего по соображениям юридико-технического характера, отражены во всех деталях и подробностях в специальных нормативных актах, да в этом и нет необходимости. Вполне достаточно иметь хорошо разработанную общую часть законодательства о подряде, чтобы на ее основе построить, сконструировать практически любой специфический договор подрядного типа.1
Специальные нормы общегражданского законодательства, посвященные отдельным видам договоров подряда, нормируют договоры, чаще всего встречающиеся в практике. Однако классификация этих отдельных видов договоров, приведенная в п. 2 ст. 702 ГК, ориентирована на различные критерии.
В соответствии с легальным определением договора подряда, данным в ст. 702 ГК, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В отличие от иных гражданско-правовых обязательств, обязательства подрядного типа регулируют экономические отношения по оказанию услуг. Иными словами, подряд относится к таким обязательствам, в которых должник обязуется не что-либо дать, а что-либо сделать, т. е. выполнить определенную работу.
По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает заказчику права на нее. Если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика.
Договор подряда в зависимости от задания заказчика и вида работ может выражаться в создании новой вещи либо в восстановлении, улучшении или ином изменении уже существующих вещей с передачей результата выполненных работ заказчику.
В правоприменительной практике часто возникает необходимость разграничить подряд и трудовой договор. Их связь обусловлена тем, что оба договора охватывают правовым регулированием процесс труда. При этом сложившиеся в хозяйственной практике формы организации труда настолько сближают эти две формы правового регулирования отношений в сфере найма труда, что грань между ними становится недостаточно четкой. Особенно это заметно в связи с выполнением гражданами работ по так называемым трудовым соглашениям. Так, по договору подряда удовлетворение интереса заказчика обеспечивается результатом работы подрядчика, по трудовому же договору интерес предпринимателя заключается в выполнении работником определенной трудовой функции, характеризуемой специальностью, квалификацией и должностью. Какой договор лежит в основе трудового соглашения - трудовой или подрядный, можно выяснить, лишь поняв суть различия между этими договорами. И заказчика в договоре подряда, и работодателя в трудовом договоре вынуждает к заключению договора потребность в деятельности какого-либо специалиста, однако способ, форма удовлетворения этой потребности различны. Иными словами, основной акцент в регулировании трудовых отношений делается на регламентацию процесса труда, в то время как в подряде он смещен на регламентацию достижения и передачи результата труда заказчику. Производным является признак подчинения работника правилам внутреннего трудового распорядка либо иного упорядочения его деятельности со стороны работодателя. Подрядчик же, как самостоятельно хозяйствующий субъект, не зависит от заказчика при определении способа выполнения заказа и достижения результата. В то время как по трудовому договору работнику вознаграждение должно быть выплачено, даже если выполненная им работа не привела ни к какому положительному результату, ибо оплате, хотя бы и в минимальном размере, подлежит сам процесс выполнения работы. Кроме того, для подряда характерно то, что подрядчик выполняет работу из собственных материалов, своими силами и средствами, т.е. своим иждивением: рискует не получить вознаграждение за выполненную работу при случайной гибели или повреждении ее результата. И, наконец, все созданные работником по трудовому договору вещи принадлежат его работодателю. Вещи же, созданные по договору подряда, до момента их передачи заказчику принадлежат на праве собственности подрядчику. 2
1.2. Предмет и содержание договора подряда для государственных нужд
Предметом договора подряда является результат выполненной работы. Кроме собственно договора подряда выделяются некоторые специальные виды договора подряда, на которые общие положения о договоре подряда распространяются, если это не противоречит специальным нормам об этом договоре: бытовой подряд, строительный подряд, подряд на производство проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд.
Сторонами в договоре подряда являются заказчик и подрядчик, которыми могут быть организации, наделенные правами юридического лица, а также дееспособные граждане.
Однако сложившаяся хозяйственная практика показывает, что в ряде случаев выполнение функций заказчика довольно обременительно. Целесообразна поэтому деятельность так называемых профессиональных заказчиков, которые по договору с гражданами и организациями принимают на себя выполнение функций заказчика по возведению зданий, сооружений либо выполнению иных работ для третьих лиц. Выступая заказчиками по договору подряда, и граждане, и юридические лица, как правило, заказывают выполнение лишь таких работ, которые необходимы для удовлетворения их собственных запросов и потребностей. Осуществление функций заказчика для третьего лица является разновидностью предпринимательской деятельности, которая должна осуществляться в соответствии с установленными законодательством требованиями, в частности, получением необходимых разрешений (лицензий).
Заниматься подрядными работами имеют право лишь дееспособные граждане, в том числе и в результате эмансипации (ст. 27 ГК РФ). Кроме того, если деятельность гражданина носит не разовый, а постоянный характер, то он должен иметь патент (лицензию) на право осуществления индивидуальной трудовой деятельности.3
Осуществление функций подрядчика юридическим лицом зависит от того, какой правоспособностью данное юридическое лицо наделяется - общей или специальной. В отличие от трудовых отношений, гражданское законодательство не предусматривает возможность осуществления подрядных работ лицом, обладающим частичной дееспособностью. Если юридическое лицо наделено общей правоспособностью, то в принципе оно может заниматься любой хозяйственной деятельностью, а тем самым и выступать в качестве подрядчика, но для занятия многими видами указанной деятельности (например, в области проектных и изыскательских работ) необходимо получение лицензии.
Подрядные работы для государственных нужд - это строительные, проектные, изыскательские работы на основе государственного контракта, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников.
Информация о работе Подрядные работы для государственных нужд